ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1104
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
89
§ 10. Правительство РФ
Правительство РФ — это высший коллегиальный орган, возглав- ляющий единую систему исполнительной власти РФ. Оно является органом государственной власти и осуществляет исполнительную власть Российской Федерации. Правительство осуществляет государ- ственную власть в РФ наряду с Президентом, Федеральный Собранием и судами РФ. Правительство возглавляет единую систему исполнитель- ной власти в РФ. Исполнительная власть работает в системе государ- ственных органов, связанных между собой по вертикали и горизон- тали, что позволяет, руководствуясь законом, оперативно проводить в жизнь принимаемые решения.
Конституция РФ исходит из самостоятельности всех ветвей власти.
Для организации федеральной исполнительной власти характерно сво- еобразное «разделение труда» между Президентом и Правительством.
В руках Президента сосредоточено политическое руководство: опреде- ление основных направлений внутренней и внешней политики, утверж- дение военной доктрины. Самостоятельность и независимость Прави- тельства допустима в тех пределах пока его курс отвечает интересам
Президента, определяемым им направлениям внутренней и внешней политики. При возникновении разногласий между ними о путях и спо- собах достижения целей решающее слово остается за Президентом. Пре- зидент может принять решение об отставке Правительства, отменить тот или иной правительственный акт, издать указ по вопросу, отнесен- ному к ведению федерального Правительства. На практике Президент неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Пра- вительства, в частности об управлении федеральной собственностью и др.
Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении
Правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента РФ (Министерство обороны, МВД, МИД РФ и некоторые другие министерства и ведомства).
От других федеральных органов Правительство отличается прежде всего предметом и сферой деятельности. Правительство занимается не принятием законов, как Федеральное Собрание, а обеспечивает управление экономикой всей страны, осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Свои пол- номочия Правительство реализует, принимая постановления и распо- ряжения по стратегическим и текущим вопросам управления, а также используя право законодательной инициативы. Оно вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.
На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, служб, агентств и других подведомственных ему органов.
90
Правительство РФ состоит из членов Правительства РФ — Председа- теля Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные мини- стры могут замещать должности полномочных представителей Прези- дента РФ в федеральных округах.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранного государ- ства, либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранного госу- дарства, с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума трижды отклоняет кандидатуры, представленные Президентом РФ, президент назначает Председателя Правительства, а Государственную
Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы (ст. 111).
Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Пра- вительства РФ и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налого- вые органы РФ сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера. Такие сведения могут быть опубликованы.
Правительство за свою деятельность несет двойную политическую ответственность: перед Президентом и перед Государственной Думой.
Президент может принять решение об отставке Правительства. Государ- ственная Дума может выразить Правительству недоверие или отказать ему в доверии. Однако эта ответственность ограничена полномочиями
Президента, который может не согласиться с решениями Государствен- ной Думы.
Избрание Государственной Думы нового состава не влечет авто- матического сложения полномочий Правительством старого состава.
Такого требования нет в Конституции.
Правительство Российской Федерации представляет Государствен- ной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой. Отчеты подлежат обязательному официальному опубликованию в «Российской газете» и «Парламентской газете».
Правительство Российской Федерации представляет Государствен- ной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении.
Конституция РФ не устанавливает срока полномочий Правитель- ства, но предполагает формулу «новый Президент — новое Правитель- ство». Следовательно, Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ (6 лет) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом.
91
Конституция предусматривает следующие виды парламентского контроля Государственной Думы за деятельностью Правительства:
а) рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства;
б) парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной
Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти;
в) образование Счетной палаты для осуществления контроля за испол- нением федерального бюджета (финансовый контроль);
г) отчет Правительства об исполнении федерального бюджета;
д) назначение Уполномоченного по правам человека, деятельность которого связывается с контролем за Правительством и др. органами администрации в области соблюдения прав человека.
В свою очередь Правительство воздействует на парламент путем:
— использования права законодательной инициативы, в т.ч. права разработки и представления на утверждение федерального бюджета;
— дачи заключений по законопроектам, предусматривающие рас- ходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
§ 11. Органы государственной власти в субъектах РФ
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации законода- тельных (представительных) и исполнительных органов государствен- ной власти субъектов РФ».
Систему органов государственной власти субъекта РФ составляют:
— законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ;
— высший исполнительный орган государственной власти субъ- екта РФ;
— иные органы государственной власти субъекта РФ, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ;
— высшее должностное лицо субъекта РФ.
Законодательный (представительный) орган государственной вла- сти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и един- ственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименова- ние законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией
(уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.
В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Структура исполнительных органов государствен-
92
ной власти субъекта РФ определяется высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа госу- дарственной власти субъекта РФ) в соответствии с конституцией (уста- вом) субъекта РФ. Например, правительства, администрации.
Высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) это собирательный термин. В настоящее время это может быть Глава республики, мэр (в Москве), губернатор (в Московской области, Санкт-
Петербурге), глава администрации. Наименование должности выс- шего должностного лица субъекта РФ устанавливается конституцией
(уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. При этом наименование указанной должности не может содержать слов и словосочетаний, составляющих наименование должности главы государства — Президента РФ (п. 6 ст. 18).
Высшее должностное лицо субъекта РФ может либо избираться гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого изби- рательного права при тайном голосовании либо избираться депута- тами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ (п. 3 ст. 18, п. 3.2 ст. 18) на срок не более пяти лет и не может замещать указанную должность более двух сроков подряд.
Высшее должностное лицо субъекта РФ на основании и во исполне- ние Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Прези- дента, постановлений Правительства, конституции (устава) и законов субъекта издает указы (постановления) и распоряжения, обязательные к исполнению в субъекте.
§ 12. Правовые основы местного самоуправления
В Конституции РФ (ст. 3) говорится, что народ осуществляет свою власть — (а) непосредственно; (б) через органы государственной власти; (в) через органы местного самоуправления. Следовательно, местное самоуправление — это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Таким образом, местное самоуправление и государственная власть — это формы единой власти народа (публич- ной власти) в государстве. Более конкретно местное самоуправле-
ние — это форма осуществления народом своей власти, обеспечива-
ющая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными
законами и законодательством субъектов РФ, самостоятельное и под
свою ответственность решение населением непосредственно и (или)
через органы местного самоуправления вопросов местного значения
исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных
традиций. Сутью местного самоуправления является самостоятельное
93
решение населением вопросов местного значения. Никто и никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления. Перечень вопросов местного значения опре- деляется федеральными законами, законами и другими нормативными актами субъектов РФ.
Нормативное определение местного самоуправления (ст. 1 Федераль- ного закона «Об общих принципах организации местного самоуправле- ния в РФ») дано не через «деятельность населения», а через «форму осу- ществления народом своей власти», так как в Конституции РФ местное самоуправление признано одной из форм народовластия.
Органы местного самоуправления не входят в систему органов госу- дарственной власти.
В соответствии с законодательством к предметам ведения органов местного самоуправления относятся:
— управление муниципальной собственностью;
— формирование, утверждение и исполнение местного бюджета;
— установление местных налогов и сборов;
— осуществление охраны общественного порядка;
— управление муниципальным жилищным фондом, муниципаль- ными дорогами;
— местные системы энерго-, водо- и теплоснабжения;
— благоустройство и санитарное благополучие;
— муниципальный транспорт;
— коммунальное хозяйство;
— и некоторые др.
Конституция РФ не «привязывает» жестко территориальную орга- низацию местного самоуправления к административно-территори- альному устройству субъектов РФ, хотя и не исключает возможности организации местного самоуправления в соответствующих админи- стративно-территориальных единицах. Вопрос этот решается с учетом исторических и иных местных традиций.
«Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций» (п. 1 ст. 131). Таким образом, в Конституции опре- делен «поселенческий принцип» организации местного самоуправ- ления то есть, признаны отдельные населенные пункты (городские и сельские поселения) в качестве территориальной основы местного самоуправления. В ней также говорится и о «территориальном прин- ципе» организации местного самоуправления, то есть местное самоу- правление осуществляется не только в границах отдельных поселений, но и на других территориях, например, в сельском округе (волость, тер- ритория сельсовета), который объединяет несколько сельских населен- ных пунктов, и в районе, объединяющего в своих границах городские и сельские поселения.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусматривает необходимость создания сле-