ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 1084
Скачиваний: 34
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
40
части. «Наука гражданского права», «труды по торговому праву», «про- фессор уголовного права» — в этих и им подобных словосочетаниях слово «право» обозначает определенную область правоведения или юриспруденции — юридической науки. Предметом научного изучения российского правоведения традиционно являются в первую очередь
законодательные нормы, да и то лишь в рамках известных пределов и схем — традиций, сложившихся в ходе изучения иностранного права различных времен и народов, чаще всего римского, европейского кон- тинентального и англосаксонского права. Гораздо реже предметом изучения отечественных юристов становятся правовые нормы, содер- жащиеся в иных источниках, право в его историческом, перспективном и сравнительном аспектах, права в смысле субъективном, обществен- ные отношения, регулируемые правом, социальный и психологический механизмы правового регулирования.
Наконец, еще о праве говорят как об учебной дисциплине, изучаю-
щей какую-то из областей юридической науки. Когда мы говорим «учеб- ник гражданского права», «лекция по семейному праву», «отлично» по предпринимательскому праву», «конспект торгового права» и т.п. мы как раз и имеем в виду указать на право в смысле той или другой учебной дисциплины. Предметом права в этом значении является юри-
спруденция, т.е. право как наука (правоведение). Содержание юриди- ческой учебной дисциплины — совокупности человеческих знаний, являющихся предметом изучения и преподавания — всецело предо- пределяется содержанием научных знаний о праве и практике его при- менения, т.е. состоянием правоведения.
Изучение права на юридическом факультете университета или в юридическом институте — высшее юридическое образование — имеет целью подготовку такого специалиста, который был бы способен по оставлении студенческой скамьи заняться любым видом юридиче- ской деятельности. По этой причине центром тяжести высшего юри- дического образования должно быть сообщение студенту знаний о (1)
системообразующих юридических понятиях — правовых категориях и (2) юридическом методе, а также (3) привитие навыков пользования
таким методом (навыков постановки и решения правовых задач).
Без этих знаний и навыков невозможны ни практический, ни научный юридический труд.
§ 2. Система права
В словосочетании «система права» слово «право» употребляется в первом значении — в объективном смысле. Вопрос о системе права традиционно считается вопросом о системе правовых норм; последние рассматриваются в качестве элементарных, минимальных «клеточек» или «кирпичиков» — элементов системы права. Правовые нормы — пресловутые «клеточки» и «кирпичики», — в дальнейшем складываются
41
в более или менее сложные правовые образования. Необходимость в них объясняется тем, что в современной жизни почти не встречается таких общественных отношений, которые можно было бы в достаточ- ной степени урегулировать только одной правовой нормой. Практи- чески все современные общественные отношения — продукт много- численных и непростых социальных процессов, требующих для своего урегулирования создания и применения многих и многих, порою, весьма разнородных правовых норм.
Так, правовые нормы, регулирующие известное общественное отно- шение — отношение известного вида или типа — с различных его сто- рон дают сложные правовые образования первого (низшего) уровня —
правовые институты. Сложными правовыми образованиями второго
(более высокого) уровня являются отрасли права — совокупности правовых норм, регулирующих предметно однородные общественные отношения единым методом воздействия. В зависимости от сложно- сти регулируемых правом общественных отношений и тщательности
(глубины) их правового регулирования, в некоторых случаях целесо- образным является выделение образований, промежуточных между институтами и отраслями — подотраслей права. Наиболее глобаль- ным, макро-разделением системы права, является его распределение слагающих его норм на нормы права частного и права публичного.
Это распределение в литературе обыкновенно именуется основным
разделением или дуализмом права.
Критерий разграничения права на публичное и частное до сих пор не выяснен. Известны следующие взгляды по этому вопросу: (1) мате-
риальная или теория интереса (право публичное охраняет интерес общества, а частное — отдельных лиц); (2) формальная или процессу-
альная (защита прав публичных инициируется государством, а част- ных — частными лицами); (3) предметная теория (частное право регу- лирует имущественные, а публичное — неимущественные отношения);
(4) субъектная теория (право частное регулирует отношения частных лиц, взятых «сами по себе», а публичное — частных лиц как участников социальных объединений); (5) предметно-субъектная теория (право публичное — правовая форма отношений субординации, а частное — координации); (6) теория метода правового регулирования (право публичное — право велений и запретов, а частное — право диспо- зитивных начал); (7) объектная теория (частное право представляет собой форму поделения благ для индивидуального пользования ими, а публичное — форму приспособления благ к пользованию общему);
(8) телеологическая теория (та же теория интереса, но приложенная не к нормам права, а к субъективным правам) и (9) субъектно-теле-
ологическая теория (возможности, предоставляемые для достижения целей, предустановленных извне, суть права публичные, а приобретае- мые для достижения целей, определяемых самим их субъектом — част- ные).
42
Представляется, что вопрос большего или меньшего успеха в деле поиска критерия основного разделения права гораздо менее важен, чем самая постановка такого вопроса. Идея разделения права на публич- ное и частное позволяет не только ясно увидеть главную задачу всякого правового регулирования — сплачивая общество не подавить лично- сти, но в то же время культивируя личность, не развалить общества — но и разделить все регулируемые правом общественные отношения на два типа: (1) публичные и (2) частные. Надлежащее содержание отношений первого типа (публичных) предопределено «сверху» госу-
дарством исходя из одному ему известных соображений; вторых (част- ных) — определяется самими участниками этих отношений исходя
из своих собственных потребностей и интересов. Первые «закрыты» для
«творчества» частных лиц; вторые — для вмешательства «обществен- ности». Нормы права и поведенческие возможности, обслуживающие отношения первого типа, называются публичными; второго — част-
ными. Можно сказать, что частное право есть формальная сторона
общественного спроса, а публичное — форма государственного ответа
на этот спрос (социального предложения).
Все отрасли права распределяются (по своему предмету) на отрасли права материального и процессуального; при этом отрасли материаль- ного права распадаются (по своим функциям) на отрасли права регу-
лятивного и охранительного. Представление о системе современного российского права получается наиболее наглядным, если сперва рас- смотреть все отрасли материального права (публичного и частного), а в завершение — отрасли права процессуального (которые относятся только к публичному праву).
В систему российского материального права обыкновенно вклю- чают следующие отрасли права публичного и регулятивного:
1)
конституционное право, распадающееся на:
— право государственное, нормы которого устанавливают основы государственного (организованного территориального, политиче- ского и социально-экономического) устройства российского общества, определяют типы государственных образований, функционирующих на территории России, ставит им цели и задачи, закрепляет принципы их организации и деятельности, систему и основные полномочия орга- нов законодательной, исполнительной и судебной власти, высших должностных лиц Российской Федерации и ее субъектов, порядок их избрания, назначения и смещения, а также регулирует исполнение воз- ложенных на них функций в области внешней и внутренней политики;
— право муниципальное, нормы которого делают примерно все то же самое, что и нормы права государственного, только примени- тельно не к государственному, а к муниципальному (т. е. организован- ному, территориальному, социально-экономическому, но не политиче- скому) устройству общества.
2)
административное право, регулирующее общественные отно- шения, складывающиеся в процессе отправления государственной
43
и муниципальной службы — исполнения государственными и муни- ципальными органами и должностными лицами возложенных на них неполитических функций и реализации ими контрольных, надзорных и распорядительных полномочий, их взаимодействия друг с другом, а также с частными лицами — гражданами и организациями;
3)
финансовое право, регулирующее основы государственного денежного хозяйства и распадающееся на:
— право денежно-кредитное, устанавливающее денежную единицу
Российской Федерации, регулирующее эмиссию наличных денег на ее территории, основы организации наличного и безналичного денеж- ного обращения, определяющее основы деятельности Центрального
Банка Российской Федерации (Банка России), существо, методы и поря- док проведения в жизнь государственной денежной, валютной и кре- дитной политики;
— право бюджетное, регулирующее порядок составления, утверж- дения и исполнения государственного бюджета, определяющее пра- вовое положение Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, систему органов и должностных лиц, ответственных за формирование и исполнение бюджета, их полномо- чия, порядок и методы деятельности;
— право налоговое, определяющее основы государственной налого- вой системы и политики, устанавливающее виды, основания и поря- док уплаты (взимания) налогов в бюджеты различных уровней, систему и полномочия налоговых органов и их должностных лиц, состав, права и обязанности налогоплательщиков.
4)
право социального обеспечения, устанавливающего систему государственных, общественных и частных гарантий социального бла- гополучия граждан, в т. ч. в процессе получения ими общего и про- фессионального образования, исполнения ими служебных и трудовых функций, в сфере здравоохранения и пенсионного обеспечения;
5)
экологическое и земельное (природно-ресурсное) право — совокупность правовых норм, определяющих административные усло- вия возникновения и развития общественных отношений в сфере, затрагивающей состояние окружающей природной среды и связан- ной с эксплуатацией земельных и иных природных ресурсов, — участ- ков недр, лесного и водного фонда, растительного и животного мира, атмосферного воздуха;
6)
международное публичное право, определяющее основы и закрепляющее результаты сотрудничества Российской Федерации с себе подобными субъектами международных отношений (другими государствами, их союзами, международными организациями и надна- циональными объединениями) в гуманитарной, экономической и воен- ной сфере, в сфере поддержания и защиты международного публичного порядка, участия Российской Федерации в союзах государств, междуна- родных организациях и наднациональных образованиях.
44
К числу материальных отраслей публичного права охранитель-
ного назначения относятся:
7)
уголовное право, — право, регулирующее общественные отно- шения, возникающие в связи с назначением наказаний за совершен- ные преступления — наиболее тяжкие общественно-опасные деяния, посягающие на основы государственного и социально-экономического устройства российского общества, основополагающие права и свободы личности;
8)
право административной ответственности, т.е. совокупность правовых норм, устанавливающих ответственность за административ- ные правонарушения — деяния, не столь тяжкие, как преступления, но тем не менее общественно-опасные и посягающие, главным обра- зом, на основные начала осуществления экономической деятельности и порядок управления.
Система российского частного права складывается из следующих отраслей права материального и регулятивного — права:
9)
гражданского — т.е. права, определяющего положение частных лиц, правовой режим материальных и нематериальных благ, и регла- ментирующего (как правило, диспозитивным методом) имущественные и неимущественные общественные отношения, основанные на прин- ципах юридического равенства, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников — отношения частных лиц, или част- ные отношения;
10)
семейного — т.е. права, определяющего условия и порядок всту- пления в брак и прекращения брака, регулирующего статус супругов, родителей, детей и иных членов семьи в сфере складывающихся между ними имущественных и личных отношений;
11)
жилищного — т.е. права, определяющего формы, условия и порядок удовлетворения жилищных потребностей граждан, осущест- вления приватизации и деприватизации жилых помещений, основы взаимодействия граждан в сфере жилищных отношений с себе подоб- ными (частными лицами), с органами государственной власти и мест- ного самоуправления;
12)
трудового — т.е. права, определяющего статус гражданина как работника (его способности, права и обязанности в области осу- ществления права на труд, порядок и условия поступления на работу, содержание трудового договора, гарантии в сфере обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы, определенного времени для отдыха, безопасных условий труда и пр.);
13)
потребительского — т.е. права, определяющего особенности правового положения гражданина как потребителя в его взаимоот- ношениях с коммерческими организациями, реализующими товары, выполняющими работы и оказывающими услуги неопределенному кругу лиц;
14)
коммерческого или торгового — т.е. права, которое опреде- ляет особенности правового положения коммерсантов — лиц, профес-