Файл: Предмет и задачи патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 322

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В работах гештальт психологов В. Кёлера, М. Вертхаймера, К. Дункера мышление - внезапное, неподготовленное прежним опытом и знаниями "понимание" ситуации. Деятельность мышления заключается в переструктурировании отдельных частей ("конфигурация") проблемной ситуации, образовании нового "целого", нового "гештальта". Отдельные элементы проблемной ситуации воспринимаются в новых отношениях, в зависимости от нового "гештальта". Само же переструктурирование происходит благодаря внезапному схватыванию — "инсайту". Для представителей гештальтпсихологии не существовало объекта вне сознания.

Одно из основных положений советских психологов о мышлении (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн): мышление - процесс овладения системой общественно-исторически выработанных операций и знаний.

Процесс познания выражается не только в переходе от чувственного познания к рациональному, но и в его возвращении к практике.

Л. С. Выготский неоднократно высказывал мысль, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом, что действие, сначала разделенное между двумя людьми, становится способом собственного поведения человека.

Положение о том, что психическая деятельность формируется из внешней, наиболее последовательно развито А. Н. Леонтьевым и П. Я. Гальпериным. В работах П. Я. Гальперина процесс усвоения начинается с конкретного действия с предметами. После операция производится во внешней речи, а потом "про себя", "в уме", приобретает более обобщенный характер. Происходит специфическое сокращение процесса, его автоматизация и переход в динамический стереотип. А. В. Запорожец проводит эту точку зрения на основании экспериментального изучения формирования произвольных движений у ребенка. Подобное понимание имеет место также у ряда прогрессивных психологов за рубежом (Ж. Пиаже, А. Валлон).

Такие положения в советской психологии опираются на учение И. М. Сеченова и И. П. Павлова о рефлекторной природе психики. В "Элементах мысли" И. М. Сеченов говорит начале мыли в образовании представлений о предмете и непосредственном переходе в "внечувственную область": "Переход мысли из опытной области во внечувственную совершается путем продолженного анализа, продолженного синтеза и продолженного обобщения. В этом смысле она составляет естественное продолжение предшествующей фазы развития, не отличающегося он неё по приемам, а следовательно, и процессами мышления". Согласно И. П. Павлову, в основе мышления лежит условно-рефлекторная деятельность, формирующаяся в индивидуальном опыте.


Открытие рефлекторной основы психических актов обнаружило их процессуальную структуру, обладание некоторой изменчивой динамикой.

Виды патологии мышления: 1) нарушение операционной стороны мышления, 2) нарушение динамики мышления, 3) нарушение личностного компонента мышления. При этом особенности мышления каждого отдельного больного далеко не всегда могут быть квалифицированы в пределах одного вида нарушений мышления.

Нарушение операциональной стороны мышления

Мышление - обобщенное и опосредованное отражение действительности, выступает усвоением и использованием знаний. Усвоение – процесс синтезирования, обобщения и отвлечения, применение новых интеллектуальных операций.

По Рубинштейну, обобщение - следствие анализа, вскрывающего существенные связи между явлениями и объектами. Нарушения операциональной стороны мышления у больных заболеваниями мозга могут быть сведены к снижению уровня обобщения и искажению процесса обобщения.

Снижениеуровняобобщения

Снижение уровня обобщения - доминирование непосредственных представлений о предметах и явлениях в суждениях больных; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При ярко выраженном снижении уровня обобщения больным недоступна задача на классификацию. Иногда испытуемые демонстрируют конкретно-ситуационные сочетания: объединяют предметы как элементы какого-нибудь сюжета. Возможность оперирования обобщенными признаками характеризует мышление как деятельность аналитико- синтетическую.

В основном подобное демонстрируют олигофрены (95%), больные с рано начавшимися эпилептическими процессами (86%) и больные, перенесшие тяжелые формы энцефалита (70%). Психотической симптоматики (бреда, галлюцинаций, расстройств сознания) не отмечается; преобладали данные об их общем интеллектуальном снижении. В больничной обстановке они легко подчиняются режиму, принимают участие в трудотерапии, помогают персоналу; однако часто вступают в конфликты с окружающими, не понимают шуток, вступают в споры с другими слабоумными больными.

Иногда предметы "сортируются" таким образом, что объединенными оказываются лишь ближайшие два предмета. Например, к столу присоединяется диван ("у стола надо сидеть"); к дивану прикладывается книга ("на диване хорошо читать"), тетрадь ("может, написать нужно что- нибудь"), карандаш ("пишут карандашом или ручкой, здесь ее нет"). Сама задача классификации больными не принимается.



При более выраженной степени интеллектуального снижения больные не могут понять самого смысла предлагаемой задачи. Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании. Особенно четко выступает такое непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор.

Затруднения в понимании переносного смысла предложений зависят не только от измененного значения слов, но и от других факторов (неадекватного отношения больного к поставленной перед ним задаче, измененной динамики мышления и т.д.).

Данные ассоциативного эксперимента (больной Д.)

* Инструкция: "Отвечайте не тем словом, которым ответили раньше".

Э. Сеген указал: интеллект умственно отсталого ребенка (в терминологии Э. Сегена — идиота) "возбуждается только какой- либо одною особенностью явления, имеющего целую массу особенностей". Взаимодействуя с такими конкретными явлениями, умственно отсталый "не только ограничивает число их возможного минимума, но даже в сфере этого ограниченного круга он не имеет полного постоянного представления".

В 30-х гг. Л. С. Выготский и Ж. И. Шиф обнаружили: умственно отсталый ребенок, усваивающий наглядные системы связей, не систематизирует свой опыт на основе обобщения и отвлечения. По И. М. Соловьеву- Элпидинскому, вместо обобщения у умственно отсталых детей происходит приравнивание старого знания и элементов нового задания. Исследования умственно отсталых детей в Институте дефектологии АПН РСФСР А. Р. Лурия и его сотрудниками выявили нарушение корковой нейродинамики.

Использовав двигательную речевую методику, А. И. Мещеряков выяснил: у умственно отсталого ребенка выработанные связки недостаточно опосредованы речью, поэтому ломкие и неустойчивые. Согласно О. К. Тихомирову, у умственно отсталых детей связи словесной системы недостаточно регулируют их поведение.

Искажение процесса обобщения

Нарушение процесса мышления (искажение процесса обобщения) – антипод вышеописанного.

У людей с искажениями процесса обобщения "отлет" от конкретных связей выражен в чрезвычайно утрированной форме. Больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Так, выполняя задание на классификацию предметов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Например, больной М. объединяет вилку, стол и лопату по принципу "твердости"; гриб, лошадь и карандаш он относит в одну группу по "принципу связи органического с неорганическим".


Подобные больные живут в мире своих бредовых переживаний, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным, обыденным явлениям подходить с "теоретических позиций". В беседе они способны затронуть вопросы общего характера, но часто не в состоянии ответить просто на конкретный вопрос. Речь больных носит вычурный характер.

Симптом выхолощенного резонерства особенно отчетливо выступает при выполнении заданий, требующих словесных формулировок, например при определении и сравнении понятий

Примеры определения понятий больными с искажением процесса обобщения

Еще резче этот симптом проявляется в опыте на объяснение пословиц. Больной Э. определяет смысл "Не все то золото, что блестит" так: "Все же надо сказать, что блестит. Эта пословица отдельная, вернее сказать, она скоро изживет себя. Здесь происходит обесценивание золота как металла, это с точки зрения философской. Сущность не в золоте. Возможно, что другой металл, не столь презренный, как золото, блестит и приносит больше пользы человеку. Луч света, падая на стекло, блестит, это тоже может принести пользу... Ну, там всякие радиолучи... Ну, а в общем; не надо смотреть на человека и на его дела с чисто внешней стороны".

Несмотря на то что больному доступна операция переноса, его высказывания лишь частично касаются определения метафорического смысла. В основном же больной резонерствует по поводу обсуждаемого предмета, в данном случае по поводу "ценности" золота, по поводу социально-этической проблемы, связанной с золотом ("золото– презренный металл" и т.д.).

Подобные резонерские высказывания обусловлены, очевидно, разными причинами:

1 слово выступает для больного в различных значениях; отбора смысла, адекватного для данной конкретной ситуации, не происходит

2 сама задача, поставленная перед больным (в данном случае — отнесение фраз к пословицам), не направляет его мысли, он исходит из более общих "принципов".

И. П. Павлов отмечал: пользование речью таит возможность отрыва от действительности, ухода в бесплодную фантазию, если за словом не стоят "ближайшие" проводники действительности. Логика течения мыслей должна контролироваться практикой. Возможно, этим объясняется то, что у подобных больных речь не облегчает выполнение задания, а затрудняет его; произносимые больными слова вызывают новые, часто случайные ассоциации, которые больными не оттормаживаются. Выполнив в реальном действии задание правильно, больные нелепо рассуждают по поводу него. Это проявляется в эксперименте на отнесение фраз к пословицам и метафорам; больные часто выбирают адекватную фразу, но при этом совершенно бессмысленно объясняют свой выбор и после объяснения аннулируют свое правильное выполнение.


Выготский о нарушении мышления у больных шизофренией: наблюдается распад функции образования понятий — последние снижаются до уровня комплексов, т.е. конкретных смыслообразований, и что в основе этого лежит изменение значения слов.

По Выготскому, у весьма ограниченной части больных шизофренией значения слов изменяются, снижаются понятия до уровня комплексов (обобщений явлений на основании конкретных связей, представлений). Обычно нарушается процесс обобщения потому, что в мышлении доминируют связи, неадекватные конкретным отношениям. Конкретные суждения означают сближение, сгущение отдельных случайных сторон предметов и явлений, что обозначается искажением процесса обобщения.

Проявление некоторых видов нарушений

мышления в различных вариантах методик

Нарушение личностного компонента мышления

Нарушения мышления, обусловленные нарушениями личности: разноплановость мышления, нарушение критичности и саморегуляции.

Мышление - сложная саморегулирующая форма деятельности, определяется целью, поставленной задачей. Его существенный этап - сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Для выполнения этого мысль должна быть активной, направленной на объективную реальность.

Мышление - регулятор действий, но не источник, не движущая сила поведения. Источник человеческого действия – осознанные потребности, возникшие в результате общественно-трудовой деятельности (жизненные цели и задачи). Характеристики мышления, регулирующего поведение: целенаправленность, критичность, личностная мотивированность.

Связь нарушения мышления с изменением мотивационной сферы наблюдается при разных формах душевных болезней. Уже при анализе того вида патологии мышления, который мы называли "искажением уровня обобщения", можно по существу говорить о нарушении мотивационного компонента мышления.

Повышенная облегченная актуализация формальных ассоциаций, неадекватных сближений: ложка могла объединена с автомобилем "по принципу движения", шкаф объединялся с кастрюлей, потому что у "обоих есть отверстия". Нередко предметы объединяются на основании их окраски, расположения в пространстве или стиля рисунка. Случайные, маловероятные связи актуализируются у больных с такой же частотой, как и упроченные.