Файл: Предмет и задачи патопсихологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 260

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Социальные и биологические механизмы нерядоположенны и не противостоят друг другу. При нарушениях личности, при невротических состояниях происходит переплетение факторов, механизмы появления одного и того же психопатологического синдрома неоднозначны.

Нарушение личности является сложнейшим пластом, где переплетаются измененные или пораженные патологические мотивы, нарушения целеполагания, меняется эмоциональное отношение к миру, к другим людям и себе, где выступают компенсаторные, адекватные и неадекватные механизмы, меры защиты, осознаваемые и неосознаваемые.

ПУТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Первое принципиальное положение:

Практика медицины оказалась плодотворной при разрешении многих вопросов психологии личности. Однако, при их исследовании возникает ряд проблем:

1. Проблема соотношения биологического и социального в развитии психики человека.

2. Проблема приобретенного и врожденного в формировании личности.

3. Проблема индивидуальных свойств личности.

4. Проблема условий порождения аномальных мотивов и потребностей и многие другие.

Второе принципиальное положение:

Речь пойдет о принципах построения личностных методик. Часто забывается, что за любым методом всегда стоит его автор со своим мировоззрением и точкой зрения. Поэтому методологически необоснованно, когда пытаются с помощью какого-нибудь одного метода, за которым часто стоит чуждая нам методология, разрешать вопросы психологии личности.

Поиски некоего метода, с помощью которого можно узнать всю личность за раз, разрешить ее сложнейшие жизненные задачи и конфликты привели к тому, что методики стали жить как бы своей самостоятельной жизнью.

При изучении изменений личности данные, полученные с помощью методик, следует анализировать в связи с исследованием жизни человека. Именно знание прошлого жизненного пути, прошлых забот и ценностей больного часто определяет выбор методических приемов для исследования его личностных особенностей.

Сампатопсихологическийэксперимент, направленныйнарешениепрактическихзадач, являетсясовместнойработой.

Исследования частных вопросов нарушений личности всегда должны проводиться в соотношении с реальной динамикой жизни данной личности.

Методологические основы патопсихологического эксперимента, направленного на исследование личности заключаются в том, что эксперимент позволяет формировать особую форму деятельности, в которую включены главнейшие индикаторы деятельности (системного) подхода к личности: мотивированность действий, их целенаправленность, возможность контроля, регуляция, критичность. Патопсихологический эксперимент направлен на анализ индивидуальной личности, а не на выделение отдельных черт.


Экспериментально-психологические исследования патологии деятельности и личности могут идти в разных направлениях.

В настоящее время намечаются два направления: использование опросников, анкет и экспериментальный путь исследования. Одним из путей исследования патологии личности является наблюдение над общим поведением больного во время эксперимента.

При исследовании и изучении личности важно не только применять конкретные схемы и методы, но и просто наблюдать за больным в ходе выполнения им рутинных действий. Наблюдения за поведением испытуемого во время эксперимента дают также возможность судить о критичности больного, о степени его самоконтроля.

Другой методический путь исследования изменений личности — это путь опосредованного выявления изменений личности с помощью эксперимента, направленного на исследование познавательных процессов.

Анализ "стратегии" любого познавательного процесса будет неполным, если не будет учтена личностная направленность субъекта.

Путь опосредованного изучения личности не ограничен. Принципиально любая экспериментальная методика может оказаться пригодной для этого.

Любая экспериментальная ситуация вызывает отношение испытуемого, однако существуют методические приемы, представляющие собой непосредственно модели жизненных ситуаций, обостренно вызывающих отношение испытуемого. К ним следует отнести систему методов Курта Левина. В учении Левина о потребностях поставлен вопрос о связи между потребностью и предметом. Он показал, что человек всегда существует в определенной конкретной ситуации. Поэтому каждая вещь окружающего "поля" приобретает либо положительную, либо отрицательную валентность в отношении поведения, деятельности человека. Поэтому любое экспериментально-психологическое исследование требует анализа взаимодействия человека и окружающей ситуации. Система экспериментальных приемов К. Левина позволяет раскрыть структуру личностных образований и особенностей. Эти приемы экспериментально вскрыли некоторые реальные слои человеческой личности и тем самым дали возможность осмыслить полученные данные с позиций современной советской психологии.

Наиболее часто применяемые методики, к которым относятся различные варианты исследования «уровня притязаний»:

Исследования Ф. Хоппе показали, что, как правило, качество выполнения задания влияет на выбор следующего задания. После успешных решений уровень притязания повышается, испытуемый обращается к более сложным заданиям; после неуспеха уровень притязаний медленно понижается.



Законы динамики уровня притязания, которые установил Ф. Хоппе, были проверены в исследовании М. Юкнат. Однако, вместо одной поставленной перед больным задачи, предлагалась целая серия: Первая серия гарантировала успех; Во второй серии — "серия неуспеха".

М. Юкнат исследовала две группы испытуемых, которые начинали с разных серий. Испытуемые, начинавшие с первой серии, во второй серии обнаружили более высокие притязания и, наоборот. М. Юкнат показала, что формирование уровня притязаний связано с предыдущим опытом, оно имеет свою динамику.

В названных исследованиях не ставился вопрос о зависимости уровня притязаний от самооценки испытуемых. В исследованиях советских ученых была попытка установить эту взаимосвязь. Е. А. Серебрякова исследовала роль успешности выполняемой деятельности в формировании самооценки и уверенности в себе. В результате своего исследования она установила несколько видов самооценки: 1) устойчивую адекватную самооценку, 2) неадекватную пониженную самооценку, 3) неадекватную повышенную самооценку, 4) неустойчивую самооценку. В этом же исследовании Е. А. Серебрякова обнаружила у различных групп школьников проявление различного типа аффективных реакций на успех и неуспех: по мере формирования самооценки последняя начинает влиять на поведение школьника и определяет его реакцию на оценку взрослых. В результате испытуемые разделялись на 4 группы:

  1. учащиеся с адекватной реакцией на успех и неуспех, 2) учащиеся с неадекватной реакцией на неуспех, 3) учащиеся с неадекватной реакцией на успех, 4) учащиеся, уходящие от трудностей.

Работами Р. И. Меерович и К. М. Кондратской с помощью этой методики было выявлено формирование уровня притязаний у детей-истериков.

Совершенно иные результаты были получены Б. И. Бежанишвили, при исследовании этой методикой больных шизофренией.

В исследованиях А. Б. Холмогоровой изучались особенности уровня притязаний у больных шизофренией в зависимости от ведущего синдрома заболевания. Автором была произведена модификация методики уровня притязаний, позволяющая эксплицировать возникающую у испытуемых перспективную цель, выявить ее характеристики и проанализировать влияние на динамику уровня притязаний.

В группе больных с неврозоподобным синдромом преобладала негативная симптоматика. У этих больных перспективная цель носит статичный, не ориентированный на будущее характер

При психопатоподобном синдроме происходит снижение ориентации на уровень достижений. Перспективная цель строится без учета реальных достижений и их динамики и носит неадекватный характер


При параноидном синдроме у многих больных также снижается ориентация на уровень достижений, а в самом плане не учитывается "социальная норма" и динамика достижений.

Как показали исследования А. Б. Холмогоровой и Н. С. Курека, наиболее адекватным для изучения уровня притязаний при шизофрении является методический прием, где в качестве экспериментального материала используются лабиринты одинаковой сложности, а в качестве уровня притязаний выступает время, которое испытуемый предполагает затратить на каждое следующее задание.

При исследовании "уровня притязаний" психопатов уровень притязаний очень быстро формировался и, как правило, был завышен. Однако он отличался хрупкостью, неустойчивостью.

У больных психопатией неустойчивый уровень притязаний сочетается с большой истощаемостью к концу эксперимента.

Данные Б. И. Бежанишвили перекликаются с работами Р. И. Меерович и К. М. Кондратской, исследовавших уровень притязаний у детей-истериков. В этой работе ставился вопрос о соотношении уровня притязаний и характера деятельности. Исследователи применили методику Ф. Хоппе, причем детям предлагалось решать задачи в экспериментальной ситуации и в игровой ситуации.

Исходя из полученных данных авторы, в зависимости от того как проявили себя в эксперименте испытуемые, делят их всех на три основные группы: группа А (характерен изначально низкий уровень притязаний, резкое повышение его при успехе, часто неадекватный выбор очередной задачи, стремление к скорому прекращению действий при неуспехе, особенно в глазах окружающих), группа В (дети характеризуются более длительной работой над задачами при наличии той же конфликтной ситуации. Испытуемые более осторожно и плавно повышают свои притязания, но этот подъем также не вызван успехом. Эти испытуемые еще менее устойчивы и целенаправленны, более аффективны) и группа С (большая устойчивость и целеустремленность, большая подвижность уровня притязаний).

Несмотря на различия, у всех исследованных детей-истериков имеются общие черты: завышенный уровень притязаний, наличие которого обусловливает наличие конфликтов в деятельности и делает поведение истериков неадекватным окружению.

Н. К. Калита в своей работе пришла к выводу о необходимости найти более объективные градации сложности заданий. Модификация методики позволила Н. К. Калите выявить следующее:

1. Формирование уровня притязаний зависит не только от оценки экспериментатора, но и от отношения испытуемого к экспериментатору и эксперименту в целом.


2. Уровень притязаний не образуется в тех случаях, когда у испытуемого формируется "деловое" отношение к эксперименту, когда мотивом для него становится стремление познакомиться с задачами.

Для того чтобы эксперимент мог выявить уровень притязаний человека, он должен быть так смоделирован, чтобы мог вызвать не только направленность на содержание задачи, но и способствовал формированию отношения к экспериментальной ситуации и к экспериментатору.

Вместе с тем уже в исследовании Н. К. Калиты была обнаружена связь уровня притязаний с самооценкой.

Е. И. Савонько [168] было показано, что в зависимости от возраста можно выявить разное соотношение между ориентацией на оценку и на самооценку - с возрастом самооценка приобретает все большее значение как регулятор поведения. Наибольший сдвиг от оценки к самооценке происходит в подростковом возрасте.

Формирование самооценки еще не означает, что ее наличие всегда вызывает адекватную деятельность. Решение этого вопроса зависит от того, является ли сама самооценка адекватной или неадекватной.

В экспериментах Викуловой обнаружилось, что у детей-олигофренов:

• уровень притязаний вырабатывается либо очень замедленно, либо вовсе не вырабатывается.

• выбор задач характеризуется бездумностью

• равнодушное отношение к успеху и неуспеху в работе.

• повышена чувствительность к оценке экспериментатора (особенно отрицательной)

Стеркина выяснила, что уровень притязаний вырабатывался у детей-олигофренов при выполнении практической деятельности и не формировался при выполнении учебной, и сочла возможным объяснить это явление тем, какую степень важности, какое место занимают оба вида деятельности у исследуемых детей:

• учебная деятельность занимает в структуре личности детей-олигофренов иное место, чем у их здоровых сверстников. Деятельность приобретает для него характер "пресыщенной".

• практическая же деятельность более доступна детям-олигофренам и не является для них деятельностью пресыщенной.

Рубинштейн использует для выявления самооценки методику, основанную на методике Дембо (используется для выявления «представлений о счастье»). При психических заболеваниях нередко наблюдается некритичное отношение к своей болезни и способностям, вследствие чего самооценка больных является либо слишком завышенной, либо слишком заниженной.

Методика "исследования психического пресыщения" Карстен и Соловьева-Элпидинского разработана для изучения возможности сохранения и восстановления мотивации к выполнению задания.