Файл: Общая неврология движения. Центральный паралич. Синдромы двигательных расстройств.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Довольно часто зрительная агнозия сопровождается потерей способности к чтению. Слуховые агнозии развиваются в результате поражения коры в области извилины Гешля. Они характеризуются нарушением узнавания звуков, которые являются раннее знакомыми. Иногда больной не может определить направление звука, его частоту. Сенситивные агнозии характеризуются расстройством узнавания тактильных, болевых, температурных и проприоцептивных образов. Такая патология характерна для поражения теменной области. К сенситивным агнозиям относят астереогноз и расстройство схемы тела. Разновидностью сенситивной агнозии является анозогнозия. Она характеризуется тем, что больной не осознает наличия у себя дефекта, например паралича. Последние два вида анозогнозий (вкусовые и обонятельные) являются крайне редкой патологией.


Праксис – целенаправленное действие. В процессе своей жизни человек усваивает множество движений, которые осуществляются за счет образования специальных связей в коре головного мозга. При поражении данных связей способность к выполнению каких-то действий нарушается или полностью утрачивается, т. е. формируются апраксии, при которых отсутствуют параличи и парезы, мышечный тонус также не нарушен, сохраняются элементарные двигательные акты. Нарушается только выполнение сложных двигательных актов, таких как застегивание пуговиц, пожатие руки и т. д. Апраксия развивается при локализации патологического очага в теменно-затылочно-височной области доминантного полушария головного мозга, хотя страдают обе половины тела. Апраксии сопровождаются нарушением плана действий, что выражается появлением большого количества ненужных действий при попытке выполнить какое-либо действие.

  1. Речевая функция и её расстройства.

Речевая функция тесно связана с функциями письма и чтения. В их осуществлении принимает участие несколько анализаторов, таких как зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический. Для правильного выполнения функции речи необходима сохранность иннервации мышц, в первую очередь языка, гортани, мягкого неба. Также существенную роль играет сохранность и состояние придаточных пазух и самой ротовой полости, так как они выполняют резонаторную функцию при речеобразовании. Для того чтобы речь протекала нормально, необходима сохранность функции всех мозговых образований. Помимо головного мозга, в речевой функции принимают участие волокна пирамидного и экстрапирамидного путей, а также ряд черепных нервов: зрительный, глазодвигательный, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, подъязычный. Все это объясняет многообразие речевых расстройств.

Дизартрия – нарушение артикуляции речи. Возникает при расстройстве иннервации речевого аппарата. Это может быть паралич или парез речевого аппарата, поражение мозжечка или стриопаллидарной системы.

Дислалия – неправильное произношение звуков при речи. Она может быть функциональной и исчезать при проведении занятий с логопедом.

Алалия – задержка речевого развития. В норме ребенок начинает говорить к 1–1,5 годам. В некоторых случаях появление речи происходит позднее, хотя до этого времени ребенок понимает речь, обращенную к нему. Иногда алалия возникает в связи со слабоумием, при котором ребенок отстает также в психическом развитии.



Нарушения речи на корковом уровне представляют собой агнозии и апраксии. Различают два вида речи: сенсорную и моторную. Если нарушается моторная речь, то возникает речевая апраксия. Если нарушается сенсорная речь, то развивается речевая агнозия. Эти патологии речи носят название афазий. Сенсорная афазия, или афазия Вернике, развивается при поражении левой височной области, а именно средних и задних отделов верхней височной извилины головного мозга.

Сенсорная афазия делится на два вида (акустико-гностическую и акустико-мнестическую). При акустико-гностической форме сенсорной афазии больной не страдает глухотой, но не может на слух различить сходные по звучанию звуки или слова. Эта патология приводит к тому, что искажается смысл и понимание обращенной речи.

Наблюдается логорея – повышенная речевая активность, парафазия – искажение слов и неточное их употребление. На вопросы, различные по своему смыслу, больной отвечает одним словом. Также характерна алексия – нарушение понимания письменной речи, при котором больной становится неспособным к чтению.

Акустико-мнестическая афазия возникает в результате поражения коры средних отделов левой височной области. Характеризуется нарушением памяти. При нарушении ассоциативных связей между обоими речевыми центрами и зрительным анализатором больной забывает названия предметов, структура фраз при этом виде афазии остается правильной.

Отмечается трудность в подборе нужных слов, что характерно также для письменной речи. Обращенную речь больной понимает. Основным является затруднение названия предметов – вербальные парафазии.

Поражение височно-теменно-затылочной области левого полушария головного мозга приводит к возникновению семантической афазии. Она проявляется нарушением понимания логико-грамматических конструкций. Больные затрудняются выполнить просьбы типа: «нарисуй точку над кружком» или «кружок над точкой». Больные забывают слова, но при подсказке первого слога больной воспроизводит все слово.

Поражение задней части нижней лобной извилины приводит к моторной афазии, или афазии Брока. При этом поражаются центры движения языка, губ и гортани, что приводит к нарушению артикуляции. Данный вид афазии протекает с сочетанием нарушений устной и письменной речи. Больной, понимая обращенную речь, не может говорить.

Другим нарушением речи является мутизм – немота, возникающая у человека, владеющего речью.


  1. Симптомы поражения лобной доли головного мозга.

1.Повреждение двигательной зоны (передняя центральная извилина) приводит к контрлатеральным центральным монопарезам (плегиям). Раздражение этой зоны вызывает локальную моторную эпилепсию, которая иногда может генерализироваться.

2.Повреждение зоны сочетанного поворота и глаз (средняя лобная извилина) приводит к парезу (или параличу) взора. При раздражении корковой зоны средней лобной извилины возникает судорога, начинающаяся с поворота головы и глаз в противоположную сторону.

3.При поражении зоны письма (задние отделы средней лобной извилины) расстраивается письмо (аграфия).

4.При поражении зоны контроля за функцией мозжечка (задние отделы верхней лобной извилины) больной падает в сторону, противоположную очагу (больной не может ходить и стоять).

5.При поражении моторной зоны (Брока) (задние отделы нижней лобной извилины) у больных развивается моторная афазия (нарушение устной речи).

6.Расстройство психики и поведения – благодущие, эйфория, неадекватная весёлость.

  1. Симптомы поражения теменной доли головного мозга.

1.При поражении чувствительной зоны (задняя прецентральная извилина и частично верхняя теменная долька) наблюдается снижение или утрата чувствительности по монотипу на противоположной стороне тела от очага поражения. Раздражение этой зоны приводит к возникновению локальной сенсорной эпилепсии.

2.Поражении зоны «схемы тела» приводит к расстройству правильного представления о пространственных соотношениях и размерах частей своего тела.

3.Поражение зоны праксиса (надкраевая извилина) приводит к возникновению апраксии (нарушению целенаправленных движений, выученных в процессе жизни)

4.Поражение зоны стереогнозии (передние отделы нижней теменной дольки) приводит к тактильной агнозии (неузнавание предметов закрытыми глазами).

5.При поражении зоны лексии (угловая извилина) развивается алексия (способность узнавать буквы).

6.При поражении зоны счёта (под угловой извилиной) развивается акалькулия (утрата способности считать).

7.Поражение зоны способности правильно узнавать предметы (стык нижних отделов теменной и верхней височной извилины) приводит к развитию амнестической афазии (ручка – то чем пишут).

8.При поражении зоны способности понимания сложных логико-грамматических структур (область перехода нижней теменной дольки в височную и затылочную) семантическая афазия (деепричаст.обороты).


  1. Симптомы поражения левой височной доли головного мозга.

1.Поражение зоны сенсорной речи (задние отделы верхней височной извилины) ведёт к появлению сенсорной афазии (не понимает вопросов).

2.Одностороннее поражение зоны слуха (верхние, частично поперечные височные извилины) не влечет за собой снижение слуха или даёт незначительно снижение на противоположной стороне. Шум, гудение в ушах, слуховые галлюцинации.

3.Поражение зоны обонятельной агнозии (крючок) вызывает нарушение обоняния – обонятельную агнозию (не различает запахи).

4.Поражение зоны вкусовой гнозии (островок) приводит к нарушению вкуса.

5.Диффузное поражение височной доли сопровождается резким ослаблением памяти, сноподобным состоянием, припадки малой эпилепсии, височной атаксией.

  1. Симптомы поражения затылочной доли головного мозга.

1.Поражение зоны зрения (шпорная борозда, клин, язычная извилина) приводит к возникновению квадратной или полной гомонимной гемианопсии по типу отрицательной скотомы на противоположной стороны. Больной видит вспышки света, светящиеся пятна, полосы.

2.При поражении зоны зрительной гнозии (верхнебоковая поверхность затылочной доли) развивается зрительная агнозия.

  1. Дополнительные методы исследования в неврологии и нейрохирургии.

1.Краниография – метод, позволяющий выявить не только изменения костей черепа, но и в ряде случаев и внутричерепную патологию. Снимки производят в двух проекциях: прямой и боковой.

2.Спондилография: обзорные снимки позвоночника позволяют выявить ряд пат.изменеий.

3.Пневмоэнцефалография (ПЭГ) – контрастное рентген.исследование желудочковой системы и подпаутинного пространства головного мозга после контрастирования их воздухом или газом.

4.Вентрикулография - контрастное рентген.исследование желудочковой системы головного мозга после введения контрастного вещества непосредственно в желудочки мозга через трепанационное отверстие в черепе.

5.Церебральная ангиография - контрастное рентген.исследование сосудов головного мозга. В зависимости от целей исследования контрастное в-во вводят в общую артерию или её ветви, в позвоночную или подключичную.