Файл: ХантыМансийский автономный округЮгра Муниципальное образование город Нижневартовск Муниципальная общеобразовательная средняя школа 21 Педагогический проект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике.
Следующий метод – составление психологической характеристики. А.Ф. Лазурский разработал следующие правила составления психологической характеристики: наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности относится данное проявление; записываются только факты, и если отдельные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; необходимо также описывать и внешние условия, при которых данное проявление было замечено.
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим). Имеется в виду систематическое наблюдение над испытуемым на протяжении нескольких лет. Изучение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и с перерывами – поперечные срезы. Как писал М. Я. Басов: «такие наблюдения за одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро он изменяется в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь, день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами».
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации.
С учетом вышесказанного можно сформулировать следующие критерии выявления одаренных детей:
Выводы:
Подходы к изучению математических способностей (одарённости) многообразны.
Выделяются две основные тенденции в изучении математической одарённости и способностей. Первая состоит в том, что в математических способностях и специальной математической одарённости пытаются выделить множество более частных способностей и изучить их в отдельности. Сторонником этого подхода является В. А. Крутецкий и его последователи.
С другой стороны существует тенденция найти в математической одарённости и способностях первооснову, в качестве которой выделяется либо общий фактор интеллекта (И. Верделин), либо скоростной фактор переработки информации (Г. Айзенк, Л.Т. Ямпольский), либо хороший уровень мышления вообще и математическая интуиция (Н.В. Метельский).
Останавливаюсь на позиции, что математическая одарённость имеет свою ярко выраженную специфику. Ученик с признаками математической одарённости способен к формализованному восприятию математического материала, схватыванию структуры задачи. Имеет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики, способен мыслить математическими символами, быстро и широко обобщать. Имеет хорошую память на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним, а также математическую общую направленность ума.
При выявлении одаренных детей, как было более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение, диагностика, эксперимент, тесты и т. д.
Деятельность учителя по формированию, углублению и развитию математической одарённости
направлено на (цель)
Создание системы работы с одарёнными детьми на основе современных научных методик и технологий обучения
опирается на (принципы)
Развивающего обучения в сочетании с проблемным подходом
Наставничества
Индивидуализации и дифференциации обучения
Принцип целесообразности
Обновления и расширения содержания образования
Возрастающей роли внеурочной деятельности
Организация самостоятельной работы, включая проектную и исследовательскую деятельность
Применение комплексного подхода к выявлению одаренности
достигается через (средства)
Профессионально-личностные качества педагога
Создание дополнительных организационных условий для развития одаренных обучающихся
Углубление и обогащение содержания математического образования
Эффективное применение современных педагогических технологий, включая ИКТ и технологию дистанционного обучения
основывается на (ресурсах)
кадровых
технических
нормативно-правовой базе
информационных
повышение познавательной активности
повышение мотивации к обучению
повышению качества обучения
развитие творческих и интеллектуальных способностей
приобретение навыков исследовательской и проектной деятельности
эффективной организации труда преподавателя и обучающихся
с одаренными детьми
Успешное развитие математической одарённости достигается при реализации следующих условий:
Успешное развитие математической одарённости достигается при выполнении определённых условий: создание особой развивающей среды, включающей организацию учебной деятельности на уроке, внеурочную деятельность, организацию самостоятельной работы обучающихся; углубление и обогащение содержания математического образования; создание особых организационных условий (работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения); эффективное использование педагогических технологий, включение современных информационных технологий, технологии дистанционного обучения; совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога.
На основании теории, рассмотренной в первой главе можно сформулировать следующие основные положения методики развития одарённых детей в процессе обучения математике:
Работая над созданием образовательной среды, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности как одарённых детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости стою на положениях развивающего обучения. Основные принципы, которого сформулированы Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности, прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения.
В новой Концепции математического образования для 12-летней школы сказано: «Целью учебного предмета «математика» провозглашается формирование и развитие мышления, способности к абстрагированию; формированию важнейших качеств личности (логическое мышление, алгоритмическое мышление, гибкость, креативность и другие)».
Особенность планирования уроков состоит в том, что наряду с традиционным изучением и анализом стандарта математического образования я веду работу по анализу развивающего потенциала математического содержания темы, изучению литературы, содержащей материал по развивающему обучению: задачи с развивающими функциями и методы их включения в учебный процесс. Планируя урок, выполняю следующую последовательность действий:
Характерной особенность планирования развивающих целей урока, является их конкретизация на материале урока. Конкретизация обучающих целей урока определяется программой и стандартами образования, развивающих – возможностями материала темы урока и формой его проведения.
Отбор математического содержания урока определяется тематическим планированием, материал развивающего характера определяется необходимостью достижения запланированных развивающих целей урока. При организации урока использую систему развивающих заданий и задач: на аналогию, исключение лишнего, классификацию, перебор вариантов, задачи на «переливание», ребусы, занимательные задания. Наряду с задачами с развивающими функциями я планирую сообщения учителя и учащихся, работу с дополнительной литературой, рефераты учащихся исследовательского характера, наглядное представление материала.
Проанализировав действующие учебники математики, алгебры для 5-9 классов я остановилась на учебниках под редакцией А. Г. Мордкович. В этих учебниках практически реализованы принципы развивающего обучения. Важным является также проблемное изложение материала и диалектический подход к введению математических понятий.
Принципы работы с одарёнными детьми.
В работе с обучающимися я руководствуюсь следующими принципами:
Следующий метод – составление психологической характеристики. А.Ф. Лазурский разработал следующие правила составления психологической характеристики: наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности относится данное проявление; записываются только факты, и если отдельные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; необходимо также описывать и внешние условия, при которых данное проявление было замечено.
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим). Имеется в виду систематическое наблюдение над испытуемым на протяжении нескольких лет. Изучение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и с перерывами – поперечные срезы. Как писал М. Я. Басов: «такие наблюдения за одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро он изменяется в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь, день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами».
Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации.
С учетом вышесказанного можно сформулировать следующие критерии выявления одаренных детей:
-
комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; -
длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях); -
анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.); -
подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества; -
оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения); -
преимущественная опора на такие методы диагностики, как: наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Выводы:
Подходы к изучению математических способностей (одарённости) многообразны.
Выделяются две основные тенденции в изучении математической одарённости и способностей. Первая состоит в том, что в математических способностях и специальной математической одарённости пытаются выделить множество более частных способностей и изучить их в отдельности. Сторонником этого подхода является В. А. Крутецкий и его последователи.
С другой стороны существует тенденция найти в математической одарённости и способностях первооснову, в качестве которой выделяется либо общий фактор интеллекта (И. Верделин), либо скоростной фактор переработки информации (Г. Айзенк, Л.Т. Ямпольский), либо хороший уровень мышления вообще и математическая интуиция (Н.В. Метельский).
Останавливаюсь на позиции, что математическая одарённость имеет свою ярко выраженную специфику. Ученик с признаками математической одарённости способен к формализованному восприятию математического материала, схватыванию структуры задачи. Имеет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики, способен мыслить математическими символами, быстро и широко обобщать. Имеет хорошую память на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним, а также математическую общую направленность ума.
При выявлении одаренных детей, как было более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение, диагностика, эксперимент, тесты и т. д.
-
-
-
Концепция педагогического проекта-
Концепция педагогического проекта по формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения.
-
Деятельность учителя по формированию, углублению и развитию математической одарённости
направлено на (цель)
Создание системы работы с одарёнными детьми на основе современных научных методик и технологий обучения
опирается на (принципы)
Развивающего обучения в сочетании с проблемным подходом
Наставничества
Индивидуализации и дифференциации обучения
Принцип целесообразности
Обновления и расширения содержания образования
Возрастающей роли внеурочной деятельности
| |
| |
Организация самостоятельной работы, включая проектную и исследовательскую деятельность
Применение комплексного подхода к выявлению одаренности
достигается через (средства)
Профессионально-личностные качества педагога
Создание дополнительных организационных условий для развития одаренных обучающихся
Углубление и обогащение содержания математического образования
Эффективное применение современных педагогических технологий, включая ИКТ и технологию дистанционного обучения
основывается на (ресурсах)
кадровых
технических
нормативно-правовой базе
информационных
приводит к (результату) | | | |
1 2 3 4 5 6
повышение познавательной активности
повышение мотивации к обучению
повышению качества обучения
развитие творческих и интеллектуальных способностей
приобретение навыков исследовательской и проектной деятельности
эффективной организации труда преподавателя и обучающихся
-
Ключевые понятия проекта
Ключевые понятия концепции | Комментарии к ключевым понятиям |
Одарённость | Системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий. |
Математическая одарённость (способности) | Математическая одарённость - способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию структуры задачи, способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами, быстро и широко обобщать, хорошая память на математические отношения, схемы рассуждения и доказательства, методы решения задач и принципы подхода к ним. |
Одарённый ребёнок | -имеет более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; -имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; -испытывают радость от умственного труда. |
Принципы развивающего обучения в сочетании с проблемным подходом | Обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением). |
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения | Учёт индивидуальных особенностей ребёнка для определения оптимальной стратегии развития |
Принцип наставничества | Предоставление возможности совершенствовать способности ученика в совместной деятельности с учителем, обеспечивающим высокий уровень консультирования по выбранной теме; поощрение проявлений самостоятельности, результативности в области приложения сил. |
Принцип возрастающей роли внеурочной деятельности | Выявлению и развитию одарённости способствуют: -факультативные, элективные курсы -интиллектуальные марафоны -олимпиады, конкурсы -проектная и исследовательская деятельность |
Принцип целесообразности | Доступность и эффективность применяемых диагностических средств для выявления одарённости. Соответствие применяемых форм и методов для развития математической одарённости природным особенностям развития личности ребёнка. |
Комплексный подход к выявлению одарённости | - наблюдение - тренинги - экспертное оценивание - проведение “пробных” уроков - специальные игровые и предметно-ориентированные занятия - интеллектуальные и предметные олимпиады - конференции - творческие конкурсы фестивалей - проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик |
Организационные условий для развития одаренных обучающихся | Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения с использованием современных информационных технологий, в том числе дистанционного обучения. |
Количественный подход к содержанию учебной деятельности | Направлен на увеличение объёма изучаемого материала и изменение темпа его изучения. |
Качественный подход к содержанию учебной деятельности | Направлен на моделирование содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, звристический и т. д.) |
Углубление и обогащение содержания математического образования | Более глубокое изучение тем, с выходом за рамки традиционного содержания за счёт установления связей с другими предметами, проблемами. |
Профильное обучение | Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся |
Профессионально-личностные качества педагога | Профессиональные качества: психолого-педагогические знания, умения и навыки; знания об одарённости, её видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одарённых детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания о направлениях и формах работы с одарёнными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одарённых детей; умения и навыки в области реализации методов выявления одарённых детей на основе признаков одарённости. Личностные качества: широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы; ориентация на ребёнка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность, педагогический оптимизм, сила воли. |
Самостоятельная деятельность обучающихся |
|
Нормативно-правовая база |
|
Информационные ресурсы |
|
Кадровые ресурсы |
|
Технические ресурсы |
|
Повышение мотивации к обучению | Замеряется активностью и качеством деятельности обучающихся |
Повышение познавательной активности | Участие в работе школьного и городского научного общества. |
Повышение качества обучения | Текущая и промежуточная успеваемость, качество выполнения контрольных, срезовых и тестовых работ. Результаты участия в математических олимпиадах разного уровня, интеллектуальных конкурсах, конференциях. |
-
Качества, необходимые учителю для работы
с одаренными детьми
Успешное развитие математической одарённости достигается при реализации следующих условий:
-
осознание важности работы с данной категорией обучающихся; -
интеллектуальное самосовершенствование, пополнение собственных знаний о работе с детьми данной категории, готовность к самообразованию и саморазвитию; -
личностные качества педагога, работающего с одарёнными детьми: широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы; ориентация на ребёнка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность, педагогический оптимизм, сила воли; -
создание условий для оптимального развития одарённых детей через приёмы, методы и формы работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества (личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, творческие задания, проблемное обучение, групповые виды деятельности, формирование групп гомогенного состава); -
предоставление учащимся поля деятельности, создание условий для творческого развития, вовлечение их в активную внеурочную деятельность; -
внедрение новых педагогических технологий: информационно-коммуникационных технологий, технологии дистанционного обучения.
Успешное развитие математической одарённости достигается при выполнении определённых условий: создание особой развивающей среды, включающей организацию учебной деятельности на уроке, внеурочную деятельность, организацию самостоятельной работы обучающихся; углубление и обогащение содержания математического образования; создание особых организационных условий (работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения); эффективное использование педагогических технологий, включение современных информационных технологий, технологии дистанционного обучения; совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога.
-
Содержание педагогического проекта-
Основные положения методики работы с одарёнными детьми
-
На основании теории, рассмотренной в первой главе можно сформулировать следующие основные положения методики развития одарённых детей в процессе обучения математике:
-
Диагностика одарённости должна осуществляться на основе комплексного подхода. Результаты диагностики должны использоваться в обучении для коррекции выбираемых методов обучения. -
Развитие одарённых обучающихся средствами предмета, в первую очередь означает развитие в процессе обучения их общих познавательных способностей до высокого уровня, поэтому не только учебные, но и развивающие цели обучения математики должны быть дифференцированы. -
Дифференциация обучения через решение одарёнными учащимися соответствующих учебных и математических задач. -
Внеклассная работа, обеспечивающая дополнительную организацию деятельности обучающихся. -
Организация проектной, исследовательской деятельности. -
Самостоятельная работа учащихся.
-
Особенности планирования урока и отбора содержания образования.
Работая над созданием образовательной среды, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности как одарённых детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости стою на положениях развивающего обучения. Основные принципы, которого сформулированы Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности, прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения.
В новой Концепции математического образования для 12-летней школы сказано: «Целью учебного предмета «математика» провозглашается формирование и развитие мышления, способности к абстрагированию; формированию важнейших качеств личности (логическое мышление, алгоритмическое мышление, гибкость, креативность и другие)».
Особенность планирования уроков состоит в том, что наряду с традиционным изучением и анализом стандарта математического образования я веду работу по анализу развивающего потенциала математического содержания темы, изучению литературы, содержащей материал по развивающему обучению: задачи с развивающими функциями и методы их включения в учебный процесс. Планируя урок, выполняю следующую последовательность действий:
-
планирую учебные и развивающие цели урока; -
отбираю содержание урока (не только математического, но и развивающего характера); -
выбираю методы обучения; -
определяю структуру урока и формы его проведения.
Характерной особенность планирования развивающих целей урока, является их конкретизация на материале урока. Конкретизация обучающих целей урока определяется программой и стандартами образования, развивающих – возможностями материала темы урока и формой его проведения.
Отбор математического содержания урока определяется тематическим планированием, материал развивающего характера определяется необходимостью достижения запланированных развивающих целей урока. При организации урока использую систему развивающих заданий и задач: на аналогию, исключение лишнего, классификацию, перебор вариантов, задачи на «переливание», ребусы, занимательные задания. Наряду с задачами с развивающими функциями я планирую сообщения учителя и учащихся, работу с дополнительной литературой, рефераты учащихся исследовательского характера, наглядное представление материала.
Проанализировав действующие учебники математики, алгебры для 5-9 классов я остановилась на учебниках под редакцией А. Г. Мордкович. В этих учебниках практически реализованы принципы развивающего обучения. Важным является также проблемное изложение материала и диалектический подход к введению математических понятий.
-
Организация учебной деятельности.
Принципы работы с одарёнными детьми.
В работе с обучающимися я руководствуюсь следующими принципами: