Файл: ХантыМансийский автономный округЮгра Муниципальное образование город Нижневартовск Муниципальная общеобразовательная средняя школа 21 Педагогический проект.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике.

Следующий метод – составление психологической характеристики. А.Ф. Лазурский разработал следующие правила составления психологической характеристики: наблюдатель выбирает факты, представляя себе, по крайней мере, в общих чертах, к какой именно стороне личности относится данное проявление; записываются только факты, и если отдельные наблюдения противоречат друг другу, противоречия не следует сглаживать; необходимо также описывать и внешние условия, при которых данное проявление было замечено.

Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии. Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений, наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому. Такое исследование называется лонгитюдным (т.е. продленным, долгим). Имеется в виду систематическое наблюдение над испытуемым на протяжении нескольких лет. Изучение может быть непрерывным, изо дня в день, а может быть и с перерывами – поперечные срезы. Как писал М. Я. Басов: «такие наблюдения за одним и тем же ребенком дают возможность видеть, как быстро он изменяется в своем внешнем и внутреннем облике, как расцветает его личность, усложняясь и дополняясь, день ото дня, месяц от месяца, год от года все новыми чертами».

Итак, проблема выявления одаренных детей сложна и требует привлечения специалистов высокой квалификации.

С учетом вышесказанного можно сформулировать следующие критерии выявления одаренных детей:

  • комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

  • длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях);

  • анализ его поведения в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);

  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, филологов, т.д.). При этом следует иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества;

  • оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения);

  • преимущественная опора на такие методы диагностики, как: наблюдение, беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.


Выводы:

Подходы к изучению математических способностей (одарённости) многообразны.

Выделяются две основные тенденции в изучении математической одарённости и способностей. Первая состоит в том, что в математических способностях и специальной математической одарённости пытаются выделить множество более частных способностей и изучить их в отдельности. Сторонником этого подхода является В. А. Крутецкий и его последователи.

С другой стороны существует тенденция найти в математической одарённости и способностях первооснову, в качестве которой выделяется либо общий фактор интеллекта (И. Верделин), либо скоростной фактор переработки информации (Г. Айзенк, Л.Т. Ямпольский), либо хороший уровень мышления вообще и математическая интуиция (Н.В. Метельский).

Останавливаюсь на позиции, что математическая одарённость имеет свою ярко выраженную специфику. Ученик с признаками математической одарённости способен к формализованному восприятию математического материала, схватыванию структуры задачи. Имеет способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики, способен мыслить математическими символами, быстро и широко обобщать. Имеет хорошую память на математические отношения, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним, а также математическую общую направленность ума.

При выявлении одаренных детей, как было более целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий спектр разнообразных методов: наблюдение, диагностика, эксперимент, тесты и т. д.







  1. Концепция педагогического проекта

    1. Концепция педагогического проекта по формированию, углублению и развитию математической одарённости в условиях общеобразовательного учреждения.



Деятельность учителя по формированию, углублению и развитию математической одарённости





направлено на (цель)





Создание системы работы с одарёнными детьми на основе современных научных методик и технологий обучения





опирается на (принципы)



Развивающего обучения в сочетании с проблемным подходом

Наставничества



Индивидуализации и дифференциации обучения





Принцип целесообразности

Обновления и расширения содержания образования

Возрастающей роли внеурочной деятельности

















Организация самостоятельной работы, включая проектную и исследовательскую деятельность

Применение комплексного подхода к выявлению одаренности

достигается через (средства)



Профессионально-личностные качества педагога



Создание дополнительных организационных условий для развития одаренных обучающихся

Углубление и обогащение содержания математического образования



Эффективное применение современных педагогических технологий, включая ИКТ и технологию дистанционного обучения







основывается на (ресурсах)





кадровых

технических

нормативно-правовой базе


информационных







приводит к (результату)










1   2   3   4   5   6





повышение познавательной активности

повышение мотивации к обучению

повышению качества обучения

развитие творческих и интеллектуальных способностей

приобретение навыков исследовательской и проектной деятельности

эффективной организации труда преподавателя и обучающихся



    1. Ключевые понятия проекта




Ключевые понятия концепции

Комментарии к ключевым понятиям

Одарённость

Системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий.

Математическая одарённость (способности)

Математическая одарённость - способность к формализованному восприятию математического материала, схватыванию структуры задачи, способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики, способность мыслить математическими символами, быстро и широко обобщать, хорошая память на математические отношения, схемы рассуждения и доказательства, методы решения задач и принципы подхода к ним.

Одарённый ребёнок

-имеет более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

-имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;

-испытывают радость от умственного труда.

Принципы развивающего обучения в сочетании с проблемным подходом

Обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением).


Принцип индивидуализации и дифференциации обучения

Учёт индивидуальных особенностей ребёнка для определения оптимальной стратегии развития

Принцип наставничества

Предоставление возможности совершенствовать способности ученика в совместной деятельности с учителем, обеспечивающим высокий уровень консультирования по выбранной теме; поощрение проявлений самостоятельности, результативности в области приложения сил.

Принцип возрастающей роли внеурочной деятельности

Выявлению и развитию одарённости способствуют:

-факультативные, элективные курсы

-интиллектуальные марафоны

-олимпиады, конкурсы

-проектная и исследовательская деятельность

Принцип целесообразности

Доступность и эффективность применяемых диагностических средств для выявления одарённости.

Соответствие применяемых форм и методов для развития математической одарённости природным особенностям развития личности ребёнка.

Комплексный подход к выявлению одарённости

- наблюдение

- тренинги

- экспертное оценивание

- проведение “пробных” уроков

- специальные игровые и предметно-ориентированные занятия

- интеллектуальные и предметные олимпиады

- конференции

- творческие конкурсы фестивалей

- проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик

Организационные условий для развития одаренных обучающихся

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения с использованием современных информационных технологий, в том числе дистанционного обучения.

Количественный подход к содержанию учебной деятельности

Направлен на увеличение объёма изучаемого материала и изменение темпа его изучения.

Качественный подход к содержанию учебной деятельности

Направлен на моделирование содержания, характер его подачи (алгоритмизированный, звристический и т. д.)

Углубление и обогащение содержания математического образования

Более глубокое изучение тем, с выходом за рамки традиционного содержания за счёт установления связей с другими предметами, проблемами.

Профильное обучение

Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся

Профессионально-личностные качества педагога


Профессиональные качества: психолого-педагогические знания, умения и навыки; знания об одарённости, её видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; знания о психологических особенностях одарённых детей, их возрастном и индивидуальном развитии; знания о направлениях и формах работы с одарёнными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одарённых детей; умения и навыки в области реализации методов выявления одарённых детей на основе признаков одарённости. Личностные качества: широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы; ориентация на ребёнка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность, педагогический оптимизм, сила воли.

Самостоятельная деятельность обучающихся

  • Изучение дополнительных тем, глав;

  • Поиск методов решения заданий повышенного уровня сложности, нестандартных задач;

  • Устные сообщения развивающего характера по изучаемым темам;

  • Проектная и исследовательская деятельность обучающихся.

Нормативно-правовая база

  • СанПиН

  • ГОСТ обучения

  • Положение о Всероссийской олимпиаде школьников

  • Положение о факультативных и элективных занятиях

Информационные ресурсы

  • Технология планирования обучающих и развивающих задач урока

  • Технология проектного обучения

  • Технология проблемного обучения

  • Методика обучения в малых группах.

Кадровые ресурсы

  • Собственные усилия учителя по решению возникающих проблем

  • Интеллектуальное самосовершенствование, пополнение собственных знаний, готовность к самообразованию и саморазвитию

  • Вера в ученика, его талант, возможность самостоятельно решить проблему

  • Инициативность и творчество обучающихся

Технические ресурсы

  • Проектор

  • Интерактивная доска Smart board

  • Документ-камера

  • ПК, интернет

Повышение мотивации к обучению

Замеряется активностью и качеством деятельности обучающихся

Повышение познавательной активности

Участие в работе школьного и городского научного общества.

Повышение качества обучения

Текущая и промежуточная успеваемость, качество выполнения контрольных, срезовых и тестовых работ. Результаты участия в математических олимпиадах разного уровня, интеллектуальных конкурсах, конференциях.




    1. Качества, необходимые учителю для работы

с одаренными детьми
Успешное развитие математической одарённости достигается при реализации следующих условий:

  • осознание важности работы с данной категорией обучающихся;

  • интеллектуальное самосовершенствование, пополнение собственных знаний о работе с детьми данной категории, готовность к самообразованию и саморазвитию;

  • личностные качества педагога, работающего с одарёнными детьми: широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы; ориентация на ребёнка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность, педагогический оптимизм, сила воли;

  • создание условий для оптимального развития одарённых детей через приёмы, методы и формы работы, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества (личностно-ориентированный и дифференцированный подходы, творческие задания, проблемное обучение, групповые виды деятельности, формирование групп гомогенного состава);

  • предоставление учащимся поля деятельности, создание условий для творческого развития, вовлечение их в активную внеурочную деятельность;

  • внедрение новых педагогических технологий: информационно-коммуникационных технологий, технологии дистанционного обучения.


Успешное развитие математической одарённости достигается при выполнении определённых условий: создание особой развивающей среды, включающей организацию учебной деятельности на уроке, внеурочную деятельность, организацию самостоятельной работы обучающихся; углубление и обогащение содержания математического образования; создание особых организационных условий (работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения); эффективное использование педагогических технологий, включение современных информационных технологий, технологии дистанционного обучения; совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога.


  1. Содержание педагогического проекта

    1. Основные положения методики работы с одарёнными детьми


На основании теории, рассмотренной в первой главе можно сформулировать следующие основные положения методики развития одарённых детей в процессе обучения математике:

  • Диагностика одарённости должна осуществляться на основе комплексного подхода. Результаты диагностики должны использоваться в обучении для коррекции выбираемых методов обучения.

  • Развитие одарённых обучающихся средствами предмета, в первую очередь означает развитие в процессе обучения их общих познавательных способностей до высокого уровня, поэтому не только учебные, но и развивающие цели обучения математики должны быть дифференцированы.

  • Дифференциация обучения через решение одарёнными учащимися соответствующих учебных и математических задач.

  • Внеклассная работа, обеспечивающая дополнительную организацию деятельности обучающихся.

  • Организация проектной, исследовательской деятельности.

  • Самостоятельная работа учащихся.




    1. Особенности планирования урока и отбора содержания образования.


Работая над созданием образовательной среды, которая обеспечивает возможность развития и проявления творческой активности как одарённых детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одарённости стою на положениях развивающего обучения. Основные принципы, которого сформулированы Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности, прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса обучения.


В новой Концепции математического образования для 12-летней школы сказано: «Целью учебного предмета «математика» провозглашается формирование и развитие мышления, способности к абстрагированию; формированию важнейших качеств личности (логическое мышление, алгоритмическое мышление, гибкость, креативность и другие)».

Особенность планирования уроков состоит в том, что наряду с традиционным изучением и анализом стандарта математического образования я веду работу по анализу развивающего потенциала математического содержания темы, изучению литературы, содержащей материал по развивающему обучению: задачи с развивающими функциями и методы их включения в учебный процесс. Планируя урок, выполняю следующую последовательность действий:

  • планирую учебные и развивающие цели урока;

  • отбираю содержание урока (не только математического, но и развивающего характера);

  • выбираю методы обучения;

  • определяю структуру урока и формы его проведения.

Характерной особенность планирования развивающих целей урока, является их конкретизация на материале урока. Конкретизация обучающих целей урока определяется программой и стандартами образования, развивающих – возможностями материала темы урока и формой его проведения.

Отбор математического содержания урока определяется тематическим планированием, материал развивающего характера определяется необходимостью достижения запланированных развивающих целей урока. При организации урока использую систему развивающих заданий и задач: на аналогию, исключение лишнего, классификацию, перебор вариантов, задачи на «переливание», ребусы, занимательные задания. Наряду с задачами с развивающими функциями я планирую сообщения учителя и учащихся, работу с дополнительной литературой, рефераты учащихся исследовательского характера, наглядное представление материала.

Проанализировав действующие учебники математики, алгебры для 5-9 классов я остановилась на учебниках под редакцией А. Г. Мордкович. В этих учебниках практически реализованы принципы развивающего обучения. Важным является также проблемное изложение материала и диалектический подход к введению математических понятий.


    1. Организация учебной деятельности.


Принципы работы с одарёнными детьми.

В работе с обучающимися я руководствуюсь следующими принципами: