Файл: ХантыМансийский автономный округЮгра Муниципальное образование город Нижневартовск Муниципальная общеобразовательная средняя школа 21 Педагогический проект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование мультимедийной продукции позволяет повысить уровень мотивации обучающихся, по - иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.
Новейшие технические средства, хорошая материально-техническая база в школе дают возможность более эффективного обучения. В наш век новых информационных технологий книга перестала быть главным источником информации. При всех ее достоинствах книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам.
Умение грамотно применять информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития обучающихся. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни. Внедрила и активно применяю (с 2016 года) технологию СИРС (система интенсивного развития способностей).
Использую готовые программные продукты: демонстрационный материал, задания для устного счета, тренировочные упражнения, электронные учебники.
Как известно, одной из возможностей использования ИК - технологий, является подготовка и проведение интегрированных уроков: математика - физика, математика – химия – биология, математика - технология. При интегрировании смежных дисциплин на уровне урока, осуществляется педагогическое сотрудничество: учителя разных учебных предметов становятся настоящими партнёрами, их усилия направлены на достижение единой образовательной цели – формирование всесторонне развитого, обладающего ключевыми компетентностями и мобильного в плане практического применения полученных знаний выпускника.
Использую форму дистанционного обучения:
-
при проведении консультаций в рамках работы над ученическими проектами; -
для организации учебных занятий в актированные дни; -
при организации самостоятельного изучения дополнительного учебного материала.
Эта форма даёт возможность увеличить время общения с учеником, выстроить индивидуальную траекторию обучения одарённого ребёнка.
Для усовершенствования процесса обучения использую межпредметные связи. Одним из направлений осуществления которых, является теоретическое обобщение знаний и активизация познавательной деятельности в методах и приёмах обучения. Одним из приёмов умственной деятельности является
алгоритмическая деятельность. Для работы с одарёнными детьми этот вид деятельности очень актуален. Формирование приёмов алгоритмической деятельности является необходимым условием развития мышления. Это служит тем фондом знаний, из которого ученик может черпать материал для создания методов решения новых для него задач.
Развитие алгоритмической культуры – это непрерывный процесс, который никогда не будет завершён. В примерной программе по математике поставлена цель «развитие логического мышления, алгоритмической культуры, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования».
-
Организация внеурочной деятельности
Внеклассную работу по математике направляю, прежде всего, на развитие общего кругозора, общих способностей и интереса к занятиям математикой.
Во внеурочной деятельности применяю следующие формы организации обучающихся: математические конкурсы и олимпиады (Всероссийская олимпиада школьников, математическая игра Кенгуру и другие), дистанционные олимпиады (олимпиада по основам наук Уральского федерального округа, олимпиада Эйлера, олимпиады, проводимые различными вузами и другие), КВН, брейн-ринг, научное общество и другие.
Использую возможности социального партнёрства с высшими учебными заведениями. Сотрудничество с Нижневартовским гуманитарным университетом, социально-гуманитарным колледжем, Нижневартовским экономико-правовым институтом помогает мне решать проблему подготовки обучающихся к олимпиадам.
На протяжении последних нескольких лет применяю форму дистанционного взаимодействия с ВУЗами. В частности в качестве социального партнёра в прошлом учебном году мы выбирали Омскую академию МВД России.
На протяжении ряда лет очень популярной остаётся форма сотрудничества с Нижневартовским государственным социально-гуманитарным колледжем по вопросу организации исследовательской работы обучающихся. Территориальная близость школы и колледжа позволяет вести сотрудничество в форме сетевого взаимодействия.
Мои ученики активные участники конкурса исследовательских работ среди молодежи и студентов. Конференция, на которой учащиеся и студенты предоставляют свои исследовательские работы проводится ежегодно.
-
Организация самостоятельной работы одаренных обучающихся
Направлена на:
-
изучение дополнительных тем, глав; -
поиск методов решения заданий повышенного уровня сложности, нестандартных задач; -
устные сообщения развивающего характера по изучаемым темам; -
проектная и исследовательская деятельность обучающихся.
При организации работы по методу проектов:
-
создаю мотивацию, -
определяю, чему должен научиться ученик, -
использую простые примеры для объяснения сложных явлений, -
организую индивидуальную работу, работу в малых группах, -
организую обсуждение, выдвижение гипотез, -
провожу консультации по методу убывающих подсказок, -
определяю критерии оценки, -
предоставляю возможность презентации своего проекта.
-
Заключение
Главная идея моего педагогического опыта заключается в изучении личности одарённого ребёнка; выборе оптимальных форм организации учебного процесса. А также создание системы работы с одарёнными детьми в изменившихся условиях: улучшение материально-технической базы школы, внедрение в практику работы информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов, технологии дистанционного обучения, повышение собственного профессионального мастерства, изменение социального заказа общества.
Инновационность педагогического опыта состоит в направленности на усовершенствование методик работы с одарёнными детьми с применением информационных технологий, технологии дистанционного обучения. Способ получения нового происходит за счёт проектной, научно-исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы, организации социального партнерства.
Практическая значимость проекта: данная разработка может использоваться учителями общеобразовательных школ.
Сложившаяся система работы, включающая организацию учебной деятельности на уроке, внеурочную деятельность, организацию самостоятельной работы обучающихся; углубление и обогащение содержания математического образования; создание особых организационных условий (работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения); эффективное использование педагогических технологий, включение современных информационных технологий, технологии дистанционного обучения; совершенствование профессиональных и личностных качеств педагога способствует созданию особой развивающей среды, направленной на развитие детской одарённости.
Необходимыми условиями достижения целей и задач развития одарённых детей, считаю:
-
обогащение и углубление содержания образования за счет высвобождения времени при умелом сочетании применяемых технологий; -
развитие одарённых детей за счёт использования индивидуальных образовательных траекторий; -
формирование умения моделировать и проектировать изучаемые процессы; -
развитие навыков самостоятельной работы; -
повышение мотивации через раскрытие значимости изучаемого материала в будущей профессиональной деятельности; -
непрерывный процесс повышения собственных профессиональных навыков и умений.
Дополнительными условиями достижения целей и задач в работе с одарёнными обучающимися считаю: расширение использования возможностей современных компъютерных технологий (в том числе дистанционных); совершенствование системы элективных курсов (10-11 класс); тесная связь со всеми участниками образовательного процесса; совершенствование системы стимулирования ученической и родительской активности; интеграция педагогов для работы с конкретным ребёнком, направленная на его оптимальное развитие.
Направления совершенствования системы работы по развитию математической одарённости:
-
пополнение банка диагностик математической одарённости учащихся; -
расширение сферы взаимодействия с психологической службой; -
включение проблемы работы с одарёнными в рабочую программу учителя; -
организация внеурочной деятельности; -
организация самостоятельной деятельности обучающихся по углублению матемаческих знаний.
-
План реализации проекта
1. Подготовительный период | |||
Задачи | Виды деятельности, мероприятия | Период, ответственные | Основной вид деятельности. |
Создание необходимых условий для реализации | На этом этапе проведён анализ состояния проблемы в теории и практике педагогики, определены объект и предмет исследования, сформулирована цель, основные задачи, рабочая гипотеза, намечены педагогические условия, направленные на эффективное формирование и развитие математической одарённости, проведён отбор диагностики для исследования одарённости. | 2016-2017 г. Отв.: автор проекта | Поисково-констатирующий Основными методами исследования на данном этапе явились: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы с учителями, родителями, интервьюирование учащихся, метод сравнительного анализа |
2. Практический период | |||
Обеспечение условий для успешной планомерной реализации проекта | Проводилась корректировка теоретической части исследования, сбор информации, диагностика детей со скрытой одарённостью, внедрение в практику работы новых технологий, реализация собственного педагогического опыта. | 2017-2021 г. Отв.: автор проекта, преподаватели физики, химии, информатики | На данном этапе использовались методы моделирования, педагогического эксперимента, анкетирования, тестирования, статистические методы. |
3. Заключительный период | |||
Подведение итогов по реализации проекта | Проводился анализ, обобщение и систематизация материалов, создавались условия для максимального развития возможностей детей, оформление и редактирование работы, определение коэффициента эффективности, определение дальнейших перспектив развития: направлений усовершенствования системы работы с одарёнными детьми. | 2021-2022 Отв: автор проекта | Прогностическая Методическая Организационная работа |
Условия реализации проекта
-
Повышение квалификации педагога в вопросах выявления, сопровождения и развития одарённых детей, организации и проектирования системы работы, подготовки школьников к участию в предметных олимпиадах, в вопросах индивидуальной работы с одарёнными детьми и т. д.; -
изучение контингента обучающихся (выявление одарённых детей); -
комплектование Банка методических материалов (организационных форм, методов работы с одарёнными детьми, принципов подбора учебных пособий и дидактических материалов; банка информационных ресурсов); -
подготовка нормативных документов - рабочих программ, календарно-тематического планирования с учетом работы с одаренными детьми (расширение и обогащение содержания образования, включение проектной и исследовательской деятельности, применение информационных технологий и т. д.); -
материально-техническое обеспечение; -
организация и проведение уроков с применением ИКТ; -
организация и проведение исследовательской, проектной деятельности; -
организация и проведение открытых уроков для коллег школы, города; -
организация и проведение семинаров, мастер – классов по обобщению и распространению опыта; -
подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям; -
организация мониторинговых исследований и обработка полученных данных; -
определение коэффициента эффективности и дальнейших перспектив развития проекта
-
Ожидаемые результаты
Педагогический проект «Подходы к формированию, углублению и развитию математической одарённости» на практике способен обеспечить следующие положительные результаты:
-
повышение интереса обучающихся к творческой и исследовательской работе (Приложение 1); -
раст качества знаний и уровень обученности (Приложения 2); -
увеличение количество обучающихся, охваченных олимпиадным движением (Приложение 3); -
повышение уровня мотивации к предмету у всех категорий обучающихся (Приложение 4); -
формирование и развитие коммуникативные умений, стремление к взаимопомощи, ответственности; -
развитие навыков самостоятельной работы, творческих способностей; -
расширение межпредметных связей; -
формирование профессионально значимые личностные качества педагога: повышается уровень развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, появляется адекватная самооценка, стремление к личностному росту.