Файл: ХантыМансийский автономный округЮгра Муниципальное образование город Нижневартовск Муниципальная общеобразовательная средняя школа 21 Педагогический проект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
принцип индивидуализации и дифференциации обучения; -
принцип наставничества; -
принцип возрастающей роли внеурочной деятельности; -
принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей.
Практика работы показывает, что учителю, работающему над проблемой формирования и развития математической одарённости необходимо находиться на передовых позициях современной педагогической науки.
Для этого ему нужно владеть современными педагогическими технологиями, такими как: проблемный метод обучения, технология уровневой дифференциации, метод проектов, исследовательские методы обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология дистанционного обучения.
Находясь в постоянном поиске путей эмоционально положительного обучения математике, понимаю, что заставить силою работать кувалдою можно, заставить силою думать нельзя. Поэтому строю процесс обучения не с позиции силы, а на основе эмоционально положительного, личностно ориентированного, деятельностного подхода. Разделяю взгляды И.С. Якиманской, Г.К. Селевко. На мой взгляд, учебное проектирование и реализация образовательных ситуаций позволяют наиболее полно проявиться детской одарённости, а также даёт возможность обучающимся раскрыть свои лидерские качества. Поэтому одной из основных форм работы с детьми для проявления и формирования их способностей, одарённости я выбираю учебное проектирование и организацию учебно-исследовательской работы школьников на уроках и во внеурочной деятельности. Приведу пример тематики ученических проектов и исследований.
Класс | Тема | Тематика проектов и исследовательских работ |
5 класс | Натуральные числа. Проценты. | 1.«Применение признаков делимости к решению задач». 2.Математические коллекции. 3. «От чего зависит эффективность вычислительных навыков?». 4. «Подходы к решению задач на проценты». |
6 класс | Первое знакомство с понятием «вероятность». Отрицательные числа. История развития математики. | 1.«Способы решения задач на вероятность». 2. Математика в современной экономике. 3.«Применение элементов комбинаторики к решению задач». 4.«Нестандартные задачи» 5. «История возникновения отрицательных чисел» 6. «Путешествие по ленте времени» 7.Что мы знаем о развитии математики в Индии и Китае» |
7 класс | Уравнения. Системы уравнений. Многочлены. | 1.Подходы к решению уравнений, содержащих знак модуля. 2. Решение нестандартных заданий на преобразование выражений 3. Диофант 4. У истоков алгебры |
8 класс | Действительные числа. | 1.Выразимое и невыразимое, рациональное и иррациональное. 2. Создание историко-математической энциклопедии для 5-8 классов. 3. Способы решения иррациональных уравнений. |
9 класс | Функция. Векторы. Неравенства. | 1.Чем дальше в лес, тем больше дров: функции вокруг нас. 2. Графический подход к решению нестандартных уравнений. 3. Векторный метод решения задач. 4. Решение неравенств, содержащих знак модуля. |
Учебный проект позволяет учить:
-
выделению проблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из неё; -
планированию работы; -
представлению результатов работы; -
выполнению презентаций в различных формах (макет, плакат, компьютерная презентация, чертёж); -
поиску и отбору необходимой информации; -
применению знаний в новых ситуациях; -
выбору технологии изготовления продукта.
Опыт показал, что проекты лучше осуществлять урочно-внеурочно. Погружение в проект и презентацию продукта лучше осуществлять на уроке, остальное вне урока.
Кроме проектирования использую и другие формы работы. Одна из них - группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы. Эта форма организации обучения имеет ряд преимуществ по сравнению с другими. Среди наиболее значимых, можно отметить следующие: создание оптимальных условий развития для всех групп учащихся (а не только для одарённых) благодаря дифференциации, индивидуализации и гибкости учебного процесса; реалистичность осуществления, обусловленная отсутствием необходимости в каких-либо изменениях на уровне школы; «массовость» применения, что связано с тем, что одарённые дети есть везде. Однако надо понимать, что применение этой формы эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение одарённых детей будет отличаться от традиционного только темпом прохождения учебной программы, что не является достаточным для действительного развития детей, удовлетворение их индивидуальных познавательных запросов. Для решения этой задачи реализую основные подходы к содержанию образования одарённых детей – углубление (более глубокое изучение тем) и обогащение (выход за рамки изучения традиционных тем за счёт установления связей с другими темами).
Приведу практический пример углубления и обогащения математических знаний.
Класс | Тема | Обогащение учебным материалом |
7 класс | Степень с натуральным показателем и её свойства. | Понятие «показательное уравнение». Способы решения. Решение показательных уравнений, содержащих модуль, параметр. |
8 класс | Арифметический квадратный корень. | Преобразование иррациональных выражений. Применение метода оценки к выполнению заданий на сравнение иррациональных выражений. |
Обогащение традиционного содержания реализую также через усиление развивающей составляющей урока, разработку собственных программ элективных, факультативных курсов.
В нашем образовательном учреждении сложилась система профильного обучения. На протяжении последних лет мы реализуем профильное обучение по двум направлениям: информационно-технологическое и социально-экономическое. В каждом из них математика – профильный предмет. Такой вид ускорения хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью к математике. Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации, позволяющее за счет изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся.
Практика моей деятельности показывает, что наиболее предпочтительной в старших классах является система лекционно-семинарского обучения. Лекционные занятия провожу преимущественно в форме проблемных лекций. Применяю следующие виды проблемных лекций: лекция – сравнительный анализ, стержневая лекция, блочно-проблемная лекция, лекция с элементами поисковой беседы. В ходе проведения таких лекций формирую условия для развития проблемного мышления, продолжаю этот процесс на учебных семинарах.
Эффективность проведения семинарских занятий обеспечиваю организацией дискуссии, посвящённой решению системы проблемных заданий. При организации дискуссии стараюсь как можно точнее формулировать вопросы, организовываю самостоятельную работу, регулирую объём и содержание материала. Заранее сообщаю учащимся план семинара и список литературы. При проведении семинара в качестве основной формы организации учебной деятельности по - прежнему использую работу в «малых группах». В этом случае члены микрогруппы выступают как участники взаимного контроля и как фактор повышения мотивации взаимной активности. При такой организации повышается эффективность познавательной деятельности каждого школьника, создаются благоприятные условия для формирования проблемного мышления. Повышается качество обученности.
В сложившейся системе обучения выделяю следующие основные типы уроков, проводимые мною для внедрения опыта.
1. Урок изучения нового:
-
традиционный (комбинированный) урок, урок - лекция (преимущественно в старших классах), исследовательская работа, практикум. Урок имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. Моя задача формировать у школьников умение видеть и формулировать проблему, показать различные точки зрения и пути её решения. Использую задания на умение составить план решения проблемы, задачи, умение делать обобщение, выводы, умение систематизировать материал, умение перекодировать материал, умение решить задачу, сделать прогноз. Поддерживаю инициативу и неординарность мышления.
2. Урок закрепления знаний:
-
практическая работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Имеет место направление обучаемых на самостоятельную поисковую и исследовательскую работу, возможность моделировать и опробовать различные варианты решения проблем, отработку общеучебных навыков. Использую следующие виды учебных заданий: задания на сравнение, на предсказание последствий результатов, на установление связей, составление задач и другие.
3. Урок комплексного применения знаний:
-
практикумы, семинары и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. На этом этапе (в большей степени) происходит углубление и обогащение знаний, развитие познавательных интересов обучающихся, творческого мышления и воображения.
4. Урок обобщения и систематизации знаний:
-
семинары, конференции и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему. Коллективная работа, занятия в малой группе, индивидуальный подход, работа над проектами.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
-
тестирование, контрольные работы, зачеты и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Внедрила и применяю накопительную систему оценки знаний.
Приобретённый мною практический опыт работы с одарёнными детьми позволяет мне сделать следующий вывод: высоко эффективными в работе с одарёнными детьми является технология проектного обучения в сочетании с технологией проблемного обучения, и методика обучения в малых группах.
Для развития творческих способностей к математике (считал академик Колмогоров) необходимо стремиться к всестороннему развитию личности. Одностороннее развитие способностей не способствует успеху в математической деятельности.
В настоящее время ускорения научно-технического прогресса, когда владение необходимой информацией становится важнейшим инструментом в любой сфере человеческой деятельности, важнейшая задача – научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.
Применение информационно-коммуникационных технологий помогает мне перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности обучающихся.