Файл: Н. С. Мамырина 2023 г.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– договаривается с учителем и экспертами о способах оценки групповой и индивидуальной деятельности, готовит необходимую литературу и раздаточные материалы.

На основном этапе – в ходе урока – организатор–ведущий наблюдает за работой в парах; уточняет и корректирует задания; консультирует по их условиям. Эксперты анализируют и оценивают качество выполненных заданий, выступления, соблюдения правил.

На завершающем этапе урока в группах обсуждаются итоги общей и индивидуальной работы. Группы обмениваются опытом выполнения заданий, а также вносят предложения по улучшению проектной деятельности в классе. Школьники в ходе рефлексивного анализа урока характеризуют собственную работу, работу групп, ведущего, экспертов, выделяют то, что им особенно понравилось.

Структура урока–проекта может включать в себя целый ряд форм работы, в том числе нетрадиционных, например,

– презентацию пройденного материала, домашней работы одной или несколькими учебными группами, пресс–конференцию;

– подготовленные доклады и выступления;

– ознакомление с текстом нового учебного материала;

– интервьюирование в парах и пар в группах по теме;

– учебные викторины и конкурсы по теме урока;

– вопросы и упражнения на время;

– придумывание историй, фантазий, сказок по теме урока;

– описание наблюдений, микроисследований;

– обсуждение учебного материала, дискуссию;

– оценку результатов и групповые поощрения.

На разных стадиях изучения темы какие–то элементы проектов становятся основными, и на них делаются акценты. Неэффективные элементы структуры заменяются новыми. Результаты работы проектных групп представляются на стендах в классе, на выставках проектных работ и так далее.

Учитель на уроках выполняет направляющую, консультирующую, организующую и контролирующие функции, в то время как ученики занимаются активной деятельностью, формирующей их компетентности.

Любая инновация связана с определенными проблемами. Данный подход требует много затрат времени при подготовке. Использование множества методической литературы учителем, предполагает конструирование большого числа новых дидактических материалов, заставляет искать нестандартные задания, приемы и подходы.

Существуют и другие проблемы, например, проблема оценивания уровня компетентности учащихся и проблема перестройки мышления учеников, которые успели в значительной степени привыкнуть к пассивной форме усвоения знаний.


Данная система является перспективной, так как нацеливает учителя и ученика на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности, то есть формирует очень важное в настоящее время качество – компетентность.

1.3. Модель реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии



Обобщение психолого–педагогической и методической литературы по теме исследования, опыта работы учителей биологии ряда образовательных учреждений г. Бийска позволило сконструировать структурно–функциональную модель реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии (на примере 8 классов) (см. рисунок 1).

Целью является создание педагогических условий реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах.

Задачи:

– оказание учителем консультативной помощи, обучающимся в процессе выполнения проектов;

– формирование проектной компетентности обучающихся.

Принципы:

– системность – реализуется в процессе оказания консультативной помощи учителя обучающимся в разных видах проектов;

– интегративность – предусматривает интеграцию различных методов, методик, подходов в проектной деятельности;

– приоритет интересов обучающихся – требует индивидуального подхода к ним;

– непрерывность – отражает необходимость реализации проектной деятельности во всех классах, начиная с первого.

Педагогические условия, которые должны быть реализованы в ходе уроков биологии:

– создание ситуаций успеха в проектной деятельности – важное учловие для эффективной реализации проекта. Учашиеся чувствуют уверенность в своих силах, верят в свои возможности, радуются достижениям.

– внедрение современных информационных технологий в процесс реализации проектной деятельности – формирование мотивации обучающихся к выполнению проектов, экономия времени выполнения проекта, эффективное представление продукта проектной деятельности;

– активная позиция обучающихся в проектной деятельности. Ее необходимость предусмотрена ФГОС ООО;

– знание учителем и обучающимися логики проектной деятельности. Учитель должен владеть инструментарием для оценки проектной деятельности (оценочные листы, экспертные заключения) каждому параметру должны соответствовать точные критерии.



Педагогические условия: создание ситуаций успеха; учет возрастных особенностей и индивидуальных различий; внедрение современных информацион-ных технологий; сбалансирован-ность учебной и проектной деятельности на уроках; активная позиция обучающихся в проектной деятельности; актуальность тем проектов и личная заинтересован-ность обучающихся; знание учителем и обучающимися логики проектной деятельности и др.

Цель: создание педагогических условий реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах.

Задачи: оказание учителем консультативной помощи, обучающимся в процессе выполнения проектов; формирование проектной компетентности обучающихся

Принципы: системность, интегративность, приоритет интересов обучающихся, непрерывность.

Уроки биологии в 8 классах


Результат: формирование проектной компетентности обучающихся

Внеурочная деятельность по биологии

Учитель биологии

Консультационная помощь










Обучающиеся








Педагогическое взаимодействие


Рисунок 1. Структурно–функциональная модель
реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах


Технологический блок модели предполагает организацию педагогического взаимодействия учителя и обучающихся как во внеурочной деятельности, так и на уроках биологии. Основной акцент сделан на реализацию проектной деятельности на уроках (проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, рефлексия, подготовка к защите, защита проекта). В обязанности учителя биологии как консультанта входит оказание помощи обучающимся на различных этапах проектной деятельности.

Результативным компонентом модели является формирование проектной компетентности обучающихся.

Все выше сказанное позволило выстроить структурно–функциональную модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах (см. рисунок 1).

Таким образом, была разработана модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах, представляющая собой совокупность целей, задач, принципов, педагогических условий, технологии и результата. Результаты внедрения модели будут описаны в главе, посвященной опытно–экспериментальной работе.

Выводы по главе I
В первой главе «Педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся в школьном курсе биологии» раскрыта сущность и типология проектной деятельности, проведен анализ программы по биологии для 8 класса, выявлены педагогические условия реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии, такие как:

– систематичность и целенаправленность в выполнении проектов;

– привлечение сети Интернет в качестве образовательного ресурса для выполнения проектов;

– формирование проектной компетентности обучающихся;

– учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся и др.

В данной главе сконструирована модель реализации проектной деятельности обучающихся на уроках биологии в 8 классах.