Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1953

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

173
9) Если на указателе перехода улицы горит красный свет, то пе- реход воспрещен.
Сейчас не горит красный свет.
Следовательно, переход не воспрещен.
Упражнение 5. Проверьте логическую состоятельность следую- щих условно-категорических силлогизмов:
1) Если верить свидетелю N, то обвиняемый был в 22.00 в Санкт-Петербурге 22 сентября, на углу ул. летчика Пилю- това и проспекта Ветеранов (Сосновая Поляна). Если верить тому же свидетелю, то обвиняемый находился днем 22 сентя- бря в станице Курчанской Краснодарского края, но либо об- виняемый не был 22 сентября в Санкт-Петербурге, либо он не был в станице Курчанской в этот день. Следовательно, нельзя верить свидетелю N.
2) В известной народной сказке говорится о надписи такого со- держания на перекрестке трех дорог: «Кто поедет прямо, бу- дет в холоде и голоде, а кто поедет вправо, тот сам будет убит, а конь останется цел, а кто поедет влево, тот сам будет жив, но конь будет убит». Куда поехал Иван-царевич?
3) Если какая-либо наука обнаруживает полезные факты или изу- чение ее способствует развитию мыслительных способностей, то она заслуживает изучения. Логика или обнаруживает по- лезные факты, или изучение ее способствует развитию мыс- лительных способностей. Следовательно, логика заслуживает изучения.
4) Если преступники суть душевнобольные, то их необходимо изолировать от общества. Если преступники суть люди душев- но-здоровые, то они должны быть наказуемы. Но преступники суть или душевнобольные, или душевно-здоровые. Следова- тельно, преступники должны быть или устранены из общества, или они должны быть наказываемы.
5) Если больной N. подвергнется операции, то вследствие сла- бости он умрет. Если он не подвергнется операции, то умрет вследствие болезни. Но больной N или подвергнется опера- ции, или не подвергнется ей. Следовательно,…?
6) Красивые цветы нравятся или вследствие их запаха, или вслед- ствие их вида. Розы нравятся вследствие их запаха. Следова- тельно, розы не любимы за их внешний вид.

174
7) Если N. отправится в Москву, то он должен заплатить за проезд на транспорте и за пребывание в гостинице. Но он не может заплатить ни за то, ни за другое. Поэтому N. не может отпра- виться в Москву.
8) Если бы он был умен, то он увидел бы свою ошибку. Если бы он был искренен, он признался бы в ней. Поэтому он или не умен, или не искренен.
9) Если бы у меня были музыкальные способности, я поступил бы в консерваторию. Если бы у меня были коммерческие наклон- ности, то я начал бы торговое дело. Но я не поступил в кон- серваторию и не начал торговое дело. Следовательно,…?
10) Если бы Цезарь был суеверен, то он уступил бы просьбам
Кальпурнии не идти в Сенат. Если бы Цезарь был осторожен, то он удалил бы Брута. Но Цезарь не уступил просьбам Каль- пурнии и не удалил Брута. Следовательно,…?
11) Дилемма Аристотеля: «Я должен принимать участие в обще- ственных делах; потому что если я буду говорить правду, то меня будут любить боги; а если я буду говорить неправду, то меня будут любить люди».
Упражнение 6. Приведем пример рассуждений Шерлока Холмса из рассказа А. Конан Дойла «Пестрая лента»:
«В ее остановившихся глазах был испуг, словно у затравленного зверя. Ей было не больше тридцати лет, но в волосах уже блестела седина.
Шерлок Холмс окинул ее своим быстрым всепонимающим взгля- дом.
- Вам нечего бояться, – сказал он, ласково погладив ее по руке.
- Я уверен, что нам удастся отстранить от Вас все неприятности...
Вы приехали утренним поездом.
- Разве Вы меня знаете?
- Нет, но я заметил в Вашей левой перчатке обратный билет. Вы рано встали, а потом, направляясь на станцию, долго тряслись в двуколке по скверной дороге.
Дама вздрогнула и в замешательстве взглянула на Холмса.
- Здесь нет никакого чуда, сударыня, – сказал он, улыбаясь. –
Левый рукав Вашего жакета, по крайней мере, в семи местах


175
обрызган грязью. Пятна совершенно свежие. Так обрызгаться можно только в двуколке, сидя слева от кучера.
- Все так и было, – сказала она».
Постройте два условно-категорических умозаключения, соответ- ствующие структуре ((a→b)∧a)→b,взяв за основу приведенные рас- суждения Шерлока Холмса.
1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   35

Упражнение 7. Условно-категорический силлогизм. Сделайте вывод, запишите формулу, определите модус и характер вывода:
1) Если человек много ходил, то он устал. Этот человек устал.
2) Люди в группе меньше бездельничают, если задача вызываю- ще трудна, притягательна и увлекательна. Задача вызывающе трудна, притягательна и увлекательна.
3) Человеку, желающему заниматься с успехом каким-нибудь ум- ственным трудом, непростительно не изучать логику. Н. хочет заниматься умственным трудом.
4) Если дует попутный ветер, то лодка идет быстро. Попутного ветра не было.
5) Если бензин дорожает, то цены на продукты растут. Цены на продукты не выросли.
6) Если М. занимается клеветой, то он должен быть привлечен к уголовной ответственности. М. привлекается к уголовной от- ветственности.
7) Если правило фигуры соблюдается, то вывод достоверный.
В данном случае правило фигуры соблюдается, значит, вывод достоверный.
8) Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эта бутылка лопнула.
9) Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет. Эту бутылку не выносили на мороз.
10) Если высказывание не подтверждено фактами, оно не убеди- тельно. Ваше высказывание не подтверждено фактами.
11) Если цены возрастут, то политическая ситуация обострится.
Цены возросли.
12) Если детям не демонстрировалась модель агрессивного пове- дения взрослого, они редко проявляли агрессию. Дети часто проявляли агрессию.
13) Если перестроить разоблачительный «ты-упрек» (Например:
«ты грубый») на «я-высказывание» (Например: «Когда ты

176
так говоришь, я раздражаюсь»), то другому человеку стано- вится легко реагировать на замечания. Я перестраиваю разо- блачительные «Ты-упреки» на «Я-высказывания».
14) Если мы хотим мира, то нам необходимо формировать и поощ- рять отзывчивость и кооперативность с самого детства. Мы не формируем и не поощряем отзывчивость и кооператив- ность с самого детства.
15) Социальные психологи уверяют, что, если обвиняемый фи- зически привлекателен, то присяжные склонны к его оправ- данию или наказанию на меньший срок. Обвиняемый физи- чески привлекателен.
16) Если у ребенка несовершенная общая и мелкая моторика, то у него отмечается недостаточная общая координация движе- ний. У ребенка отмечается достаточно развитая общая коор- динация движений.
17) Если ребенок растет в атмосфере агрессивности, то он науча- ется быть агрессивным.
18) Группы намного меньше бездельничают, если их члены – дру- зья. Члены этой группы – друзья.
19) Легко найдешь человека, который окажет тебе услугу, если будешь ценить тех, кто уже оказал ее. К. ценит тех, кто ока- зал услугу.
20) Если мы чувствуем себя счастливыми, то мир кажется друже- любным. Мир не кажется дружелюбным.
21) Если взгляды меньшинства иногда не побеждали бы, то исто- рия застыла бы в неподвижности. История не застыла в не- подвижности,
22) Если позвоночник искривлен, то страдают внутренние орга- ны. Внутренние органы не страдают.
23) Если студент-бюджетник учится на «отлично», то он получает повышенную стипендию. Этот студент-бюджетник не учится на отлично.
24) Если сильно человек голоден, то он не в состоянии работать в полную силу. Этот человек не в состоянии работать в пол- ную силу.
25) Человек будет наказан, если его участие в преступлении бу- дет доказано, Смит наказан.


177
Упражнение 8. Определите посылки и заключение в следую- щих, условно категорических умозаключениях, постройте схему вывода, определите модус и проверьте правильность умозаклю- чений по их форме:
Пример: Если Луна находится в узле своей орбиты (А), то происходит солнечное затмение (В).
Луна в новолуние находится в узле своей орбиты (А).
Следовательно, происходит солнечное затмение (В).
Если А, то В, А
– утверждающий модус. В
1) Люди оспаривали бы аксиомы математики, если этого требова- ли их интересы. Но интересы людей не затрагиваются этими аксиомами. Следовательно…
2) Если Аристотеля можно считать непогрешимым авторитетом, то логику стоит изучать. Но Аристотеля нельзя считать непо- грешимым авторитетом. Следовательно…
3) Если бы этот писатель был выразителем интересов дворянства, то он не обрушил бы всю мощь своего таланта на этот строй.
Следовательно…
4) Если бы наши приборы позволяли наблюдать явные признаки жизни на Марсе, то наличие жизни на этой планете нельзя было бы подвергнуть сомнению. Но наши приборы не позволя- ют рассмотреть на Марсе такие подробности. Следовательно…
5) Если кто похитил вещь, то он постарается ее спрятать, а обви- няемый вещь не спрятал. Значит…
6) Если бы ваш сын был убит, то он был бы поименован в списке найденных на поле сражения офицеров. Но в этом списке он не был поименован. Значит…
7) Если сделка может быть двухсторонней или многосторонней, а совершенная сделка не является двухсторонней. Значит…..
8) Если бы реформа 1861г. удовлетворяла требования крестьян, то не было бы массовых крестьянских волнений. Между тем, в ответ на опубликование Манифеста от 19 февраля за два последующих года произошло свыше 2000 крестьянских вол- нений. Значит…
9) Если он не изучал логику, то он не может решить эту задачу.
Он изучал логику. Значит…
10) Петров не будет чемпионом, если он не выиграет эту партию.
Он выиграл эту партию. Значит…

178
11) Если я не любил бы Вас самой преданной любовью, то я бы тотчас предложил Вам бежать со мной. Но я Вам этого не предлагаю. Значит…..
12) Если бы цветы поливали, то они не засохли бы. Но они засо- хли. Ясно….
13) Если в силлогизме три термина, то он правильный. В данном силлогизме три термина. Следовательно….
14) Если студент не прочитает этой книги, то он не приобретет необходимых знаний. Студент прочитал эту книгу. Значит….
15) Если х делится на шесть, то х делится на два. Значит….
Упражнение 9. По данной посыпке постройте условно-катего- рический силлогизм по правильным и неправильным модусам:
Пример: «Если машина неисправна (А), то ее в рейс отправлять нель- зя (В)».
а) Строим умозаключение по утверждающему модусу.
Машина неисправна (А). Следовательно, ее в рейс отправ- лять нельзя. (В).
Если А, то В, А
В б) Строим умозаключение по отрицательному модусу.
Машина исправна (не-А). Следовательно, ее можно от- правлять в рейс (не-В).
Если А, то В, не-А
не-В
1) «Если люди экологически не поумнеют, они обречены» (Рей- мерс Н.Ф.).
2) Если яблоки на яблоне созрели, то они падают.
3) Если экзаменатор строг, то экзамен трудно сдать.
4) Если птицы появились над морем, близко земля.
5) Если воду довести до кипения, то она будет испаряться.
6) Если туман не рассеется, то вылет будет задержан.
7) Если изменяются экономические отношения, то изменяется и правосознание.
8) Не знаешь – молчи.
9) Была бы охота, а дело найдется.
10) Суд оставляет иск без рассмотрения, если иск предъявлен недееспособным лицом.
11) Если бутылку с водой вынести на мороз, то она лопнет.
12) Если человек загрипповал, то у него поднимается высокая температура.


179
13) Если через проводник проходит электрический ток, то прово- дник нагревается.
14) Если бухта замерзла, то суда не могут входить в нее.
15) Если автомобиль попадет в аварию, то ему будет необходим ремонт.
16) Если хочешь быть хорошим оратором, учись выразительно читать.
17) Если на улице стоит Солнце, то предметы отбрасывают тень.
18) Если люди не будут мусорить, то город будет достаточно чи- стым.
19) Угрожая людям, мы усиливаем их враждебность.
20) Если есть полноценное сотрудничество между людьми, то есть доверие между ними.
21) Если ситуация провоцирует соперничество, то повышается агрессивность ее участников.
22) Если человек серьезно болен, то ему необходима помощь.
23) Если люди работают в несплоченной группе, то они склонны к пассивности.
24) Одобрение обесценивается, если становится постоянным.
25) Если за человеком во время работы наблюдают, то он стара- ется работать хорошо.
26) Если будет засуха, то посевы погибнут.
27) Поверь ему – окажешься обманутым.
28) Если условия среды становятся для клетки неблагоприятны- ми, то ее функции постепенно ослабевают.
29) «Обстоятельства переменчивы, принципы никогда» (О. Баль- зак).
30) «Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится» (Т. Фул- лер).
31) «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает» (Н. Буало).
32) «Если бы мы не льстили сами себе, нас не портила бы чужая лесть» (Ф. Ларошфуко).
Упражнение 10. Постройте приведенный текст в форме част- но-условного умозаключения, сделайте вывод, постройте схему умозаключения:
1) Если лобная кора головного мозга повреждена, то взаимодей- ствие личности с внешней средой нарушается. В этом случае

180
человек утрачивает реальное восприятие действительности, а значит, превращается в раба ситуации.
2) Обмен жилыми помещениями может быть судом признанным недействительным, если он произведен с нарушением требо- ваний, предусмотренных Жилищным кодексом РФ. В случае признания обмена недействительным стороны подлежат пере- селению в ранее занимаемые помещения.
3) Если будет снежная зима и дождливая весна, то горные реки выйдут из берегов. Если они выйдут из берегов, то их воды мо- гут размыть дороги. Если дороги окажутся размытыми, то дви- жение по ним станет невозможным и в результате многие насе- ленные пункты останутся без подвоза сырья и продовольствия.
4) Если обвиняемый занимался вымогательством, то он привле- кается к уголовной ответственности по ст. 148 УК РФ. Если он привлекается к уголовной ответственности по указанной статье, то он наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или исправительными работами на срок до двух лет.
5) Вузовская наука способна играть созидательную роль, если она твердо встанет на рельсы творчества и развития. Если вузовская наука будет играть созидательную роль, то она во многом будет определять сам ход общественного обновления.
6) Если средства производства находятся в руках отдельных лиц или части общества, то собственность приобретает частный характер. В этом случае люди становятся в неравное отноше- ние к средствам производства. Если же люди становятся в не- равное отношение к средствам производства, то в обществе возникают отношения господства и подчинения, отношения эксплуатации.
7) Брак расторгается, если судом будет установлено, что даль- нейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможными. Если брак расторгается судом, то суд выно- сит решение о расторжении брака. Если суд выносит решение о расторжении брака, то в необходимых случаях он принимает меры к защите интересов несовершеннолетних детей и нетру- доспособного супруга.
8) Если в питании человека не хватает кальция, то организм бе- рет его из костей. Если кальций вымывается из костей, то ко-