Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2447

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
154
12.3. Упражнения
Упражнение 1. Проверьте логическую состоятельность следу- ющих суждений, построенных на основе логического квадрата; укажите, в каких примерах допущены ошибки и в чем они заклю- чаются.
Пример: Истинно то, что некоторые мероприятия Наполеона были прогрессивными; значит, истинно также то, что некоторые мероприятия Наполеона не были прогрессивными. Согласно логическому квадрату если частноутвердительное суждение истинно (Iи), то частноотрицательное суждение (О) может быть как истинным, так и ложным.
1) Ложно то, что некоторые мысли невыразимы; значит, истинно то, что все мысли выразимы.
2) Ложно то, что ни один из друзей его не забыл; значит, ложно также то, что некоторые друзья его забыли.
3) Ложно то, что все дороги ведут в Рим; значит ложно то, что некоторые дороги ведут в Рим.
4) Истинно то, что некоторые болезни пока неизлечимы; значит, истинно то, что некоторые болезни излечимы.
5) Ложно то, что некоторые сражения не принесли Суворову по- беды; значит, истинно то, что некоторые сражения принесли
Суворову победу.
6) Ложно, что ни одно положение Аристотеля не является оши- бочным, значит, ложно также, что некоторые положения Ари- стотеля не являются ошибочными.
7) Истинно, что некоторые мысли можно выразить жестами; зна- чит, истинно также то, что некоторые мысли нельзя выразить жестами.
8) Ложно, что все человеческое мне чуждо; значит, истинно, что ничто человеческое мне не чуждо.
9) Ложно, что все студенты ТГМУ являются отличниками; значит ложно и то, что ни один студент ТГМУ не является отличником.
10) Ложно, что все французские энциклопедисты ХVIII века были идеалистами; значит, ложно также то, что некоторые фран- цузские энциклопедисты ХVIII в. были идеалистами.
11) Ложно, что ни каждый человек грамотен, значит истинно, что некоторые люди грамотны.
12) Истинно, что ни один учебник логики, не читается легко, зна- чит ложно, что не все учебники логики читаются легко.

155
13) Истинно, что всякое открытие ведет к новым проблемам, зна- чит, истина, что некоторые открытия не ведут к новым про- блемам.
14) Истинно, что кое-что блестяще, не является золотом; значит ложно, что некоторые золотые предметы не являются бле- стящими.
15) Истинно, что все студенты сдают экзамены; значит истинно, что все сдающие экзамены, являются студентами.
Упражнение 2. При помощи логического квадрата выведите противоположные, противоречащие, частичной совместимости и подчиненные данным суждения. Установите их истинность или ложность.
Пример: Некоторые государства являются унитарными (Iи). Ни одно государство не является унитарным (Ел). Все государства яв- ляются унитарными (Ал). Некоторые государства не являют- ся унитарными (Ои).
Пример: Всякое суждение выражается в предложении (Аи). Некоторые суждения выражаются в предложении (Iи). Ни одно суждение не выражается в предложении (Ел). Некоторые суждения не выражаются в предложении (Ол).
1) Некоторые проступки не являются преднамеренными.
2) Некоторые писатели являются авторами фантастических рома- нов.
3) Большинство студентов нашего университета хорошо знает информатику.
4) Часть военнослужащих является офицерами.
5) Некоторые суждения не являются простыми.
6) Не все то золото, что блестит.
7) Некоторые микробы вредны для здоровья человека.
8) Некоторые книги В. Гюго мне не понравились.
9) Все ягоды съедобны.
10) Некоторые восстания были победоносны.
11) Люди здесь все жизнерадостные.
12) Не бывает специалистов, никогда ни в чем не ошибающихся.
13) Не все, хорошо знающие математику, специально ее изучали в вузе.
14) Во многих стихах М. Лермонтова романтизм сочетается с лю- бовью к Родине.


156
15) Неверно, что никакое доброе дело не остается безнаказанным.
16) Ни один человек себе не враг.
17) Все математики – ученые.
18) Каждый студент изучает какую-нибудь науку.
19) Некоторые заблуждения невозможно рационально доказать.
20) Среди русских художников есть немало известных пейзажи- стов.
21) «Не всякому офицеру мундир к лицу» (Козьма Прутков).
22) Большинство студентов успешно сдали сессию.
23) Многие реки России красивы.
24) Все студенты сдают экзамены.
25) Ни одна звезда не является обитаемой.
26) Все реки судоходны.
27) Маленький ребенок имеет право на любовь и заботу всех род- ственников.
28) Все сделки, не соответствующие требованиям закона, явля- ются недействительными.
29) Ни один член семьи Ивановых не работает в области искус- ства.
30) Все теракты приносят обществу только ущерб.
Упражнение 4. Установите, в каком отношении находятся сле- дующие простые суждения:
1) Все взрослые когда-то были детьми. Некоторые взрослые ког- да-то были детьми.
2) Каждый человек имеет право на свою точку зрения. Есть люди, которые имеют право на свою точку зрения.
3) Некоторые адвокаты обладают ораторскими способностями. Не- которые адвокаты не обладают ораторскими способностями.
4) Среди категорических суждений есть утвердительные. Ни одно категорическое суждение не являются утвердительным.
5) Он не мог не знать, что совершает ошибку. Он мог и не знать, что совершает ошибку.
6) Некоторые писатели – драматурги. Некоторые писатели не яв- ляются драматургами.
7) Каждый человек имеет свой характер. У всех людей разные характеры.
8) Книги Б.Ахмадуллиной широко известны. Среди книг Б.Ахма- дуллиной есть такие, которые широко известны.

157
Упражнение 5. Выясните, могут ли быть одновременно истин- ными следующие суждения:
1) Осень в этом году была холодной и дождливой. Холодно и дожд- ливо было этой осенью.
2) Зина и Вера – дочери Ивана Сергеевича. Иван Сергеевич – отец Зины и Веры.
3) Эта фигура – или квадрат, или ромб. Эта фигура – ромб.
4) Если он опоздал, то, значит, пришел не вовремя. Если он при- шел не вовремя, то, значит, он опоздал.
5) Все в нашей компании от этих слов покатились со смеху. Все в нашей компании после этих слов захихикали.
6) Беда, коли пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачать пи- рожник. Не беда коли пироги начнет печь не-сапожник, а са- поги тачать не-пирожник.
7) Все спортсмены этой команды мастера спорта. Лишь некото- рые спортсмены этой команды мастера спорта.
8) Всякое письмо, как и разговор, требует искусства. Не всякое письмо требует искусства.
9) Некоторые врачи хорошо знают своих пациентов. Некоторые врачи не знают хорошо своих пациентов.
10) Если я куплю билеты, то мы пойдем в театр. Я куплю билеты, и мы пойдем в театр.
12.4. Задачи
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (6)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате-


158
ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
В шестой лечебнице, куда наведался Крейг, он спросил одного из обитателей:
- Считаете ли вы себя пациентом? Помедлив, тот ответил:
- Думаю, что считаю.
Все ли в порядке в этой лечебнице?

159
ТЕМА 13
СОКРАЩЕННЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ
13.1. Методические указания к теме
Цели: 1)научиться восстанавливать неполные умозаключения до полных; 2) научиться строить умозаключения из суждений с отноше- ниями.
Силлогизмы не всегда высказываются полностью. Часто одна из посылок или заключение опускаются. Такие рассуждения называют- ся энтимемами (от греческого «энтиме» – «в уме»).
Различаются три вида энтимем:
энтимема, в которой пропущена большая посылка и содержащая, следовательно, только меньшую посылку и заключение; энтимема, в которой отсутствует меньшая посылка и состоящая из большей посылки и заключения; энтимема, в которой пропущено заключение и имеющая, таким образом, только большую и меньшую посылки.
Поскольку энтимема является сокращенным силлогизмом, постоль- ку она всегда состоит лишь из двух суждений, содержащих тем не ме- нее все три необходимые термина структурно целостного силлогизма:
S (меньший термин), P (больший термин) и М (средний термин). Это важно, ибо, имея дело с энтимемой, возникает необходимость восста- новления ее до полного силлогизма с целью проверки того, а не допу- щена ли ошибка в той части энтимемы, которая пропущена.
Примерная схема проверки правильности содержащегося (или подразумеваемого) в энтимеме заключения, т.е. восстановления дан- ной энтимемы в полный силлогизм, такова:
1) необходимо найти заключение (если оно есть), помещающее- ся обычно после слов: «значит», «следовательно» и т.п., или перед словами «потому что», «ибо», «так как». При этом следует так сфор- мулировать заключение, чтобы меньший и больший термины были ясно выражены;
2) если пропущена одна из посылок, необходимо установить, ко- торая из посылок (большая или меньшая) имеется. Большая посылка, как известно, содержит больший термин – P – (предикат вывода), меньшая – меньший – S (субъект вывода);


160
3) зная, какая из посылок отсутствует, а также зная средний тер- мин (он имеется в той посылке, которая наличествует), следует опре- делить оба термина недостающей посылки.
Для проверки правильности энтимемы нужно попытаться вос- становить пропущенную часть таким образом, чтобы получился пра- вильный силлогизм. Если этого сделать нельзя, то энтимема является неправильной, если удается, то правильной.
В процессе мышления силлогизмы соединяются между собой, об- разуя цепи силлогизмов – сложные силлогизмы и полисиллогизмы.
Цепь силлогизмов, в которых заключение одного силлогизма стано- вится посылкой следующего, называется полисиллогизмом.
Полисиллогизм, в котором пропущены некоторые посылки (боль-
шая или меньшая), называется соритом. Существует два вида сори- тов: аристотелевский и гоклениевский. Для аристотелевского сорита характерно, что в нем, начиная со второго силлогизма цепи силло- гизмов, пропущена меньшая посылка. Силлогизм, в котором, начиная со второго силлогизма в цепи силлогизмов, пропускается большая посылка, называется гоклениевским.
Эпихейрема – это такой сложносокращенный силлогизм, в кото-
ром посылками являются энтимемы.
13.2. Вопросы для самоконтроля
1) Что такое энтимема и ее виды?
2) Какова структура энтимем?
3) Какие существуют правила проверки правильности энтимем?
4) Что собою представляет полисиллогизм?
5) Каковы правила восстановления силлогизма из полисилло- гизма?
6) В чем особенность эпихейремы?
7) Какое умозаключение называют сложным?
8) Что в логике называют соритом?
9) Как проверяются на правильность эпихейремы?
10) Чем отличаются друг от друга виды полисиллогизмов?
13.3. Упражнения
Упражнение 1. Восстановите энтимему в полный силлогизм, и проверьте умозаключение:

161
1) Как и всякое вещество, живая материя построена из молекул и атомов.
2) Болезненные эмоции нерациональны. Они подталкивают нас к предположению, что видимость и реальность однозначно со- впадают.
3) Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
4) Все граждане России имеют право на труд, а Петров – россия- нин.
5) Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав.
6) Религиозный обряд брака не имеет правового значения, зна- чит, брак между П. и К. не имеет правового значения.
7) Джон Стюарт Милль был логиком, и в то же время он был вы- дающимся социальным мыслителем.
8) Все киты – млекопитающие, значит, и дельфины млекопита- ющие.
9) Ложь заслуживает презрения, так как она безнравственна.
10) Н. болеет аллергией, поэтому ему запрещено сладкое.
11) Все преступники должны быть наказаны за совершенное зло, а Н. – преступник.
12) Все вечнозеленые деревья не сбрасывают на зиму листву.
Значит, и ель не сбрасывает на зиму листву.
13) Вулканические извержения, землетрясения и эпидемии нель- зя истолковывать как предупреждения порочным людям, так как они одинаково поражают и невиновного и виновного.
14) Китовая акула питается планктоном, значит, некоторые аку- лы питаются планктоном.
15) Эвкалипт поворачивает свои листья ребром к солнечным лу- чам, и поэтому он почти не теряет влагу.
16) Все деревья имеют стволы, поэтому банан – не дерево.
17) Увидеть летучую мышь непросто. Она – ночной зверек.
18) Римляне были народом великолепно образованным и в то же время удивительно жестоким.
19) Китайцы изобрели бумагу, так как именно Цай-Лунь изобрел бумагу.
20) Как и все африканские слоны, Бамбо был диковатым.
21) Ни один юрист не может быть вполне беспристрастным, так как ни один человек не может быть вполне беспристрастным.


162
22) Все цветы – живые организмы, так как все цветы – растения.
23) Все преступники – люди, а некоторые люди заслуживают ува- жения.
24) Простой категорический силлогизм строится из двух простых посылок, а это рассуждение не строится из двух простых по- сылок.
25) Как и все честные люди, Сахаров боролся за мир.
26) Произвольное внимание – вид внимания, следовательно, про- извольное внимание – важное и необходимое условие всех видов деятельности человека.
27) Все зимующие птицы зимой не улетают на юг, поэтому воро- бьи зимой не улетают на юг.
28) Романс – музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением, а элегия – жанровая разновидность романса.
29) «…Все заключения из опыта суть действия привычки, а не рассуждения. Итак, привычка есть великий руководитель че- ловеческой жизни» (Д. Юм).
Упражнение 2. Отпуская последовательно большую и меньшую посылки и заключение, преобразуйте умозаключение в сокра- щенный силлогизм (энтимему):
Пример: Все слушатели юридического факультета изучают логику.
Сергеев – слушатель юридического факультета, следова- тельно, Сергеев тоже изучает логику.
Нет большей посылки: Сергеев – слушатель юридического факультета, следовательно, он изучает логику.
Нет меньшей посылки: Все слушатели юридического фа- культета изучают логику, следовательно, и Сергеев изучает логику.
Нет заключения: Все слушатели юридического факультета изучают логику, а Сергеев – слушатель юридического фа- культета.
1) Лицо, совершившее кражу личного имущества, привлекается к уголовной ответственности по ст. 158 УК РФ. Дмитриев не может быть привлечен к уголовной ответственности по ст. 158, следовательно, кражу личного имущества он не совершал.
2) Уголовное дело не может быть возбуждено, если отсутствует состав преступления. В данном случае состав преступления от- сутствует, значит, уголовное дело не может быть возбуждено.

163
3) Суждение может быть простым или сложным. Это суждение яв- ляется простым, значит оно не является сложным.
4) Супруги должны материально поддерживать друг друга. Алек- сей и Ольга супруги, значит, они обязаны поддерживать мате- риально друг друга.
5) Родители не могут быть восстановлены в родительских правах, если дети усыновлены другими лицами. Дети усыновлены дру- гими лицами, поэтому родители не могут быть восстановлены в родительских правах.
6) Регистрация рождения производится в органах записи актов гражданского состояния по месту рождения детей, либо по месту жительства родителей или одного из них. Регистрация рождения Антона произведена по месту его рождения, сле- довательно, она не производилась по месту жительства его родителей.
7) Жилищные споры разрешаются судом, арбитражем, третейским судом, товарищеским судом, а также другими уполномоченны- ми на то органами. Данный жилищный спор не разрешается ни судом, ни арбитражем, ни третейским судом, ни другим упол- номоченным органом, следовательно, он решается товарище- ским судом.
8) Лица, дающие заведомо ложные показания, привлекаются к уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ. Смирнов не мо- жет быть привлечен к уголовной ответственности по данной статье. Значит, заведомо ложных показаний он не давал.
9) Лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли сроки, указан- ные в ст. 78 УК РФ. Федоров может быть привлечен к уголов- ной ответственности, значит, со дня совершения им престу- пления сроки, указанные в ст. 78 УК РФ, не истекли.
10) Приговор суда может быть обвинительным или оправдатель- ным. По данному делу не вынесен приговор. Значит, приго- вор по этому делу является оправдательным.
Упражнение 3. Восстановите пропущенную часть в сокращен- ных силлогизмах:
Пример: Обвиняемый имеет право на защиту. Следовательно, Леон- тьев имеет право на защиту.