Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2450

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

181
сти становятся хрупкими. Если кости хрупкие, то возможны переломы.
9) Если не ухаживать за зубами, то возникнет кариес; в этом случае, участки зубной эмали деминерализуются, и затем зуб разрушается.
10) Если поставить ртутно-амальгамовую пломбу, то токсические материалы будут поступать в организм, а через некоторое время будут проблемы с почками.
11) Если гнев становится привычным состоянием, какими бы об- разованными, богатыми или могущественными мы ни были, – люди все равно начнут просто-напросто избегать нас. В этом случае нам грозит одиночество.
12) Родители, уплачивающие алименты на несовершеннолетних детей, могут быть привлечены к участию в дополнительных расходах, вызванных исключительными обстоятельствами
(тяжелая болезнь, увечье ребенка и т.п.). Размеры участия в таких расходах определяются судом с учетом материально- го и семейного положения родителей.
13) Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости... к такому лицу по назначению суда могут быть применены меры медицинского характера.
14) В исключительных случаях, когда предоставление отпуска рабочему или служащему в текущем рабочем году может не- благоприятно отразиться на нормальном ходе работы пред- приятия, учреждения, организации, допускается с согласия работника и по согласованию с профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации перенесение отпу- ска на следующий рабочий год. Перенесенный отпуск может быть присоединен к отпуску за следующий рабочий год.
15) В случаях, когда ребенок не проживает с родителями и по- следние уклоняются от обязанностей по его воспитанию, над ребенком устанавливается опека или попечительство. Орга- ны опеки и попечительства в этом случае вправе требовать по суду лишения родителей родительских прав.
16) Если лицо человека скрыто под маской, то его трудно иден- тифицировать. В этом случае люди действуют более раскре- пощенно.

182
17) Если я не решу экзаменационную задачу, то не получу хоро- шую отметку. Тогда у меня не будет стипендии.
18) «Не было гвоздя – подкова пропала. Подкова пропала – ло- шадь захромала. Лошадь захромала – командир убит. Конни- ца разбита, армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя» (С.Я. Маршак).
19) Если вам трудно решать логические задачи сразу после про- слушанных лекций, то вы можете воспользоваться существу- ющей учебной литературой по логике. В этом случае выби- райте ту литературу, в которой достаточно много примеров
(например, таких авторов, как Ивлев В.И., Гетманова А.А. Ни- кифоров Л.А.).
20) При условии правильного решения всех задач по определен- ной теме, студент привлекается к консультированию других студентов группы по данной теме. В этом случае студент при- обретает дополнительные возможности к развитию логиче- ских способностей, искусства аргументации.
21) Студент, подготовленный к занятиям, как правило хорошо постигает смысл изучаемого материала. В этом случае он не напрасно теряет учебное время. И тогда он вовремя получит необходимую отметку в зачетке.
22) Если мы проводим много времени у телевизора, то у нас его мало остается для умственного, духовного или физического развития. В этом случае мы вырастаем плохо подготовленны- ми для жизни, полезной для общества.
23) Если нервная система человека страдает, то страдают и дру- гие системы человека (эндокринная, пищеварительная и т.д.).
В этом случае может развиться болезнь какого-нибудь органа.
24) У ребенка будет формироваться спонтанное доброжелатель- ное отношение к среде, если он уверен в доброжелатель- ности окружающей среды. В этом случае ребенок вырастает уверенным в себе и доброжелательным человеком.
25) Если взрослые при воспитании ребенка применяют агрессию, то ребенок перенимает ее как модель поведения по отноше- нию к другим детям. В этом случае ребенку трудно научиться доброжелательному поведению.


183
Упражнение 11. Придумайте умозаключение, построенное по формуле:
((a→b) ∧ b¯ )→ ā.
Упражнение 12. Даны три следующие посылки: а) если целое число оканчивается на 0 или 2, то оно делится на 2; б). Данное число делится на 2; в) данное число не оканчивается на 0. Выте- кает ли из этих посылок логическое следствие, что число оканчи- вается на 2?
Упражнение 13. Выявить логическую форму данного умозаклю- чения; определить его вид; указать, является ли оно правильным:
1) Если А. – хороший адвокат, то он выиграет это дело. А. выи- грал это дело. Значит, он хороший адвокат.
2) Если тело является кристаллическим, то оно имеет опреде- ленную температуру плавления. Данное тело не является кри- сталлическим, поскольку не имеет определенной температуры плавления.
3) Если бы рост народонаселения был определяющей силой раз- вития общества, то от плотности населения зависел бы уровень развития общества. Однако данные показывают, что уровень развития общества не определяется плотностью населения.
Значит, рост народонаселения не является определяющей си- лой развития общества.
5) Если будет идти снег, то машину будет трудно вести. Если ма- шину будет трудно вести, то А. опоздает. Значит, если будет идти снег, то А. опоздает.
6) Если лекции содержательны, то их записывают, но не слушают.
А если лекции занимательны, то их слушают, но не записыва- ют. Но лекции являются содержательными или занимательны- ми. Значит, лекции записывают, но не слушают или слушают, но не записывают.
Упражнение 14. Определите вид дилеммы. Сделайте вывод, по- стройте схему. Определите характер вывода.
1) Если птица летит в одном направлении со стаей, то примыкает к ней, нет – летит в одиночестве. Но птица или летит, или не летит в одном направлении со стаей.

184
2) Нет смысла волноваться, если что-то можно сделать. Также нет смысла волноваться, если ничего нельзя сделать. В любой ситуации что-то можно сделать, либо ничего нельзя сделать.
3) Если человек очень добр и мудр, то он спокоен. Этот человек неспокоен.
4) Если человек счастлив, то в нем легко возникают положитель- ные эмоции и он открыт для общения. Этот человек не умеет радоваться или он закрыт для общения.
14.4. Задачи
Допрос
«Вы меня совершенно запутали! Кто из вас лжет? Кто говорит правду?» – воскликнул раздосадовано следователь на очной ставке, обращаясь к двум допрашиваемым. «Я говорю правду», – хором от- реагировали оба. «Хорошо, – сказал следователь. – Тогда я поставлю вопрос несколько по-другому. Что бы мне ответил ваш оппонент, если бы я попросил его оценить правдивость ваших слов?» Выслушав от- веты обоих, следователь удовлетворенно улыбнулся. Теперь он знал, с кем имеет дело. Как следователь определил, кто из них лжец?
Ограбление
Ограблен склад. Подозреваются лишь. А, Б или С. Известно, что С всегда «работает» без помощников. А и Б – близнецы, по характеру робки и всегда «идут на дело» с соучастником. Одного из близнецов в момент ограбления видели в другом конце города. Кто виновен?
(Решите задачу и укажите логические правила вывода, используе- мые при ее решении).
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (8)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих медицин- ских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что


1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   35

185
все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
Обстановка в восьмой лечебнице оказалась совсем запуганной, но в конечном счете Крейг и тут сумел докопаться до сути. По ходу дела он обнаружил следующие обстоятельства:
1. Для любых двух обитателей больницы А и В выполняется усло- вие: А либо доверяет, либо не доверяет В.
2. Некоторые из обитателей больницы являются наставниками для других. Каждый обитатель имеет, по крайней мере, одно- го наставника.
3. Ни один обитатель А не желает быть наставником обитателя В, если А не считает, что В доверяет самому себе.
4. Для любого обитателя А всегда найдется обитатель В, доверя- ющий тем и только тем обитателям лечебницы, которые име- ют, по крайней мере, одного наставника, которому доверяет
А. (Другими словами для любого обитателя X выполняется ус- ловие: В доверяет X, если А доверяет какому-нибудь настав- нику X, и В не доверяет X, если А не доверяет никакому на- ставнику X.)
5. Существует один обитатель лечебницы, который доверяет всем пациентам и не доверяет никому из докторов.
Инспектор Крейг довольно долго обдумывал сложившуюся ситу- ацию и в конечном счете все же сумел доказать, что либо один из пациентов находится в здравом уме, либо один из докторов лишился рассудка. Сумеете ли вы найти это доказательство?
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (9)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди-

186
цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
В лечебнице Крейг имел беседу с четырьмя ее обитателями А, В, С и D. А считал, что психическое состояние В и С одинаково. В считал, что психическое состояние А и D одинаково. Кроме того, на вопрос инспектора, заданный С: «Являетесь ли вы и D оба докторами?»,
С ответил: «Нет».
Все ли обстоит благополучно в данной лечебнице?
14.4. Задачи
Кто сказал правду?
Увидев сразу две двери вместо одной, первоклашка засомневал- ся. «Скажите, пожалуйста, обратился он к проходившему мимо стар- шекласснику, – где здесь мужская раздевалка, слева или справа?»
«Выбирай любую», – рассмеялся тот в ответ. Малыш знал, что в шко- ле ребята разыгрывают друг друга и вполне могут соврать. Пришлось обращаться с тем же вопросом к другому. «Не знаю, по крайней мере, одна из них женская», – ответил второй старшеклассник. Сомнения еще больше усилились. «А мне один сказал – выбирай любую!? Ска- жите, если бы я спросил у него относительно правдивости ваших слов, что бы он мне ответил?» «Конечно, подтвердил бы, что я гово- рю правду». «Ну, теперь ясно, мне сюда», – решил малыш. Куда?


187
ТЕМА 15
РАЗДЕЛИТЕЛЬНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
15.1. Методические указания к теме
Цель: изучить действенные приемы мышления для выдвижения и проверки суждений и умозаключений.
Умозаключение, в котором на месте большей посылки – суждение разделительное, а на месте меньшей посылки – суждение категори- ческое, называется разделительно-категорический силлогизм.
В разделительно-категорическом силлогизме можно выделить четыре их разновидности, или модуса:
В v С В v С В v С В v С
В не-В С не-С
не-С С не-В В
Однако легко обнаружить, что здесь фактически лишь два их вида, поскольку каждый из них имеет свою пару. Поэтому, обыч- но и говорится, что разделительно-категорический силлогизм имеет только два правильных модуса: утверждающе-отрицающий и отрица- юще-утверждающий.
В разделительном силлогизме правильность вывода будет гаран- тирована лишь тогда, когда в разделительной посылке будут пере- числены все члены деления (деление должно быть полным), и при этом члены деления должны исключать друг друга, что следует из уже известного правила деления.
В умозаключении по утверждающе-отрицающему модусу произ- водится отрицание посредством утверждения.
Пример: Облигации могут быть предъявительскими или именными.
Данная облигация предъявительская.
Следовательно, данная облигация не является именной.
Этот модус имеет формулу: А v В, А не-В
Вторая категорическая посылка утверждает один из членов дизъюнкции; в выводе отрицается другой ее член.
В умозаключении по отрицающе-утверждающему модусу про- изводится утверждение посредством отрицания.
Пример: Приговор суда может быть или обвинительным, или оправда- тельным.
Приговор суда по данному делу не является обвинительным.
Следовательно, он является оправдательным.

188
Формула этого модуса:
А v В, не А
В.
Вторая посылка отрицает один из членов дизъюнкции, вывод утверждает другой ее член.
Условиями правильного вывода по модусам разделительного силлогизма являются:
1. В утверждающе-отрицающем модусе разделительная посылка должна быть исключающе-разделительным суждением.
Из соединительно-разделительной посылки вывод по этому модусу с необходимостью не следует.
Пример: из посылок:
Это преступление совершил G, или F, или D.
Это преступление совершил G.
Нельзя с необходимостью сказать, что это преступление не совершил ни F, ни D. Действительно, преступление могли, на- пример, совершить G, F и D в соучастии.
2. В отрицающе-утверждающем модусе в разделительной посыл- ке должны быть перечислены все возможные альтернативы.
Пример: Смерть могла наступить в результате убийства или самоубий- ства.
Смерть не могла наступить в результате самоубийства.
Следовательно, смерть произошла в результате убийства.
Данное умозаключение может оказаться ложным, если, на- пример, смерть произошла в результате несчастного случая.
Однако вывод будет правильным по утверждающе-отрицаю- щему модусу.
15.2. Вопросы для самопроверки
1) Какие силлогизмы называются разделительными и какие их типы мы различаем?
2) От чего зависит достоверность разделительных силлогизмов?
3) Что называется альтернативой?
4) Что такое дилемма?
5) Что такое трилемма?
6) От чего зависит достоверность лемматического умозаключе- ния?
7) Какие модусы делают разделительно-категорические силло- гизмы истинными и ложными?