ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 2446
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
164
Заключение:
Леонтьев имеет право на защиту.
S P
Посылка: Обвиняемый имеет право на защиту (является большей),
М Р
т.к. в нее входит больший термин (предикат заключения).
Пропущена меньшая посылка:
Леонтьев
–
обвиняемый,
S M
которая содержит меньший термин (субъект заключения).
Полный силлогизм:
Обвиняемый имеет право на защиту
М Р
Леонтьев
–
обвиняемый.
S M
____________________________
Леонтьев имеет право на защиту
S P
1) Этот студент не является отличником, так как он имеет удов- летворительные оценки по ряду предметов.
2) Роман «Война и мир» – гениальное произведение, ибо оно – реалистическое произведение.
3) У хороших преподавателей не бывает плохих студентов. Зна- чит, ты не являешься хорошим преподавателем.
4) Иванов обязан соблюдать правила дорожного движения, так как все люди обязаны соблюдать правила дорожного движе- ния.
5) Обвиняемый имеет право на защиту, а G. – обвиняемый.
6) Каждый гражданин Российской федерации имеет права и обя- занности, а он – гражданин Российской Федерации.
7) Этот человек может работать врачом, так как все выпускники медицинских вузов могут работать врачами.
8) Трудовой договор не был заключен в письменной форме, сле- довательно, он был заключен в устной форме.
9) Работа – не вол, поэтому она в лес не убежит.
10) Большинство существительных русского языка склоняются, а слово «навстречу» не склоняется.
1 ... 11 12 13 14 15 16 17 18 ... 35
Упражнение 4. Произведите логический разбор следующих эн- тимем и убедитесь в их состоятельности (или несостоятельности):
1) Он был марксист, а, следовательно, материалист.
2) «Анжело – лицемер, потому, что его гласные действия проти- воречат тайным страстям» (А.С.Пушкин)
165
3) Ласточки летают низко над землей: скоро быть дождю.
4) Комета есть небесное тело, следовательно, она подчиняется закону всемирного тяготения.
5) Хиромантия основана на вере, следовательно, она не является наукой.
6) Платон жил в IV в. до н.э., следовательно, некоторые филосо- фы, жившие в IV в. до н.э. были идеалистами.
7) Ты был на месте преступления в момент его совершения, зна- чит ты участник этого преступления.
8) Настоящий профессионал хорошо знает свое дело, а ты – нет.
Упражнение 5. Являются ли следующие суждения энтимемами?
1) Поскольку он юрист, он должен знать права человека.
2) Раз Вы не знаете правил логики, то не можете понять ошибки в рассуждении.
3) Вода замерзла, так как температура понизилась.
Упражнение 6. По данному выводному суждению постройте простой категорический силлогизм.
1) Этот человек редко простужается.
2) Некоторые бюрократы честные люди.
3) П. не может быть присяжным в этом деле.
4) К. будет сложно получить зачет.
5) В. не будет чемпионом.
6) С. – недисциплинированный студент.
7) Все кошки – позвоночные.
8) Агрессия вредна для здоровья.
9) Этот поступок заслуживает уважения.
10) Современная молодежь мало читает.
11) Конфуций – великий философ.
12) Ц. должен быть поощрен.
13) Воробьи зимой не улетают на юг.
14) У Уды есть исток.
15) Клен осенью сбрасывает листья.
16) Эту книгу редко спрашивают в библиотеке.
17) Кенгуру обитают в Австралии.
18) Этому автомобилю необходим ремонт.
19) Дети нуждаются в добром отношении.
166
20) Это рассуждение не является простым категорическим силло- гизмом.
21) Р. должен быть наказан.
22) Этот человек не может работать юристом.
23) Честность помогает в жизни.
24) Курумканские горы трудны для восхождения.
25) Н. – воспитанный человек.
Упражнение 7. Произведите логический анализ соритов, вос- становив входящие в них силлогизмы, определите их вид.
Пример: Три – нечетное число.
Все нечетные числа – натуральные числа.
Все рациональные числа – действительные числа.
Три – действительное число.
Восстановим сорит в цепь полных силлогизмов. Это пример аристотелевского сорита, так как в нем, начиная со второ- го силлогизма, пропущена меньшая посылка, т.е. посылка
«три», содержащая субъект заключения. Чтобы убедиться в этом, восстановим соответствующий полисиллогизм.
Первый силлогизм выглядит так:
Все нечетные числа – натуральные числа.
(
Три – нечетное число
).
Следовательно, три – натуральное число.
Второй силлогизм:
Все натуральные числа – рациональные числа.
(
Три – натуральное число
).
Следовательно, три – рациональное число.
Третий силлогизм:
Все рациональные числа – действительные числа.
(
Три – рациональное число
).
Следовательно, три – действительное число.
В скобки в данном случае заключены опущенные в сорите посылки.
1) Гражданин G. является лицом, которому преступлением при- чинен имущественный вред и которое признается потерпев- шим. Лицо, которому преступлением причинен имущественный вред, признается потерпевшим. Потерпевший вправе давать показания по делу. Гражданин G. вправе давать показания по делу.
2) Всякий организм смертен, всякое существо есть живой орга- низм, а я – человек. Следовательно, я смертен.
3) Всякий гражданин должен исполнять свой долг перед Родиной.
Всякий студент является гражданином. Всякий учащийся на-
167
шей группы – студент. Ты студент нашей группы. Значит, ты обязан исполнять свой долг перед Родиной. 4. Всякая живая клетка включает в себя протоплазму, всякий живой организм включает живые клетки. Всякое животное есть организм.
5) Ответчик имеет право участвовать в исследовании доказа- тельств в гражданском процессе. Ответчик признается сторо- ной в гражданском процессе. G. – ответчик. G. причинил вред имуществу гражданина F. Следовательно, G. имеет право уча- ствовать в исследовании доказательств в данном процессе.
6) Все ромбы – параллелограммы. Все ромбы имеют попарно па- раллельные стороны. Все квадраты – ромбы. Квадраты име- ют взаимноперпендикулярные диагонали, делящееся в их точке пересечения. Следовательно, все квадраты – паралле- лограммы.
7) Щелочные металлы разлагают воду при обычной температуре.
Натрий – щелочной металл. Полученный нами в лаборатории металл не разлагает воду при обычной температуре. Следова- тельно, полученный в лаборатории металл не натрий.
8) Всякое безвозмездное присвоение продуктов чужого труда – эксплуатация. Принадлежность к классу рабовладельцев – значит безвозмездно присваивать продукты чужого труда.
Жить на доход от ценных бумаг – значит принадлежать к клас- су рабовладельцев. Следовательно, жить на доход от ценных бумаг – быть эксплуататором.
9) Этот лед шумит; а то, что шумит, – движется; что движется, то не замерзло; что не замерзло, то жидкое; а жидкое сгибается под тяжестью; значит, этот лед сгибается под тяжестью (Рас- суждение лисы у Плутарха).
10) Петров юрист, потому что он адвокат. Все юристы законопо- слушные граждане, а все законопослушные граждане соблю- дают законы. Петров соблюдает законы.
11) Журналисты, служащие у G., целиком зависят от своего хозя- ина. А кто зависит от своего хозяина, должен выполнять его требования. Выполнять же требования G. означает бессо- вестно лгать. Поэтому журналисты, служащие у G. лгут бес- совестно.
168
12) Всякое общественно опасное деяние наказуемо. Преступле- ние – общественно опасное деяние. Склонение к потребле- нию наркотических средств – преступление. Следовательно, склонение к потреблению наркотических средств наказуемо.
13) Нарушение таможенных правил – противоправное деяние.
Сокрытие товаров от таможенного контроля является на- рушением таможенных правил. Противоправное деяние на- казуемо. Следовательно, сокрытие товаров от таможенного контроля наказуемо.
14) Буцефал есть лошадь. Лошадь есть четвероногое. Четвероно- гое есть животное. Животное есть субстанция. Буцефал есть субстанция.
15) Животное есть субстанция. Четвероногое есть животное. Ло- шадь есть четвероногое. Буцефал есть лошадь. Буцефал есть субстанция.
13.4 Задачи
Лжец
Укажите на логическую ошибку:
Возможно, что лгун сознается в том, что он лжец. В таком случае он скажет правду. Но тот, который говорит правду, не есть лгун. Сле- довательно, возможно, что лгун не есть лгун.
Эватл
Укажите на логическую ошибку:
Эватл брал уроки софистики у софиста Протагора под тем ус- ловием, что гонорар он уплатит только в том случае, если выиграет первый процесс. Ученик после обучения не взял на себя ведения какого-либо процесса и потому считал себя вправе не платить го- норара. Учитель грозил подать жалобу в суд, говоря ему следую- щее: «Судьи или присудят тебя к уплате гонорара или не присудят.
В обоих случаях ты должен будешь уплатить. В первом случае в силу приговора судьи, во втором случае в силу нашего договора». На это
Эватл отвечал: «Ни в том, ни в другом случае я не заплачу. Если меня присудят к уплате, то я, проиграв первый процесс, не заплачу в силу нашего договора, если же меня не присудят к уплате гонорара, то я не заплачу в силу приговора суда».
169
В чем состоит нарушение законов логики, допущенное в этом со- физме? Ошибка становится ясной, если мы раздельно поставим два вопроса: 1) должен ли Эватл платить или нет и 2) выполнены ли ус- ловия договора или нет.
Статуя
Укажите на логическую ошибку:
Эта статуя – художественное произведение. Но эта статуя принад- лежит тебе. Следовательно, это твое художественное произведение.
Лекарство
Укажите на логическую ошибку:
в) Лекарство употреблять полезно. Чем больше пользы, тем луч- ше. Значит, чем больше употребляешь лекарства, тем лучше.
Диалог
Укажите на логическую ошибку:
- Знаешь ли ты, о чем я хочу тебя спросить?
- Нет.
- Знаешь ли ты, что добродетель есть добро?
- Знаю.
- Об этом я тебя и хотел спросить. Значит, ты не знаешь того, что знаешь.
Рогатый
Укажите на логическую ошибку:
То, чего ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов. Следо- вательно, ты имеешь рога.
Куча
Укажите на логическую ошибку:
Будет ли куча песку, из которой мы взяли одну песчинку, счи- таться кучей? Да, будет. А если взять ещё одну песчинку? Будет. Так как при последовательном отнятии по одной песчинке куча не пере- стаёт быть кучей, то одна песчинка должна называться кучей.
170
ТЕМА 14
УСЛОВНО-КАТЕГОРИЧЕСКИЙ СИЛЛОГИЗМ
14.1. Методические указания к теме
Цель: изучить действенные приемы мышления для выдвижения и проверки версий выводов.
Помимо простых, среди дедуктивных умозаключений встречают- ся и сложные. К ним относят: чисто условный силлогизм (когда обе посылки – условные суждения), условно-категорический силлогизм
(в котором большая посылка является условным суждением, мень- шая – категорическим, а выводом всегда является категорическое суждение), чисто разделительный силлогизм (когда обе посылки – разделительные суждения), разделительно-категорический силло-
гизм и условно-разделительный.
Пользуясь условно-категорическим силлогизмом следует всегда помнить, что он дает достоверные (истинные) выводы лишь в двух случаях: 1) когда мысль идет от утверждения основания к утверж- дению следствия (утвердительный, конструктивный модус – modus ponens); 2) если мысль идет от отрицания следствия к отрицанию основания (отрицательный деструктивный модус – modus tollens).
Пример: 1) Если вода специально нагревается, то она интенсивно ис- паряется.
2) Вода нагревается.
Следовательно, она испаряется.
Здесь все верно, ибо мысль развивается от утверждения ос- нования – «вода специально нагревается» – к утверждению следствия: – «она интенсивно испаряется» (modus ponens).
Если же мы скажем, что «вода специально не нагревается», то достоверный вывод о том, что «она интенсивно не испа- ряется» мы сделать не сможем, ибо она может испаряться в силу естественных причин.
Достоверный вывод достигается и в том случае, когда мы от отрицания следствия переходим к отрицанию основания.
Имея в виду прежний пример, построим следующий услов- но-категорический силлогизм:
1) Если вода специально нагревается, то она интенсивно ис- паряется.
2) (В данном случае) она интенсивно не испаряется.
Следовательно, вода специально не нагревается (modus tollens)
171
Но если мы скажем: «она (вода) интенсивно испаряется», то мы не можем с уверенностью сказать, что она специально нагревается, т.к. может происходить и вполне естественно.
14.2. Вопросы для самопроверки
1) Как различаются суждения по отношению между подлежащим и сказуемым?
2) Какова схема суждений категорических, условных, раздели- тельных?
3) Какие модусы имеют условно-категорические суждения?
14.3. Упражнения
Упражнение 1. Постройте условно-категорическое умозаклю- чение на основе следующего сложного суждения: «Попробуй-ка научить сострадать, если человек с детства не страдал, если бо- ится даже самой малой боли, пустякового неудобства и если его всю жизнь предохраняли от сострадания» (С. Алексеев).
Первая условная посылка этого умозаключения такая: «Если че- ловек с детства не страдал, боится даже самой малой боли, пустя- кового неудобства, его всю жизнь предохраняли от сострадания, то попробуй-ка научить этого человека сострадать».
Формула этой посылки: (ā∧b∧c∧d)→e.
Сформулируйте вторую посылку и заключение.
Упражнение 2. Постройте условно-категорическое умозаключе- ние на основе следующих пословиц:
1) Не узнав горя, не узнаешь и радости.
2) Бояться несчастья – и счастья не будет (вариант: не видать).
3) Что с возу упало, то пропало.
4) Люди рады лету, пчела рада цвету.
5) На красный цветок и пчела летит.
6) От одного порченого яблока целый воз загнивает.
7) Куда один баран, туда и все стадо.
8) В умной беседе ума набраться, в глупой – свои растерять.
9) Где дым,тами огонь. Огоньбез дыму не живет.
10) Кто о ком за глаза худо говорит, тот того боится.
11) Неправдой нажитое впрок не пойдет.
12) Неправедное богатство прахом пойдет.
172
Упражнение 3. Постройте условно-категорическое умозаклю- чение, первой посылкой которого является следующее выска- зывание И.В. Гете, процитированное Ю.П. Азаровым в книге
«Искусство воспитывать» (М., 1985): «Если хочешь, чтобы твои наставления влияли действительно благотворно на твоих учени- ков, предостерегай их от бесполезных знаний и ложных правил».
Упражнение 4. Проверьте логическую состоятельность следую- щих условно-категорических силлогизмов:
1) Когда бывает сильный мороз, то водопроводные трубы в на- шем доме лопаются.
Сегодня трубы лопнули.
Следовательно, сегодня сильный мороз.
2) Если подозреваемый не виновен, то его оправдывают.
Подозреваемого не оправдали.
Следовательно, он не виновен.
3) Если у человека отнять последнюю надежду, то он падает духом.
NN пал духом
Следовательно, у NN отняли последнюю надежду.
4) Если бухта замерзает, то корабли не могут входить в нее.
Корабли (в данное время) не могут входить в нее.
Следовательно, бухта замерзла.
5) Если урок труден, то ученики плохо его усваивают.
Данный урок ученики плохо усвоили.
Следовательно, данный урок труден.
6) Если он не знает физику, то не сможет решить эту техническую задачу.
Он знает физику.
Следовательно, он решит эту техническую задачу.
7) Если у человека сильная жажда, то он пьет воду с наслажде- нием.
N. пьет воду с наслаждением.
Следовательно, у него сильная жажда.
8) Если жидкость содержит кислоту, то лакмусовая бумажка крас- неет.
Но лакмусовая бумажка не покраснела.
Следовательно, эта жидкость не содержит кислоты.