Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1950

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Упражнение 5. Какой метод научной индукции применен в рас- суждениях. Запишите схему вывода:
1) Талая вода удивительно благотворно влияет на рост живых существ. Подопытные цыплята, которых поили талой водой, прибавляли в весе вдвое быстрее, чем их братья, пьющие обычную воду.
2) Филипп Раштон и Энн Кампбелл (1977) обратили внимание на то, что взрослые британцы обычно не расположены без- возмездно сдавать кровь, если только к ним не обратились с просьбой, после того как они наблюдали согласие сообщни- ка экспериментатора сдать кровь.
3) На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематиче- ски обнаруживались недостачи. Иванов уволился. Недостачи прекратились. Предположили, что Иванов – вор.
4) На складе работали Иванов, Петров и Сидоров. Систематически обнаруживались недостачи. Затем на складе работали Иванов,
Яковлев и Павлов. Недостачи продолжались. Предположили, что кражи совершает Иванов.

206
5) В преступлении подозреваются Иванов, Петров и Сидоров.
У Иванова и Сидорова оказалось алиби. Предположили, что в преступлении виновен Петров.
6) Называя людей великодушными, можно укрепить ту сторону их
Я-образа, которая побуждает к оказанию помощи. После того как несколько жительниц штата Коннектикут сделали благо- творительные пожертвования, Роберт Краут сказал каждой из них: «Вы – великодушная личность». Двумя неделями позже те же самые женщины, в отличие от тех, которые не удостои- лись подобной характеристики, готовы были внести еще боль- ший вклад в другое благотворительное общество».
7) С минимальными примесями углерода железо легко куется. При добавлении небольшого количества углерода железо (сталь) куется труднее, при большем добавлении углерода железо
(чугун) вообще не куется. Отсюда делается заключение, что увеличение количества углерода является причиной ухудше- ния ковкости железа.
8) В течение одних суток в городе зафиксировано несколько слу- чаев заболевания бруцеллезом. Выяснение причин появле- ния этого заболевания показало, что в составе меню каждого больного была рыба. По-видимому, рыба и явилась причиной заболевания.
9) Около ста лет назад впервые было описано заболевание овец и крупного рогатого скота, распространенное только в опре- деленных местностях Шотландии. Животные теряли аппетит, у них быстро развивалась слабость, истощение; они с трудом держались на ногах и быстро погибали. Долгое время искали причину заболевания и способы лечения животных пока не обратили внимание на то, что заболевшие овцы и коровы выз- доравливали, как только им добавляли в пищу кору осиновых деревьев. Выяснилось, что кора осины содержит кобальт, а в районах, где животные болеют этой болезнью, трава и вода бедны кобальтом. Стали делать добавки кобальта в корм – бо- лезнь исчезла. Следовательно, кобальт в составе пищи живот- ных занимает значительное место.
10) Если стрессовая ситуация имеет выход, то она не влияет сильно на жизнь и здоровье живых существ. Это показал


207
опыт, проведенный над крысами. Две группы крыс подвер- гали ударам электрическим током. Общее количество ударов было одинаковым. При этом у крыс из первой группы была возможность найти выход из клетки, в которой проводились опыты. А у крыс из второй группы выхода не было. Крысы второй группы быстро погибли, а первой – остались живы.
11) На месте убийства были обнаружены следы ног Иванова и Пе- трова, которые сознались в совершении убийства и утвер- ждали, что совершили его одни. Однако отпечатки пальцев на ноже, которым было совершено убийство, не принадлежа- ли ни Иванову, ни Петрову. Было сделано заключение, что в убийстве участвовал еще один человек. Им оказался Федо- ров.
12) Вместе с посевом растений в почву внесли удобрение. Уро- жай оказался низким. На следующий год количество этого же удобрения увеличили. Урожай повысился. Вновь увеличили количество этого удобрения. Урожай повысился. Сделали за- ключение, что урожай находится в прямой зависимости от применения этого удобрения.
13) Джеймс Брайан и Мэри Энн Тест (1967) заметили, что осу- ществлявшие рождественские покупки в Нью-Джерси броса- ли деньги в банку для пожертвований в пользу армии спасе- ния, если видели, что это делают другие.
14) Эксперименты Артура Бимана и его коллег со студентами университета Монтана (1978) показывают, что, как только люди осознают, почему присутствие других удерживает от оказания помощи, они становятся более отзывчивыми в лю- бой групповой ситуации. Исследователи прочитали неко- торым из студентов лекцию о том, как бездействие других приводит к неправильной интерпретации чрезвычайной си- туации и искажает чувство ответственности. Прочие же сту- денты прослушали иную лекцию или вообще не слышали никакой лекции. Две недели спустя в другом эксперименте студенты проходили мимо человека, упавшего с велосипеда.
Из тех, кто не слышал лекции об оказании помощи, лишь четвертая часть остановилась, чтобы предложить свою по-

208
мощь; среди тех, кто прослушал лекцию, таковых оказалось вдвое больше.
15) Мы можем научиться альтруизму. Исследование телевизи- онных показов просоциальных образов демонстрирует нам, что средства массовой информации способны научить пози- тивному поведению. Дети, имеющие перед глазами примеры оказания помощи, стремятся поступать таким же образом.
16) Опрос почти 4000 европейцев выявил, что дружба является ключом к успешным контактам: если у вас есть друг, при- надлежащий к какому-либо меньшинству, вы становитесь гораздо более склонными к тому, чтобы выражать этому меньшинству свои симпатии и поддержку, и даже начинае- те несколько лучше относиться к процессу иммиграции это- го меньшинства. Это верно для установок западных немцев по отношению к туркам, установок французов по отношению к азиатам и североафриканцам, голландцев – по отношению к суринамцам и туркам...
17) Если под колокол воздушного насоса поместить живое суще- ство, например, мышь, то оно выживет. Если же оставить те же условия, но выкачать воздух, – гибнет.
18) Во время дождя, на утренней росе, в водяной пыли у водо- пада, при прохождении солнечного луча через стеклянную призму возникает радуга.
19) Если удлинить маятник, то его движение замедлится, удли- нить еще – движение замедлится еще более.
20) В длинный стеклянный сосуд, соединенный с воздушным на- сосом, помещают два предмета различного веса, например, стальной шарик и легкое птичье крылышко, и проводят пер- вое исследование в присутствие воздуха: сосуд переворачи- вают и наблюдают, что стальной шарик под действием силы тяжести падает быстрее, чем легкое перышко. Затем из сосу- да выкачивают воздух и опыт повторяют. Оказывается, без присутствия воздуха и шарик, и перышко падают с одинако- вой скоростью.
21) Милграм (1974) сообщает, что в его эксперименте на подчи- нение люди с низким статусом намного охотнее выполняли указания экспериментатора, чем испытуемые с высоким ста-


209
тусом. Дойдя до 450 вольт, один из испытуемых, 37-летний сварщик, повернулся и почтительно спросил: «А что вклю- чить теперь, профессор?» Другой же испытуемый, профессор богословия, остановился на 150 вольтах и заявил: «Я не по- нимаю, почему этот эксперимент нам дороже человеческой жизни», после чего замучил экспериментатора вопросами об
«этичности» происходящего.
Упражнение 6. По какому методу установления причинных свя- зей сделано заключение в следующем рассуждении:
«Я успешно сдала и этот экзамен, конечно же, благодаря тому, что сдавала его в бирюзовом платье, – подумала Наташа. – Ведь экзамен по математике я сдавала в нем и сдала успешно. Экзамен по физике я тоже сдавала в нем и сдала хорошо. Да и историю я сдавала в нем и тоже успешно. Теперь все экзамены буду сда- вать только в этом платье».
Упражнение 7. К каким выводам, и по какому методу научной индукции можно прийти в следующих случаях:
1) Молодой человек стал усиленно заниматься атлетической гим- настикой, и у него появились боли в области сердца. Он пре- кратил эти занятия – боли прошли.
2) В кафе компания студентов выпила по чашке кофе, при этом, кто-то съел пирожное, кто пирожок с мясом. Вскоре один из этих студентов почувствовал недомогание. Выяснилось, что именно он ел пирожок. Что можно сказать о причине недомо- гания?
3) В послеоперационной палате, окна которой выходят на юг, больные быстрее шли на поправку, чем в такой же палате, но с окнами на север. Почему бы так?
4) В поле два одинаковых участка засеяны травой. Трава первого участка значительно выше и гуще той, что на втором. Условия содержания участков были одинаковы, только первый перед посевом был посыпан гипсом.
5) Студент хотя и усиленно готовился к зачету, но сдать его не смог. Он даже обращался к разным преподавателям, но вся- кий раз на вопрос по одной из тем зачетной дисциплины так и не смог дать ответ. «Преподаватели придираются или сгово- рились», – решил студент. Так ли это?

210
6) Данная партия консервов насчитывает 100 штук банок. Так как первая и каждая 20-я вскрытая на проверку консервная банка оказались качественными, следовательно, вся эта пар- тия консервов – качественная.
7) Так как болезнь «бери-бери» поражает лишь тех, кто постоян- но употребляет в пищу очищенный рис, то можно заключить, что в неочищенном рисе сохраняются какие-то вещества, ко- торые не способствуют развитию этой болезни.
Упражнение 8. Можно ли получить данные заключения с помо- щью полной индукции в следующих примерах:
Пример: Всю неделю стояла жаркая погода. Можно, так как количе-
ство дней недели конечно и реально перечислимо.
1) Все футболисты сборной команды явились на тренировку.
2) Всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту.
3) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца.
4) В природе ничто не совершается обособленно.
5) В репертуаре Большого театра России есть все балеты, музыку к которым написал П.И. Чайковский.
6) Счастливые часов не наблюдают.
7) На протяжении всего месяца в нашем городе шел дождь.
8) На всякое тело, погруженное в жидкость, действует выталки- вающая сила, направленная верх и равная весу вытесненной им жидкости.
9) Все цветы имеют запах.
10) Все студенты нашей группы являются отличниками.
11) Любви все возрасты покорны.
12) Все известные экономисты описывали экономические инстру- менты рыночного механизма.
13) Крупнейшие русские философы XIX века были идеалистами.
14) «Синичка в окно – будет известие» (народная примета).
15) Все народные артисты России внесли вклад в искусство.
Упражнение 9. В приведенных примерах найдите заключение, определите, какой метод исследования причинных связей приме- нен и правильно ли он применен. Если он применен неправильно,


211
выясните, какие допущены ошибки. Определите, достоверно ли заключение или оно только вероятно.
Пример: Чем меньше трения между колесом и осью повозки, тем мень- ше замедление ее движения. Следовательно, трение – при- чина замедления движения повозки. (Метод сходства, приме- нен правомерно, вывод достоверный).
1) Там, где плотность населения незначительна, при прочих рав- ных условиях развитие производительных сил происходит медленнее. Более высокая плотность населения при прочих равных условиях служит одной из важнейших предпосылок быстрого развития производства. Значит, от роста и плотности населения в той или иной мере зависит ускорение или замед- ление темпов общественного развития.
2) «Исследуя происхождение цветов радуги, английский мысли- тель Роджер Бэкон установил, что цвета радуги появляются при пропускании света через шестигранные кристаллы. Рас- ширив область своих наблюдений, он открыл, что то же яв- ление имеет место и при прохождении света через другие прозрачные среды; он обнаружил его в каплях росы, в пыли водопада, в брызгах от ударов веслами по воде. Бэкон устано- вил, что причиной появления цветов радуги является прохож- дение света через прозрачные среды сферической или при- зматической формы» (В. Минто).
3) Всякий раз, когда затылочные доли полушарий головного мозга животного удалялись, животные теряли зрительный рефлекс.
Из этого следует, что затылочные доли полушарий головного мозга являются необходимыми условиями зрительного реф- лекса.
4) Холестерин – очень нужное вещество, но избыток его в орга- низме является так же опасным, как и недостаток. Известно, например, что избыток холестерина в человеческом организ- ме ведет к атеросклерозу. Это доказано экспериментально.
Опыты проводились в ряде стран. В течение семи лет в США подверглись испытанию 4000 американцев среднего возраста, имеющие высокое содержание холестерина в крови. Они были разделены на две группы. Одна группа получала диету, пред- назначенную для снижения холестерина, и плюс лекарство та- кого же действия, другая – ту же диету плюс плацебо («пустые»

212
пилюли, не имеющие никакого эффекта). Эксперимент прово- дился так, что пациенты вообще не подозревали о плацебо.
В группе лиц, применяющих лекарство, снижающего уровень холестерина, отмечено на 195 меньше сердечно-сосудистых заболеваний и на 24% меньше смертельных исходов. Сде- лан вывод: избыток холестерина – смертельный враг. Но как снизить уровень холестерина за счет естественных продуктов питания? Группа исследователей одного из французских уни- верситетов решила изучить действие яблок на холестерино- вый обмен в человеческом организме, как это было сделано ранее в эксперименте, поставленном на животных (хомяках).
Тридцать добровольцев в возрасте от 26 до 65 лет съедали по
2–3 яблока в день. Тридцать семь человек в возрасте от 59–96 лет, которые находились под наблюдением геронтологов, тоже получали сырые яблоки – целые или потертые. Двадцать три человека из первой группы показали снижение холестерина на 14%. Девятнадцать человек из второй группы тоже пока- зали снижение, но меньше. Холестерин у людей преклонного возраста оказался более стойким. Общий и важный факт для обеих групп: снижение холестерина было тем более ощути- мо, чем выше был его первоначальный уровень, это отмечено также международной группой исследователей. В дальнейшем ученые занялись выяснением причин, почему яблоки снижают уровень холестерина эффективнее, чем лекарственные препа- раты. Предположили, что снижение уровня холестерина идет за счет пектинов, содержащихся в яблоках, в комплексе с дру- гими компонентами (аскорбиновая кислота, фруктоза, магний и др.), которыми богаты эти фрукты. Данное предположение подтвердилось. Несмотря на то, что яблоки обладают эффек- том лекарства против склероза, не следует преувеличивать их лечебные возможности, поскольку существует множество при- чин, способствующих повышению уровня холестерина (зло- употребление сахаром, солью, тугоплавкими жирами и пр., а также эмоциональное напряжение), употребление яблок не может избавить всех больных склерозом от медикаментозного лечения. А при язве желудка, например, яблоки в сыром виде вообще противопоказаны.


213
5) К.А. Тимирязев утверждал, что для образования хлорофилла нужны свет и кислород. «Чтобы доказать это, – писал он, – прорастим в темноте какие-нибудь семена. Известно, что рост- ки получаются не зеленые, а желтые. Разделим полученные таким образом ростки на две кучки: одни оставим в обыкно- венном воздухе, другие заключим в прибор с воздухом, ли- шенным кислорода, и вынесем на свет. Первые через каки- е-нибудь четверть часа позеленеют и вскоре получат обычную зеленую окраску; вторые, сколько бы мы их ни держали на свету, останутся желтыми. Но допустим к ним кислород, и они немедленно позеленеют».
6) Двум студенческим группам было предложено заучить один и тот же материал за одно и тоже время. Студентов первой группы предупредили, что их будут проверять через день, а студентам второй группы сказали, что их будут проверять через неделю. Однако проверяли обе группы через две неде- ли. Результаты опроса показали, что гораздо лучше помнили материал студенты второй группы.
7) Пропала у Маглиса овца. Он пошел в горы искать ее. Пришел в такое место, где одни голые камни. Чувствует Маглис, что сапоги его прилипают к камням. Он потрогал камни рукой – они сухие и к рукам не липнут. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал трогать им камни. Тронет кожей – не прилипает, а как тронет гвоздями, так прилипает. Он тронул камень де- ревом – не прилипает, тронул железом – прилипало. Так был открыт магнит.
8) Под Неаполем находится пещера, носящая имя «Собачьей».
Такое название ей дали потому, что когда в нее забегала соба- ка, то она там погибала. Путем внесения в пещеру небольших животных, которые держали на руках, было установлено, что лишь нижняя часть пещеры опасна для жизни (там скопился удушающий газ).
9) Чем больше воздуха подается в горн, тем жарче в нем раз- горается огонь. Если же совсем прекратить доступ воздуха в горн, то огонь гаснет. Значит, воздух – необходимое усло- вие горения.

214
10) Климат Японии субтропический. В лежащем почти на тех же широтах недалеко от Японии Приморье климат гораздо суро- вее. У берегов Японии проходит теплое течение. У берегов
Приморья нет теплого течения. Следовательно, причина раз- личия в климате Приморья и Японии – во влиянии морских течений.
11) В день, когда обнаружено повреждение средств сигнализации на железной дороге, гражданин А. находился вблизи преду- предительного диска. Известно, что А. был в неприязненных отношениях с бригадиром Б. На основании этих фактов А. было предъявлено обвинение в умышленном повреждении средств сигнализации.
12) В парке «Кусково» был обнаружен труп гражданина С. Ме- дицинское исследование показало, что смерть наступила от тяжелого огнестрельного ранения, нанесенного дробовым оружием. Дробины изъяты из тела. В 10 м от трупа найден пыж, сделанный кустарным способом из листа, вырванного из какой-то книги. В убийстве подозревался гражданин Ф., который после допроса был задержан. При проверке оказа- лось, что Ф. имеет дробовое ружье, в свободное время охо- тился. Был сделан вывод, что гражданина С. убил Ф.
13) 18 декабря на Лесной улице, напротив кафе, гражданина А. догнали два молодых человека и неожиданно ударили но- жом в спину. Когда А. упал, молодые люди обшарили его карманы. В тот вечер на Краснопролетарской улице в 1000 метрах от нападения на гражданина А. неизвестные люди на- несли ножевые ранения гражданину Л. Потерпевший не раз- глядел нападавших и сообщить о них ничего не мог. Вскоре поступили сведения о разбойном нападении на гражданина
К., которое произошло в ночь на 19 декабря. Преступники настигли К. на улице Новослободской, нанесли ему ножевые ранения в спину и отобрали наручные часы. Возникло пред- положение, что, перечисленные преступления совершены одной и той же группой лиц. Все нападения совершены в од- ном микрорайоне, характер действия во всех случаях был одинаков: преступники нападали сзади, ударяли потерпев- шего ножом в спину и, когда тот уже не мог сопротивляться, грабили.