Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1946

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   35

215
14) «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в те- плом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал свой перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в че- хольчике; и лицо казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в подмятый воротник. Он носил тем- ные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и, когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх. Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так ска- зать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внеш- него влияния» (А.П. Чехов).
15) Туристы, прибывшие в незнакомый город в часы пик, обра- тили внимание на то, что транспорт был перегружен. Они сделали вывод о постоянной перегруженности транспорта в этом городе.
Упражнение 10. Сделайте вывод из посылок, укажите, какой метод установления причинной связи был использован.
Пример: Различные растения, находящиеся под Солнцем, имеют зеле- ную окраску. Те же растения, помещенные в темноту, теря- ют зеленную окраску. Значит… (вывод – причиной зеленой окраски растений является солнечный свет: метод сходства и различия. К. Хаваш Так – логично. – М., 1985. И.Я. Депман,
Н.Я. Виленкин. За страницами учебника математики. – М.,
1990).
1) Предприятие должно отправить свои товары в четыре города
Московской области: Мытищи, Пушкин, Ивантеевку, Дмитров партиями по 3, 4, 8 и 2 вагона. К сожалению, документы на за- каз груза потерялись, однако удалось вспомнить, что 3 вагона надо отправить в г. Дмитров, 8 в г. Ивантеевку, а 2 в г. Пуш- кин…
2) Группа студентов сдает экзамены по философии, экологии и политологии в понедельник, четверг и субботу. Философию сдают в четверг, политологию в субботу….
3) Из квартир Иванова, Петрова, Сидорова и Родионова пропа- ли ценные вещи. Каждый из пострадавших вспомнил, что об-

216
наружил пропажу вскоре после ухода специалиста Мосэнерго
Александрова…
4) Автомобиль ехал со скоростью 80 км/час и проехал необходи- мое расстояние за 2 часа, затем скорость увеличили до 120 км/час, и автомобиль прошел то же расстояние за 1,5 часа…
5) В январе 2006 года в студенческом общежитии произошла кража сотового телефона, телевизора и компьютера из ком- наты 86 на 8 этаже. Взлома не было, поэтому было решено, что кража совершена людьми, проживающими в общежитии.
В общежитии в тот момент жили завхоз Петрова, комендант
Иванов, сантехник Ильин и врач Евдокимова. В момент совер- шения кражи Петрова была в Большом театре России, Иванов отдыхал в доме отдыха, Ильин чинил кран на кухне 5 этажа….
6) Алехин готовился к экзамену по философии один день и по- лучил «три», Петрова готовилась к этому экзамену неделю, и получил «четыре», а Качалин к экзамену не готовился и по- лучил «два»…
7) В городе Санкт-Петербург в течении недели было совершено три квартирных кражи. Во всех случаях в квартирах помимо отпечатков пальцев хозяев обнаружили отпечатки неизвест- ного «домушника». Им оказался Иванов. Иванов не смог объ- яснить, где он находился в момент совершения краж.
8) Студент первого курса Иванов, готовясь к первому экзамену, прочитал учебник, хрестоматию и конспекты лекций. Экзамен он сдал на «пять». Готовясь ко второму экзамену, он снова прочитал учебник, хрестоматию и конспекты лекций. Этот эк- замен он тоже сдал на «пять». Готовясь к третьему экзамену,
Иванов ограничился прочтением учебника и хрестоматии. Эк- замен сдал на «три»…
9) Бригаде строителей-ремонтников из трех человек (Петров,
Иванов и Сидоров) поручили ремонт актового зала. Необходи- мо было покрасить окна и двери, побелить потолки, заменить люстры. Петров белил потолки, Сидоров заменял люстры. Что делал Иванов?
10) В кассе ночного клуба в течение пяти дней обнаруживалась недостача. В ночном клубе только два сотрудника имеют до- ступ к кассе. В первый день это были – Иванова и Сидорова, во второй Иванова и Петрова, в третий – Иванова и Кулик,


217
в четвертый – Мартыненко и Иванова, в пятый – Иванова и Алексеева…
11) В вагоне метро сидит рядом пять девушек. Шура сидит через столько же человек от Оли, как и от Дины. Ира сидит через столько же человек от Шуры, как и от Дины, а студентка
Кристина сидит между своими школьными подругами. Как их зовут?
12) Известно, что: 1) Тот котенок, который любит рыбу, не может быть обучаемым. 2) Котенок, который имеет короткий хвост, не любит играть с обезьяной. 3) Котята, имеющие, усы, любят рыбу. 4) Ни один котенок, которого можно обучить, не имеет зеленых глаз. 5) Каждый котенок, не имеющий усов, имеет короткий хвост. Какой котенок любит играть с обезьянкой?
13) Четверо юношей: Андрей, Борис, Кирилл и Дмитрий влюбле- ны и, увы, как это часто бывает в жизни, без взаимности. Ан- дрей любит девушку, которая влюблена в юношу, любяще- го Таню. В Машу влюблен юноша, которого любит девушка, любимая Борисом. Кирилл влюблен в девушку, которая сама любит Диму. Если Бориса не любит Зина, а юноша, которого любит Галя, не любит Зину, то кто любит Андрея?
14) Следуя из города А в город В, почтовый поезд останавливал- ся на промежуточных станциях В, F, D, Е, N, L и K, где прини- мал и выгружал почту. Известно, что за этот рейс почта была перевезена по следующим пунктам следования: ВL, FD, ЕВ,
ЕK, NЕ, LК, KF (первая буква – пункт отправления, вторая – пункт получения). Найдите порядок расположения промежу- точных станций по маршруту почтового поезда.
15) Мария, Люба, Жанна и Клава – студентки лингвистическо- го университета, увлекаются музыкой и каждая из них игра- ет на каком-либо инструменте, но только на одном: арфе, гитаре, скрипке или фортепиано. Каждая из них учится на одном из отделений: английского, французского, немецкого или испанского языка. Та из них, которая играет на гитаре, учится на отделении испанского языка. Люба не играет ни на скрипке, ни на арфе, и не учится на отделении английского языка. Мария тоже не играет ни на арфе, ни на скрипке, и не учится на отделении английского языка. Студентка отделе-

218
ния немецкого языка не играет на арфе. А Жанна учится на отделении французского языка и не играет на скрипке. Кто из студенток на каком инструменте играет, и на каком отде- лении факультета международных отношений учится.
Упражнение 11. Какие методы научной индукции применены в рассуждениях. Запишите схему вывода.
а) Зная, что каждый химический элемент имеет особый отлича- ющий его спектр, ученый Бунзен в 1860 г. открыл два новых щелочных металла: цезий и рубидий. Он исследовал щелочи, оставшиеся после испарения значительного количества мине- ральной воды из источника Дюркгейм. Изучая спектроскопом пламя, которое давали эти соли из смеси солей, он нашел ка- кие-то светлые линии, которые он никогда не наблюдал пре- жде и которые, как он знал, не давали ни поташ, ни сода.
Тогда он принялся анализировать смесь и наконец выделил из нее два новых щелочных вещества.
б) Исследуя условные рефлексы, академик И.П.Павлов устано- вил следующее: если удалить затылочную долю мозга собаки, зрительный рефлекс исчезает. Новые эксперименты дали те же результаты – собаки практически слепли. Ученый сделал вывод, что затылочная доля головного мозга – центр образо- вания зрительного рефлекса. в) В устройстве двигателя внутреннего сгорания Э. Ленуара ис- пользуется закон превращения тепловой энергии в механиче- скую. Этот закон используется и в паровом двигателе. Значит, во всех двигателях используется закон превращения тепловой энергии в механическую.
16.4. Задачи
Лечебница доктора Смолля и профессора Перро (13)
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Однажды инспектора Крейга из Скотланд-Ярда срочно откоман- дировали во Францию для проверки одиннадцати лечебниц для ума- лишенных, где, по слухам, дела обстояли не слишком-то хорошо.
В каждой из лечебниц единственными обитателями были пациенты и врачи – причем последние составляли весь персонал этих меди- цинских учреждений. Каждый обитатель лечебницы, будь то пациент


219
или доктор, либо находился в здравом уме, либо был лишен рассудка.
Кроме того, нормальные обитатели были абсолютно нормальны и на сто процентов уверены в том, что они говорят, они твердо знали, что все истинные утверждения действительно являются истинными, а все ложные – на самом деле ложными. В то же время безумные обитате- ли лечебниц придерживались совершенно противоположных пред- ставлений: все истинные утверждения они считали ложными, а все ложные утверждения – истинными. Наконец, надо полагать, что все обитатели лечебниц во всех случаях остаются честными – они всегда верят в то, что говорят.
Однако с самыми большими странностями инспектор Крейг стол- кнулся в последней, тринадцатой лечебнице, которую ему довелось посетить. Лечебницей этой руководили два известных врача – доктор
Смолль и профессор Перро; кроме них в штате состояло еще несколь- ко врачей. При этом здесь неукоснительно придерживались следую- щих правил. Если обитатель лечебницы считал, что он является па- циентом, то его называли чудаком. Если же все пациенты считали, что данный обитатель чудак, а ни один из врачей его за чудака не принимал, то такого обитателя больницы было принято именовать оригиналом. Вдобавок Крейгу удалось выяснить еще два обстоятель- ства: 1) по крайней мере один из обитателей больницы был вполне нормальным и 2) во всей лечебнице строго выполнялось следующее условие:
Условие С. У каждого обитателя лечебницы имеется близкий друг.
При этом для любых двух обитателей А и В справедливо следующее утверждение: если А считает, что В является оригиналом, тогда близ- кий друг этого А полагает, что В – пациент.
Вскоре после этого открытия инспектор Крейг решил в частном порядке побеседовать с больничным руководством в лице доктора
Смолля и профессора Перро. Разговор с первым из них протекал так.
Крейг: – Скажите, доктор Смолль, все ли врачи в вашей больнице в здравом уме?
Смоль: – Я в этом абсолютно уверен.
Крейг: – А как обстоят дела с пациентами? Все ли они безумны?
Смолль: – По крайней мере один из них.
Крейга поразил последний ответ – уж очень он был осторож- ным. Конечно, если все больные в лечебнице лишены рассудка, то

220
утверждение, что хоть один из них безумен, представляет собой не- сомненную истину. Но почему доктор Смолль был так сдержан в сво- ем утверждении?
Затем Крейг побеседовал с профессором Перро; на этот раз раз- говор протекал следующим образом.
Крейг: – Доктор Смолль утверждает, что по крайней мере один из здешних пациентов безумен. Это правда, не так ли?
Профессор Перро: – Конечно, правда. Все пациенты тут безумны!
Чем же мы руководим, по-вашему?
Крейг: – А как обстоят дела с врачами? Все ли они нормальны?
Профессор Перро: – По крайней мере один из них нормален.
Крейг: – А что вы скажете о докторе Смолле? Он-то хоть нормален?
Профессор Перро: – Ну, разумеется! Как вы смеете задавать мне такой вопрос?
Только в этот момент Крейг осознал весь ужас положения! В чем же он заключался?


221
ТЕМА 17
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО АНАЛОГИИ
17.1 Методические указания к теме
Цель: а) рассмотретьсодержание и специфику умозаключений по аналогии; б) закрепить навыки применения логических приемов выявления аналогий.
Умозаключением по аналогии называется индуктивное умоза-
ключение, в котором на основании сходства двух объектов в некото-
рых признаках делается вывод об их сходстве и в других признаках.
Схема умозаключения по аналогии: Объект А имеет признаки а, в, с.
Объект В имеет признаки а, в. Объект В имеет признак с.
В основании умозаключений по аналогии лежит понятие сход- ства.
Сходство – это отношение между объектами, состоящее в наличии
у рассматриваемых объектов общих признаков. Сходство предметов определяется двумя факторами: 1) числом признаков, общих у этих предметов; 2) степенью существенности этих признаков.
Аналогия – это недедуктивное умозаключение. Это означает, что выводы из этих умозаключений не являются достоверно истинными даже при истинности посылок, а только вероятно истинными. Веро- ятность выводов по аналогии низка даже по сравнению с популярной индукцией. Поэтому в науке аналогия редко используется как сред- ство обоснования или доказательства. Роль аналогии в науке – это роль источника догадок, предположений и гипотез.
В аналогии, как и в других умозаключениях, выделяются посыл- ки и заключение.
В структуру аналогии входят следующие суждения: 1. Суждение о наличии основания аналогии у образца. 2. Суждение о наличии ос- нования у субъекта аналогии. 3. Суждение о наличии переносимого признака у образца аналогии. 4. Суждение о наличии переносимого признака у субъекта аналогии. Следовательно, первые три суждения являются посылками умозаключения по аналогии, а четвертое су- ждение – заключение по аналогии.
По видам переносимого признака различаются два вида умоза- ключения по аналогии: 1) аналогия свойств и 2) аналогия отноше-

222
ний. Аналогия свойств – это умозаключение по аналогии, в котором
роль переносимого признака играет признак-свойство. В аналогии свойств рассматриваются два единичных предмета (или два множе- ства однородных предметов), а переносимыми признаками являются свойства этих предметов.
Схема аналогии свойств такова: Предмет А обладает свойствами а, в, с. Предмет В обладает свойства а, в. Вероятно, предмет В обла- дает свойством с.
Примером аналогии свойств может служить процедура постановки диагноза врачом в процессе установления вида заболевания у боль- ного, когда врач из сходства признаков заболевания у двух разных больных, делает заключение.
Аналогия отношенийэто умозаключение по аналогии, в кото-
рой переносимым признаком является признак-отношение.
Кроме деления на аналогию свойств и аналогию отношений, по характеру выводного знания (по степени достоверности заключения) умозаключения по аналогии можно разделить на три вида: 1) строгая аналогия, дающая достоверные заключения; 2) нестрогая аналогия, дающая вероятное заключение; 3) фигуральная аналогия, выводы по которой имеют лишь символическое значение.
Схема строгой аналогии: Предмет А обладает признаками а, в, с, d, е. Предмет В обладает признаками а, в, с1, d1. Из совокупности признаков а, в, с, d необходимо следует е. Предмет В обязательно обладает признаком е.
Строгая аналогия применяется в научных исследованиях, в мате- матических доказательствах. Например, формулировка признаков по- добия треугольников основана на строгой аналогии: «Если три угла одного треугольника равны трем углам другого треугольника, то эти треугольники подобны». Таким образом, отличительной особенностью строгой аналогии является необходимая связь переносимого признака с признаками сходства, которые выступают как основание аналогии.
Нестрогая аналогия (или простая аналогия) – это такое уподобле- ние, когда зависимость между сходными и переносимыми признаками мыслится как необходимая лишь с большей или меньшей степенью правдоподобия. Примером нестрогой аналогии может быть испытание прочности модели корабля в бассейне и заключение о том, что насто- ящий корабль будет обладать теми же признаками, что и модель.