Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 2444

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

223
Таким образом, аналогия выступает как основа применяемого в науке метода моделирования. Метод моделирования заключается в том, что для изучения какого-либо объекта – оригинала конструи- руется другой объект, подобный оригиналу в некоторых существен- ных отношениях, называемый моделью, модель исследуется, а затем результаты исследования модели переносятся на оригинал. В методе моделирования модель играет роль образца аналогии, а оригинал – роль субъекта аналогии.
В моделировании используются оба вида умозаключений по ана- логии – аналогия свойств и аналогия отношений. Выводы на основа- нии нестрогой аналогии носят вероятностный характер. До сих пор мы рассматривали буквальные аналогии.
Фигуральная аналогияэто умозаключение, основывающееся на
сходстве отношений между предметами из качественно отличных об-
ластей действительности, связь которых имеет символическое значе-
ние. Например, известное описание демократии: «Трудно определить, что такое демократия. Она подобно жирафу. Раз посмотришь – и уж больше ни с чем не перепутаешь».
Условия повышения вероятности заключений по аналогии: 1. Чис- ло общих признаков у сравниваемых предметов должно быть, воз- можно, большим. 2. Общие признаки должны быть существенными для сравниваемых предметов. 3. Общие признаки должны быть более разнообразными и характеризовать сравниваемые предметы с раз- ных сторон. 4. Необходимо учитывать количество и существенность различия. 5. Переносимый признак должен быть однотипным с общи- ми признаками и тесно связанным с ним.
17.2. Вопросы для самопроверки
1) Каково назначение умозаключений по аналогии?
2) Чем отличаются законы по аналогии от индуктивных умоза- ключений?
3) Каковы виды умозаключений по аналогии?
4) В чем отличие буквальной аналогии от фигуральной?
5) В чем отличие строгой аналогии от нестрогой?
6) В каких случаях применяется строгая аналогия?
7) Почему умозаключения по аналогии редко применяются в науке?
8) В чем отличие аналогии свойств от аналогии отношений?

224
9) Что такое сходство?
10) Какова структура умозаключений по аналогии?
17.3. Упражнения
Упражнение 1. Проанализируйте следующие рассуждения. В ка- ком случае вывод по аналогии будет более достоверен и почему?
Пример: В интересной книге «Три мушкетера» действуют отважные, благородные люди, прекрасные дамы, короли, злодеи, много дерутся на шпагах. Говорят, что в книге «Графиня Монсоро» также действуют благородные люди, прекрасные дамы, коро- ли, злодеи, много дерутся на шпагах. Наверное, и эта книга должна быть интересна. (Вывод носит вероятностный харак- тер, так как эта аналогия не является строгой).
1) И. Кеплер писал о том, что Земля, подобно человеку, имеет внутреннюю теплоту, в этом убеждает нас вулканическая де- ятельность. Соответственно, сосудами живого тела на Земле являются реки. Существует еще ряд соответствий. Но человек одушевлен. Следовательно, по мнению Кеплера, Земля тоже имеет душу.
2) В расшифровке древней письменности различных народов специалисты часто прибегают к сравнению исследуемых текстов с ранее расшифрованными. На основании сходства отдельных элементов текстов, например, в начертании знаков, используя умозаключения по аналогии, делают вывод. Для сравнения ис- пользуется метод «билингва» или «трилинга» – два или три параллельных текста, написанных на разных языках.
3) Полководец Гедеон после изнурительного перехода привел во- йска к источнику. Перед решительной битвой, желая отобрать наиболее стойких бойцов, он велел утомленным воинам на- питься из источника. Один из них, став на четвереньки и при- пав губами к воде, стал жадно лакать ее. Другие пили сте- пенно, черпая воду пригоршнями. Эти триста воинов и были взяты Гедеоном в бой и составили отборный отряд. Все воины
Гедеона находились на одинаковых условиях до испытания и после, получили одно и то же простое задание; на основа- нии поведения в одной ситуации (модельной) он сделал вывод о предполагаемом поведении в другой ситуации – в бою: «Те, кто проявили выдержку и способность противостоять искуше-


1   ...   17   18   19   20   21   22   23   24   ...   35

225
нию немедленно и бездумно удовлетворить жажду, в бою ока- зались надежнее, чем те, кто не смог этого сделать».
4) Существует легенда о том, что, когда однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи, сенатор Менений Агриппа умиротворил их следующим образом: «Каждый из нас знает, – говорил он,
– что в организме человека существуют разные части, причем каждая из этих частей выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с одного места на другое, голова ду- мает, руки работают. Государство – тот же организм, в кото- ром каждая часть предназначена для выполнения своей опре- деленной роли: патриции – это мозг государства, плебеи – это его руки. Что бы было с человеческим организмом, если бы его отдельные части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную роль? Если бы руки человека отказались работать, голова – думать, тогда человек был бы обречен на гибель. То же самое будет с государством, если все его граж- дане будут отказываться выполнять то, что является их есте- ственной обязанностью».
5) «Трудно представит себе космонавтов, летающих на корабле через космическое пространство и сознательно разрушающих сложную систему жизнеобеспечения, рассчитанную на дли- тельный полет. Земля – космическое тело. И все мы – кос- монавты, совершающие полет вокруг Солнца. Система жизне- обеспечения на нашем корабле устроена так остроумно, что она постоянно самообновляется и обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение тысяч и тысяч лет. Но вот постепенно мы эту систему обеспечения выводим из строя, сами того не желая, загрязняя реки, сводя леса, портя мировой океан. Если на маленьком космическом корабле космонавты начинают развинчивать гайки и обрезать проводочки, то это надо квалифицировать как самоубийство.
Но принципиальной разницы нет у маленького корабля с боль- шим. Вопрос размеров и времени» (В. Солоухин).
6) Платон рассуждал приблизительно так: начертите на песке круг. Он не совершенен и полон всяких отклонений от идеаль- ного круга. Но ведь так легко, имея перед глазами этот несо- вершенный круг, представить себе идеальный круг и строить о нем точнейшую науку. Почему же этот простой метод нельзя

226
применить к человеческому обществу? Давайте скажем пре- ступнику, что он преступник, давайте, усовестим его. Он тут же перестанет быть преступником, и на первый план выступит его идеальное человеческое поведение. Это невозможно? Но почему же возможно с кругом, столь несовершенно начертан- ным на песке? Вот попробуйте убедить Платона в том, что че- ловеческая жизнь не есть геометрия.
7) При ограблении касс предприятий разоблаченные преступники действовали одним способом. Они нападали на сторожа, обе- зоруживали его, связывали и взламывали дверь кассы. С по- мощью ломика и кувалды отжимали дверку сейфа и похищали деньги. Через несколько лет в том же городе стали происходить ограбления предприятий таким же способом. Было выдвинуто предположение, что в ограблениях участвует один из ранее осужденных преступников, бежавших из мест заключения.
8) Антропоморфисты уподобили человеку предметы и явления природы и даже мифические существа. Так, животных они наделяли сознанием, небесные тела – способностью действо- вать, жить, умирать и пр., мифические существа – способ- ностью переживать, обижаться, сочувствовать, мстить и пр.
Правомерен ли вывод антропоморфистов о подобии человека и явлений природы?
9) История сохранила рассказ Плутарха по поводу неожиданного разговора консула Павла Эмилия: «Римлянин, разводясь с же- ной и слыша порицания друзей, которые ему твердили: «Раз- ве она не целомудренна? Не хороша ли собой? Или она бес- плодна?» – выставил вперед ногу, обутую в башмак, и сказал:
«Разве он не хорош? Или стоптан? Но кто из вас знает, где он жмет мне ногу?»
10) В 1812 году над Москвой была замечена крупная комета. Мно- гие из москвичей сделали вывод: «Появление кометы пред- вещает войну». В том же году Наполеон напал на Россию.
11) «Знания подобны деньгам: чем больше вы их имеете, тем еще больше вам их хочется иметь» (пословица).
12) «Пробка шампанского, с шумом взлетевшая и столь же мгновен- но ниспадающая, – вот изрядная картина любви» (К. Прутков).
13) «Хорошего правителя справедливо уподобляют кучеру»
(К. Прутков).

227
14) «Красноречивый, но грешащий против логики софист по срав- нению с оратором-философом – это то же самое, что ловкий фокусник по сравнению с математиком» (С. Шамфф).
15) «Монеты, которые больше всего ценятся, – те, что представ- ляют наибольшую ценность при наименьшем объеме; так и сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» (Плутарх).
Упражнение 2. Определите, в каких случаях представлено умо- заключение по аналогии:
1) «Консерватория в эти часы походила на цирк порой утренней уборки. Пустовали клетки амфитеатров. Медленно наполнял- ся партер. Насилу загнанная в палки на зимнюю половину, музыка шлепала оттуда лапой по деревянной обшивке органа.
Вдруг публика начинала прибывать ровным потоком, точно город очищали неприятелю. Музыку выпускали. Пестрая, нес- метно ломающаяся, молниеносно множащаяся, она скачками рассыпалась по эстраде» (Пастернак Б.Л. Охранная грамота).
2) «...Все эти цифры и выкладки твоих ученых потрясают слух, но ничего не говорят уму.— И все-таки приходится прибегать к цифрам... – Ну, нет, мне гораздо приятнее метод сравнений.
Я не понимаю, что такое триллион. А вот сравнение с обще- известными предметами я понимаю. Например, если ты твер- дишь, что объем Урана больше объема Земли в 76 раз, а объем
Сатурна – в 900 раз, Юпитера – в 1300 раз, Солнца в 1 мил- лион 300 тысяч раз, никакого наглядного представления эти цифры мне не дают. Я предпочитаю метод «Льежского аль- манаха», который попросту и без дураков говорит: Солнце – это тыква диаметром в два фута, Юпитер – апельсин, Сатурн
– райское яблочко, Нептун – черешня, Уран – крупная виш- ня, Земля – горошина, Венера – горошинка, Марс – булавоч- ная головка, Меркурий – горчичное зернышко, Церера, Веста,
Паллас – песчинки» (Ж. Берн).
3) Они были во многом похожи. Оба не старше 30, оба холостые.
Оба примерно в одно и то же время закончили один и тот же вуз и работали в одинаковой должности. Оба имели манеру переспрашивать собеседника и растягивать слова. Да и внеш- не они были похожи друг на друга: тот же цвет волос, те же

228
немного раскосые глаза чуть навыкате, один и тот же мас- сивный подбородок, прямой нос и слегка оттопыренные уши.
Вполне можно было предположить, что и характеры их были одинаковыми.
4) Сравнение обстоятельств двух последних краж показало, что обе они совершены, скорее всего, одной и той же группой.
Этот вывод был сделан на том основании, что в первом и во втором случаях в квартиру проникли с помощью отмычки; в обоих случаях преступники находились в квартире не более
5 мин., но взяли самое ценное; кроме того, в обоих случаях примерно в то время, когда были совершены преступления, у подъездов домов, где жили потерпевшие, были замечены
«Жигули» зеленого цвета.
5) Ясно, что если масштаб одной карты в два раза больше, чем другой, то и расстояние, измеренное между одними и теми же населенными пунктами, на различных картах, будет выраже- но различными величинами, отличающимися также в 2 раза.
6) Патрульная группа милиции получила информацию о совер- шенном преступлении и приметы двух человек, участвовав- ших в нем. Через несколько минут старший группы принял решение задержать человека, который был примерно одного роста с преступниками, был так же, как и один из них, одет в светло-серую куртку типа «Аляска», на нем, как и указыва- лось в приметах, была рыжая ондатровая шапка.
7) Древние философы, последователи Пифагора, занимавшие- ся астрономией, отказывались допустить беспорядок в мире планет и признать, что они движутся иногда быстрее, иногда медленнее, а иногда и вовсе остаются неподвижными. Ведь никто бы не потерпел «суетливости» в движениях солидного человека. Поэтому она нетерпима и в движениях планет.
8) «Человек назван древними малым миром, и нет спора, что на- звание это уместно, ибо как человек составлен из земли, воды, воздуха и огня, так и тело земли. Если в человеке есть кости, служащие ему опорой, и покров из мяса, в мире есть скалы, – опоры земли; если в человеке есть кровяное озеро, – там, где легкое растет и убывает при дыхании, – у тела земли есть океан, который также растет и убывает каждые шесть часов

229
при дыхании мира; если от названного кровяного озера берут начало жилы, которые, ветвясь, расходятся по человеческому телу, то точно так же и океан наполняет тело земли бесконеч- ными водными жилами» (Леонардо да Винчи). Состоятельны ли умозаключения по аналогии?
9) Убийство, расследованное год назад, совершенное N., было совершено с особой жестокостью, ножом, на чердаке жило- го дома, в дневное время. Новое убийство имеет те же черты и совершено оно в том же поселке, что и первое. Вероятно, убийство совершил тот же преступник.
10) Направление ветра не изменилось, поэтому завтра, видимо, будет дождь, как и сегодня.
Упражнение 3. Получить по аналогии следующие умозаключе- ния:
1) Транспорт в этом городе в выходные дни свободен.
2) Этот студент сдаст экзамен по иностранному языку на «отлично».
3) Новый печатный орган этой партии будет консервативным.
4) Эти два мальчика, видимо, подружатся.
Упражнение 4. Проверьте правдоподобность заключений сле- дующих рассуждений. Если заключение не правдоподобно, то указать, какие требования не выполнены.
1) В местах лишения свободы провели выборочный опрос со- вершивших тяжкие преступления (опросили 10% таких лиц).
Почти все они ответили, что строгие меры наказания не влия- ли на их решение совершить преступление. Сделали заключе- ние, что строгие меры наказания не являются сдерживающим фактором при совершении тяжких преступлений.
2) Все известные логике способы рассуждений осуществимы на русском, английском, немецком, итальянском и венгерском языках. Следовательно, все известные логике способы рас- суждений осуществимы на любом языке.
3) Второе издание этой книги будет распродано так же быстро, как и первое, поскольку тиражи первого или второго изда- ний одинаковы, они отпечатаны в одной и той же типографии, и новое оформление книг похоже на прежнее.
4) Немецкий физик В.Нернст – автор третьего начала термодина- мики (о недостижимости абсолютного нуля температуры) сле-

230
дующим образом доказывал, что ему удалось завершить раз- работку фундаментальных законов термодинамики: у первого начала было 3 автора (Майер, Джоуль, Гельмгольц), у второ- го – два (Корно, Клазиус), а у третьего – 1 (Нернст); следова- тельно, число авторов 4 начала должно равняться 0, то есть такого закона просто не может быть.
5) Однажды М.Твена спросили, что он думает о занятиях лите- ратурой. «Литература, – очень опасное занятие, – ответил
М.Твен. – Обратите внимание: Шекспир умер, Мильтон умер,
Теннеси тоже скончался, да и мне что-то нездоровится».
17.4. Задачи
Грустная история о том, как один лицеист очень хотел подарить
«валентинку» любимой девочке. Он так сильно спешил, что, подбе- гая к зданию лицея, поскользнулся, упал и ударился головой о лед.
Придя в себя, он никак не мог вспомнить, кому он хотел отправить
«валентинку». В голове крутились имена: Таня, Лена, Аня, Катя и Марина. Но вспомнить нужно только одно. Напрягая свою память так, что можно было услышать шелест извилин в голове, несчастному влюбленному удалось установить следующее.
1. Если я люблю Таню, то я люблю Лену или Аню.
2. Если я люблю Лену, то я люблю Аню и Катю.
3. Если я люблю Аню или Катю, то я не люблю Марину.
4. Если я не люблю Катю, то я люблю Таню и Марину.
Помогите, пожалуйста, найти ему свою любовь
Часовые
У дороги на посту стоят два часовых. Один смотрит в одну сто- рону дороги, а другой – в противоположную, но при этом они видят друг друга. Как такое может быть? Варианты с отражениями и т.п. – исключены.

231
ТЕМА 18
УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СУЖДЕНИЙ С ОТНОШЕНИЯМИ
18.1. Методические указания к теме
Умозаключение, посылки и заключение которого являются су- ждения с отношениями, называется умозаключением с отношениями.
Двуместными отношениями называются такие, в которых могут нахо- диться всегда пары предметов. В общем случае говорят о так называ- емых n-местных отношениях, где n может равняться 2 или большему целому числу.
Важнейшими логическими свойствами отношений являются: реф- лективность, симметричность, транзитивность, функциональность
(однозначность). Рефлексивным называется такое отношение между предметами X и Y, в котором предмет находится в таком же отношении и к самому себе. Таковы отношения равенства и одновременности.
Если R обладает свойством рефлексивности, то оно выражается фор- мулой: xRy → xRx yRy. Например: «Если А ≡ В, то А ≡ А и В ≡ В».
Симметричным называется такое отношение, которое имеет место как между предметами А и В, так и между предметами В и А. Симме- тричными являются отношения равенства, сходства, одновременно-
сти, различия. Логическое свойство симметричности можно записать в виде формулы: xRy →yRx. Например, свойством симметричности обладает отношение «быть родственником»: если x родственник y, то y – родственник x.
Транзитивным называется такое свойство отношений, когда при наличии этого отношения между предметами x и y, y и z можно уста- новить это отношение между x и z, т.е. xRz. Транзитивными являются отношения равенства, одновременности. Логическое свойство тран- зитивности можно выразить формулой (xRy) (yRz) →x Rz. Напри- мер: x > y 6 > 4 y > z или 4 > 2 x > z 6 > 2. Так, отношение «сосед» является транзитивным, а отношение «отец» не является транзитив- ным. Никогда не может быть так, что первый человек – отец второго, второй – отец третьего, и при этом первый – отец третьего.
Функциональным (однозначным) называется отношение в том, и только в том случае, если каждому значению отношения у отноше- ния xRy соответствует лишь одно единственное значение х. Например,

232
«х отец у», так как у каждого человека (у) имеется один единствен- ный отец. Логическое свойство функциональности символически мож- но записать в виде следующей аксиомы: (xRy ∩ zRy) →x≡z.
Для получения достоверных заключений из суждений с отноше- ниями необходимо опираться на правила, вытекающие из свойств от- ношений.
Из свойства симметричности (xRy→yRx) вытекает правило: если суждение xRy истинно, то суждение yRx тоже истинно.
Из свойства рефлексивности (xRy→xRx yRy) вытекает правило: если суждение xRy истинно, то истинными будут суждения и yRy.
Из свойства транзитивности (xRy л yRz→xRz) вытекает правило: если суждение xRy истинно и суждение yRz истинно, то суждение xRz также истинно.
18.2. Вопросы для самопроверки
1. Каковы правила построения умозаключений из суждений с от- ношениями?
2. Какие суждения называют функциональными?
3. Какие суждения называют симметричными?
4. Какие существуют виды симметричности в суждениях с отно- шениями?
5. В каких случаях возникают отношения рефлексивности?
6. Назовите виды отношений рефлексивности.
7. В чем выражается свойство транзитивности?
8. Назовите виды транзитивности.
9. Перечислите правила выведения достоверности из суждений с отношениями.
10. Какие суждения называют двуместными, а какие n-местными?
18.3. Упражнения
Упражнение 1. Из данных понятий сформулируйте суждения с отношениями, определите вид отношений.
Пример: Добролюбов, Шевченко, современник. Добролюбов (x) – со- временник Шевченко (y). Белинский (z) – современник До- бролюбова (x). Следовательно, Белинский (z) – современник
Шевченко (y). Отношение транзитивности (xRy yRz) →xRz
1) Владивосток, Хабаровск, Магадан.

233
2) Покупка первая, покупка вторая, покупка третья, дороже на пять тысяч рублей.
3) Ярославль, Куйбышев, Астрахань, выше по течению Волги.
4. х, у, равно.
5) Эльбрус, Монблан, Эверест, выше.
6) Событие А, событие В, сообщение С, быть раньше.
7) А, В, С, быть больше.
8) Александр, Николай, быть братом.
9) Событие А, событие В, быть одновременным.
10) А, В, С, быть подобным.
11) Павел, Александр, быть другом.
12) Московский университет, Санкт-Петербургский университет,
Томский университет, основан раньше.
13) Волков, Спиридонов, Кузнецов, земляк.
14) Москва, Брянск, Санкт-Петербург, основан раньше.
15) Волга, Днепр, Десна, быть больше по площади.
Упражнение 2. Укажите свойства отношений, на основании ко- торых сделан вывод, запишите схему вывода.
Пример: Смоленск севернее Рязани. Рязань севернее Тулы. Следова- тельно, Смоленск севернее Тулы. Отношение транзитивно- сти: (xRy yRz) → xRz.
1) G равно F, следовательно F равно G.
2) G = F, следовательно, G = D, F = F.
3) Предмет С отличается некоторыми признаками от предмета D.
Значит предмет D отличается этими же признаками от предме- та С.
4) Фет родился позднее М. Лермонтова, М. Лермонтов – позднее
Ф. Тютчева.
5) Петр – брат Сергея. Сергей – брат Максима. Значит, Петр – брат Максима.
6) Испытуемый А находится в экспериментальной группе одно- временно с Б, а Б – одновременно с В. Следовательно, А. на- ходится в экспериментальной группе одновременно с В.
7) G подобно F, следовательно, F подобно G.
8) Все числа равные G, будут и F. D равно G, следовательно,
D равно F.

234
9) Осло западнее Стокгольма, Стокгольм западнее Хельсинки.
Следовательно, Осло западнее Хельсинки.
10) Александр старше Алексея. Алексей старше Антона. Значит,
Александр старше Антона.
11) Территория Франции меньше территории Украины. А террито- рия последней меньшей территории России. Следовательно, территория Франции меньше территории России.
12) G эквивалентно F, В подобно С, а С эквивалентно D. Значит,
G эквивалентно D.
13) На факультете клинической психологии количество студен- тов меньше чем на факультете педиатрии, а на последнем количество студентов меньше чем на факультете лечебного дела. Следовательно, на факультете клинической психоло- гии количество студентов меньше чем на факультете лечеб- ного дела.
14) События G произошли одновременно с событием F, следова- тельно, и событие F произошло одновременно с событием G.
15) Искомое число Х больше 4, 4 больше 8, следовательно, иско- мое число Х больше 8.
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   35


Упражнение 3. Укажите свойства отношений, на основании ко- торых сделан вывод. Запишите схему вывода.
Пример: Тамбов (х) южнее Рязани (у). Рязань (у) южнее Москвы (z).
Следовательно, Тамбов (х) южнее Москвы (г). Отношение транзитивности: (xRy v yRz)

xRz.
1) Л = В, следовательно, В = Л.
2) Л = В, значит, Л = Л и В – В.
3) Л > В, В > С, следовательно, А > С.
4) Иван Петрович сосед Сергея Федоровича. Значит, Сергей Фе- дорович сосед Ивана Петровича.
5) Петр брат Сергея. Сергей брат Николая. Значит, Петр брат Ни- колая.
6) Валентина сестра Людмилы. Следовательно, Людмила сестра
Валентины.
7) Мурманск севернее Медвежьегорска, а последний севернее
Петрозаводска. Следовательно, Мурманск севернее Петроза- водска.

235
8) Событие х произошло одновременно с событием у, следова- тельно, и событие у произошло одновременно с событием х.
9) Предмет С отличается некоторыми признаками от предмета D.
Значит, и предмет D отличается этими же признаками от пред- мета С.
10) А. Фет родился позднее М. Лермонтова, М. Лермонтов – позд- нее Ф. Тютчева. Следовательно, А. Фет родился позднее
Ф. Тютчева.
11) Р. находился на месте происшествия одновременно с Л., а Л. – одновременно с М. Следовательно, Р. находился на месте происшествия одновременно с М.
12) Территория Африки меньше территории Америки, а терри- тория последней меньше территории Азии. Следовательно, территория Африки меньше территории Азии.
13) Владивосток восточнее Читы. Чита восточнее Иркутска, а Ир- кутск восточнее Омска. Значит, Владивосток восточнее Омска.
14) А эквивалентно В, В эквивалентно С, С эквивалентно Д. Зна- чит, А эквивалентно Д.
15) А подобно В, В подобно С и С подобно Д. Следовательно,
А подобно А, В подобно В, С подобно С и подобно Д.
Упражнение 4. Сделайте вывод из посылок, используя свойства отношений, запишите схему вывода.
Пример: Пушкин – современник Дельвига. Следовательно, Дельвиг –
современник Пушкина. Симметричность:
1) Осло западнее Стокгольма, Стокгольм западнее Хельсинки.
2) Вильнюс южнее Риги, Рига южнее Таллина.
3) Плотность населения Европы больше плотности населения
Азии, а плотность населения Азии больше, чем плотность на- селения Африки.
4) Филиппов окончил институт одновременно с Матвеевым.
5) Нижний Новгород восточнее Москвы. Москва восточнее Смо- ленска.
6) Площадь бассейна Волги больше площади бассейна Днепра, площадь бассейна последнего больше площади бассейна Дона.
7) Александр родственник Андрея.
8) Л. старше М., М. старше Н.


236
9) Брест находится к юго-западу от Минска, Минск – к юго-запа- ду от Витебска.
10) Ольга – сестра Елены. Елена – сестра Татьяны.
11) Казанский университет основан раньше Петербургского. Пе- тербургский – раньше Киевского.
12) Крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева была позднее крестьянской войны под предводительством
Сте пана Разина, которая была позднее крестьянской войны под предводительством Болотникова.
13) Волков – земляк Иванова.
14) С. стал врачом позднее Д., Д. – позднее Е.
15) При расследовании дела об изготовлении и сбыте фальши- вых монет криминалистическая экспертиза при помощи спек- трального и химического анализа установила, что фальши- вая металлическая монета достоинством 1 рубль по своему составу идентична слитку металла, обнаруженного при обы- ске квартиры обвиняемого, а слиток металла идентичен по составу девяти фальшивым пятнадцатикопеечным монетам.
Упражнение 5. Сделайте вывод, определите его состоятель- ность.
Пример: Воронов знаком с Синицыным. Синицын знаком с Еремеевым.
Заключение: «Воронов знаком с Еремеевым» с необходимо- стью не следует, так как отношение «знаком» не является транзитивным.
1) Ольга – сестра Татьяны.
2) Елизавета – дочь Петра.
3) Иван Иванович – отец Михаила.
4) Валентин любит Ирину.
5) Матвеев – земляк Уварова.
6) Тихий океан больше Атлантического.
7) Карское море западнее моря Лаптевых.
8) Ева – жена Адама.
9) Антонов – ровесник Лосева.
20) Дельвиг учился вместе с Пушкиным, а Пушкин – вместе с Пу- щиным.
21) Борис – друг Виталия, Виталий – друг Константина.
22) Антонина Ивановна – мать Светланы. Светлана – мать Ларисы.

237
23) Николай – сын Александра. Александр – сын Петра Петровича.
24) Тунис восточнее Алжира, Алжир восточнее Марокко.
25) Евгений любит Людмилу, Людмила любит Глеба.
18.4. Задачи
Портрет
Один джентльмен, показывая своему другу портрет, нарисован- ный по его заказу одним художником, сказал: «У меня нет ни сестер, ни братьев, но отец этого человека был сыном моего отца». Кто был изображен на портрете?
Город правдолюбов и город лжецов
Два близ лежащих города, В одном все лжецы, а в другом прав- долюбы. И те и другие приезжают друг к другу в гости. Какой нужно поставить единственный вопрос прохожему, что бы узнать в каком вы находитесь городе?

238
ТЕМА 19
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
19.1. Методические указания к теме
Цель: а) рассмотретьсодержание и специфику законов логики; б) закрепить навыки применения логических закономерностей.
Законы формальной логики – это схемы всегда-истинных выска- зываний. Эти схемы находят выражение в формулах логики. Основ- ными в формальной логике являются:
Закон тождества: «Всякая мысль в процессе рассуждения должна оставаться тождественной самой себе». Символическая запись: А≡А.
Закон тождества выражает одно из важнейших требований ло- гического мышления – определенность. Выполнение данного закона предохраняет нас от двусмысленности, неточного употребления тер- минов, подмены одного предмета размышления другим.
Амфиболия – логическая ошибка, в основе которой лежит двус- мысленность языковых выражений. Пример: «Правильно говорят, что язык до Киева доведет. А я купил вчера копченый язык. Теперь смело могу идти в Киев». Другое название этой ошибки – «подмена тезиса».
Эквивокация – логическая ошибка при рассуждении, в основе ко- торой лежит использование одного и того же слова в разных значе- ниях. Пример: «Старый морской волк – это действительно волк. Все волки живут в лесу. Таким образом, морские волки живут в лесу».
Здесь ошибка обусловлена тем, что в первом суждении слово «волк» используется в качестве метафоры, а во второй посылке – в прямом значении. Эквивокация часто используется как художественный ри- торический прием. В логике этот прием еще называется «подмена понятия».
Логомахия – спор о словах, когда в процессе дискуссии участни- ки не могут прийти к единой точке зрения в силу того, что не уточни- ли исходные понятия.
Закон непротиворечия: «Два противоположных или противоре- чащих суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время, в одном и том же отношении не могут быть вместе истинными».
Символическая запись: ¬ (А-неА).