Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1942

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

239
Проще говоря, нельзя утверждать два противоречащих или про- тивоположных суждения, нельзя себе противоречить. Например, нельзя утверждать, что некое озеро глубокое и мелкое в одно и то же время, как и нельзя утверждать, что озеро глубокое и неглубокое.
Закон исключенного третьего: «Два противоречащих суждения не могут быть вместе ложными: одно из них истинно, другое – ложно, а третьего не дано».
Два противоположных суждения могут одновременно ложными
(«Озеро глубокое» и «Озеро мелкое»), а два противоречащих сужде- ния не могут быть вместе ложными («Озеро глубокое» и «Озеро не- глубокое»).
Закон достаточного основания: «Ни одно суждение не может при- знано истинным без достаточного обоснования». Достоверны лишь те суждения, относительно истинности которых могут быть приведены достаточные основания: Р истинно, так как истинно Q.
Закон направлен против бессвязаных, хаотичных, бездоказатель- ных рассуждений. Он враг всяких догм, суеверий, предрассудков.
19.2. Вопросы для самопроверки
1) Дайте общую характеристику законов логики.
2) Раскройте сущность и специфику закона тождества.
3) Дайте понятие закона противоречия. Покажите специфику данного закона.
4) Проанализируйте сферу распространения закона противоречия.
5) Раскройте основное требование закона исключенного третьего.
6) Охарактеризуйте требования данного закона к мыслительному процессу личности.
7) Раскройте понимание закона достаточного основания.
8) Дайте характеристику специфике закона достаточного основа- ния.
9) Покажите место данного закона среди других законов логики.
10) Раскройте важность соблюдения требований данного закона в практической деятельности.

240
19.3. Логическая разминка
Игра «шкатулки Порции»
(Источник: Смаллиан Р. Как же называется эта кни-
га? М., 1981. С.59).
а) У Порции из комедии Шекспира «Венецианский купец» было три шкатулки из золота, серебра и свинца. В одной из шкатулок хра- нился портрет Порции. Поклоннику предлагалось выбрать шкатулку с портретом и получить право называть Порцию своей невестой. На крышках шкатулок Порция приказала сделать следующие надписи. на золотой шкатулке на серебряной шкатулке на свинцовой шкатулке
Портрет в этой шкатулке
Портрет не в этой шкатулке
Портрет не в золотой шкатулке
Порция пояснила, что из трех высказываний одно истинно. Ка- кую шкатулку следует выбрать поклоннику Порции? б) В другой раз Порция приказала выгравировать на крышках шкатулок следующие надписи:
на золотой шкатулке на серебряной шкатулке на свинцовой шкатулке
Портрет не в серебряной шкатулке
Портрет не в этой шкатулке
Портрет не в этой шкатулке
Своему поклоннику Порция пояснила, что из трех высказываний по крайней мере одно истинно и по крайней мере одно ложно.
В какой шкатулке хранится портрет Порции?
19.4. Упражнения
Упражнение 1. Тождественны ли следующие понятия?
1) Крокодил. Аллигатор. Представитель отряда пресмыкающихся.
2) Писатель. Человек, написавший роман.
3) Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Поэт, в 1837 г. со- сланный в армию на Кавказ за стихотворение «Смерть поэта».
Автор драмы «Маскарад» (1835 г.).
4) Непомерные притязания. Источник наших горестей.


241
5) Грубость. Результат плохого воспитания.
6) Ложь. Ошибка. Недоразумение.
7) Марина Цветаева. Автор литературного эссе «Мой Пушкин».
Русская поэтесса, написавшая стихотворение «Мне нравится, что Вы больны не мной...».
8) Нил. Река в Африке. Самая длинная в мире река. Река длиной
6671 км.
Упражнение 2. Проанализируйте пословицы. Тождественны или различны следующие понятия: «скупость» и «жадность», «кле- вета» и «ложь» в следующих пословицах?
1) Скупой глядит как бы другому не дать, а жадный глядит как бы у другого отнять.
2) Клевета и ложь не одно и то ж.
3) Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
Упражнение 3. В чем заключается тождество, выраженное в по- словице, приведенной К. Д. Ушинским: «Овца руно растит, а ску- пой деньгу копит – не про себя»?
Упражнение 4. Рассмотрите, в чем заключается несоблюдение закона тождества в следующих софизмах (двусмысленность по- нятий, их подмена и т.п.):
1) Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит.
2) То, что ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рога. Значит, ты их имеешь.
3) Твой пес имеет щенят, значит, он – отец. Он – твой и он – отец, значит, он – твой отец.
4) Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь – одни женщины. Да, но одни умеют петь, а другие – нет.
5) 5 – одно число. 3 и 2 – это 5. Значит, 3 и 2 – одно число.
6) На практических занятиях студент спрашивает у преподавате- ля: «Можно ли наказывать человека за то, что он не сделал?»
– «Нет, конечно», – отвечает преподаватель. – «Тогда, пожа- луйста, не наказывайте меня: я сегодня не сделал домашнего задания».
7) Того, чего у меня сейчас нет, я лишился. У меня было 10 книг.
Потеряв одну книгу, я могу сказать, что у меня уже нет 10

242
книг. Следовательно, я лишился 1 книги. Итак, потеряв одну книгу, я лишился 10 книг.
Упражнение 5. Укажите, в каких случаях нарушен закон тожде- ства? Объясните почему?
Пример: Не ВСЯКОМУ офицеру мундир к лицу (Козьма Прутков) (ка- ждому, любому). Закон тождества не нарушен.
Пример: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек, ни на одном собрании, где бы он был, не обходилось без истории» (Н. В. Гоголь). Нарушен закон тождества, ошибка – подмена понятия.
1) Байкал – самое глубокое озеро в мире.
2) А.С. Пушкин – автор романа в стихах «Евгений Онегин».
3) Нравоучение – проповедь.
4) М. Мусоргский – автор оперы «Борис Годунов».
5) Прибыльность – рентабельность.
6) Ложь – неправда.
7) Неверно, что материя является порождением мирового духа или индивидуального сознания. Материя не является поро- ждением ни мирового духа, ни индивидуального сознания.
8) Большой театр России – самый большой в мире.
9) Учебник – книга, систематически излагающая содержание той или иной науки.
10) Проректор – заместитель ректора.
11) Обвиняемый – преступник.
12) Маленькая девочка лижет рукав платья у тети, пришедшей в гости.
– Что ты делаешь, деточка?
– Хочу убедиться, что Ваше платье безвкусное, как сказала мама!
13) Адвокат – защитник.
14) Мир – покой.
15) Ядро – спортивный снаряд.
Упражнение 6. Сохранится ли тождество суждения, если выде- ленное в данном суждении понятие заменить понятием, заклю- ченным в скобках? Какая ошибка допущена?
1) За время службы в органах милиции младший лейтенант Гусев проявил себя ИНИЦИАТИВНЫМ работником (энергичным, ак- тивным, деятельным).


243
2) Виновность Мухина установлена содержащимися в деле ДОКА-
ЗАТЕЛЬСТВАМИ (основаниями, доводами, аргументами).
3) Преступник, скрываясь от преследования, свернул в БЕЗЛЮД-
НЫЙ переулок (пустынный, глухой).
4) При обсуждении вопроса выяснились различные ТОЧКИ ЗРЕ-
НИЯ (мнения, взгляды, суждения).
5) В поселке Игнатьево преступник был ЗАДЕРЖАН (арестован, взят).
6) Лица, совершившие ПРЕСТУПЛЕНИЕ на территории России, подлежат ответственности по Уголовному кодексу России (пра- вонарушение, проступок).
7) Промышленные предприятия г. Москвы из убыточных превра- тились в ПРИБЫЛЬНЫЕ (рентабельные, доходные).
8) В середине XVII века Франция стала с НЕОГРАНИЧЕННОЙ вла- стью короля (абсолютной, полной, безраздельной).
9) Французские материалисты XVIII века выступали с откры- той пропагандой АТЕИЗМА, основанного на выводах из науки о природе и человеке (безбожия, безверия, неверия).
10) Иванов был убежден, что осмеяние порока уменьшает его силу больше, нежели НРАВОУЧЕНИЯ (поучение, наставле- ние, назидание).
11) «Сущность БРАКА состоит по моим понятиям, в искренней привязанности, все остальное дело второстепенное» (Н. Чер- нышевский) (супружество, семейный союз).
12) В подтверждении выдвинутых положений защитник привел убедительные АРГУМЕНТЫ (версии, гипотезы).
13) ИМУЩЕСТВО, принадлежащее супругам до вступления в брак, остается их раздельным имуществом (собственность, досто- яние).
14) После почти 200-летнего господства английских колониза- торов Индия стала НЕЗАВИСИМЫМ государством (самостоя- тельным, суверенным, светским).
15) Он ее СТРАСТНО любил (до гробовой доски, до смерти).
Упражнение 7. Укажите на обстоятельства, явившиеся причи- ной отступления от требования закона тождества:
1) Некто Адамс, шевелюра которого стала катастрофически ре- деть, написал в научно-исследовательский центр одной хи-

244
мической компании письмо с просьбой посоветовать ему, как сохранить волосы. Через некоторое время пришел ответ: «Вы лучше сохраните волосы, если будете собирать их в полиэти- леновый мешок с кусочками нафталина. Мешок рекомендует- ся держать в темном, прохладном и не слишком сухом месте».
2) По преданию, легендарный царь Крез, обратившийся к дель- фийскому оракулу с вопросом, переходить ли ему со своей ратью реку Галис, получил ответ: «Если будет перейдена река
Галис, то рухнет могучее царство». Войска Креза переходят реку, и могучее царство действительно гибнет, только им ока- зывается царство самого Креза.
3) «В трактире «У чаши» сидел только один посетитель. Это был агент тайной полиции Бретшнейдер. Трактирщик Паливец мыл посуду, и Бретшнейдер тщетно пытался завязать с ним серьез- ный разговор.
...- А когда-то здесь висел портрет государя императора... Как раз на том месте, где теперь зеркало.
- Вы справедливо изволили заметить, – ответил пан Паливец,
– висел когда-то. Да только гадили на него мухи, так я убрал его на чердак. Знаете, еще позволит себе кто-нибудь замеча- ние, и посыплются неприятности. На кой черт мне это надо?
...Бретшнейдер показал Паливцу своего орла, с минуту глядел на трактирщика и потом спросил:
- Вы женаты?
- Да.
- А может ваша жена вести дело вместо вас?
- Может.
- Тогда все в порядке, уважаемый, – весело сказал Бретшней- дер.
- Позовите вашу супругу и передайте ей все дела. Вечером за вами приедем...
- Не тревожься, – утешал Паливца Швейк. – Я арестован всего только за государственную измену.
- Но я-то за что? – заныл Паливец. – Ведь я был так осторо- жен!
Бретшнейдер усмехнулся и с победоносным видом пояснил:


245
- За то, что вы сказали, будто на государя императора гади- ли мухи. Вам этого государя императора вышибут из головы»
(Я. Гашек. Похождения бравого солдата Швейка).
4) «...- Взгляни-ка на дорогу! Кого ты там видишь?
- Никого, – сказала Алиса.
- Мне бы такое зрение! – заметил Король с завистью. – Уви- деть Никого! Да еще на таком расстоянии! А я против солнца и настоящих-то людей с трудом различаю! (Л. Кэрролл. Алиса в Зазеркалье).
5) Два мальчика перешли речку вброд. На берегу один из них сказал другому:
- Ты-то весь мокрый, а я даже штаны не замочил.
- Тебе не привыкать, – ехидно заметил тот, – ты всегда из воды сухим выходишь.
6) «Дураки мудрецом почитают меня,
Видит Бог: я не тот, кем считают меня.
О себе и о мире я знаю не больше
Тех глупцов, что усердно читают меня» (О. Хайям).
7) – Ах, эти детские мечты. Сбылась ли хоть одна из них? – У меня да. В детстве, когда мама меня причесывала, я мечтал, чтобы у меня не было волос.
8) Один студент сказал товарищу:
- Купи сто апельсинов. Я один съем.
- Не съешь.
Они поспорили. Товарищ купил сто апельсинов. Студент взял один апельсин и съел.
1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   35

Упражнение 8. Выполнен ли закон тождества в следующих си- туациях?
1) Один раз Петр Великий так был рассержен любимым шутом
Балакиревым, что прогнал его совсем – не только с глаз до- лой, но вон из отечества. Балакирев повиновался, и его долго не было видно. По прошествии долгого времени Петр, сидя у окна, вдруг видит, что Балакирев с женою едет в своей од- ноколке мимо самых его окон.
Государь, вспомнив о нем, рассердился за ослушание и, вы- скочив на крыльцо, закричал:

246
- Кто тебе позволил, негодяй, нарушать мой указ и опять по- казываться на моей земле?
Балакирев остановил лошадь и сказал:
- Ваше Величество! Лошади мои ходят по Вашей земле, не спорю, так как Вы и не лишали их отечества, а что касается меня с женой, то мы на своей земле.
- Это как так?
- Весьма просто и обыкновенно: извольте посмотреть, вот и свидетельство на покупку земли. – Балакирев при этом по- дал царю бумагу.
Государь засмеялся, когда увидел на дне одноколки с пуд зем- ли, и, прочтя свидетельство на покупку шведской земли, про- стил Балакирева. (М.Г. Кривотлык. Исторические анекдотыиз жизни русских замечательных людей. М., 1991. С. 22).
2) Император Александр I, принимая, проездом через какой-то губернский город, тамошних помещиков, между прочим у од- ного из них спросил:
- Ваша фамилия?
- В деревне осталась, Ваше Величество, – отвечал он, прини- мая это слово в значении семейство. (М.Г. Кривотлык. Истори- ческие анекдотыиз жизни русских замечательных людей. М.,
1991. С. 56).
3) Шувалов, заспорив однажды с Ломоносовым, сказал ему сердито:
- Мы отставим тебя от академии.
- Нет, – возразил великий человек, – разве академию отстави- те от меня. (М.Г. Кривотлык. Исторические анекдотыиз жизни русских замечательных людей. М., 1991. С.103).
4) Какова Ваша специальность?
– Я – аспирант.
5) В чем состоит практическое значение логики?
- Логика изучает правильность мыслей.
6) Каково практическое значение логики?
- Знание логики помогает избежать ошибок в рассуждениях.
Упражнение 9. Нарушен ли закон тождества в следующих па- рах суждений?
1) Водитель автомобиля совершил аварию. Причина аварии за- ключается в действиях водителя автомобиля.

247
2) Завтра будет дождь и холод. Завтра будет холодно и дождливо.
3) Неверно, что если по проводнику не идет электрический ток, то вокруг него возникает магнитное поле. По проводнику не идет электрический ток и вокруг него не возникает магнитное поле.
4) Если в этом озере хороший планктон, то в нем размножается рыба. Неверно, что в этом озере хороший планктон и в нем размножается рыба.
5) Неверно, что этот треугольник равнобедренный и он не прямо- угольный.
Упражнение 10. Установите, какой из основных законов логики
– тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточно- го основания, – нарушен в следующих примерах.
а) – Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины.
– Да, но одни умеют петь, а другие – нет.
1) Когда Фарадей обратился к Дэви с просьбой принять его на работу в лабораторию, тот спросил совета у одного из руково- дителей Королевского института. «Поручи ему, – был ответ, – мыть лабораторную посуду. Если он к чему-нибудь способен, то обязательно согласится; если же не согласится, значит не способен ни к чему».
2) «Бабин вынул трубку изо рта. Смеясь одними глазами, спросил:
– Обожди, Маклецов, ты «Лес» читал?
– Я за войну ни одной книги не прочел, – сказал Маклецов с до- стоинством.
– Ну это тебе полагалось еще до войны прочесть.
– А раз полагалось, значит, прочел.
– Все-таки: читал или не читал?
– Да что вы навалились, товарищ комбат, всякую инициативу сковываете! Лес. Я в сорок первом в окружении в таких лесах воевал, какие тому Островскому сроду не снились…» (Г. Ба- кланов «Военные повести»).
Упражнение 11. Могут ли быть одновременно истинными следу- ющие пары суждений?
1) Все млекопитающие дышат легкими. Не все млекопитающие дышат легкими.