Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1943

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

248
2) Ни одна рыба не может жить без воды. Некоторые рыбы могут жить без воды.
3) Сегодня – понедельник. Сегодня – не понедельник.
4) Петр знает английский язык. Петр не знает английского языка.
5) Все люди грамотные. Ни один человек не является грамотным.
6) Электрон есть частица. Электрон есть волна.
7) Все дома в Петербурге каменные. Ни один дом в Петербурге не является каменным.
8) Некоторые органы государственной власти имеют право изда- вать законы. Некоторые органы государственной власти име- ют право издавать приказы и инструкции.
9) Некоторые офицеры являются генералами. Некоторые офице- ры не являются генералами.
10) Следователь был на месте преступления. Следователя не было на месте преступления.
11) Эта музыка плохая. Эта музыка написана выдающимся ком- позитором.
12) Сахар бел. Сахар сладок.
13) Электрон есть частица. Электрон есть волна.
14) Свет имеет корпускулярную и волновую природу. Неверно, что свет имеет корпускулярную и волновую природу.
Упражнение 12. Могут ли быть одновременно ложными следую- щие пары суждений?
1) Все студенты группы успешно сдали сессию. Некоторые сту- денты группы получили неудовлетворительные оценки.
2) Нева впадает в Балтийское море. Нева не впадает в Балтий- ское море.
Упражнение 13. Сформулируйте противоречия, имеющие место в следующих примерах:
1) При покупке мертвых душ Чичиков говорит Собакевичу: «Вы, кажется, человек умный, владеете сведениями образованно- сти. Ведь предмет просто фу-фу. Что ж он стоит? Кому нужен?»
– «Да вот вы же покупаете, стало быть нужен». Здесь Чичиков закусил губу и не нашелся, что отвечать» (Гоголь Н.В. Мерт- вые души).
2) «Прекрасно! – промолвил Рудин. – Стало быть, по-ваше- му, убеждений нет?» – «Нет, и не существует». – «Это ваше

249
убеждение?» – «Да». – «Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно, на первый случай». Все в комнате улыбнулись и переглянулись (Тургенев И.С. Рудин).
3) В самый солнцепек вернувшись домой, говорится в одном из анекдотов о Нассредине, эфенди попросил жену: «Принеси-ка мне миску простокваши! Нет ничего полезней и приятней для желудка в такую жару!» Жена ответила: «Миску? Да у нас даже ложки простокваши нет в доме!» Эфенди сказал: «Ну и ладно, ну и хорошо, что нет. Простокваша вредна челове- ку». «Странный ты человек, – сказала жена, – то у тебя про- стокваша полезна, то вредна. Какое же из твоих мнений пра- вильно?» Эфенди ответил: «Если она есть дома, правильно первое, а если ее нет, правильно второе».
4) После долгого холостяцкого ужина, затянувшегося допоздна,
Артур и Тессье никак не могут расстаться. «Знаешь что? – говорит Артур. – Пойдем ко мне, я покажу тебе, как хорошо мы устроились на новой квартире». Действительно, квартира роскошная, и Артур охотно показывает приятелю все комна- ты. «Вот небольшая прихожая, здесь – столовая, вот – кухня, а это спальня». Включает свет и продолжает: «Видишь, какая широкая кровать? Эта красивая женщина на ней – моя жена».
И растерянно, после небольшой паузы: «А тот мосье, что ря- дом с ней... это я».
5) Какой-то любитель был взят в труппу на эпизодическую роль слуги. Желая хоть чуть-чуть увеличить свой текст, он произ- нес:
– Сеньор, немой явился... и хочет с вами поговорить.
Желая дать партнеру возможность поправить ошибку, актер ответил:
– А вы уверены, что он немой?
– Во всяком случае, он сам так говорит...
6) Один тулузский врач, желая позабавиться, поместил в местной газете объявление: «В связи с выездом за границу продаю редкую историческую реликвию: череп Вольтера-ребенка».
В течение недели он получил едва ли не сто запросов о цене.
7) М.Твен рассказывает о беседе с репортером, явившимся взять у него интервью:


250
– Есть ли у вас брат?
– Да, мы звали его Билль. Бедный Билль!
– Так он умер?
– Мы никогда не могли узнать этого. Глубокая тайна парит над этим делом. Мы были – усопший и я – двумя близнецами и, имея две недели от роду, купались в одной лохани. Один из нас утонул в ней, но никогда не могли узнать, который. Одни думают, что Билль, другие – что я.
– Странно, что вы-то, что вы об этом думаете?
– Слушайте, я открою вам тайну, которой не поверял еще ни одной живой душе. Один из нас двоих имел особенный знак на левой руке, и это был я. Так вот, тот ребенок, что утонул...
Упражнение 14. Выполняется ли требование закона противоре- чия в приведенных ниже понятиях?
1) Солнечная ночь.
2) Таинственная мудрость.
3) Холодный огонь.
4) Сказочная действительность
5) Горячий снег.
6) Неправильное правило.
7) Ослепительная темнота.
8) Равносторонний прямоугольный треугольник.
9) Круглый квадрат.
10) Страшная красота
11) Сухая вода.
12) Вечный двигатель.
13) Холодный огонь.
14) Таинственная мудрость.
15) Непротяженное тело.
16) Сухопутный кит.
17) Разомкнутая окружность. 18) Живой труп.
19) Конечная бесконечность. 20) Глупая мудрость.
Упражнение 15. Найдете ли вы здесь нарушения закона исклю- ченного третьего?
1) К мудрецу пришел крестьянин и сказал: «Я поспорил со сво- им соседом». Он изложил суть спора и спросил: «Кто прав?»
Мудрец ответил: «Ты прав». Через некоторое время к мудре- цу пришел второй из споривших. Он тоже рассказал о споре и спросил: «Кто прав?» Мудрец ответил: «Ты прав».
«Как же так, – спросила мудреца жена, – тот прав и другой прав?» «И ты права, жена», – ответил мудрец.
2) «Конечно, Иванов не отличник, но, с другой стороны, у него нет других оценок, кроме пятерок».

251
3) «Я, конечно, не хочу сказать, что за истекший период наша организация ничего не делала. Но я не возьму на себя сме- лость и утверждать, что организация что-нибудь делала».
4) «Один там только и есть порядочный человек: прокурор, да и тот, если правду сказать, свинья» (Н.В. Гоголь).
5) «Все заметно волнуются. Невозмутимы только бывалые воины, а их среди нас не так уж мало».
6) В пьесе Ж.-Б, Мольера «Мещанин во дворянстве» есть такой диалог:
Г-н Журден: ... А теперь я должен открыть вам секрет. Я влю- блен в одну великосветскую даму, и мне бы хотелось, чтобы вы помогли мне написать ей записочку, которую я собираюсь уронить к ее ногам.
Учитель философии: Отлично.
Г-н Журден: Ведь правда, это будет учтиво?
Учитель философии: Конечно. Вы хотите написать ей стихи?
Г-н Журден: Нет-нет, только не стихи.
Учитель философии: Вы предпочитаете прозу?
Г-н Журден: Нет, я не хочу ни прозы, ни стихов.
Учитель философии: Так нельзя: или то, или другое.
Г-н Журден: Почему?
Учитель философии: По той причине, сударь, что мы можем излагать свои мысли не иначе как прозой или стихами.
Г-н Журден: Не иначе как прозой или стихами?
Учитель философии: Не иначе, сударь. Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза.
Упражнение 16. Опираясь на закон исключенного третьего, установите, могут ли быть одновременно ложными два суждения?
1) Каждое уголовное дело имеет свои особенности. Некоторые уголовные дела никаких особенностей не имеют.
2) Обвиняемый вправе в любой момент производства по делу от- казаться от защитника.
3) Всякая наука имеет свой предмет для исследования. Ни одна наука не имеет своего предмета исследования.
4) Съемки фильма еще не закончились. Съемки фильма уже на- чались.


252
5) Каждый человек имеет право на образование. Некоторые люди имеют право на образование.
6) Всякое небесное тело существует в пространстве. Некоторые небесные тела существуют за пределами обозримого про- странства.
7) Все люди изучали логику. Ни один человек не изучал логику.
Упражнение 17. В каких из приведенных ниже пар понятий про- является закон исключенного третьего?
1) Революционер – контрреволюционер.
2) Грамотный – неграмотный.
3) Верующий – атеист.
4) Доказуемый – недоказуемый.
5) Убежденный – уверенный.
6) Сообразительный – схватывающий на лету.
7) Обратный – необратимый.
8) Агрессивный – воинственный.
9) Верующий – неверующий.
10) Глубокий – мелкий.
11) Протяженное тело – непротяженное тело.
12) Сладкий – горький.
Упражнение 18. Укажите рассуждения, в которых нарушены требования закона достаточного основания:
1) Макеев обязан явиться в суд и дать правдивые показания, так как он вызван в качестве свидетеля.
2) Студент покраснел, – следовательно, он виноват.
3) Эта комната светлая, так как в ней три окна.
4) В этой курсовой работе не раскрыто основное содержание, но она все же заслуживает хорошей оценки.
5) Судья не может меня судить, так как он сам замешан в данном преступлении.
6) Категорически отвергаю, будто я мелкий хулиган, так как я че- ловек с высшим образованием.
7) Все студенты нашего вуза изучают логику. Петров изучает ло- гику – следовательно, он студент нашего вуза.
8) Перчатку потеряешь – к несчастью. Зеркало – к беде.

253
Упражнение 19. Установите, является первое суждение доста- точным основанием для второго?
1) Треугольник, у которого каждый угол равен 60 градусов, на- зывается равносторонним. Равносторонний треугольник – ге- ометрическая фигура.
2) Он хорошо учится. Он достоин именной стипендии.
3) Кит дышит легкими. Кит – морское млекопитающее.
4) У него плохое материальное положение. Ему необходимо на экзамене поставить высокую оценку.
5) Данное определение соответствует законам логики. Данное определение логически правильно.
6) Это предложение длинное. Это предложение сложное.
7) Данная мысль построена правильно. Данная мысль истинна.
Упражнение 20. Нарушен ли в следующих примерах закон до- статочного основания?
1) Виолетта собралась разводиться.
- В чем причина вашего развода? – спрашивает судья.
- Мой муж меня больше не любит!
- Это серьезное обвинение, – замечает судья. – А какие у вас основания для этого?
- Как какие? Мой последний ребенок не от него...
2) Заполняя анкету по переписи населения, молодой человек спрашивает вдову, когда умер ее муж.
- Восемь лет назад, – печально отвечает она.
- А дети у вас есть?
- Да, трое. Чарли – одиннадцать, Мэри – семь и маленькому
Джонни – три годика.
- А мне послышалось, что ваш муж умер восемь лет тому назад.
- Да, это так. Но умер муж, а не я.
3)В известной сказке Л.Кэролла Белый Рыцарь намерен спеть
Алисе «очень, очень красивую песню»:
- Когда я ее пою, все рыдают... или...
- Или что? – спросила Алиса, не понимая, почему Рыцарь вдруг остановился.
- Или... не рыдают...
4) В популярной сказке народный лекарь Богомол заключает по- сле осмотра Буратино:


254
- Одно из двух: или пациент жив, или он умер. Если он жив – он останется жив или не останется жив. Если он мертв – его можно оживать или нельзя оживить.
5) Вспомним ситуацию из старой песенки:
Жила одна старушка,
Вязала кружева,
И, если не скончалась –
Она еще жива.
6) В свое время И.П. Павлов писал, что всю жизнь он любил труд, и прежде всего труд физический. Легко понять, что кроется за этими словами выдающегося ученого. Научные открытия он делал по чувству долга перед людьми, коль скоро больше любил работать физически.
Упражнение 21. Определите вид умозаключения, напишите формулу, проверьте, является ли она законом логики.
1) Водоемы бывают пресные или соленые.
Это озеро –пресный водоем.
Это озеро не являетсясоленым водоемом.
2) Светофор светит красным, или желтым, или зеленым цветом.
Сейчас светофор не светит ни красным, ни зеленым цветом.
Сейчас светофор светит желтым цветом.
3) У человека различают следующие виды памяти: двигательная, эмоциональная, образная, словесно-логическая.
Ведущееместо у человека,как правило, занимает словес- но-логическая память.
Ведущее место у человека, как правило, не занимают ни дви- гательная, ни эмоциональная, ни образная память.
4) Иммунитет бывает или естественный, или искусственный.
Естественный иммунитет бывает или врожденный, или приоб- ретенный.
Иммунитет бывает или врожденный, или приобретенный, или искусственный.
Упражнение 22. Какие формально-логические законы распро- страняются на следующие пары суждений?
1) Все страусы – перелетные птицы. Ни один страус не является перелетной птицей.

255
2) Все ягуары – хищники. Некоторые ягуары не являются хищни- ками.
3) Ни один гриб не является съедобным. Некоторые грибы явля- ются съедобными.
4) Ни одна скрипка не является духовым инструментом. Некото- рые скрипки – духовые инструменты.
5) XVIII зимние Олимпийские игры проходили в 1994 г. в Лилле- хаммере. XVIII зимние Олимпийские игры не проходили в Лил- лехаммере.
Упражнение 23. Какой логический закон нарушен в приведен- ном ниже диалоге?
«Император Николай Павлович любил иногда прогуливаться по Большой Морской. В одну из таких прогулок он повстречал- ся с командиром егерского полка бароном С., которого считал одним из усерднейших служак. Барон этот был, между прочим, страстный любитель певчих птиц. Соловьев и канареек у него было всегда штук по 50. Целые дни барон С. возился с этими птицами. Государь, впрочем, об этой страсти барона С. к пти- цам ничего не знал. При встрече с императором барон С., ко- нечно, стал во фронт.
- Ну, что? Как твои питомцы? – спросил Николай Павлович, остановившись перед бароном С.
- Старые поют, молодые учатся. Ваше Императорское Величе- ство, – залпом ответил барон, зная любовь императора к ла- коничным ответам.
- Значит, у тебя весело? Отлично. Я завтра приеду к тебе в 9 часов утра смотреть твоих питомцев.
- Слушаюсь, Ваше Императорское Величество! Чтобы Ваше- му Величеству не трудиться, не прикажете ли, я привезу их в Зимний дворец рано утром.
- Как, привезешь их?! – изумленно спросил император.
- В клетке, в открытой коляске.
- Да ты, барон, в уме?
- В полном здравии и уме, ибо в противном случае не имел бы счастья быть генерал-майором моего государя и повелителя, императора Николая Павловича.


256
- Да как же ты решаешься моих солдат в клетках возить? Что они, птицы что ли?
- Солдаты не птицы, а птицы не солдаты. Ваше Величество!
Я не солдат собираюсь сажать в клетки, а питомцев моих.
- Да кто же твои питомцы?
- Соловьи и канарейки? Ваше Величество.
- Да ведь я тебя про солдат спрашиваю.
- Солдаты не мои питомцы, а питомцы Вашего Императорского
Величества! – бойко ответил барон С.
Государь милостиво улыбнулся и, дружески хлопнув барона С. по плечу, сказал:
- Однако, смотри, ты со своими питомцами не забудь о моих питомцах» (М.Г. Кривотлык. Исторические анекдотыиз жизни русских замечательных людей. М., 1991. С. 69-70).
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   ...   35