Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1937

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1   ...   21   22   23   24   25   26   27   28   ...   35

266
ских языках (белорусская «вада», польское «woda» и т.д.).
Таким образом, предложение, что это слово не общеславян- ское, ошибочно; следовательно оно общеславянское.
19.5. Задачи
ДТП
Старушка переходила через дорогу и, споткнувшись, совершенно случайно наступила на проезжавший мимо автомобиль. Тот перевер- нулся, что очень расстроило его владельца. Конечно, сразу набежа- ла толпа зевак, принявшихся активно обсуждать происшедшее. Кто- то жалел старушку, кто-то шофера, а кто-то автомобиль. В общем, к приезду автоинспектора страсти накалились и свидетелей было достаточно. По традиционному «русскому вопросу» «Кто виноват?» мнения разделились. Прекрасная половина отстаивала интересы ста- рушки, а разумная – ясно, стала защищать шофера и его постра- давшую машину. Первый удар приняла на себя бабушка в валенках, категорично и достаточно хитро заявив альтернативу: «Старушка не виновата или виноват шофер». На что ей, естественно, возразил мо- лодой человек из толпы: «Конечно, виновата старуха; это она насту- пила на автомобиль, а не автомобиль на нее. А шофер не виноват. Он ни слухом, ни духом; ехал себе – вдруг бац!». В разговор вмешалась интеллигентного вида дама в очках с металлической оправой. Она уже смогла выразить свою мысль в форме условного суждения: «Из- вините, но мне представляется, что если шофер не виноват, то ста- рушка тем более не виновата никоим образом». «Хм! И совсем наобо- рот, – ворвался в беседу старикан с авоськой, в которой позвякивали пустые молочные бутылки. – Если ваша старуха ни в чем не винова- та, то шофер совсем не виноват!» Итог разговора подвела еще одна бабуся, внезапно выскочившая на авансцену и неожиданно для всех вцепившаяся в рукава старика с авоськой и автоинспектора. «Я тебе так скажу, милок: ничего не видела, ничего не знаю. Но старика сво- его, – вот он – знаю хорошо. Сорок пять лет с ним живу, и не было ни разу, чтобы он мне не соврал. Сказал, что бутылки пошел сдавать, а вон где крутится. Нет у меня к нему доверия и ты не верь ему: все- то он врет!»

267
Инспектор несколько растерялся. Свести воедино полученную информацию просто невозможно. Кому верить? И решил инспектор довериться информации, полученной от последней бабки: ведь она знает своего мужика, всю жизнь прожили. Если права старушка, ни на полушку не веря мужу, то кто все же виноват?
Случай в деревне
На одном острове есть три деревни: Правдино (ее жители говорят правду, только правду и ничего, кроме правды), Кривдино (ее жи- тели – отчаянные лжецы) и деревня Середина-Наполовину (жители этой деревни говорят всегда половину правды, половину лжи, вер- нее, каждое их высказывание состоит из двух таких половин).
Три эти деревни обслуживает одна пожарная команда. Поздно ночью дежурного пожарника разбудил телефонный звонок. Взволно- ванный голос сообщил ему:
- Приезжайте скорее, у нас пожар.
- Откуда вы звоните? – осведомился пожарник.
- Из деревни Середина-Наполовину, – последовал ответ, и связь прервалась.
Что делать пожарнику, если иметь в виду отсутствие связи и воз- можности прояснить ситуацию другим способом, кроме как логиче- ским рассуждением?


268
ТЕМА 20
ЛОГИКА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ
20.1 Методические указания к теме
Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее ответа, объяснения. Логическая структура вопроса включает в себя следующие элементы: а) предпо- сылку вопроса – исходная информация явно или неявно содержаща- яся в вопросе, ею в ряде случаев именуют «базис вопроса»; б) опера- тор вопроса – требование дополнить, объяснить, уточнить недостаток информации. Выражается с помощью вопросительных слов: кто? что? почему? зачем и т. п. Логический анализ основных видов вопросов ведется с учетом их: а) семантического статуса; б) функций в про- цессе дискуссии; в) структуры; г) отношения к обсуждаемой теме.
По своему семантическому статусу вопросы можно подразделить: а) правильно поставленные или корректные – вопросы, предпосыл- ка (базис) которых представляет собой истинное непротиворечивое знание; б) неправильно поставленные или некорректные – вопросы с ложным или противоречивым базисом.
Некорректные вопросы можно подразделить на следующие виды: а) бессмысленные – содержащие выражения, смысл и значение которых не ясны. Например, «Трансогенным или криоструктурным является данный предмет?»; б) провокационные – имеющие в своей основе ложную предпо- сылку (базис). Например, «Платите ли вы налоги с взяток, которые берете по пятницам?»; в) тавтологичные – вопросы, ответ на которые уже содержится в предпосылке и в силу чего не снижает познавательную неопреде- ленность. Например, «Сколько лет длилась семилетняя война?»
Если неправильно поставленный вопрос умышленно используется с целью запутать собеседника, то такой вопрос называется «улавли- вающий/провокационный». Например, «Продолжаешь ли ты воровать у своей жены деньги?» Любой ответ на него – и «да» и «нет» – при- водит к признанию, что ты воровал у жены деньги.
По познавательной функции в процессе дискуссии вопросы де- лятся на: 1) уточняющие – вопросы, направленные на выявление

269
истинности выраженного в нем суждения, уточнение имеющейся информации. Например, «Является ли экономист гуманитарием?»;
2) восполняющие – вопросы, направленные на получение новой ин- формации. Грамматическим признаком данных вопросов является наличие в них вопросительных слов: кто, какие, сколько, что, как, почему и др.
Восполняющие вопросы можно подразделить на следующие виды: а) какой (кто, какие) – вопросы. Например: «Какая кислота не содержит кислорода?», «Какие водные животные являются тепло- кровными?». В качестве ответов на данные вопросы мы должны на- звать неизвестный предмет или ряд предметов некоторого класса:
«Соляная кислота», «Киты и дельфины»;
б) сколько-вопросы употребляются, когда нас интересуют ко- личественные характеристики тех или иных явлений. Например:
«Сколько человек проживает в городе Москве?», «Какова числен- ность студентов?»; в) что-вопросы выражают незнание того, что представляет собой то или иное явление. Поскольку обычно явление многосторонне, то вопрос может разбиваться на следующие подвопросы, выделяющие различные аспекты явления:
1) почему-вопрос – какова причина явления. Например: «Почему утро сменяет ночь?»;
2) для чего-вопрос – какова цель данного действия. Например:
«Какова цель восстановления храма Христа Спасителя в Мо- скве?»;
3) как-вопрос – каков механизм действия причины. Например:
«Как происходит химическая реакция?». При таком разбиении вопрос становится сложным, то есть представляет собой неко- торую совокупность подвопросов.
С точки зрения структуры вопросы могут быть разделены на две группы: а) простые; б) сложные. Простым называется вопрос, кото- рый не может быть расчленен на элементарные, т.е. не включающий в себя другие простые вопросы. Например: «Вы пойдете сегодня в те- атр?». Простые вопросы делятся в свою очередь на условные и без- условные. Например: «Верно ли, что Москва была основана в 1147 году?» – простой безусловный вопрос; «Верно ли, что если студент сдаст все экзамены на «отлично», то получит повышенную стипен- дию?» – простой условный вопрос.


270
Сложным называется вопрос, который может быть расчленен на ряд элементарных вопросов. Сложные вопросы делятся на вопросы конъюнктивные (соединительные), дизъюнктивные (разделитель- ные) и смешанные. Например: «Кто является автором романа «Война и мир» и романа «Анна Каренина»?», «Вы сегодня идете в Большой театр или в Большой Московский цирк?».
Вопросы вида «Если повышается производительность труда, вли- яет ли это на себестоимость продукции?» не относятся к сложным во- просам, так как их нельзя разбить на два самостоятельных вопроса.
Это пример простого условного вопроса. Сложные вопросы делятся на: а) соединительные – это два или более простых вопроса, связанные союзом «и»; б) разделительные – это два и более простых вопроса, связанных союзом «или»; в) смешанные – это вопросы, представляю- щие собой объединение соединительных и разделительных вопросов.
По отношению к обсуждаемой теме вопросы делятся на: 1) во- просы по существу темы – это запрос мысли, прямо или косвенно связанный с обсуждаемой темой, ответ на который уточняет или до- полняет исходную информацию; 2) вопросы не по существу темы – это вопросы, которые не имеют непосредственного отношения к об- суждаемой теме.
Особое положение занимает так называемый риторический во- прос. Он, по сути дела, вопросом не является, а представляет собой суждение, которому придана грамматическая форма вопросительно- го предложения. Знание, на которое опирается риторический вопрос, не содержит полноты или неопределенности, нуждающихся в устра- нении, спрашивающему не нужна дополнительная информация. На- пример, вопрос «Кто из нас любит стихи А.С. Пушкина?!» вовсе не выражает стремление спрашивающего выяснить, кто из присутствую- щих не любит стихи А.С. Пушкина. Спрашивающий пользуется грам- матической формой вопроса для высказывания утверждения «Все мы любим стихи А.С. Пушкина».
При постановке вопросов следует соблюдать следующие правила.
1. Вопрос должен быть осмысленным и корректным. Для проверки корректности вопроса следует проверить, истинны ли предпо- сылки вопроса. Например, в вопросе, «Какие из натуральных чисел синие?» основными предпосылками будут утверждения о существовании натуральных чисел и о том, что они обла-


271
дают определенным цветом. Последнее утверждение ложно, следовательно, данный вопрос некорректен;
2. Вопрос должен быть сформулирован по возможности кратко и ясно. Длинные, сложные, нечеткие вопросы затрудняют их понимание и поиски ответа на них;
3. Вопрос должен быть простым. Если вопрос сложный, то его лучше разбить на несколько простых. Это связано с тем, что, к примеру, сложный, уточняющий вопрос не всегда допускает однозначный ответ. Например, вопрос «Являются ли Норвегия и Финляндия членами НАТО?» влечет за собой неопределен- ный ответ: «И да, и нет». Ситуация упрощается, если отвеча- ющий разложит этот вопрос на два простых и в отдельности ответит на каждый из них;
4. В сложных разделительных вопросах необходимо указывать все возможные альтернативы. Например: «Какой оценки за- служивает данная работа – «неудовлетворительно» или «от- лично»?». Здесь не указаны другие возможные альтернати- вы – «удовлетворительно» и «хорошо». Только правильный вопрос способен выполнить свои функции, как в научном про- цессе, так и в ведении дискуссии.
Ответ – это суждение, вызванное вопросом. Основными функци- ями ответа являются: или уменьшение неопределенности, заключен- ной в вопросе; или указание не неправильную постановку вопроса.
При этом один и тот же вопрос может иметь много различных вариан- тов ответа, не равнозначных по своим логико-информационным ха- рактеристикам. Различают следующие виды ответов:
а) истинные и ложные; б) прямые и косвенные; в) краткие и раз- вернутые; г) полные и неполные; д) точные (определенные) и неточ- ные (неопределенные).
Разделение ответов на истинные и ложные осуществляется по их семантическому статусу, т.е. отношению к действительности. Ответ является истинным, если выраженное в нем суждение правильно или адекватно отражает действительность. Ответ является ложным, если выраженное в нем суждение неверно, или искаженно отражает поло- жение дел в действительности.
По области поиска все ответы можно разделить на прямые и кос- венные. Прямым называется ответ, в котором нужная информация

272
получена непосредственно из области поиска, заданной вопросом.
Например, «Московский государственный университет был основан в 1785 г.?» Косвенным называется ответ, в котором нужная информа- ция прямо не дана, но может быть выведена из полученной. Напри- мер, для вопроса, «В каком году был основан МГУ» косвенным будет ответ: «МГУ основан в годы правления Елизаветы» или «Основан при графе Шувалове».
По своей грамматической форме ответы могут быть краткими и развернутыми. Краткие – это односложные утвердительные или от- рицательные ответы: «да» или «нет». Развернутые – ответы, кото- рые повторяют все элементы вопроса.
По объему представленной в ответе информации ответы делятся на полные и неполные. Полные – дают всю запрашиваемую в вопро- се информацию. Неполные – ответы, которые дают лишь часть запра- шиваемой информации.
По логической определенности все ответы можно разделить на точные и неточные. Точные ответы содержат строго определенные понятия. Неточные ответы содержат неопределенные, двусмыслен- ные понятия. Точность ответа во многом зависит от степени опреде- ленности оператора вопроса, а именно, слов: кто? что? когда? как? и т. п., которые сами по себе, без учета ситуации и контекста доста- точны расплывчаты. Например, в вопросе «Кто является проректором по учебной работе ТМГУ?» под словом «кто» «понимается личность», но не ясно, по какому признаку она должна быть выделена:по наци- ональности, по ученому званию и т.п.
Правила формулирования ответа.
1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во мно- гом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ.
2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть ин- формативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила.
3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содер- жать и указание на эту некорректность. В некоторых случаях достаточно сказать, что в таком-то подпункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, так как он окончательно решен и ответ известен.