Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1935

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

281
I
II
Либо в этой комнате сидит тигр, либо принцесса находится в другой комнате
Принцесса в другой комнате
Кто же обнаружится в первой комнате – принцесса или тигр? А во второй?
День второй.
- Вчера мы сваляли дурака, – сказал король своему министру. –
Все трое выкрутились! Ладно, сегодня у нас еще пятеро, и я приду- маю для них кое-что похлеще.
- Блестящая идея, ваше величество! – поддержал министр.
И во всех испытаниях этого дня относительно левой комнаты
(комната I) король говорил вот что:
- Если в этой комнате находится принцесса, то утверждение на табличке истинно, если же тигр, ложно.
В правой же комнате (комната II) все было наоборот: утвержде- ние на табличке ложно, если в комнате находится принцесса, и ис- тинно, если в комнате сидит тигр. Ну и опять же, вполне может стать- ся, что в обеих комнатах находятся принцессы или в них сидит по тигру, либо, наконец, в одной комнате пребывает принцесса, а в дру- гой – тигр.
4. Четвертое испытание.
Объявив эти правила следующему узни- ку, король указал на две новые таблички:
I
II
В обеих комнатах находятся принцессы
В обеих комнатах находятся принцессы
Какую из комнат следует выбрать на этот узнику?
5. Испытание пятое.
Условия те же, а таблички вот какие:
I
II
По крайней мере в одной из комнат находится принцесса
Принцесса – в другой комнате
6. Испытание шестое.
Этой задачкой король особенно гордился, равно как и следующей за ней.

282
I
II
Что ни выберешь – все едино
Принцесса – в другой ком- нате
Как должен поступить узник?
7. Испытание седьмое.
Теперь на табличках было написано:
I
II
Что выбрать – большая разница
Лучше выбрать другую комнату
8. Испытание восьмое.
- На дверях же нет никаких табличек! – воскликнул следующий узник.
- Совершенно верно, заметил король. – Их только что изготовили и не успели повесить.
- Так как же мне выбирать? – спросил узник.
- А вот эти таблички, – ответил король.
В этой комнате сидит тигр
В обеих комнатах сидят тигры
- Очень мило, – обеспокоился узник, – а какую куда?
Король призадумался. – А тебе это знать вовсе не обязательно, – сказал он наконец. – Задача решается и так. Только не забудь, конеч- но, – добавил он, – что если принцесса в левой комнате, то утверж- дение на табличке у этой двери будет истинным, а если там тигр, то ложным. Для правой же комнаты – все наоборот.
Каково решение задачи в этом случае?
Третий день.
- Проклятье! – воскликнул король. – Опять все наши узники ускользнули. Я думаю, завтра надо занять три комнаты вместо двух.
В одну поместим принцессу, а в две другие – по тигру. Поглядим, ка- ково придется нашим умникам!
- Блестящая идея, ваше величество! – сказал министр.
- Ваши оценки, мой друг, крайне лестны для меня, хотя и не- сколько однообразны, – поморщился король.
- Блестяще сказано, ваше величество! – воскликнул министр.
9. Испытание девятое.
Итак, на третий день король сделал все так, как задумал. Узнику были предложены на выбор три комнаты,


283
в одной из которых, как объяснил король, находилась принцесса, а в двух других сидели тигры.
На дверях комнат были повешены следующие таблички:
I
II
III
В этой комнате си- дит тигр
В этой комнате нахо- дится принцесса
Тигр сидит в комнате II
При этом король добавил, что по крайней мере одно из этих утверждений является истинным. Где принцесса?
10. Испытание десятое.
И снова в комнаты поместили лишь одну принцессу и двух тигров. Король объяснил узнику, что на этот раз табличка на двери, за которой находится принцесса, говорит правду, а из двух других надписей по меньшей мере одна является ошибочной.
Сами же таблички имели такой вид:
I
II
III
Тигр сидит в комнате II
Тигр сидит в этой комнате
Тигр сидит в комнате I
Что делать узнику?
11. Три возможности.
Это испытание было еще каверзнее. Король объяснил узнику, что в одной из комнат сидит принцесса, в другой – тигр, а третья комната пуста. При этом надпись на двери комнаты, в которой находится принцесса, – истинна, надпись на двери, за ко- торой сидит тигр, – ложна, а то, что написано на табличке у пустой комнаты, может оказаться как истинным, так и ложным. Вот эти та- блички:
I
II
III
Комната III пуста
Тигр сидит в комнате I
Эта комната пуста
А узник раньше видел эту самую принцессу и совсем не прочь был жениться на ней. Поэтому, хотя пустая комната, конечно, получ- ше комнаты с тигром, узнику все же хотелось угадать, где принцесса.
Так где же принцесса, а где тигр? Если вы сумеете ответить на эти вопросы, то без труда поймете, какая комната пуста.

284
Четвертый день.
- Ужас! – рассердился король. – Никого не удалось подловить, видно, задачки чересчур легкие. Ладно, остался еще один узник, вот я и задам ему жару!
12. Логический лабиринт.
Ну, король был человеком слова. Те- перь узнику приходилось выбирать уже не из трех комнат, а из целых девяти! При этом, как объяснил король, только в одной из них на- ходилась принцесса; в каждой же из остальных восьми комнат либо сидел тигр, либо вообще никого не было. К тому же, добавил король, утверждение на табличке у комнаты, где находится принцесса, ис- тинно, таблички на дверях комнат с тиграми содержат ложные све- дения, а на дверях пустых комнат может быть написано что угодно.
Вот эти таблички:
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
Принцес- са нахо- дится в ком- нате с нечетным номером
Эта комната пуста
Либо утверж- дение V истин- но, либо утверж- дение VII ложно
Утверж- дение I ложно
Утверж- дение
II или утверж- дение IV истинно
Утверж- дение III, ложно
В ком- нате I принцес- сы нет
В этой комнате сидит тигр, комната
IX пуста
В этой комнате сидит тигр, и утверж- дение VI ложно
Узник задумался.
- Но ведь задача неразрешима! – вдруг сердито воскликнул он. –
Это нечестно!
- А я это прекрасно знаю, – засмеялся король.
- Очень смешно! – возмутился узник. – Тогда скажите мне по че- сти хоть одно: пуста комната VIII или же ней кто-то есть?
У короля достало совести ответить, пуста ли комната VIII. Из это- го узник сумел догадаться, где находите принцесса.
Так где же находилась принцесса?


285
ТЕМА 21
ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ
21.1. Методические указания к теме
Цель: научиться применять все законы и правила, обеспечиваю- щие логическую строгость и последовательность мысли.
Те ошибки, которые совершаются непреднамеренно, называются
паралогизмами,а те, которые совершаются преднамеренно, для того чтобы ввести кого-либо в заблуждение, называютсясофизмами.
Аргументация – это операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убе- ждающего воздействия. Обоснование может быть полным и непол- ным. Полное обоснование – это доказательство. Неполное обоснова- ние называется подтверждением.
Доказательство – логическая операция полного обоснования истинности какого-либо положения с помощью других положений, истинность которых уже установлена. В структуру доказательства входят три элемента: 1) тезис Т – доказываемое положение; 2) аргу-
менты – вспомогательные положения, с помощью которых обосновы- вается тезис; 3) демонстрация – логическая связь между аргумента- ми и тезисами.
Если аргументы обозначить буквами А
1
, ..., A
n
, тезис – буквой Т, а отношение между аргументами и тезисом (по логическим формам) двойной стрелкой, то аргументация может быть наглядно изображена так:
{А
1
, ..., A
n
}

Т.
Читается: множество аргументов {А
1
, ..., A
n
} подтверждает тезис
Т или тезис Т логически следует из указанных аргументов, или в ар- гументации нет ни того, ни другого.
В качестве аргументов используются 1) установленные общие положения (т.е. различного рода принципы, нормы права, законы, общие правовые, уставные положения и т.д.); 2) удостоверенные су- ждения о фактах (данные наблюдений, экспертиз, документы, стати- стические обобщения и т.д.); 3) суждения, принимаемые в качестве

1   ...   23   24   25   26   27   28   29   30   ...   35

286
очевидных: аксиомы, постулаты, определения, высказывания, мно- гократно проверенные практикой.
Доказательство может быть прямым и косвенным. При прямом до- казательстве подбираются аргументы, прямо направленные на дока- зательство тезиса. При косвенном доказательстве используют анти- тезис`Т суждение, противоречащее тезису.
Схема прямого доказательства: подбираются аргументы прямо на- правленные на доказательство тезиса (по дедукции или по индукции).
Схема косвенного апогигического доказательства: а) выдвигается антитезис, б) из антитезиса выводятся следствия, в) из ложности след- ствий выводится ложность антитезиса. А отсюда, истинность тезиса.
Пример: доказать тезис «Работать судьей опасно для жизни».
Решение:
А) Прямое дедуктивное доказательство: подбираем аргументы, прямо направленные на доказательство тезиса.
Судьи имеют дело с преступниками. А все, кто имеет дело с пре- ступниками, подвергаются опасности. Значит, действительно, рабо- тать опасно.
Здесь в качестве демонстрации применялся простой категориче- ский силлогизм, построенный по первой фигуре:
Все, кто имеет дело с преступниками, подвергаются опасности.
Судьи имеют дело с преступниками
Судьи подвергаются опасности.
Правила ПКС соблюдены. Значит, умозаключение построено пра- вильно. Тезис доказан.
Б) Прямое доказательство по индукции:
Известны случаи, когда на судей покушались ранее осужденные ими преступники. Также бывает, что судьям угрожают обвиняемые.
Так что судьей, действительно, работать опасно.
В) Косвенное апогигическое доказательство:
1) Допустим, что судьей работать не опасно (антитезис).
2) Тогда на судей никто бы не покушался и им никто не угрожал.
3) Но известны случаи, когда все это имело место. Тем более что им приходится рассматривать дела преступников – обще- ственно опасных лиц.
4) Значит, наше допущение, что судьей работать не опасно – лож- ное. Следовательно, истинно, что работать судьей опасно.

287
Опровержением называется логическая операция установле- ния ложности или необоснованности положения, выдвинутого в ка- честве тезиса. Поскольку доказательство состоит трех элементов, то и опровержение может быть трех видов: опровержение тезиса, опровержение аргументов и опровержение демонстрации.
Опровержение тезиса – это операция, цель которой состоит в том, чтобы показать несостоятельность тезиса. Опровержение может быть прямым и косвенным.
Схема прямого опровержения: 1) условно допускается истинность положения, выдвинутого в качестве тезиса (Т); 2) из тезиса выво- дятся следствия (приводим к абсурду); 3) следствия сопоставляются с фактами, делается вывод о ложности следствий; 4) из ложности следствий выводится ложность тезиса.
Схема косвенного опровержения: 1) сразу же выдвигается ан- титезис (собственная точка зрения); 2) доказывается антитезис (до- казательство прямое); 3) из истинности антитезиса выводится лож- ность тезиса.
Пример: опровергнуть тезис «Всякий человек может быть юристом в суде».
Прямое опровержение:
1) Допустим, что всякий человек может быть юристом.
2) Тогда юристом в суде мог бы быть и ребенок, и ранее судимые лица.
3) Но дети и ранее судимые лица работать юристами в судах не могут.
4) Значит, не всякий человек может работать юристом в суде.
Косвенное опровержение:
1) Сразу выдвигает антитезис`Т (противоречащее суждение по логическому квадрату): «Некоторые люди не могут работать юристами в суде».
2) Доказываем собственную точку зрения (антитезис). Доказа- тельство прямое. Здесь удобнее применить индуктивный ме- тод «Согласно действующим положениям, юристами в судах не могут работать, например, лица, имеющие судимость, а также лица, имеющие близких родственников, имеющих судимость».
3) Следовательно, тезис «Всякий человек может быть юристом в суде» – ложный.


288
Опровержение тезиса прямым и косвенным методами завершено.
Опровержение аргументов состоит в показе ложности или нео- боснованности доводов, приводимых для доказательства своего те- зиса. (Т: «Смит – щедрый человек, потому что он заплатил за всех в ресторане». Вы нападаете на аргумент и показываете его несосто- ятельность: «Он заплатил не из своего кармана, а эти расходы опла- чены его спонсором»). Следует, правда помнить, что разоблачение ошибки в аргументации, хотя и разрушает доказательство, но отнюдь еще не свидетельствует о ложности выдвинутого тезиса. Когда же опровержение аргументации выдают за опровержение тезиса, то со- вершают ошибку «подмены тезиса»: опровергнув одно, выдают это за опровержение другого.
Опровержение демонстрации заключается в показе того, что те- зис не следует из приведенных аргументов, что в выводе допущена логическая ошибка. (Петров – адвокат, так как все адвокаты – юри- сты, а Петров – юрист». Нарушены правила категорического силло- гизма).
21.2. Вопросы для самопроверки
1) Дайте общую характеристику гипотезы.
2) Раскройте структуру гипотезы.
3) Охарактеризуйте виды гипотез.
4) Покажите процесс построения гипотез.
5) Проанализируйте условия превращения гипотезы в научную теорию.
6) Раскройте сущность доказательства.
7) Дайте характеристику логической структуры доказательства.
8) Покажите виды доказательства.
9) Раскройте понятие опровержения.
10) Что такое доказательство и чем оно отличается от силлогизма?
21.3. Упражнения
Упражнение 1. В цитируемом ниже отрывке о гневе и доброте
К.Д. Ушинский приводит тезисы и соответствующие аргументы, подтверждающие эти тезисы. Найдите тезисы и аргументы к ним:
«Чувство доброты точно так же, как и чувство гнева или чувство любви, само по себе ни хорошо, ни дурно в нравственном отноше-

289
нии, но, осложнившись с представлениями и другими чувствами, оно может быть источником как нравственных, так и безнравственных психических явлений: оно может вести к щедрости, но также ведет к бестолковой расточительности; оно может способствовать разви- тию человечественных отношений между людьми, но оно же ведет к той поблажке всему дурному, от которой общество столько же стра- дает, если еще не более, как и от развития желчного направления в людях. Вот почему если воспитатель должен заботиться о том, что- бы не сделать душу гневною, не воспитать так называемого желчного человека, ищущего везде и во всем пищу своему гневу, то точно так же должен он заботиться о том, чтобы не воспитать души бестолково
доброй, изливающий свою доброту на что попало и чаще на зло, чем на добро, потому что зло хитрее добра: умеет подстерегать в добрые минуты человека и пользоваться ими. Словом, если воспитатель не должен развивать желчного настроения в воспитаннике, то он должен также позаботиться, чтобы не воспитать в нем пряничной души, в ко- торой также нет никакого нравственного достоинства». (К.Д. Ушин- ский. Соб. соч. М.-Л., 1948. Т.1. С. 397).
Упражнение 2. Какие три тезиса и какие аргументы, подтверж- дающие соответствующий тезис, приведены в этой яркой харак- теристике рыбачек с острова Чеджудо?
Автор рукописи «Квельпарт» («Чеджудо»), сотрудник генераль- ного консульства СССР в Сеуле, посетивший Чеджудо в 1926 г., в при- водимом им интереснейшем материале, особенно о нравах и обычаях, царивших на острове, который долгие годы был оторван от материка и жил относительно замкнутой жизнью, пишет:
«Самое примечательное на Чеджудо – рыбачки. Рассказывают, что в прибрежных районах уже с 8-9 лет девочки ныряют в море и собирают морские водоросли и моллюски. К 17 годам они получа- ют достаточный опыт и становятся профессиональными рыбачками.
Лодками и каким-либо особым снаряжением женщины не пользуют- ся. Об их умении плавать и нырять складывались легенды. Мужчи- ны-рыбаки (это были преимущественно японцы) таким искусством не владели и занимались ловлей морских продуктов с лодок.
Рыбачки выходили на промысел в течение всего года, хотя зимой море даже в южной части острова прохладное. Время от времени они грелись на берегу у костров, а затем снова выплывали в море.