Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1932

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

273
В третьих, – ответ получить нельзя в силу недостатка каких-то сведений на данный момент и т.д. Следует отметить, что если задан некорректный вопрос, когда в его основе лежат ложные предпосылки, то единственно возможным ответом является опровержение этих ложных предпосылок.
20.2 Вопросы для самоконтроля
1) Сформулируйте определение вопроса и ответа.
2) Укажите виды вопросов.
3) Укажите виды ответов.
4) Каковы правила постановки вопросов?
5) Каковы правила постановки ответов?
6) Как можно проверить ответы на ложность и истинность?
7) Какие ошибки возможны при формулировании ответов?
8) Чем отличается вопрос от грамматической формы вопроса?
9) Какие вопросы называют прямыми, а какие косвенными?
10) В чем различие точных и неточных ответов?
20.3. Упражнения
Упражнение 1. Охарактеризуйте следующие вопросы в соответ- ствии с теми видами, о которых шла речь в данной теме:
Пример: «Можно ли считать лотерейный билет ценной бумагой?» – простой ли-вопрос.
1) Кто открыл пролив между Азией и Америкой?
2) Какие четные числа делятся на 2?
3) Почему на морозе тает воск?
4) Верно ли, что все политики верят в то, что они говорят?
5) С какой скоростью движется Солнце в мировом пространстве?
6) Какой город является столицей Финляндии?
7) Кто придумал любовь?
8) Является ли бронза химическим элементом?
9) Каким по счету патриархом Всея Руси был Алексий II?
10) Какая погода была в прошлое воскресенье?
11) Петр Великий разбил под Полтавой шведов или поляков?
12) Содержит ли эта контрольная работа ошибки, и какой оценки она заслуживает?

274
13) Верно ли, что к обвиняемому одновременно могут быть при- менены в качестве санкций ссылка и высылка?
14) Орлы, птицам нужны деньги?
15) Этот шахматный конь иноходец?
16) Возможно ли построение вечного двигателя?
17) Кто же и когда побывал в этой комнате?
18) Знаете ли Вы, что А.С.Пушкин и Л.Н.Толстой – современники?
19) Скажите, пожалуйста, который час и далеко ли еще до вок- зала?
20) «Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» (А.М. Горький).
21) Можно ли утверждать, что Аристотель был древнегреческим мыслителем или что именно он является автором «Нового
Органона»?
22) В каком году была открыта Америка, и кто был ее первоот- крывателем?
23) «Такие стихи – да и не запомнить?» – ретиво ответствовал вопрошаемый» (И.С.Тургенев).
24) Продолжаешь ли ты бить баклуши?
Упражнение 2. Дайте полную характеристику приведенных ниже ответов:
1) «- А почему кто-то непременно должен стоять рядом? – спро- сил Энгус.
- Так не почтовый же голубь принес это письмо! – ответил отец Браун (Г.К. Честертон).
2) «- Верно ли, что если фигура – квадрат, то ее диагонали пе- ресекаются под прямым углом и делятся в точке пересечения пополам? – спросил учитель. Да, это так, ответил ученик».
3) «В чем разница между признанием достоинства и лестью? На этот вопрос легко ответить. Признание искренне, а лесть ли- цемерна. Первое исходит из сердца, вторая – только из уст.
Первое бескорыстно, вторая же эгоистична. Первым все вос- хищаются, вторую же все осуждают» (Д.Карнеги).
4) «- Нельзя ли устроить так-с, сказал я, что уж если суждено ему остаться в недрах чудовища и, волею проведения, сохранится его живот, нельзя ли ему подать прошение о том, чтобы чис- литься по службе?


275
- Гм… разве в виде отпуска и без жалования…
- Нет-с, нельзя ли с жалованием?
- На каком основании?
- В виде командировки…
- Какой и куда?
- Да в недра же, в крокодиловы недра… так сказать, для спра- вок, для изучения фактов на месте» (Ф.М. Достоевский).
5) «- Угодно ли вашей светлости сперва посмотреть артиллерий- ское учение, потом парусное?.. Или пожарную тревогу при- кажете, ваша светлость? – настойчиво спрашивал адмирал, продолжая играть роль подчиненного. Так покажите мне, лю- безный адмирал, сперва ваших молодцов матросов-артилле- ристов и затем лихих моряков в парусном учении… Больше я не злоупотреблю вашей любезностью, адмирал» (К.М. Стан- кевич).
6) «- Ты сделал домашнее задание по логике? Я сделал задание по информатике и социологии».
7) «- Обвиняемый, скажите, где и когда Вы встретились в первый раз с потерпевшим?
– Впервые я видел Николая В. в компании встречавших Новый год 31 декабря 2000 года. Там мы и познакомились».
1   ...   22   23   24   25   26   27   28   29   ...   35

Упражнение 3. Какие правила постановки вопросов нарушены в приводимых ниже примерах? Выделите правильно поставлен- ные вопросы.
Пример: «К какому виду суда на стадии рассмотрения дел относится данный суд: первичной или кассационной инстанции?» В во- просе допущена ошибка: в сложных разделительных вопросах необходимо перечислить все альтернативы. В данном вопросе не указана третья альтернатива – надзорной инстанции.
1) Какова длина земного экватора?
2) Верно ли, что за 200-летнюю историю США четыре ее прези- дента были убиты в результате террористических актов?
3) Верно ли, что космонавты побывали на Луне?
4) Кто, где, когда, из какого оружия совершил убийство прези- дента США Джона Кеннеди?
5) Где, когда, в какой семье родился Антон Павлович Чехов?
6) Кого из представителей теплокровных животных можно на- звать сложноподчиненными предложениями?

276
7) Какой русский не любит быстрой езды.
8) К какому виду электростанций относится данная электростан- ция: атомной или геотермальной?
9) Является ли современная Англия по форме правления монар- хией или республикой?
10) Какой оценки заслуживает данная дипломная работа – «удов- летворительно» или «хорошо»?
11) Сколько из взятых Вами взаймы денег Вы должны вернуть?
12) Блондинки глупы или ленивы?
13) Был ли ветер?
14) Какие автобусы ходят в пражском метро?
15) Как звали последнего Президента СССР?
Упражнение 4. Сформулируйте прямые, косвенные, полные и неполные ответы на следующие вопросы:
Пример: В каком году началась первая буржуазно-демократическая революция в России? – В 1905 г. – прямой. В год окончания русско-японской войны – косвенный. 9 января 1905 г. – пол- ный. В январе 1905 г. – частичный.
1) Какой параллелограмм является квадратом?
2) Угол, равный 90 градусов, является прямым, острым или тупым?
3) Все ли металлы тонут в воде?
4) Кто впервые произвел пересадку сердца?
5) Каковы причины резкого прогресса в медицине?
6) Почему в ответ на развитие психиатрии развивается направле- ние антипсихиатрии?
7) Когда была произведена первая пересадка сердца?
8) Кто является автором романа «Красное и черное»?
9) Каковы причины общепланетарного процесса глобализации?
10. Существует ли простое число, делящееся на 2?
11. Сколько учебных корпусов насчитывает ТГМУ?
12. На каких факультетах ТГМУ читается курс логики?
13. Пропускаете ли Вы лекции?
Упражнение 5. Охарактеризуйте ответы на приведенные ниже вопросы. Определите среди них истинные и ложные, прямые и косвенные, краткие и развернутые, полные и неполные, точные и неточные:
Пример: Музыку, к каким балетам написал П.И. Чайковский? – П.И. Чай- ковский написал музыку к трем балетам: «Щелкунчик», «Ле-


277
бединое озеро», «Спящая красавица». Ответ прямой, пол- ный, исчерпывающий.
1) Какой город является столицей Приморья? – Город Владиво- сток является крупнейшим городом в Приморье.
2) Кто первым полетел в космос? – Кто-то из граждан СССР.
3) Какие европейские страны являются странами ЕС? – Германия является членом ЕС.
4) Какой славянский народ является самым многочисленным? —
Болгарский народ является самым многочисленным славян- ским народом.
5) С какого вокзала в г. Москве можно уехать в г. Санкт-Петербург на скоростном поезде? – Скоростные поезда в г. Санкт-Петер- бург отправляются с площади трех вокзалов.
6) Чем можно вывести пятна на костюме? – Пятна на костюме можно вывести бензином.
7) Когда было установлено юридическое равноправие между муж- чинами и женщинами в России? – Во второй половине ХХ века.
8) Кто из русских царей первым обещал ввести в стране Консти- туцию? – Александр I.
9) Кто является автором музыки первой русской оперы? –
М. Глинка.
10) Где находится Эрмитаж? – На Дворцовой площади.
11) Как дела? – Потому что.
12) Когда был создан Московский университет? – Московский университет был открыт задолго до моего рождения.
13) Какие цветы Вы дарите своей девушке? – Те, что она любит.
14. Сколько мест имеет зрительный зал МХАТ им. Горького? –
Столько же, как и МХТ им. Чехова.
15. Какие породы рыб водятся вашей реке? – Такие же, как и в пустыне Сахара.
Упражнение 6. Оцените, с точки зрения законов логики ответы на вопросы, приведенные ниже. Согласно каким логическим за- конам строятся ответы? Всегда ли они корректны с точки зрения соблюдения правил логики? Если есть нарушения, укажите их:
1) Что такое качество жизни?
Ответ: Это безопасность, социальная защищенность, достойная пенсия, доступная медицина, гарантированное качественное

278
образование, нормальная работа, возможность нормально от- дыхать…
2) Вопрос: Какова природа атипичной пневмонии (по научному
SARS-тяжелый острый респираторный синдром).
Ответакадемика РАМН Сергея Колесникова: «…появление SARS-э- то, скорее всего, результат утечки лабораторного штамма ви- руса. Каковы основные признаки биологического оружия? Не- известен ни источник заражения, ни возбудитель, ни методы лечения, ни методы профилактики. И быстрое распростране- ние инфекции! Согласитесь, все эти признаки были налицо».
3) Вопрос: По приметам, нынешнее лето будет холодным и дожд- ливым. А что говорят синоптики?
Ответ: Согласно предварительным данным метеорологов, ничего аномального не предвидится. Лето действительно несколько холоднее предыдущего. Но 2002 г. оказался вторым из самых теплых лет за все время метеорологических наблюдений во многом благодаря именно летним месяцам. Да и постоянных дождей вряд ли стоит бояться. Количество осадков этим летом прогнозируется еще меньше, чем в прошлом.
4) Вопрос: В чем заключается практическое значение науки ло- гики?
Ответ: Логика необходима в любом рассуждении. Если в рассуж- дении не будет логики, то это приведет к грубым ошибкам и неудачам в практической деятельности.
5) Вопрос: Правда ли, что появился новый уникальный метод ле- чения больных, перенесших травмы головного мозга?
Ответ: В Научно-медицинском центре профессора Шандуриной восстанавливают нарушения речи, движений, памяти, интел- лекта больным после травм головного мозга, применяется ме- тод черескожных электростимуляций головного мозга.
6) Вопрос: Правда ли, что в Петербурге есть памятник защитни- кам Петербурга в войне 1788-1790 г.? Что это за защитники?
Ответ: Обелиск, сооруженный в 1789 г., был поставлен в память о морском народном ополчении, которое сформировали жите- ли Рыбацкой слободы для борьбы со шведским флотом в рус- ско-шведской войне 1788-1790 гг. Находится он на Рыбацком проспекте, 19. В 1941 году в том же районе, где находилась


279
Рыбацкая слобода, проходил один из рубежей обороны Ленин- града: сохранился железобетонный дот, близ которого также установлена мемориальная стела.
7) Вопрос: Что будет на территории бывшего трамвайного парка
№4?
Ответ: Сейчас бюро Генерального плана КГА разрабатывает гра- достроительный регламент, который должен соответствовать правилам застройки и реконструкции исторического центра
Санкт-Петербурга.
8) Вопрос: почему растут цены на жилье?
Ответ: Действительно, цены растут, но в долларовом исчислении, но если их посчитать в евро, то цены стоят!
20.4. Задачи
Принцесса или тигр?
(Источник: Смаллиан Р. Принцесса или тигр? М., 1985).
Есть сказка, которая называется «Принцесса или тигр?» В этой сказке один узник должен угадать, в какой из двух комнат находит- ся принцесса, а в какой – тигр. Если он укажет на первую комнату, то женится на принцессе, если на вторую, то его (вполне возможно) растерзает тигр.
В некотором царстве правил король. Однажды он тоже прочитал эту сказку.
- В самый раз для моих заключенных! – сказал он своему мини- стру. – Только я не хочу полагаться на случайности. Пусть на дверях каждой комнаты повесят по табличке, а заключенному будет кое-что сказано о них. Если узник не дурак и способен рассуждать логически, он сумеет сохранить себе жизнь и в придачу заполучить прелестную невесту.
- Блестящая идея, ваше величество! – согласился министр.
Испытания первого дня.
В самый первый день были проведены три испытания. При этом король объявил узнику, что в ходе всех трех испытаний в каждой из комнат будет находиться либо принцесса, либо тигр, хотя вполне может статься, что сразу в обеих комнатах обнаружится по тигру или там окажутся одни лишь принцессы.
1. Первое испытание.

280
А что, если в обеих комнатах сидят тигры? – спросил узник. – Что же мне тогда-то делать?
Считай, не повезло, – ответил король.
А если в обеих комнатах окажется по красавице? – поинтересо- вался узник.
Считай, подфартило, – сказал король. – Уж это ты и сам бы мог сообразить!
- Ну, хорошо, а если в одной комнате принцесса, а в другую по- садили тигра, что тогда? – не успокаивался узник.
Вот тут-то уже все зависит от тебя! Не так ли?
Да откуда же мне знать, где кто? – сокрушенно вздохнул узник.
Тут король указал на таблички, прикрепленные к дверям каждой из комнат. На них было написано:
I
II
В этой комнате находится принцесса а в другой комнате сидит тигр
В одной из этих комнат находится принцесса; кроме того, в одной из этих комнат сидит тигр.
На одной – правда, – отвечал король, – на другой – нет.
А вы на месте узника, какую бы дверь открыли? (Конечно, если вы предпочитаете принцессу тигру.)
2. Второе испытание.
Итак, первый узник спас себе жизнь и на радостях отбыл вместе с принцессой.
Таблички на дверях сменили, соответственно были подобраны и обитатели комнат. На этот раз на табличках можно было прочитать следующее:
I
II
По крайней мере в одной из этих комнат находится принцесса.
Тигр сидит в другой ком- нате
- Истинны ли утверждения на табличках? – спросил второй узник.
- Может, оба истинны, а может, оба ложны, – ответил ему король.
Какую из комнат следует выбрать второму узнику?
3. Третье испытание.
Во время этого испытания король объявил, что опять утверждения на обеих табличках одновременно либо ис- тинны, либо ложны. Надписи же были вот какие: