Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1929

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

290
Под воду ныряли глубоко, держались там минуту, а иногда и боль- ше, срезали морскую капусту или отрывали от скал моллюсков. До- бывание некоторых продуктов моря связано с большой опасностью.
В частности, это касается моллюска, известного под названием «ава- би» («морское ушко»). Он плотно присасывается к подводным ска- лам и камням; чтобы его оторвать, применяется короткий нож. При неудачном ударе моллюск снова присасывается, и еще плотнее, чем раньше. Если рука попадает под раковину, рыбачка погибает. Рако- вина «аваби» идет на выделку перламутровых пуговиц, а также для корейских лакированных изделий с перламутровой инкрустацией.
В раковинах «аваби» иногда находят жемчужины. Кроме ножа ры- бачки берут с собой сетку, которая поддерживается на воде (вместе с добычей при помощи полой тыквы. Женщины выходят в море пар- тиями и ныряют до тех пор, пока не наполнят сетку. Мужья ждут их на берегу, принимают добычу и грузят ее на волов или малорослых лошадок. Если скота в семье нет, то добычу несет рыбачка, амуж следует за ней» (Ф.И. Шабшина. Южная Корея. 1945-1946 гг. Запи- ски очевидца. М., 1974. С. 255-256).
Упражнение 3. О принципах и приемах доказательства писал
В.Г. Белинский, высоко отзываясь об И.С. Тургеневе. Найдите в его рассуждении тезис и аргументы:
«Я несколько сблизился с Тургеневым. Это человек необыкно- венно умный, да и вообще хороший человек. Беседы и споры с ним отводили мне душу. Тяжело быть среди людей, которые или во всем соглашаются с тобою, или, если противоречат, то не доказательства- ми, а чувствами и инстинктами, – и отрадно встретить человека, са- мобытное и характерное мнение которого, сшибаясь с твоим, извле- кает искры. У Тургенева много юмору...» (Русская литература. Л.,
1980. С. 55).
Упражнение 4. X.Н.С. де Шамфор (1740-1794) – выдающий- ся мыслитель своего века – в своих афоризмах и размышлениях утверждает следующее. Найдите тезисы и аргументы:
1) «Не следует удивляться любви Ж. Ж. Руссо к уединению: та- кие натуры, подобно орлам, обречены жить одиноко и вдали от себе подобных; но, как это происходит с орлами, одиноче- ство придает широту их взгляду и высоту полету».

291
2) «Клевета похожа на докучную осу: если у вас нет уверенности, что вы тут же на месте убьете ее, то и отгонять не пытайтесь, не то она вновь нападет на вас с еще большей яростью».
3) «Со счастьем дело обстоит, как с часами: чем проще механизм, тем реже он портится. Самые неточные – это часы с репетици- ей, особенно если у них есть минутная стрелка; ну а если они еще показывают дни и недели и месяцы года, то поломкам нет конца» (Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов. Орел, 1991. С. 45, 47-49).
4) «Воспитание должно опираться на две основы – нравствен- ность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вто- рая защищает от чужих пороков. Если опорой окажется только нравственность, вы воспитаете одних простофиль или мучени- ков; если только благоразумие – одних расчетливых эгоистов.
Главным принципом всякого общества должна быть справедли- вость каждого к каждому, в том числе и к себе. Если ближнего надо возлюбить как самого себя, то, по меньшей мере, столь же справедливо возлюбить себя, как других» (Huкoлa Себастьен де Шамфор. Из максим и мыслей, афоризмов и анекдотов).
Упражнение 5. Укажите несостоятельность аргументов или де- монстрации:
1) Несунов не совершал кражи, т. к. кража – тайное похищение чужого имущества, а он унес компьютер из своего учреждения.
2) Во время судебного разбирательства адвокат Яшкин заявил, что его подзащитный не мог брать взяток, ибо это мягкий, ин- теллигентный человек, любящий муж и отец.
3) Если какой-либо телевизионный сериал собирает большую ау- диторию у экранов телевизоров, то он обладает несомненными художественными достоинствами. Латиноамериканские сери- алы – высокохудожественные произведения, потому что они собирают многочисленную аудиторию у экранов телевизоров.
Упражнение 6. К данным тезисам подберите аргументы, проде- монстрировав их связь с тезисом, используя один из видов дедук- тивного умозаключения.
Образец: а) Записываем тезис:
Динозавры смертны. б) Подбираем аргументы:


292
Все животные смертны (а1).
Динозавры – животные (а2). в) Строим демонстрацию в форме 1-й фигуры простого кате- горического силлогизма:
а1 – Все животные (М) смертны (Р)
а2 – Динозавры (S) – животные (М)
Т – Динозавры (S) смертны (Р).
Правила фигуры соблюдены. Тезис доказан.
1) Психология – гуманитарная наука.
2) Носов – соучастник преступления.
3) Пасынков и Ягуаров, совершившие грабеж, привлекаются к уголовной Ответственности по статье 161 УК РФ.
4) Если Р задержан по подозрению в совершении преступления, то по его делу суд может вынести как обвинительный, так и оправдательный приговор.
Упражнение 7. К данным тезисам подберите аргументы, аргу- ментируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования; определите, является ли обоснование тезиса достоверным или вероятным.
Образец: а) Записываем тезис: Алкоголь – яд для человеческого ор- ганизма (Т); б) подбираем аргументы:
- под воздействием алкоголя печень расширяется, ее функ- ции частично подавляются, что приводит к циррозу (а1);
- под воздействием алкоголя нервная система входит в со- стояние возбуждения, что может привести к неврозу (а2);
- под постоянным воздействием алкоголя начинается де- градация личности и проявляются признаки слабоумия
(а3);
в) определяем вид индуктивного вывода.
Неполная индукция. г) аргументируемый тезис правдоподобен.
1) Проникающее ножевое ранение опасно для жизни.
2) Рост преступлений в стране связан, как правило, с увеличени- ем количества потребления спиртного.
3) Некоторые уголовные дела, возбужденные в этом году, оста- лись нераскрытыми.
4) Увлечение учащихся телевизионными передачами является причиной их плохой успеваемости.
5) Наркомания представляет сегодня самую большую угрозу для здоровья и жизни нации.

293
Упражнение 8. Составьте тезис на предложенную тему, обо- снуйте его (до 6-7 предложений):
1) Преступность.
2) Ответственность.
3) Дружба.
4) Красота.
5) Честность.
6) Порядок.
7) Благородство.
8) Воспитание.
9) Человечность.
10) Соперничество.
11) Сострадание
12) Сотрудничество.
13) Агрессия.
14) Беспризорные дети.
15) Справедливость.
16) Мудрость.
17) Носители зла.
18) Душевное здоровье.
Упражнение 9. Найдите тезис, аргументы и укажите способ до- казательства:
1) «Таланты истинны на критику не злятся: их повредить она не может красоты» (И.А. Крылов).
2) Я не успел укрыться: внезапно налетела буря.
3) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он – лишний» (Ж. Лабрюйер).
4) С древнейших времен люди селились там, где протекала река.
Реки поили свежей водой и кормили рыбой, служили доро- гами; реки соединяли людей – по рекам плавали в далекие края, они же служили защитой от врагов; на реках устраивали мельницы и мололи зерно на муку; по рекам сплавляли лес...
От рек отводили каналы, вода шла на сухие земли и превра- щала пустыни в цветущие сады. А не так давно для рек на- шлась и еще одна важная работа: на реках начали строить гидроэлектростанции.
5) «Славное место эта долина! Со всех сторон горы, неприступные, красноватые скалы, обветшалые зеленым плющом и увенчан- ные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там, высоко-высоко, золотая бахрома снегов, а внизу Араг- ва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырываю- щейся из черного полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею» (М.Ю. Лермонтов).
6) «Смерть для человека – ничто, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тог- да мы не существуем» (Эпикур).


294
7) Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредотачи- вают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесто- ронне» (К. Гельвеций).
8) «Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний» (Ж. Лабрюйер).
9) «Рассудок – подлинный законодатель природы… Рассудок не черпает свои законы из природы, а предписывает их ей»
(И. Кант).
10) Жизнь для меня тождественна инстинкту роста, власти, нако- пления сил, упрямого существования; если отсутствует воля к власти, существо деградирует» (Ф. Ницше).
11) «…Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду… Вас назовут истребителями мо- рали, но вы лишь открыватели самих себя… Надо быть очень неморальным, чтобы на деле воплощать мораль (Ф. Ницше).
12) «Христианство возможно как самая частная из форм частной жизни… Блаженство христианской веры в том, чтобы «чув- ствовать себя дома в том мире, который не властна потрево- жить никакая реальность – в мире внутреннем» (Ф. Ницше).
13) «В сущности, христианин был только один, и тот умер на кре- сте… Если быть христианином сводится для Вас к тому, чтобы признавать некую истину, то Вы просто-напросто отрицаете христианство. Вот почему никаких христиан на самом деле не было» (Ф. Ницше).
14) «В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке мож- но любить только то, что он переход и уничтожение… Я бро- жу среди людей как среди осколков будущего» (Ф. Ницше).
Упражнение 10. Определите вид доказательства:
1) Относительно высокого уровня техническая мысль достигла в автомобилестроении: южнокорейские автомобили марки
«Пони», «Иксэл», экспортируемые в США, Канаду, государ- ства Западной Европы и развивающиеся страны, изготовлены на базе отечественной технологии.
2) Три мудреца вступили в спор, кто из них более мудр? Спор по- мог решить случайный прохожий, предложивший им испыта-

295
ние на сообразительность. – Вы видите, – сказал он, – у меня
5 колпаков, 3 черных и 2 белых. Закройте глаза!».
С этими словами он надел каждому мудрецу по черному кол- паку, а два белых спрятал в мешок. – Можете открыть глаза,
– сказал прохожий. – Кто угадает, какого цвета колпак укра- шает его голову, тот вправе считать себя мудрым. Долго сиде- ли мудрецы, глядя друг на друга…Наконец, один воскликнул:
– На мне – черный! Мудрец рассуждал так:
- Я вижу перед собой два черных колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой черный и белый колпаки, должен рассуждать так: «Если бы на мне был тоже белый колпак, то третий сразу бы догадался и зая- вил, что у него черный. Но он молчит, значит, на мне не бе- лый, а черный». «А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже черный».
3) Вам нужно доказать, что преступление совершил Хамов. Вы строите суждение, перечисляя в нем всех подозреваемых:
«Преступление мог совершить Хамов или Рыков или Бесов».
Затем показываете, что ни Рыков, ни Бесов к преступлению непричастны. Отсюда следует, что преступление совершил
Хамов, – что и требовалось доказать.
4) Так как добровольные действия проистекают из воли людей, то они проистекают из свободы, но так как всякий акт чело- веческой воли… проистекает из какой-нибудь причины, а эта причина – из другой в непрерывной цепи… то они проистека- ют из необходимости» (Т. Гоббс).
5) …У человека все сводится к ощущению… следовательно, физи- ческая чувствительность есть первоисточник его потребностей, его страстей, его общительности, его идей…»(К. Гельвеций).
6) «Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остаётся только учеником… Вы ещё не искали себя, когда нашли меня… Теперь я приказываю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы все отречётесь от меня, я вернусь к вам» (Ф. Ницше).
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   35

Упражнение 11. Прямое или косвенное доказательство исполь- зовано в этом историческом анекдоте?
«Один из придворных Петра I страшно страдал зубами; придвор- ный этот был большой говорун. Вот он обратился к шуту Балакиреву, не знает ли он средства, как унять боль.

296
- Знаю и причину, знаю и средство, – сказал в ответ Балакирев.
- Скажи, ради Бога.
- У тебя болят зубы оттого, что ты их очень часто колотишь язы- ком – это причина.
- Оставь глупости, пожалуйста, говори, какое на это средство?
- А средство – чаще спи, и как можно более.
- Почему так?
- Потому что язык твой во время сна находится в покое и не тревожит зубов» (М.Г. Кривошлык. Исторические анекдоты из жизни русских замечательных людей. М, 1991. С. 21-22).
Упражнение 12. Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, используя в качестве демонстрации дедукцию, а затем индукцию:
1) Чубасов виновен в получении взятки.
2) Излишества губят здоровье.
3) Человеку свойственно ошибаться.
4) Владивосток застраивается хаотично.
5) Школьные учебники стоят непомерно дорого.
6) Все эшелоны власти в России коррумпированы.
7) М.В. Ломоносов был всесторонне развитым человеком.
8) В этом журнале публикуются разнообразные статьи.
9) Всякая наука заслуживает уважения.
10) Любви все возрасты покорны.
11) У многих молодых людей нет возможности учиться в вузе.
12) Экологическое состояние городов плачевно.
13) Современная молодежь много развлекается.
14) Россияне стали жить хуже.
15) Некоторые бюрократы честные люди.
16) Все кошки – позвоночные.
17) Всякая кража должна быть наказана.
18) Дети нуждаются в добром отношении.
19) У отечественных звезд эстрады есть поклонники.
20) Юристам необходимы навыки аргументации.
21) Некоторые первокурсники не стремятся к знаниям.
Упражнение 13. Определите вид опровержения:
1) Выдвинут тезис: «Всякое убийство заслуживает осуждения».
- Хорошо, говорим мы, – допустим, что это положение истин- но. Но из него следует, что и умерщвление скота и птицы,

297
уничтожение комаров и тараканов тоже заслуживает осужде- ния. Но мы видим, что никто никого за это не осуждает.
2) В статье «Мороз ли истребил французскую армию в 1812 году?»
Денис Давыдов писал, что в дни отступления армии Наполео- на погода была теплая, мороз не превышал 12 градусов, про- должаясь не более трех или пяти суток. Давыдов полагает, что невозможно, чтобы 150-тысячная армия могла лишиться
65 тысяч человек единственно от трех или пятисуточных мо- розов, тогда как гораздо сильнейшие морозы в 1795 г. В Гол- ландии, в 1807 г. во время Эйлавской кампании, продолжав- шейся около двух месяцев сряду, и в 1808 г. в Испании среди
Кастильских гор, в течение всей зимней кампании, скользили, так сказать, по поверхности французской армии, не проникая в середину ее.
Упражнение 14. Подберите аргументы, постройте прямое и кос- венное опровержение тезиса, запишите схему:
1) Никогда не возникают проблемы с позвоночником у студентов.
2) Все кошки черные.
3) Все люди лгуны.
4) Все люди боятся признать свои ошибки.
5) Некоторые депутаты имеют мизерную зарплату.
6) Сократ был основателем логики.
7) Все люди честные.
8) Грипп не представляет опасности для жизни.
9) Все врачи – классные специалисты.
10) Россияне стали жить лучше.
11) Все преступники наказываются лишением свободы.
12) Все реки чистые.
13) Байкалу не угрожает экологическая катастрофа.
14) Все толстые книги неинтересны.
15) Все дети едят много сладкого.
16) Все тайное становится явным.
17) В России нет экстремистских организаций.
18) Все люди, занимающиеся каким-нибудь умственным трудом, знают логику.
19) Наша полиция нас бережет.
20) Ни одно животное не понимает слов.


298
21) Ни один политический деятель не является лауреатом Нобе- левской премии.
Упражнение 15. Какой же довод был лишним?
«Один вермонтец перегонял кленовый сок на сахар и, когда дело было сделано, вернул хозяину его котелок.
Защищаясь в суде, вермонтец привел два довода:
- Во-первых, я вернул котелок целым и невредимым. Во-вторых, он был уже с трещиной, когда я брал его».
(Народ, да! Из американского фольклора. М., 1983. С. 389-390.)
Упражнение 16. Какие нелояльные приемы и аргументы спора содержатся в приведенных ниже примерах?
1) Противник приводит не серьезные аргументы, а задевает до- стоинство человека: «Цвет вашего пиджака (серый) соответ- ствует вашему умственному уровню».
2) В британском парламенте шли дебаты. Речь держал Черчил- ль, – лидер консерваторов. Он, по обыкновению, едко высме- ивал своих вечных оппонентов – лейбористов. Наконец, не выдержав, вскочила с места пожилая и к тому же некраси- вая лейбористка и крикнула на весь зал: «Мистер Черчилль,
Вы несносны! Если бы я была Вашей женой, то подлила бы вам в кофе яд!» Раздался смешок. Но невозмутимый потомок герцогов Мальборо, выдержав паузу и окинув соболезнующим взором разгневанную леди, промолвил: «Если бы Вы были моей женой, то я бы этот яд с наслаждением выпил…»
3) Вы заявляете: «В России растет потребление спиртного». Ваш оппонент: «Значит, вы утверждаете, что россияне – нация ал- коголиков?»
4) «Вы знаете, профессор, я не смог хорошо подготовиться к эк- замену, потому что у меня скоропостижно скончалась люби- мая собака. Поставьте мне троечку!».
5) Жена терпеть не может приятеля своего мужа и обращается с ним грубо. Когда обиженный приятель уходит, муж упрекает жену:
- Ты не могла бы быть с ним повежливей?
- Это как же – целоваться с ним, что ли?
6) «Ваш тезис эклектичен, утопичен, играет на руку …»
7) «Я доложу начальнику о твоих рассуждениях!»

299
8) – Мне кажется, Вы мне мало платите.
– Вы что хотите получать как Генеральный директор?
9) В одном случае, когда партия завоевала большинство в парла- менте, она заявила, что будет одна формировать правитель- ство, в другом случае, когда большинство завоевала другая партия, представители первой партии потребовали сформиро- вать правительство на коалиционных началах.
10) «У вас, я знаю, достанет ума и благородства признать, что…»
11) «Эй, старуха, ты торгуешь тухлыми яйцами! – говорит поку- пательница торговке. – Что? – кричит та. – Мои яйца тух- лые?! Сама ты тухлая!».
12) Отец: В твои годы, сынок, Авраам Линкольн уже сам зараба- тывал себе на хлеб.
Сын: А в твои годы, папочка, Авраам Линкольн уже был прези- дентом Соединенных Штатов!
13) «Дочке повезло с мужем. Она еще спит, а он тихонечко вста- нет, в магазин сбегает, завтрак приготовит и уже к накрытому столу ее будит. А вот сыну мегера досталась. Сама, как ко- рова, по утрам дрыхнет, а он вынужден раньше ее вставать, по магазинам бегать, а потом у плиты, как кухарка, париться.
Вот только тогда на все готовенькое эта барыня и соизволит из постели выползти!»
Упражнение 17. Проанализируйте каждое из следующих рас- суждений и выясните, является ли оно аргументацией или кри- тикой или нет, если является, то установите его состав и вид, проверьте соблюдение правил аргументации и критики.
1) «Некоторые философы мне бросают: «Бог вечен, бесконечен, всемогущ: значит, он мог воспрепятствовать злу и не дать ему проникнуть в свое восхитительное творение».
Друзья мои, будьте осторожны: если он это мог, но не сде- лал, значит, вы объявляете его злым, делаете его нашим пре- следователем, палачом, но не нашим богом... Могущество его весьма велико, но кто сказал нам, что оно безгранично? Ведь творения его свидетельствуют нам об обратном, и единствен- ным средством, остающимся нам для его оправдания, является признание, что мощи его не хватило для торжества над физи- ческим и моральным злом. Право, я предпочитаю поклоняться