Файл: Логик ав профессиональной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1925

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

308
полученные Джоном Рубенсом из университета штата Орего- на, говорят в пользу холоднокровности. Американский пале- онтолог обнаружил, что в носу динозавров нет каких-то очень важных хрящей и косточек. Эти косточки предохраняют те- плокровных птиц и млекопитающих от сильной потери влаги в процессе дыхания. Теплый выдыхаемый воздух проходит че- рез извилины в носу, охлаждается и оставляет влагу в том же самом носу. Если бы этого приспособления не было, то живот- ное быстро бы обезвоживалось. Раз у динозавров таких косто- чек нет, то у них не было проблем с сохранением воды, а это значит, они были холоднокровными. Пока ученые обследова- ли останки двух типов динозавров – «нанотиранусов» и «ве- лоцирапторов». Поиск расширяется, но ученые почти увере- ны в результате: «Мы не думаем, что нам удастся отыскать эти кости у какого-либо вида динозавров», – считает Рубенс
(По материалам журнала «Знание – сила»).
5) Человек во сне не стареет. Это подтверждено фактами. Люди, находившиеся в летаргическом сне, почти не старели.
Упражнение 21. Создайте аргументацию для следующих тези- сов:
1) «Не вокруг творцов нового шума – вокруг творцов новых цен- ностей вращается мир; он вращается неслышно» (Ф. Ницше).
2) «И если кто идет в огонь за свое учение – что это доказывает?
Поистине, важнее, чтобы из собственного пламени души рож- далось собственное учение» (Ф. Ницше).
3) «Слабый ищет в жизни смысла, цели, задачи, предустановлен- ного порядка; сильному она должна служить материалом для творчества его воли. Сильный любит нелепость жизни и ра- достно приемлет свою судьбу» (Ф. Ницше).
4) «Пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли, та же безграничность, бесформенность, устремленность в бес- конечность, широта… дар формы у русских людей невелик»
(Н. Бердяев).
5) «Религиозная формация русской души выработала некоторые устойчивые свойства: догматизм, аскетизм, способность не- сти страдания и жертвы во имя своей веры, какова бы она ни была, устремленность к трансцендентному…» (Н. Бердяев).

309
6) «Русский народ в массе своей ленив в религиозном восхожде- нии… коллективное смирение дается ему легче, чем религиоз- ный закал личности…» (Н. Бердяев).
21.4. Задачи
Обвинение
На какие логические законы опирается доказательство, (т.е. ре- шение) в приведенной ниже задаче?
По обвинению в ограблении перед судом предстали А, В и С. Уста- новлено следующее:
1) Если A не виновен или B виновен, то С виновен.
2) Если А не виновен, то С не виновен. Можно ли на основании этих данных установить виновность каждого из трех подсуди- мых?
Включите логику
1) Позавчера Пете было 17 лет. В следующем году ему будет 20 лет. Как такое может быть?
2) В корзине лежит пять яблок. Каким образом разделить яблоки между пятью людьми, при условии, что в корзине после деле- жа должно остаться одно яблоко?
3) Как Вы считаете – чем бег отличается от ходьбы? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомните, что бег может быть мед- леннее, нежели иная ходьба, и что бывает даже бег на месте.


310
РАЗДЕЛ II
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К АТТЕСТАЦИЯМ
II.1.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ
ПИСЬМЕННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Одна из задач выполнения контрольной работы состоит в том, чтобы научиться приемам анализа как собственных, так и чужих мыс- лей, суждений, умозаключений, выработать навыки в этом анализе с тем, чтобы предупреждать возможные логические ошибки в рас- суждениях, если они допущены и своевременно исправить их.
Контрольная работа выполняется по одному из 10 вариантов.
Каждый из вариантов включает 12 упражнений.
Прежде чем приступить к выполнению письменной контрольной работы необходимо ознакомиться с программным теоретическим ма- териалом в процессе самостоятельной работы.
Выполнение упражнений, предусмотренных данным вариантом задания по письменной работе, должно сопровождаться необходи- мыми пояснениями и комментариями.
Для получения положительной оценки работа должна быть вы- полнена без грубых ошибок, не менее 9 из 12 упражнений, предусмо- тренных данным вариантом задания.

311
Вариант 1 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Неизвест- ность».
2) Определите вид отношения между понятиями: «Государствен- ная Дума, Законодательное собрание Приморского края». Изо- бразите их с помощью круговых схем.
3) Установите правильность определения. Если определение не- верно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное опре- деление:
- Адвокат – это юрист, защищающий интересы граждан и ор- ганизаций в суде, оказывающий им помощь по правовым во- просам.
4) Проверьте правильность деления понятия. Если определение неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Науки делятся на естественные, технические и гуманитарные.
5) В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат, квантор и связку. Определите количество и качество сужде- ния:
- Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.
6) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью круговых диаграмм
Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:
- Некоторые психологические эксперименты, не соответству- ют требованиям времени.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите в виде схемы:
- Кризисы и конфликты – благодатная почва для международ- ного терроризма.
8) Сделайте вывод путем превращения:
- Все слушатели нашей группы являются успевающими.
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение непра- вильно, сделайте правильный вывод:
II.2.
ВАРИАНТЫ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


312
- Все студенты психологического факультета изучают логику.
- Все изучающие логику являются студентами психологиче- ского факультета.
10) При помощи логического квадрата выведите суждение проти- воположное, противоречащее и подчиненное данному. Уста- новите их истинность и ложность:
- Совершеннолетние имеют право голоса.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите схемы:
- Медицина – это не наука, а искусство.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите его схему:
- Земля – центр Вселенной.
Вариант 2 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Случай- ность».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем: «Литератор», «публицист».
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Упрямство есть порок слабого ума.
4) Проверьте правильность деления понятия. В неправильном де- лении определите, какие правила нарушены, сделайте пра- вильное деление:
- Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хо- зяйственные.
5) В данном атрибутном суждении найдите субъект, предикат, квантор и связку. Определите количество и качество суждения:
- Все барометры – приборы для измерения атмосферного дав- ления.
6) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, уста- новите распределенность субъекта и предиката:
- Многие русские писатели развивали гуманистическую тра- дицию.

313
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите его с помощью схемы, выпишите составляющие его простые су- ждения:
- Мал золотник, да дорог.
8) Сделайте вывод путем превращения:
- Ни одна захватническая война не является справедливой.
9) Проверьте правильность обращения; если обращение непра- вильно, сделайте правильный вывод:
- Ни один студент медико-профилактического факультета не изучает теоретическую механику.
- Ни один изучающий теоретическую механику не является студентом медико-профилактического факультета.
10) При помощи логического квадрата выведите суждение, про- тивоположное, противоречащее и подчиненное данному.
Укажите их истинность или ложность:
- Все перепончатокрылые – насекомые.
11) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите его схему:
- Потерпевшим признается лицо, которому преступлением нанесен физический и имущественный вред.
Вариант 3 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Государ- ство».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых диаграмм Эйлера:
- Участники Великой Отечественной войны, полковник, гене- рал.
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Интеллигенция – это социальный слой людей, обладающих специальными знаниями в области науки, культуры и профес- сионально занимающихся сложным умственным трудом.
4) Проверьте правильность деления понятия. Если деление не- правильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте пра- вильное деление:


314
- Видами искусства являются художественная литература, му- зыка, скульптура, архитектура и портретная живопись.
5) В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат и связку.
- Определите количество и качество суждения, укажите кван- торное слово:
- Ни один врач не имеет права отказаться от оказания помощи пострадавшему.
6) Дайте объединенную классификацию суждения, изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, уста- новите распределенность субъекта и предиката:
- Некоторые граждане не имеют высшего образования.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, запишите с помощью схемы:
- В концерте может принять либо один представитель группы, либо вся группа.
8) Сделайте вывод путем превращения:
- Некоторые прививки не являются обязательными.
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение непра- вильно, сделайте правильный вывод:
- Некоторые врачи – военнослужащие.
- Некоторые военнослужащие – врачи.
10) При помощи логического квадрата выведите суждение проти- воположное, противоречащее и подчиненное данному. Уста- новите их истинность или ложность:
- Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите схему:
– Простой категорический силлогизм должен состоять из трех терминов большего, меньшего и среднего.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите и схему:
- Известный представитель классической немецкой филосо- фии Гегель принадлежит к лагерю материализма.

315
Вариант 4 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Рота».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
- «Разведка, контрразведка».
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Нация – это устойчивая историческая общность людей.
4) Проверьте правильность деления понятий. Если деление не- правильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте пра- вильное деление:
- Сделки бывают односторонними и по доверенности.
5) В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат, связку и квантор. Определите количество и качество сужде- ния, выпишите все составные его части.
- Многие русские поэты писали о жизни простого человека.
6) Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью круговых диаграмм
Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:
- Некоторая часть преобразующей деятельности человека не- гативно изменяет условия развития естественных систем.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, выпишите составляющие его части, запишите с помощью схемы:
- Врачи обязаны беречь и укреплять здоровье граждан.
8) Сделайте вывод путем превращения:
- Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособ- ности, не является действительной.
9) Проверьте правильность обращения. Если обращение непра- вильно, сделайте вывод:
- Некоторые студенты – спортсмены.
- Некоторые спортсмены – студенты.
10) При помощи логического квадрата выведите суждение, про- тивоположное, противоречащее и подчиненное данному.
Установите их истинность или ложность, запишите схемы:
- Ни одно млекопитающее не живет в воде.


316
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите схему:
- Некоторые упругие тела являются жидкостями.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите его схему:
- Все врачебные ошибки являются умышленными.
Вариант 5 1) Дайте полную логическую характеристику понятию «Группа».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
- «Художник, баталист, человек искусства».
3) Установите правильность следующего определения. Если опре- деление неверно, укажите, какое правило на рушено; дайте верное определение:
- Кража – это тайное похищение общественного имущества.
В случае обнаружения ошибки укажите, какое правило нару- шено и дайте правильное определение.
4) Проверьте правильность деления. Если деление неправильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте правильное де- ление:
- Логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
5) В данном атрибутивном суждении найдите и выпишите субъ- ект, предикат, квантор и связку. Определите количество и ка- чество суждения, запишите схему:
- Ни один водитель, будучи в нетрезвом состоянии, не должен садиться за руль автомобиля.
6) Дайте объединенную классификацию суждения, выпишите его составные части, изобразите отношения между терминами с помощью круговых диаграмм Эйлера, установите распреде- ленность субъекта и предиката:
- Все студенты первого курса изучают логику.
7) Проанализируйте суждение: определите его вид, выпишите составляющие его простые суждения, запишите с помощью схемы:

317
- При нарушении врачом этики общения, администрация ле- чебного учреждения обязана взять либо устные, либо пись- менные объяснения.
8) Сделайте вывод путем превращения, запишите схемы исход- ного и преобразованного суждения:
Социология – социальная наука.
9) Проверьте правильность обращения, запишите схемы суждений.
В случае обнаружения ошибки, сделайте правильный вывод:
- Все экономические законы – объективны.
- Все объективные законы – являются экономическими.
10) При помощи логического квадрата выведите суждения про- тивоположные, противоречащие и подчиненные данному.
Запишите схемы, установите истинность или ложность полу- ченных суждений:
- Все отрасли медицины тесно связаны между собой.
11) Постройте прямое и косвенное доказательство тезиса, запи- шите схему:
- Врач Николаев не может принимать участие в операции и подлежит отстранению.
12) Постройте прямое и косвенное опровержение тезиса, запи- шите его схему:
- Все суждения являются простыми.
Вариант 6 1) Дайте полную логическую характеристику слову «Учитель».
2) Определите вид отношения между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:
– «Университет, высшее учебное заведение, академия».
3) Установите правильность следующего определения: выпишите определяющее, определяемое понятие, видовое отличие:
- Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
4) Проверьте правильность деления. Если деление неправильно, укажите, какое правило нарушено и сделайте правильное де- ление:
– Автомобили бывают легковые, грузовые и дизельные.
5) В данном атрибутивном суждении найдите субъект, предикат, квантор и связку, выпишите их. Определите количество и ка- чество суждения, запишите схему: