Файл: Шекспир и шекспировский вопрос. Периодизация творчества.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5. Творчество И. В. фон Гёте. Просветительское и предромантическое в произведениях писателя. История возникновения и философский смысл драматической поэмы «Фауст».
6. Романтизм как художественный метод и литературное направление. Причины возникновения, основные черты метода, концепция личности.
Романтизм – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.
Как художественный метод проявил себя в литературе, музыке, живописи, театральном искусстве. Художественный метод предполагает определенный способ постижения мира в искусстве, то есть основные принципы отбора, изображения и оценки явлений действительности. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества.
В основе литературного направления лежит субъективная позиция писателя по отношению к изображаемому; стремление не столько к воссозданию, сколько к пересозданию действительности, что обуславливает использование в произведениях романтизма фантастики, гротеска, символики, условности и т. п.; выдвижение в качестве героя исключительной личности, одинокой, неудовлетворенной действительностью, мятежной, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу, в сочетании с пониманием несовершенства окружающего мира; провозглашение ценности человеческой личности, человеческой индивидуальности.
Романтизм свойствен не только отказ от реального мира, от обыденности, но и интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному.
Ведущая черта романтизма - трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.
Предпосылки европейского романтизма:
• разочарование в результатах Великой французской революции, не осуществившей лозунга «Свобода, Равенство, Братство»
• разочарование в идеях просветителей, готовивших эту революцию
• разочарование в просветительском классицизме, основанном на культе Разума
Основные черты романтизма:
1) Отрицание идей Просвещения. Не все подвластно разума человека, не все вещи может изменить человек самостоятельно.
2) Основная идея романтизма - идея свободы личности (свобода от норм и правил). Стремление создать свободное искусство. Отсюда субъективность романтического мира. Высшая сфера жизни—искусство и творчество. Творчество—способ познать себя. Романтики отрицают правила искусства.
3) Романтическое двоемирие. Идеал—основное понятие романтизма. Лиризм романтизма; погружение в чувства, переживания; погружение в прошлое; уход в мир собственных фантазий (отсюда фантастка, мистика, сказка).
5) Народность. Обращение к фольклору
6) Изменение литературных жанров.
Жанры: Истор. роман, фантастическая(детективная) новелла, романы в стихах, лиро-эпическая поэма. Расцвет лирики (стираются границы жанров: стихотворные вставки в романах)
Особенности романтического героя, концепция личности(?):
• Герой — наивный чудак, верящий в возможность осуществления идеалов, часто комичен и нелеп в глазах «здравомыслящих». Однако он выгодно отличается от них своей нравственной цельностью, детским стремлением к истине, умением любить и неумением приспосабливаться, то есть лгать.
• Герой — трагический одиночка и мечтатель, отвергнутый обществом и осознающий свою чуждость миру, способен на открытый конфликт с окружающими. Они кажутся ему ограниченными и пошлыми, живущими исключительно материальными интересами и поэтому олицетворяющими некое мировое зло, могущественное и губительное для духовных устремлений романтика.
• Наиболее острый характер оппозиция «личность — общество» приобретает в «маргинальном» варианте героя — романтического бродяги или разбойника, мстящего миру за свои поруганные идеалы. В качестве примеров можно назвать персонажей следующих произведений: «Отверженные» В. Гюго, «Жан Сбо- гар» Ш. Нодье, «Корсар» Д. Байрона.
• Герой — разочарованный, «лишний» человек, не имевший возможности и уже не желающий реализовать свои дарования на благо общества, утратил прежние мечты и веру в людей. Он превратился в наблюдателя и аналитика, вынося приговор несовершенной действительности, но не пытаясь изменить ее или измениться самому.
• Герой — демоническая личность, бросающая вызов не только обществу, но и Творцу, обречен на трагический разлад с действительностью и самим собой. Его протест и отчаяние органически связаны, поскольку отвергаемые им Истина, Добро, Красота имеют власть над его душой. Мятежность и жестокость натуры такого героя часто становятся источником страдания окружающих и не приносят радости ему самому. Выступая как «наместник» дьявола, искуситель и каратель, он сам иногда по-человечески уязвим, ибо страстен.
• Герой — патриот и гражданин, готовый отдать жизнь на благо Отчизны, чаще всего не встречает понимания и одобрения современников. В этом образе традиционная для романтика гордость парадоксально соединяется с идеалом самоотверженности — добровольного искупления коллективного греха одиноким героем (в буквальном, не литературном смысле этого слова).
7. Национальные модели романтизма (Германия, Англия, Франция, Америка).
Романтизм в Германии
Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран.
У истоков немецкого романтизма стоят писатели и теоретики иенской школы (В.Г.Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик). В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга концепция романтического искусства приобрела свои очертания.
Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Л.Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм. В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.
Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст, Гофман). К этому поколению относятся А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».
Романтизм в Англии
Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Колридж, Р.Саути) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.
Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.
Основная тема творчества Дж. Китса, члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.
Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».
Романтизм во Франции
Во Франции романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Здесь были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее он сам связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака, П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).
Романтизм в Америке
Романтизм получил распространение и в других европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло, Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.
8. Романтизм в Германии: периодизация и «школы», национальная специфика, предпосылки возникновения.
Специфика
Немецкий романтизм – это невероятно сложное явление, которое развивалось и трансформировалось со временем. Особо плотно он внедрился в литературу. Писатели и поэты-романтики возвышали личность, ее порывы за горизонты будней, субъективные переживания и т.д. Обыденность и окружающий мир навевали исключительно тоску и острую неудовлетворенность. Романтики для написания своих произведений вдохновлялись тем, что считалось ими фантастическим, великим, ужасным и чудесным. Движение романтизма полностью отстранилось от следования канонам в художественном искусстве.
Первый этап в развитии немецкого романтизма (1795-1806). Йенская школа. Первый этап в развитии немецкого романтизма принято связывать с началом деятельности йенской школы. В 1796 г. в городе Йена встретились именитые деятели развивающегося романтизма в Германии. Среди них были: Людвиг Тик, Новалис, братья Шлегель и другие деятели литературы, которые сформулировали основы новоэстетической программы. Впоследствии за этой группой писателей закрепилось название йенской школы.
Наиболее внушительный вклад в развитие немецкого романтизма привнесли братья Шлегель. Они стремились сами и призывали остальных литературных деятелей отказаться от привычных нормативных законов в искусстве и отстаивали право на полную свободу действий, мыслей и самовыражения для любого художника.
Важным звеном в развитии романтизма стало внедрение в литературный жанр так называемой романтической иронии. Ход мыслей сторонников Просвещения, по мнению романтиков, был односторонним и крайне серьезным, а ирония, которую романтики внедряли в свои произведения, должна была обнажить истинную ценность жизненных явлений и событий, показать движение мира и его изменчивость
Основной задачей иронии в романтических произведениях было убрать все имеющиеся противоречия между реально существующим укладом обычной жизни и идеалами безусловной свободы. Эти идеалы художники и писатели оставляли в искусстве, создавая свои произведения по собственному усмотрению. Ирония появилась из-за критического отношения к действительности, а на практике оказалась крайне субъективной.
Ф. Шлегель и другие основатели йенской школы начали свой путь романтиков с восторженного отношения к революционному движению, а закончили целым рядом реакционных идей. Однако несмотря на это романтики Германии сделали огромный вклад в развитие не только национальной, но и мировой культуры.