Файл: Шекспир и шекспировский вопрос. Периодизация творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 174

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Весёлая, жизнерадостная, рассудительная Клара представляется погружённому в мистические настроения Натанаэлю холодной, бездушной, не понимающей его особой. Как только герой приходит в себя, настоящая возлюбленная вновь становится близка его сердцу. Судьба Клары – прекрасна: девушка переживает покушение на жизнь, безумие и гибель Натанаэля, но находит в себе силы выйти замуж и жить в счастье и довольстве с мужем и двумя сыновьями. Главный герой не выдерживает безумия и погибает.

Мотив автомата, выразившийся в страшном выводе о неотличимости механического/мёртвого от естественного/духовного, тесно связан в новелле с символическим образом глаз, являющихся отражением как души человека, так и его жизни. В детстве Натанаэль боится за свои глаза (Песочный человек, Коппелиус); в юности – он влюбляется в искусственные глаза Олимпии. Приступы безумия посещают героя каждый раз, когда возникает опасность потери зрения (угрозы Коппелиуса вырвать глаза, вырванные глаза Олимпии, использование подзорной трубы Копполы).

10. Английский романтизм. Личность и творчество Дж. Г. Байрона. Тип романтического героя. Анализ «Паломничества Чайльд-Гарольда».

Английский романтизм.

Англию можно смело назвать родиной романтизма. Хотя и первые как таковые авторы-романтики появились в Германии, его зарождение связано с появлением готического романа в Англии в конце XVIII в., в переломный момент осмысления человеком его места в мире и формирования новых социальных ценностей. Поэтому можно сказать, что готический роман, родившийся в Англии, очень сильно повлиял на складывание романтизма.

В Англии совершили прорыв многие писатели-романтики, в том числе и Дж. Г. Байрон, о котором речь пойдет несколько позже.

Романтизм – это следствие разочарования в революции, если можно так сказать.

1789г. – та самая дата, с которой как бы начался романтизм.

Романтизм – это иррациональный мир:

• Полет философской мысли

• Культ воображения

• Превосходство искусства

• Романтическая игра: смена ролей

• Смерть – часть любви, как вариант познания мира

«Великая суть жизни — это ощущения» (Дж. Г. Байрон)

Личность и творчество Дж. Г. Байрона.

Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788-1824г)

Носитель масок, «властитель умов».

Основной момент всех его произведений – эмоции и ощущения.


Немного из жизни Байрона:

Став лордом, получил аббатство Ньюстед в наследство: старое, почти разрушенное здание в готическом стиле. Считалось, что это место приносит упадок, разрушение и несчастье своему жильцу. (Ньюстед – «новое место» пер.).

Мистрис Байрон – мать Байрона. С ней он состоял в очень тяжелых отношениях: она была вспыльчива и безрассудна, он стеснялся своей матери.

Но их отношения были неоднозначными, ведь при всей тяжести их взаимоотношений, после смерти матери Байрон писал:

«Леди Би, Вы были моим единственным другом на этой земле».

Байрон любил Шекспира и его любимым произведением был «Гамлет» (это очень отразилось на его работах).

Во время учебы много пил, крутил романы и вел очень скандальный образ жизни, имел странные пищевые привычки.

Был денди и соблюдал кодекс денди (1. Ничему не удивляться, 2. Удаляться, когда достигнуто впечатление, 3. Сохраняя бесстрастие, поражать неожиданностью).

«Часы досуга» - первый сборник стихотворений. В основном отзывы были положительными, но лишь один отрицательный – «Имя Байрона никогда не войдет в литературу» - этот отзыв плотно засел у Байрона в голове и заставил его менять свою жизнь: оттуда пошла смена пищевых привычек, жизненных привычек, и Байрон отправился в путешествие как «непонятый человек».

Отчужденность – это настоящий лит. термин, романтический термин и она из черт байронического героя.

Герой находится в экзотических обстоятельствах.

Окружен тайной.

Разочарован в людях и жизни.

Сосредоточен на себе (отсюда и отчужденность).

Несчастная любовь в прошлом, которая мешает любить снова.

В Марте 1812 издаются 2 песни «Паломничество Чайльд-Гарольда» (далее – ЧГ). Отсюда и пришел тип героя – «Байронический герой» - непонятый, отвергнутый, ищущий себя, плутающий и странствующий (Отсюда и Евгений Онегин, и Печорин, и Болконский и т.д.).

Главный герой поэмы, пресыщенный жизнью в неполные девятнадцать лет Чайльд-Гарольд – «сын своей эпохи». В этом обобщенном образе Байрон воплотил черты, умонастроения и разочарования целого поколения, увидевшего лишь закат эпохи великих революционных потрясений и наполеоновских войн. Характерные черты нового романтического героя – способность к рефлексии и самоанализу, разрыв с лицемерным обществом, глубокий внутренний конфликт личности с миром.

Чайльд-Гарольд играет в поэме роль проводника взглядов и убеждений самого поэта. При этом героя нельзя связывать с Байроном: невзирая на близость образа Чайльда автору (совпадение фактов биографии, чувство одиночества и бегство от высшего общества, общий путь в путешествии), поэта не устраивает пассивность позиции героя. Чайльд-Гарольд анализирует вызванные конфликтом с обществом личные переживания, но не борется против существующих устоев, лишь наблюдает за смутным состоянием мира.



Развитие сюжета связано со странствиями главного героя, однако событийный сюжет слаб, а герой постепенно оттесняется на второй план драматическими историческими событиями, свидетелем которых был сам автор. Поэт признается, что потерял героя (“он что-то запропал и не идет”), и образ главного персонажа вытесняется в третьей-четвертой песнях лирическими отступлениями-размышлениями автора. То есть главный герой и автор – неразрывно связаны, происходит слияние.

Байрон провозглашает в своей поэме декларацию романтического настроения, страстно выражающей ненависть к тирании и жажду политической свободы.

11. Специфика американского романтизма. Основные темы, жанры и представители. Национальный тип сознания.

Хронологические рамки американского романтизма несколько отличаются от романтизма европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX в. и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны между Севером и Югом (1861 - 1865).

В становлении американского романтизма прослеживается три этапа.

1. Первый этап - ранний американский романтизм (1820-1830-е годы).

Крупнейшие писатели раннего романтизма в США - В. Ирвинг, Д. Ф. Купер, У. К. Брайент, Д. П. Кеннеди и др.

С проявлением их произведений американская литература впервые получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма. Ведется интенсивный поиск национальных художественных традиций, намечаются основные темы и проблематика (война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев и др.). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем Войны за независимость и открывавшимися перед молодой республикой грандиозными перспективами.

2. Второй этап - зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы).

К этому периоду относится творчество Н. Готорна, Э. А. По, Г. Мелвилла, Г. У. Лонгфелло, У. Г. Симмса, писателей-трансценденталистов Р. У. Эмерсона и Г. Д. Торо.

Сложная и противоречивая реальность Америки этих лет обусловила заметные различия в мироощущении и эстетической позиции романтиков 40-50-х годов. Большинство писателей этого периода испытывают глубокое недовольство ходом развития страны. В США сохраняется рабство на Юге, на Западе рука об руку с героизмом первопроходцев идет варварское уничтожение коренного населения материка - индейцев и хищническое разграбление природных богатств. Республика переживает экономический кризис 1830-х годов, утрату доверия к погрязшему в коррупции правительству, внешне- и внутриполитические конфликты. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть.


(!)В зрелом американском романтизме преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека (Н. Готорн), настроения скорби, тоски (Э. По), сознание трагизма человеческого бытия (Г. Мелвилл). Появляется герой с раздвоенной психикой, несущий в своей душе печать обреченности.

В художественный язык зрелого американского романтизма проникает символика, редко встречавшаяся у романтиков предшествующего поколения. По, Мелвилл, Готорн в своих произведениях создали символические образы большой глубины и обобщающей силы. Заметную роль в их творениях начинают играть сверхъестественные силы, усиливаются мистические мотивы.

3. Третий этап - поздний американский романтизм (60-е годы).

Это период кризисных явлений в романтизме США. Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. Многие представители зрелого романтизма плавно перешли в этап позднего (Ирвинг, например).

Американский романтизм обладает рядом национальных особенностей, отличающих его от романтизма европейского.

Утверждение национальной самобытности и независимости, поиски национального самосознания и национального характера проходят через все искусство американского романтизма.

В мировом романтизме природа всегда выступает как альтернатива антигуманной цивилизации. В творчестве романтиков США этот мотив подкрепляется тем, что нетронутая цивилизацией природа начинается у американцев буквально за порогом дома.

Определенная сложность для американских романтиков заключалась в том, что в Новом Свете не было живописных руин, памятников старины, древних преданий и легенд, даже просто многих реалий жизни, за которыми уже закрепились устойчивые романтические ассоциации, таких, например, как английские замки и шотландские горы, тюльпаны Голландии и розы Италии и т. п. Постепенно в книгах Ирвинга и Купера, Лонгфелло и Мелвилла, Готорна и Торо романтический колорит приобретают явления и факты американской природы, истории, географии.

12. Своеобразие романтизма Э. А. По. Поэзия и новеллистика. Анализ одной из новелл.

Эдгар Аллан По (19 января 1809 года — 7 октября 1849 года) — американский писатель, поэт, литературный критик и редактор, является представителем американского романтизма. Наибольшую известность получил за свои «мрачные» рассказы. По был одним из первых американских писателей, кто создавал свои произведения в виде коротких рассказов, и считается создателем детективно-фантастического жанра в литературе. Его творчество способствовало появлению жанра научной фантастики. Изначально свои «детективы» сам По назвал «логические рассказы».


Его небольшие произведения делятся на: мрачные\мистические новеллы (Лигейя, Падение дома Ашеров, Овальный портрет и т.д.) и логические новеллы (Убийство на улице Морг, Тайна Мари Роже, Золотой жук и т.д.).

На творчество По оказали сильное влияние английские и немецкие романтики, особенно Гофман (недаром По увлекался немецкой литературой и идеалистической философией); можно проследить в его произведениях тот зловеще-мрачный оттенок гофмановских фантазий, хотя он и заявил о себе: «Ужас моих рассказов не от Германии, а от души».

Он первым в литературе осознал эмоциональную силу слова и стремился так строить свои произведения, чтобы достичь наибольшего влияния на читателя. В этом заключается особенность романтизма По. Поэзия раскрывает идеалы прекрасного, что создаются в воображении поэта.

Цель его творчества - создать особый залог эмоционального подъема, в котором возможное мгновенное прозрение прекрасного. Так, например, построенный стих «Ворон», в котором читатель вместе с лирическим героем переживает прекрасные и трагические чувства. По точно рассчитал строение стиха, его ритмические изменения, даже чувства, которые вызывают те или другие слова.

Еще ярче своеобразность романтизма американского писателя оказалась в его прозаических произведениях. Э. По отдавал предпочтение небольшим за размером жанрам - новелле и рассказу. Он считал, что большое произведение, которое нельзя прочитать сразу, не с такой силой влияет на читателя. В прозе он поставил проблему столкновенья сознания человека с реальностью. Э. По верил в Ум. Он считал, что только ум может вывести человека из трагических противоречий современности. В этом тоже заключается своеобразность его романтизма, недаром его называли рационалистом в романтизме. В рассказе «Падение дома Ашеров» По исследует чувство ужаса, которое охватило душу героя, и способность ума мыслить, смотря у лицо смерти.

«Лигейя» - лучший образец романтических произведений, одно из самых известных произведений писателя. В описании интерьера мрачных поместий, где умирают обе жены героя, чувствуется влияние готических романов. Сегодня этот жанр назвали бы мистикой или ужасами. Эдгар По стал предтечей этих жанров.

Новелла глубоко психологична. Трудно представить себе героев, чей внутренний мир, внешность и судьба больше соответствовали представлению о романтическом герое. Создаётся впечатление, что писатель немного утрирует, в образах ощутим намёк на гротеск. Поэтому некоторые исследователи считают новеллу мистификацией, пародией на популярные во времена По теории о переселении душ.