Файл: Шекспир и шекспировский вопрос. Периодизация творчества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 173

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Леди Лигейя появляется в жизни героя неожиданно, непонятно откуда, недаром же она сравнивается со сказочной гурией туков, подобна мифологическому существу. Лигейя будто не имеет в человеческом мире роду и племени. Герой знает о её древнем роде, но даже не знает её родового имени. Сама Лигейя не говорила о нём.

Лигейя обладает редкой учёностью, необычной безмятежной красотой, выразительной негромкой музыкальной речью. Целая страница посвящена её романтической внешности. Герой отмечает её высоту и тонкость, величие и непринуждённость осанки, лёгкость и грациозность походки. Каждая из характеристик девушки сопровождается несколькими эпитетами: беломраморная рука, высокий бледный лоб, «вороново-чёрные, блестящие, пышные, завитые самой природой кудри».

Во внешности Лигейи герой отмечает странности. Это отражается в необычных сравнениях или метафорических картинках. Лигейя ходит подобно тени. Её лицо называется сиянием опиумных грёз, нос сравнивается с носами на монетах древней Иудеи. Сладостный рот называется торжествующим средоточием всего небесного. Наиболее странные у Лигейи очень большие «газельные» глаза, похожие на «звёзды-близнецы, рождённые Ледой», глубокие, как колодец.

Выражение глаз Лигейи герой постичь не может, но оно созвучно «многим сущностям материального мира», а в характере обнаруживаются напряжённость мысли, поступков и речи. Внешнее спокойствие и безмятежность в Лигейе контрастируют с исступлением, с которым она «отдавалась в жертву диким коршунам беспощадной страсти».

Необычна учёность Лигейи, «гигантская», «колоссальная», «необъятная», намного превосходившая учёность героя. И это не преувеличение, ведь Лигейя знала древние языки и все наречия современной Европы.

Своё чувство к Лигейе герой описывает как «исступлённо романтическое жертвоприношение на алтарь самого страстного обожания».

Так же необычна, как и внешность, любовь Лигейи, которая открылась герою только во время болезни возлюбленной. Это настоящие романтические любовные отношения, когда умирающая долгими часами исповедует мужу тайны сердца. А тайны эти страшные: её жажда жизни на пороге смерти неутолимая, необузданная, алчная. Лигейя не смиряется со смертью и не примиряется ни с кем перед смертью. Её мятежный дух бунтует.

Леди Ровена была полной противоположностью, негативом Лигейи, белокурая и синеглазая. Её фамилия и род были известны герою, а общим с Лигейей было только аристократическое происхождение. Ровена боялась и не любила мужа, за которого была отдана из-за его богатства.


Исследователи, склонные воспринимать «Лигейю» как правдивую историю, считают, что герой сам убил ненавистную вторую жену, а остальное – результат опиумных галлюцинаций.

Момент узнавания Лигейи похож на соприкосновение живого с миром мёртвых, человека с миром духовным. Герой видит всё неясно (символ этой неясности – погребальный саван), пока саван не падает, но ясности это не добавляет.

Для нагнетания страха автор использует приём градации. Напряжение читателя от начала к концу всё усиливается. То, что сначала воспринимается как романтическая история о несчастной любви, превращается в мистическую историю с оживлением мертвецов, ужас. В новелле нагромождаются приёмы, подчёркивающие волшебство и магию, из-за чего её и считают мистификацией. С помощью тройного повтора оживания и умирания героини на ложе смерти автор вызывает у читателя ужас и отвращение. Ведь каждое следующее умирание уродует труп, будто он лежал в гробнице много дней. По замыслу писателя, читатель должен был бы испытывать то же, что и герой, «бурю чувств, из которых невыносимый ужас был, пожалуй, наименее мучительным».

13. Реализм XIX века как эстетическая система. Эволюция от «физиологического очерка» к социально-психологическому роману.

14. Цикл романов О. де Бальзака «Человеческая комедия». История создания цикла и его общая характеристика. Анализ одного из произведений («Шагреневая кожа», «Гобсек»).

«Человеческая комедия» — цикл сочинений французского писателя Оноре де Бальзака, составленный им самим из его 137 (около 90 дописаны, остальные нет) произведений и включающее романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Структура, композиция, замысел Человеческой комедии:

Аналитические этюды: очерки, эссе, рассуждения автора, иллюстрированные какими-то наблюдениями. «Идиология брака», «Невзгоды супружеской жизни»

Философские этюды. В них большое место занимает фантастика. Фантастический элемент в них обязателен. «Шагреневая кожа», «Элексир долголетия», «Неведомый шедевр»

Этюды нравов: самая большая группа. Сцены Парижской, провинциальной, военной, деревенской жизни. «Отец Горио», «Евгения Гранде», «Красная гостиница», «Утраченные иллюзии», «Гобсек», «Дом кошки, играющей в мячик», «Блеск и нищета куртизанок».



В цикле из 2000 персонажей некоторые действуют в нескольких произведениях: Гобсек, Ростиньяк, Вотрен. Они переходят из одного произведения в другое. Бальзак даже вел картотеку. Это создает цикл, ощущение цикличности. Это всегда действует на читателя. То, что читатель узнает что-то известное, убеждает его в достоверности героев и наивно думаем, что они существовали в действительности. Бальзак был верен, что знает все на свете о своих героях. Образ героев меняется от произведения к произведению. Ростиньяк, к примеру, стал депутатом. Герои меняются постепенно. Роман Бальзака нередко представляют собой историю молодого человека – воспитательный роман.

Бальзак всегда интересовался достижениями современного естествознания и рождение замысла «Человече­ской комедии» связал с научными открытиями Жоффруа де Сент-Илера (система единства организмов), что способствовало становлению его собственной системы. Многоликий и многомерный мир «Человеческой комедии» и будет являть собою бальзаковскую систему единства организмов, в котором все взаимосвязано и взаимообуслов­лено.

Замысел и композиция «Человеческой комедии» О. де Бальзака. Принцип сквозных персонажей. Мысль о единой системе произведений возникла в Бальзака в 1833 году, когда он понял, что его стремление дать широкую панораму жизни Франции, приводившее к возникновению побочных сюжетных линий, не может быть реализовано в одном романе. Так стала складываться «Человеческая комедия» с её переходящими из романа в роман персонажами. Чтобы скрепить подобную панораму характеров, в центр повествования он ставит семью, и семейные отношения персонажей становятся отражением социальных отношений того времени.

Большинство страстей в «Человеческой комедии» - это не любовь, а стремление к богатству или власти. Если появляется настоящее чувство, не связанное с расчётом, обычно оно обречено на гибель.

В предисловии к «Человеческой комедии» он сам проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Он понял, что Общество подобно Природе: Смысл моего произведения - придать фактам из жизни людей, фактам повседневным, событиям личной жизни столько же значения, сколько историки придавали значения общественной жизни народов.

Написанный в 1830-1831 годах роман «Шагреневая кожа» посвящён
старой, как мир, проблеме столкновения молодого, неискушённого человека с развращённым многочисленными пороками обществом.

Главный герой произведения – юный, обедневший аристократ Рафаэль де Валантен, проходит тяжёлый путь: от богатства – к бедности и от бедности – к богатству, от страстного, безответного чувства – к взаимной любви, от великого могущества – к смерти. История жизни персонажа рисуется Бальзаком как в настоящем времени, так и в ретроспективе – через рассказ Рафаэля о его детстве, годах обучения юридическому искусству, знакомстве с русской красавицей-графиней Феодорой.

Сам роман начинается с переломного момента в жизни Рафаэля, когда оставшийся без денег, молодой человек решает покончить жизнь самоубийством, но вместо этого приобретает чудесный талисман – шагреневую кожу. Содержащая на обратной стороне печать Соломона и ряд предупреждающих надписей, говорят о том, что владелец необычного предмета получает возможность исполнения всех желаний в обмен на собственную жизнь.

По признанию владельца лавки древностей, никто до Рафаэля не решался «подписаться» под столь странным договором, фактически напоминающим сделку с дьяволом. Продав жизнь за неограниченное могущество, герой вместе с ней отдаёт и на растерзание свою душу. Мучения Рафаэля понятны: получивший возможность жить, он с трепетом наблюдает за тем, как утекают драгоценные минуты его существования. То, что ещё совсем недавно не представляло для героя никакой ценности, вдруг стало настоящей манией. И особенно желанна стала жизнь для Рафаэля, когда он встретил свою истинную любовь – в лице бывшей ученицы, ныне юной и богатой красавицы Полины Годэн.

Композиционно роман «Шагреневая кожа» делится на три равные части. Каждая из них является составляющим элементом одного большого произведения и, одновременно, выступает как самостоятельная, законченная история. В «Талисмане» намечается завязка всего романа и при этом даётся рассказ о чудесном спасении от смерти Рафаэля де Валантена. Оно сочетает в себе черты реализма и фантастики, являясь, по сути, мрачной романтической сказкой в гофмановском стиле. В первой части романа поднимаются темы жизни и смерти, игры (на деньги), искусства, любви, свободы. В «Женщине без сердца» раскрывается конфликт произведения и повествуется о безответной любви и попытке занять своё место в обществе всё тем же героем — исключительно реалистичное повествование, проникнутое особым, бальзаковским психологизмом. Здесь речь идёт об истинном и ложном, например чувствах. Название третьей части романа, «Агония», говорит само за себя: это и кульминация, и развязка, и трогательный рассказ о несчастных влюблённых, разлучаемых злым случаем и смертью. Классическая трагедия, в которой есть место и сильным чувствам, и всепоглощающему счастью, и бесконечному горю, заканчивающемуся смертью в объятиях прекрасной возлюбленной.


Эпилог романа подводит черту под двумя главными женскими образами произведения: чистой, нежной, возвышенной, искренне любящей Полиной, символически растворённой в красоте окружающего нас мира, и жестокой, холодной, эгоистичной Феодорой, являющейся обобщённым символом бездушного и расчётливого общества.