ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 992
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
часть
возможностей
психической
самореализации. Они позволяют выразить себя в форме и
Цвете тем клиентам, кто пугается текучей, непредсказуемой
стороны
бессознательного.
Часть
защиты
берется
непо-
средственно из материала, процесс изображения не так силь-
73
но возбуждает страх. Поэтому восковые мелки хороши там,
где
творческий
процесс
ограничивается
или
приостанавли-
вается страхом.
Фломастеры
допускают
во
время
рисования
сильный
контроль. Ими можно провести линии с более четкими кон-
турами
и
границами.
Соответственно,
они
могут
способство-
вать
созданию
определенной
структуры,
порядка
и
четких
границ.
Кроме
того,
использование
фломастеров
указывает
на то, что клиент опасается более глубокого выражения соб-
ственных переживаний и ощущений.
Простой
карандаш
является
ахроматичным,
не
содер-
жащим
цветного
пигмента.
Если
клиент,
несмотря
на
пред-
ложенные
цветные
материалы,
часто
выбирает
простой
ка-
рандаш,
то
это,
возможно,
означает,
что
нечто
препятствует
его
эмоциональному
выражению.
Зачерненные
места
зачас-
тую указывают на проблематичные области.
Бумага
большого
формата
побуждает
к
широким
сво-
бодным
движениям,
позволяет
отказаться
от
контроля
и
ограничений, которые
требуются при работе с мелкими фор-
матами.
Это
особенно
важно
при
рисовании
красками.
Кли-
ент
должен
располагать
пространством,
по
крайней
мере,
формата А2.
Для
групповых
рисунков
большого
формата
чаще
всего
используется оберточная или обойная бумага.
Значение цвета в изотерапии
Цвет
—
это
один
из
признаков
видимых
нами
предметов,
осознанное
зрительное
ощущение
[23].
Каждый
человек
в
зависимости
от
восприятия
реагирует
на
определенные
цве-
та по-разному, так как цветовая среда особым образом влия-
ет
на
его
функциональные
системы,
формируя
определенное
душевное состояние — настроение.
Существуют
цвета,
которые
люди
инстинктивно
избега-
ют, так как они их раздражают, вызывают чувство диском-
форта и беспокойства; другие цвета являются наиболее пред-
почтительными
и
используются
при
выборе
одежды,
аксес-
суаров, окружающего интерьера.
Восприятие
цвета
—
цветоощущение,
или
цветовая
чувствительность
глаза,
—
сложный
процесс,
обусловлен-
ный физическими и психологическим стимулами. Когда че-
ловек видит цвет, он мгновенно его распознает и испытыва-
ет его непосредственное воздействие. Цвет тесно переплетен
со
всеми
аспектами
нашей
жизни,
он
становится
важной
частью нашего языка. Люди используют цвета для описания
физических
состояний,
эмоций,
чувств:
«это
было
золотое
время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розо-
вом цвете» [31].
Из
внешнего
мира
человек
получает
сигналы
(раздра-
жители) и в соответствии с реакциями на них строит соб-
ственный
мир.
Одним
из
таких
раздражителей
является
свет, который мы воспринимаем как цвет.
Мозг человека формирует два типа восприятия:
1) сознательного физического ощущения;
2) подсознательного, чувственного проявления.
Мозг
является
настолько
высокоорганизованной
мате-
рией, что на каждое порожденное чувствами движение или
эмоцию он реагирует посредством клеточных составных час-
тей,
и
при
этом
высвобождается
определенное
количество
энергии. Эта энергия идет в идеально упорядоченной после-
довательности, в виде мысленного процесса и образует в про-
странстве
мыслеграфию
—
мыслеформу,
излучающую
свет-
цвет,
соответствующий
гармоничному
или
дисгармонично-
му
цветосочетанию.
Следовательно,
свет-цвет
—
это
часть
духовного
облика
человека,
его
спектральный
калейдоскоп,
и
если мы хорошо чувствуем себя, то наша энергоинформа-
ционная оболочка сияет всеми цветами радуги.
75
Ощущение
цвета
вызывается
волнами
определенной
длины. Выбор цвета указывает на ту частоту волновых коле-
баний, которая содержится внутри этих цветов и имеет впол-
не конкретные характеристики.
Свет представляет собой цветовой поток фотонов — час-
тиц, движущихся со скоростью около 300 ООО км/с и воз-
действующих
непосредственно
на
эпифиз
или
шишковидную
железу,
которая
выделяет
мелотин
—
вещество,
играющее
важную
роль
в
регулировании
иммунных
и
гормональных
процессов.
Психологи,
исследовавшие
цвета
и их
контрастные
цве-
тосочетания,
установили,
что
потребность
к
целостности,
прирожденная
нашему
органу
зрения,
вызывает
гармоничен
скую
противоположность,
то
есть,
чтобы
увидеть
цельность
и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространс-
твом бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.
Все цвета разделяются на две группы:
ахроматические
цвета
—
белый,
черный
и
все
серые
(от самого темного до самого светлого);
хроматические
цвета
—
все
цвета,
кроме
черного,
бе-
лого и серых, то есть красный, оранжевый, желтый, зеле-
ный,
голубой,
синий,
фиолетовый
и
другие,
включающие
все оттенки спектра.
Семь
основных
цветов
спектра
принято
изображать
в
виде
спектров
цветового
круга,
расположенного
в
радужной
последовательности
с
идеально
сбалансированным
контрас-
том теплого и холодного цветов.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цве-
та, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые
цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе
действительно дает тепло.
Холодные
цвета:
голубые,
синие,
фиолетовые
и
цвета,
которые можно получить от смешения с этими цветами. Хо-
лодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-
то действительно холодным — льдом, снегом, лунным све-
том.
Особое место занимает зеленый цвет. Зеленый цвет со-
стоит из двух цветовых субстанций — желтой и синей, он
дуален.
Зеленый
цвет
уравновешивает
радужные
цветовые
контрасты,
теплые
и
холодные
цвета,
в
нем
существуют
единство и борьба противоположностей.
Подводя
итог
вышесказанному,
можно
сделать
вывод,
что «язык цвета», используемый в изотерапии, является на-
дежным
инструментом
самопознания
в
восприятии
и
само-
выражении.
Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
В соответстствии с концепцией К. Юнга, область бессозна-
тельного,
коллективного
или
индивидуального
может
про-
явиться в искусстве через образы и символы. Их содержание
берет свое начало в бессознательном, являющемся источни-
ком творчества.
Материал
бессознательного,
рождающийся
в
душе,
в
ней же и остается, проявляя себя в виде проблем во внешнем
мире. Эти проблемы и адаптация к ним выражаются симво-
лически в продуктах творчества, в частности, в изопродук-
ции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь
к событиям, «психологически не переработанным» в полной
мере в прошлом.
Психологу
необходимо
чутко
реагировать
на
движение
энергии,
исходящей
из
области
бессознательного.
Рисунки,
ко
ллажи и скульптуры — это прямые сообщения бессозна-
тельного, которые не могут быть закамуфлированы с такой
же легкостью, как средства вербальной коммуникации [12].
77
При
восприятии
продуктов
изобразительного
творчест-
ва
арт-терапевту
необходимо
обращать
внимание
на
следую-
щие аспекты:
Какое
чувство
передает
рисунок,
коллаж,
скульп-
тура.
Что выглядит странным.
Чего
не
хватает
у
данного
объекта
(изучите
рису-
нок с
точки
зрения
недостающих
или пропущенных
объек-
тов).
Где
на
рисунке
расположены
«барьеры»,
то
есть
вер-
тикали.
Что находится в центре (то, что находится в центре,
часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого
человека является главным).
Есть
ли
растушевка.
На
изображение
предметов
с
те-
нью требуется больше времени и энергии, чем на изображе-
ние без тени. Эти затраты энергии могут служить отражени-
ем проблемы.
Где
расположено
изображение
по
отношению
к
краю
листа.
Некоторые
рисунки
изображают
фигуры
или
объек-
ты,
помещенные
вдоль
границы
листа
таким
образом,
что
они
как будто
выходят
за
пределы
бумаги
и нарисованы
лишь частично. Край листа можно расценивать как своеоб-
разную границу. Это способ и присутствовать, и в то же вре-
мя находиться в стороне.
Соответствует
ли
изображение
текущему
времени
года. Если оно ему не соответствует, то можно узнать у авто-
ра, что произошло в изображенном сезоне, повторения чего
хочется в настоящее время.
Есть
ли
на
рисунке
инкапсуляция,
то
есть
создание
оболочки
вокруг
персонажей
рисунка.
Если
инкапсуляция
присутствует, то можно узнать у клиента, для чего это необ-
ходимо персонажу.
10. Есть
ли
подчеркивание.
Если
почеркивание
имеет-
ся, то можно узнать у клиента, для чего оно необходимо
изображенному объекту.
11. Было
ли
исправление
изображения
стирательной
резинкой. Можно обратить внимание на эти места, это мо-
жет быть местом конфликта.
12. Большое
значение
имеют
размеры
и
пропорции
изображенных
объектов
и
людей.
Непропорциональные
объ-
екты заставляют искать ответ на вопрос: что преувеличен-
но? Большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно умень-
шенные
—
принизить.
Искажение
форм
и/или
пропорций
может
символизировать
проблемную
область,
которой
уде-
ляется большее внимание.
13. Следует
обратить
внимание
на
повторяющиеся
объ-
екты. Их число во многих случаях имеет большое значение
для клиента, поскольку оно имеет отношение к единицам
отсчета времени или значимым событиям в прошлом, насто-
ящем или будущем.
14. Необходимо обратить внимание на то, в какой перс-
пективе выполнена работа и как она используется автором.
Совмещение
нескольких
видов
перспектив
в
одной
работе
может свидетельствовать о противоречиях в жизни автора.
15. Особое внимание следует обратить на подписи работ.
Они могут использоваться, для того чтобы внести ясность и
уменьшить
возможность
неправильной
интерпретации
дан-
ной работы, что может отражать степень доверия к невер-
бальному способу общения.
16. Постарайтесь
стать частью работы и привлеките к
этому
автора.
Рассматривая
изопродукцию
совместно
с
ав-
тором,
можно
акцентировать
его
внимание
на
вышеупомя-
нутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с про-
блемой энергию, которая уже не может находиться в состоя-
нии покоя на уровне бессознательного.
79
Основные этапы изотерапии
Этап 1. Свободная активность перед собственно творче-
ским процессом — непосредственное переживание.
Этап 2. Процесс творческой работы — создание феноме-
на, визуальное представление.
Этап
3.
Дистанцирование,
процесс
рассматривания,
на-
правленный на достижение интенционального видения.
Этап 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в ре-
зультате рассматривания творческой работы [5].
Этап 1. Свободная активность
перед собственно творческим процессом
Для клиентов, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень
важный
этап
сенсорных,
эмоциональных
и
сознательных
переживаний
в
свободном
экспериментировании
с
художе-
ственным материалом. Пробуя и смешивая краски в игро-
вом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в
отношении материала и самого себя.
Непосредственные
переживания
пробуждают
сенсор-
ные ощущения от художественного материала, а также раз-
нообразные
эмоции
и
мысли.
Для
ознакомления
клиентов
с
процессом
самовыражения
при
помощи
художественного
материала
полезно
использовать
называние
цветов,
описа-
ние
проб
художественных
материалов
и
осознание
чувств,
порождаемых этими пробами.
Кроме
того,
существуют
и иные
достоинства
«игровой
деятельности»
с
художественным
материалом
—
клиенты
создают
новое,
из
отдельных
частей
собирают
целое,
при
посредстве
художественного
материала
начинают
осозна-
вать свои проблемы и добиваться их разрешения.
Сам
промежуток
времени,
посвященный
данной
де-
ятельности, зависит от клиента, его потребностей, проблем
и его возраста. Один клиент может «поиграть» двадцать ми-
нут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко
второй части процесса. Другой клиент может растянуть иг-
ровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому необ-
ходимо
«поиграть»
в
течение
нескольких
минут
в
начале
каждого сеанса.
Но в конечном счете все отказываются от игровых проб
в пользу более серьезной деятельности — выбора художест-
венного материала, необходимого для второго
этапа
творче-
ского процесса.
Этап 2. Процесс творческой деятельности
Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности,
а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты без-
молвно уходят во взаимодействие со своим творческим само-
выражением, что происходит даже тогда, когда с ними ря-
дом есть терапевт.
Такая
трансформация
первого
этапа
прослеживается
у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому
же на этом этапе большинство клиентов любого возраста де-
монстрируют поведение, характерное для художников в про-
цессе
работы,
—
сосредоточение,
целеустремленность,
вов-
леченность,
возбуждение,
изобретательность,
обнаружение
проблем и иногда их решение.
Этап 3. Дистанцирование
Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко
смотреть (например, ее вешают на стену). Клиента побужда-
ют принять активное участие в размещении художественной
Работы.
Символически
клиент
принимает
ответственность
за свои проблемы посредством принятия ответственности за
Размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого на-
81
чала
терапии,
обладает
определенной
психологической
и
те-
рапевтической ценностью.
Необходима
достаточно
большая
комната,
чтобы
психо-
лог и клиент могли выбрать себе место на удобном расстоя-
нии
от
художественной
работы.
Сам
акт
дистанцирования
помогает не только физически видеть, но и создает необхо-
димую отстраненность клиента от своего продукта творчества.
По
завершении
данного
этапа
понимание
клиента
ста-
новится
более
глубоким
и
обогащается
новыми
наблюдения-
ми,
которые
затрагивают
определенные
воспоминания
и
ас-
социации.
Клиенты
могут
заметить
такие
новые
и
важные
детали,
как
соотношение
компонентов
в
художественной
ра-
боте
(например,
контрастное
или
гармоничное
сочетание
двух
цветов,
необычное
расположение
чего-либо
или
линию,
выделяющуюся за счет своей толщины, неровности или мяг-
кости, и т. п.).
Этап 4. Процедура «Что ты
ВИДИШЬ
?»
Теперь, задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт при-
глашает клиентов описать, что они увидели в своей работе.
На первый взгляд вопрос очень прост и наивен, но тем не ме-
нее в нем заключены три фундаментальных аспекта:
Важность
индивидуального
восприятия:
что
видишь
ты,
создатель.
Арт-терапевт
может
работать
с
этим
материа-
лом,
потому
что
описание
работы
самим
клиентом
ведет
к
его внутреннему миру.
Аспект
касается
чувств
клиента
—
то,
что
его
слуша-
ют,
помогает
выстроить
доверительные
отношения
с
арт-те-
рапевтом.
Что
ты
видишь?
Важным
становится
то,
что
клиент
сам увидел в продукте своего творчества, а не то, что навяза-
но социумом.
возможностей
психической
самореализации. Они позволяют выразить себя в форме и
Цвете тем клиентам, кто пугается текучей, непредсказуемой
стороны
бессознательного.
Часть
защиты
берется
непо-
средственно из материала, процесс изображения не так силь-
73
но возбуждает страх. Поэтому восковые мелки хороши там,
где
творческий
процесс
ограничивается
или
приостанавли-
вается страхом.
Фломастеры
допускают
во
время
рисования
сильный
контроль. Ими можно провести линии с более четкими кон-
турами
и
границами.
Соответственно,
они
могут
способство-
вать
созданию
определенной
структуры,
порядка
и
четких
границ.
Кроме
того,
использование
фломастеров
указывает
на то, что клиент опасается более глубокого выражения соб-
ственных переживаний и ощущений.
Простой
карандаш
является
ахроматичным,
не
содер-
жащим
цветного
пигмента.
Если
клиент,
несмотря
на
пред-
ложенные
цветные
материалы,
часто
выбирает
простой
ка-
рандаш,
то
это,
возможно,
означает,
что
нечто
препятствует
его
эмоциональному
выражению.
Зачерненные
места
зачас-
тую указывают на проблематичные области.
Бумага
большого
формата
побуждает
к
широким
сво-
бодным
движениям,
позволяет
отказаться
от
контроля
и
ограничений, которые
требуются при работе с мелкими фор-
матами.
Это
особенно
важно
при
рисовании
красками.
Кли-
ент
должен
располагать
пространством,
по
крайней
мере,
формата А2.
Для
групповых
рисунков
большого
формата
чаще
всего
используется оберточная или обойная бумага.
Значение цвета в изотерапии
Цвет
—
это
один
из
признаков
видимых
нами
предметов,
осознанное
зрительное
ощущение
[23].
Каждый
человек
в
зависимости
от
восприятия
реагирует
на
определенные
цве-
та по-разному, так как цветовая среда особым образом влия-
ет
на
его
функциональные
системы,
формируя
определенное
душевное состояние — настроение.
Существуют
цвета,
которые
люди
инстинктивно
избега-
ют, так как они их раздражают, вызывают чувство диском-
форта и беспокойства; другие цвета являются наиболее пред-
почтительными
и
используются
при
выборе
одежды,
аксес-
суаров, окружающего интерьера.
Восприятие
цвета
—
цветоощущение,
или
цветовая
чувствительность
глаза,
—
сложный
процесс,
обусловлен-
ный физическими и психологическим стимулами. Когда че-
ловек видит цвет, он мгновенно его распознает и испытыва-
ет его непосредственное воздействие. Цвет тесно переплетен
со
всеми
аспектами
нашей
жизни,
он
становится
важной
частью нашего языка. Люди используют цвета для описания
физических
состояний,
эмоций,
чувств:
«это
было
золотое
время», «она вся серая от усталости», «вы все видите в розо-
вом цвете» [31].
Из
внешнего
мира
человек
получает
сигналы
(раздра-
жители) и в соответствии с реакциями на них строит соб-
ственный
мир.
Одним
из
таких
раздражителей
является
свет, который мы воспринимаем как цвет.
Мозг человека формирует два типа восприятия:
1) сознательного физического ощущения;
2) подсознательного, чувственного проявления.
Мозг
является
настолько
высокоорганизованной
мате-
рией, что на каждое порожденное чувствами движение или
эмоцию он реагирует посредством клеточных составных час-
тей,
и
при
этом
высвобождается
определенное
количество
энергии. Эта энергия идет в идеально упорядоченной после-
довательности, в виде мысленного процесса и образует в про-
странстве
мыслеграфию
—
мыслеформу,
излучающую
свет-
цвет,
соответствующий
гармоничному
или
дисгармонично-
му
цветосочетанию.
Следовательно,
свет-цвет
—
это
часть
духовного
облика
человека,
его
спектральный
калейдоскоп,
и
если мы хорошо чувствуем себя, то наша энергоинформа-
ционная оболочка сияет всеми цветами радуги.
75
Ощущение
цвета
вызывается
волнами
определенной
длины. Выбор цвета указывает на ту частоту волновых коле-
баний, которая содержится внутри этих цветов и имеет впол-
не конкретные характеристики.
Свет представляет собой цветовой поток фотонов — час-
тиц, движущихся со скоростью около 300 ООО км/с и воз-
действующих
непосредственно
на
эпифиз
или
шишковидную
железу,
которая
выделяет
мелотин
—
вещество,
играющее
важную
роль
в
регулировании
иммунных
и
гормональных
процессов.
Психологи,
исследовавшие
цвета
и их
контрастные
цве-
тосочетания,
установили,
что
потребность
к
целостности,
прирожденная
нашему
органу
зрения,
вызывает
гармоничен
скую
противоположность,
то
есть,
чтобы
увидеть
цельность
и удовлетворить себя, глаз ищет рядом с цветным пространс-
твом бесцветное, чтобы вызвать на нем требуемый цвет.
Все цвета разделяются на две группы:
ахроматические
цвета
—
белый,
черный
и
все
серые
(от самого темного до самого светлого);
хроматические
цвета
—
все
цвета,
кроме
черного,
бе-
лого и серых, то есть красный, оранжевый, желтый, зеле-
ный,
голубой,
синий,
фиолетовый
и
другие,
включающие
все оттенки спектра.
Семь
основных
цветов
спектра
принято
изображать
в
виде
спектров
цветового
круга,
расположенного
в
радужной
последовательности
с
идеально
сбалансированным
контрас-
том теплого и холодного цветов.
Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цве-
та, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые
цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе
действительно дает тепло.
Холодные
цвета:
голубые,
синие,
фиолетовые
и
цвета,
которые можно получить от смешения с этими цветами. Хо-
лодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-
то действительно холодным — льдом, снегом, лунным све-
том.
Особое место занимает зеленый цвет. Зеленый цвет со-
стоит из двух цветовых субстанций — желтой и синей, он
дуален.
Зеленый
цвет
уравновешивает
радужные
цветовые
контрасты,
теплые
и
холодные
цвета,
в
нем
существуют
единство и борьба противоположностей.
Подводя
итог
вышесказанному,
можно
сделать
вывод,
что «язык цвета», используемый в изотерапии, является на-
дежным
инструментом
самопознания
в
восприятии
и
само-
выражении.
Особенности восприятия продуктов творчества клиентов в изотерапии
В соответстствии с концепцией К. Юнга, область бессозна-
тельного,
коллективного
или
индивидуального
может
про-
явиться в искусстве через образы и символы. Их содержание
берет свое начало в бессознательном, являющемся источни-
ком творчества.
Материал
бессознательного,
рождающийся
в
душе,
в
ней же и остается, проявляя себя в виде проблем во внешнем
мире. Эти проблемы и адаптация к ним выражаются симво-
лически в продуктах творчества, в частности, в изопродук-
ции. Поэтому, ориентируясь по символу, можно найти путь
к событиям, «психологически не переработанным» в полной
мере в прошлом.
Психологу
необходимо
чутко
реагировать
на
движение
энергии,
исходящей
из
области
бессознательного.
Рисунки,
ко
ллажи и скульптуры — это прямые сообщения бессозна-
тельного, которые не могут быть закамуфлированы с такой
же легкостью, как средства вербальной коммуникации [12].
77
При
восприятии
продуктов
изобразительного
творчест-
ва
арт-терапевту
необходимо
обращать
внимание
на
следую-
щие аспекты:
Какое
чувство
передает
рисунок,
коллаж,
скульп-
тура.
Что выглядит странным.
Чего
не
хватает
у
данного
объекта
(изучите
рису-
нок с
точки
зрения
недостающих
или пропущенных
объек-
тов).
Где
на
рисунке
расположены
«барьеры»,
то
есть
вер-
тикали.
Что находится в центре (то, что находится в центре,
часто указывает на суть проблемы или на то, что для этого
человека является главным).
Есть
ли
растушевка.
На
изображение
предметов
с
те-
нью требуется больше времени и энергии, чем на изображе-
ние без тени. Эти затраты энергии могут служить отражени-
ем проблемы.
Где
расположено
изображение
по
отношению
к
краю
листа.
Некоторые
рисунки
изображают
фигуры
или
объек-
ты,
помещенные
вдоль
границы
листа
таким
образом,
что
они
как будто
выходят
за
пределы
бумаги
и нарисованы
лишь частично. Край листа можно расценивать как своеоб-
разную границу. Это способ и присутствовать, и в то же вре-
мя находиться в стороне.
Соответствует
ли
изображение
текущему
времени
года. Если оно ему не соответствует, то можно узнать у авто-
ра, что произошло в изображенном сезоне, повторения чего
хочется в настоящее время.
Есть
ли
на
рисунке
инкапсуляция,
то
есть
создание
оболочки
вокруг
персонажей
рисунка.
Если
инкапсуляция
присутствует, то можно узнать у клиента, для чего это необ-
ходимо персонажу.
10. Есть
ли
подчеркивание.
Если
почеркивание
имеет-
ся, то можно узнать у клиента, для чего оно необходимо
изображенному объекту.
11. Было
ли
исправление
изображения
стирательной
резинкой. Можно обратить внимание на эти места, это мо-
жет быть местом конфликта.
12. Большое
значение
имеют
размеры
и
пропорции
изображенных
объектов
и
людей.
Непропорциональные
объ-
екты заставляют искать ответ на вопрос: что преувеличен-
но? Большие фигуры призваны усилить, а чрезмерно умень-
шенные
—
принизить.
Искажение
форм
и/или
пропорций
может
символизировать
проблемную
область,
которой
уде-
ляется большее внимание.
13. Следует
обратить
внимание
на
повторяющиеся
объ-
екты. Их число во многих случаях имеет большое значение
для клиента, поскольку оно имеет отношение к единицам
отсчета времени или значимым событиям в прошлом, насто-
ящем или будущем.
14. Необходимо обратить внимание на то, в какой перс-
пективе выполнена работа и как она используется автором.
Совмещение
нескольких
видов
перспектив
в
одной
работе
может свидетельствовать о противоречиях в жизни автора.
15. Особое внимание следует обратить на подписи работ.
Они могут использоваться, для того чтобы внести ясность и
уменьшить
возможность
неправильной
интерпретации
дан-
ной работы, что может отражать степень доверия к невер-
бальному способу общения.
16. Постарайтесь
стать частью работы и привлеките к
этому
автора.
Рассматривая
изопродукцию
совместно
с
ав-
тором,
можно
акцентировать
его
внимание
на
вышеупомя-
нутых деталях, пробуждая к движению сопряженную с про-
блемой энергию, которая уже не может находиться в состоя-
нии покоя на уровне бессознательного.
79
Основные этапы изотерапии
Этап 1. Свободная активность перед собственно творче-
ским процессом — непосредственное переживание.
Этап 2. Процесс творческой работы — создание феноме-
на, визуальное представление.
Этап
3.
Дистанцирование,
процесс
рассматривания,
на-
правленный на достижение интенционального видения.
Этап 4. Вербализация чувств и мыслей, возникших в ре-
зультате рассматривания творческой работы [5].
Этап 1. Свободная активность
перед собственно творческим процессом
Для клиентов, ранее не знакомых с арт-терапией, это очень
важный
этап
сенсорных,
эмоциональных
и
сознательных
переживаний
в
свободном
экспериментировании
с
художе-
ственным материалом. Пробуя и смешивая краски в игро-
вом стиле, клиент может прийти к небольшим открытиям в
отношении материала и самого себя.
Непосредственные
переживания
пробуждают
сенсор-
ные ощущения от художественного материала, а также раз-
нообразные
эмоции
и
мысли.
Для
ознакомления
клиентов
с
процессом
самовыражения
при
помощи
художественного
материала
полезно
использовать
называние
цветов,
описа-
ние
проб
художественных
материалов
и
осознание
чувств,
порождаемых этими пробами.
Кроме
того,
существуют
и иные
достоинства
«игровой
деятельности»
с
художественным
материалом
—
клиенты
создают
новое,
из
отдельных
частей
собирают
целое,
при
посредстве
художественного
материала
начинают
осозна-
вать свои проблемы и добиваться их разрешения.
Сам
промежуток
времени,
посвященный
данной
де-
ятельности, зависит от клиента, его потребностей, проблем
и его возраста. Один клиент может «поиграть» двадцать ми-
нут в течение первой сессии, а затем двинуться дальше ко
второй части процесса. Другой клиент может растянуть иг-
ровые пробы на несколько сеансов. Есть и такие, кому необ-
ходимо
«поиграть»
в
течение
нескольких
минут
в
начале
каждого сеанса.
Но в конечном счете все отказываются от игровых проб
в пользу более серьезной деятельности — выбора художест-
венного материала, необходимого для второго
этапа
творче-
ского процесса.
Этап 2. Процесс творческой деятельности
Часто по инерции после предыдущей игровой деятельности,
а иногда абсолютно сознательно и продуманно клиенты без-
молвно уходят во взаимодействие со своим творческим само-
выражением, что происходит даже тогда, когда с ними ря-
дом есть терапевт.
Такая
трансформация
первого
этапа
прослеживается
у клиентов всех возрастов, даже у маленьких детей. К тому
же на этом этапе большинство клиентов любого возраста де-
монстрируют поведение, характерное для художников в про-
цессе
работы,
—
сосредоточение,
целеустремленность,
вов-
леченность,
возбуждение,
изобретательность,
обнаружение
проблем и иногда их решение.
Этап 3. Дистанцирование
Работа располагается в таком месте, где на нее было бы легко
смотреть (например, ее вешают на стену). Клиента побужда-
ют принять активное участие в размещении художественной
Работы.
Символически
клиент
принимает
ответственность
за свои проблемы посредством принятия ответственности за
Размещение своей работы. То есть каждый этап, с самого на-
81
чала
терапии,
обладает
определенной
психологической
и
те-
рапевтической ценностью.
Необходима
достаточно
большая
комната,
чтобы
психо-
лог и клиент могли выбрать себе место на удобном расстоя-
нии
от
художественной
работы.
Сам
акт
дистанцирования
помогает не только физически видеть, но и создает необхо-
димую отстраненность клиента от своего продукта творчества.
По
завершении
данного
этапа
понимание
клиента
ста-
новится
более
глубоким
и
обогащается
новыми
наблюдения-
ми,
которые
затрагивают
определенные
воспоминания
и
ас-
социации.
Клиенты
могут
заметить
такие
новые
и
важные
детали,
как
соотношение
компонентов
в
художественной
ра-
боте
(например,
контрастное
или
гармоничное
сочетание
двух
цветов,
необычное
расположение
чего-либо
или
линию,
выделяющуюся за счет своей толщины, неровности или мяг-
кости, и т. п.).
Этап 4. Процедура «Что ты
ВИДИШЬ
?»
Теперь, задавая вопрос «Что ты видишь?», арт-терапевт при-
глашает клиентов описать, что они увидели в своей работе.
На первый взгляд вопрос очень прост и наивен, но тем не ме-
нее в нем заключены три фундаментальных аспекта:
Важность
индивидуального
восприятия:
что
видишь
ты,
создатель.
Арт-терапевт
может
работать
с
этим
материа-
лом,
потому
что
описание
работы
самим
клиентом
ведет
к
его внутреннему миру.
Аспект
касается
чувств
клиента
—
то,
что
его
слуша-
ют,
помогает
выстроить
доверительные
отношения
с
арт-те-
рапевтом.
Что
ты
видишь?
Важным
становится
то,
что
клиент
сам увидел в продукте своего творчества, а не то, что навяза-
но социумом.