ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 988
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Завершающий
этап
может
сопровождаться
оживле-
нием сильных чувств (любви, гнева, печали и т. д.), нередко
отражающих
опыт
«расставания»,
с
которыми
клиент
уже
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 32
способен
справиться.
На
этапе
завершения
отношение
кли-
ентов к созданным ими работам, как уже говорилось, может
быть
различным.
Демонстрация
творческой
продукции
кли-
ентов, примеры из практики (см. Приложение 3).
Групповая форма арт-терапии
В настоящее время групповая форма арт-терапии использу-
ется очень широко — и в здравоохранении, и в образовании,
и в социальной сфере.
Возможности групповой арт-терапии
Групповая арт-терапия:
- позволяет развивать ценные социальные навыки;
-
связана
с
оказанием
взаимной
поддержки
членами
группы и позволяет решать общие проблемы;
-
дает
возможность
наблюдать
результаты
своих
дейс-
твий и их влияние на окружающих;
-
позволяет осваивать новые роли и проявлять латент-
ные качества личности, а также наблюдать, как мо-
дификация
ролевого
поведения
влияет
на
взаимоот-
ношения с окружающими;
- повышает самооценку и ведет к укреплению личност-
ной идентичности;
- развивает навыки принятия решений.
Отличия групповой арт-терапии от индивидуальной
Групповая
арт-терапии
отличается
от
индивидуальной
тем,
что:
- меньше зависит от арт-терапевта;
59
-
предполагает
демократичную
атмосферу,
связанную
с
равенством
прав
и
ответственности
участников-
группы;
-
требует
от
участников
группы
определенных
комму-
никативных навыков;
-
требует
от
участников
группы
способности
адапта-
ции к групповым нормам;
-
требует
от
арт-терапевта
опыта
групповой
психокор-
рекционной работы.
Структура групповой арт-терапевтической сессии
Стадия
разогрева
—
10%
общего
времени.
Стадия
включения в работу, выбор темы, иногда просто работа на
свободную тему.
Собственно
изобразительная
деятельность
—
30%
об-
щего времени.
Обсуждение или дискуссия — 50% общего времени.
Завершение
работы
—
10%
общего
времени
(сюда
включена уборка помещения, завершающий занятие ритуал).
При
работе
в
парах
участникам
группы
предлагается
самостоятельно выбрать себе пару и работать с использова-
нием
любых
изобразительных
материалов.
Хотя
наиболь-
шую
ценность
имеют
внутриличностные
процессы,
можно
также прислушиваться к своему партнеру и к тому, каким
образом он реагирует на происходящее. Работу в парах мож-
но сопровождать спокойными музыкальными композициями.
Варианты практических упражнений для работы в парах
«Поочередное
рисование».
Один
партнер
начинает
рисунок,
затем другой продолжает его и т. д. Тема работы может быть
любой. Ее может задать ведущий, или тема выбирается спон-
танно самими участниками.
«Начальник и подчиненный». Один из партнеров руко-
водит действиями другого: говорит, какие использовать ма-
териалы или краски, что и как изображать и т. д. Затем пар-
тнеры
меняются
ролями.
В
конце
участники
обсуждают
свои впечатления от работы.
«Общий
рисунок».
Оба
партнера
рисуют
одновременно,
по возможности молча, при этом каждый из них реагирует
на действия другого. Перед рисованием необходимо выбрать
тему.
После
выполнения
упражнения
следует
обсуждение
работ в парах.
Примерные вопросы для обсуждения работ в парах:
1. Какие
ощущения
возникали
на
протяжении
всего
хода работы?
2. С
какими чувствами участники начали работу, какие
были ожидания?
3. Какие
моменты
были
приятными,
какие
вызывали
тревогу, дискомфорт?
4. Изменилось ли впечатление о человеке, с которым вы
работали?
5.
Узнали ли вы что-то новое о себе?
6.
Как вы оцениваете результат? Это продуктивное вза-
имодействие или нет?
7. Какое название вы можете дать своей работе?
8 . Вы можете подумать над тем:
- Кому принадлежала инициатива?
- Кто под кого подстраивался?
- Были ли роли или нет?
61
ООООО ОООООО
ИЗОТЕРАПИЯ
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИЗОТЕРАПИИ
Изотерапия
—
терапия
изобразительным
творчеством,
в
первую очередь рисованием.
В настоящее время изотерапия используется для пси-
хологической
коррекции
клиентов
с
невротическими,
психо-
соматическими
нарушениями
у
детей
и
подростков
с
труд-
ностями
в
обучении
и
социальной
адаптации,
при
внутрисе-
мейных конфликтах.
Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить
и понять самого себя; выразить свободно свои мысли и чув-
ства, мечты и надежды; быть самим собой, а также освобо-
диться от негативных переживаний прошлого. Это не только
отражение
в
сознании
клиентов
окружающей
и
социальной
действительности,
но
и
ее
моделирование,
выражение
отно-
шения к ней.
Рисование развивает чувственно-двигательную коорди-
нацию,
так
как
требует
согласованного
участия
многих
пси-
хических
функций.
По
мнению
специалистов,
рисование
участвует
в
согласовании
межполушарных
взаимоотноше-
ний,
поскольку
в
процессе
рисования
активизируется
конк-
ретно-образное
мышление,
связанное
в
основном
с
работой
правого
полушария,
и
абстрактно-логическое,
за
которое
от-
ветственно левое полушарие [35].
Режим работы левого полушария — аналитический,
вербальный, вычислительный, последовательный, символи-
Левое полушарие
Правое полушарие
Вербальный:
использование
слов
для наименования, описания и опре-
деления.
Аналитический:
постижение
ве-
щей шаг за шагом, часть за частью.
Символический:
использование
символов для обозначения чего бы то
ни было (например, графическая фор-
ма <*> может служить обозначением
глаза, а знак « + » использоваться для
обозначения процесса сложения).
Абстрактный:
использование
ма-
ленькой
частицы
информации
для
представления всей вещи целиком.
Временной: учет хода времени, по-
следовательного
чередования
вещей:
выполнение
первого
действия
всегда
первым, второго — вторым и т. д.
Рациональный:
вывод
умозаключе-
ний,
основанных
на
рассуждении
и
фактах.
Цифровой:
использование
чисел,
как при счете.
Логический:
вывод
заключений,
ос-
нованных на логике, — одна вещь вы-
текает из другой в логическом поряд-
ке
(например,
математическая
теоре-
ма или хорошо обоснованный довод).
Линейный: мышление в рамках вза-
имосвязанных
идей,
одна
мысль
не-
посредственно следует за другой, час-
то
приводя к общему выводу.
Невербальный:
понимание
вещей
при минимальной связи со словами.
Синтетический:
соединение
ве-
щей
вместе,
формирование
целост-
ных картин.
Конкретный:
отношение
к
вещам
как к таковым, какими они являют-
ся в данный момент.
Аналоговый:
замечающий
сходс-
тво между вещами; понимание мета-
форических связей.
Вневременной:
отсутствие
чувства
времени.
Нерациональный:
не
требующий
рассуждений
или
фактов;
готовность
отказаться от суждений.
Пространственный:отмечающий
относительное
взаиморасположение
вещей и то, как части формируют
целое.
Интуитивный:
совершающий
скачки в понимании, часто основан-
ные
на
неполной
информации,
до-
гадках,
чувствах
или
зрительных
образах.
Целостный:
сразу
видящий
все
вещи в целом; выявляющий общие
характеристики
и
структуры,
часто
ведущие к разным выводам.
ческий,
линейный,
объективный.
Левое
полушарие
специа-
лизируется на вербальном, логическом, аналитическом мыш-
лении, оно отлично проявляет себя в символической абс-
тр
акции, речи, чтении, письме, его система линейна — первые
во
просы решаются первыми, а вторые вторыми.
Т а б л и ц а 1
Режим работы полушарий
63
Режим работы правого полушария — интуитивный,
субъективный,
синтетический,
целостный,
не
связанный
со
временем. В режиме работы правого полушария можно вос-
принимать
вещи
и
события
посредством
внутреннего
зрения
и воображения. Используя правое полушарие, можно меч-
тать,
понимать
метафоры,
создавать
новые
комбинации
идей [45].
Будучи напрямую связанным с важнейшими функция-
ми
(зрение,
двигательная
координация,
речь,
мышление),
рисование не просто способствует развитию каждой из этих
функций, но и связывает их между собой.
Изотерапия использует процесс создания изображений
как способ реализации целей — это не создание произведе-
ния искусства и не часть занятий по изобразительному ис-
кусству.
Психокоррекционные
занятия
с
применением
изо-
терапии способствуют изучению чувств, идей и событий,
ч
развитию
межличностных
навыков
и
отношений,
укрепле-
нию самооценки и уверенности в себе.
Для изотерапии подходят все виды художественных ма-
териалов.
Можно
проводить
упражнения
только
с
помощью
карандаша и бумаги, а можно использовать большой набор
художественных материалов.
Материалы д л я художественного творчества
Художественные
материалы
оказывают
непосредственное
воздействие
на
художественную
работу
клиента.
Они
по-
буждают его видеть и осязать, они порождают эмоциональ-
ный подъем и осознание. Сами по себе являясь частицами
реальности, эти материалы помогают клиенту
с ней сопри-
коснуться.
Таким
образом,
между
творцом
и
художествен-
ным
материалом
происходит
динамическое
взаимодействие.
Арт-терапевту особенно интересно выяснить, какой матери-
а
л вызывает наибольшую экспрессивность клиента. Тем са-
мым
свободный
выбор
материала
является
важнейшей
дви-
жущей силой в процессе художественной работы [21].
Арт-терапевтическая
работа
предполагает
большой
на-
бор различных материалов для творческого процесса.
Это могут быть:
- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
-
журналы,
газеты,
обои,
бумажные
салфетки,
цвет-
ная бумага, фольга, пленка, коробки от конфет, от-
крытки, тесьма, веревочки, текстиль;
- природные материалы — кора, листья и семена рас-
тений, цветы, перышки, ветки, мох, камешки;
-
глина,
пластилин,
дерево,
пластика,
специальное
тесто;
-
бумага для рисования разных форматов и оттенков,
картон;
-
кисти
разных
размеров,
губки
для
закрашивания
больших
пространств,
ножницы,
нитки,
кусочки
шерсти, пуговицы разные типы клеев, скотч.
Материалы
для
художественного
творчества
можно
определить как нечто, из чего состоят разные предметы или
из чего они могут быть созданы, вещественная составляю-
щая чего бы то ни было. Материалы, используемые для со-
здания
художественной
продукции,
могут
представлять
все
что угодно и иметь определенный вес, плотность, текучесть,
пластические свойства, текстуру, форму и цвет.
Арт-терапевты
должны
понимать
свойства
различных
изобразительных материалов, а также то, в каких случаях
применение
тех
или
иных
материалов
наиболее
целесооб-
разно, а когда — нежелательно.
Учитывая
огромное
разнообразие
материалов,
исполь-
зуемых
в
художественном
творчестве,
целесообразно
разде-
ли
ть их на три основные группы: