Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 809

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

65
- бесформенные материалы, позволяющие создавать
объемные образы;
- материалы, имеющие определенную форму;
- предметы, имеющие определенную форму, которые
можно использовать в качестве материалов.
Бесформенные материалы, позволяющие создавать
объемные
образы.
Различные
мягкие
и
твердые
бесформен-
ные
материалы
могут
быть
использованы
для
создания
из
них
объемных
образов.
Особенности
художественной
про-
дукции определяются свойствами материала в той мере, в ко-
торой он влияет на художественный замысел и сам процесс
работы.
Мягкие материалы, такие как краски, принадлежности
для рисования, глина и смешанный с водой песок, не имеют
определенной формы и допускают разные виды игровых ма-
нипуляций, а также могут быть использованы для создания
художественных
объектов,
живописных
произведений
или
скульптуры.
Твердые материалы, такие как камень, металл и дере-
во,
применяются
для
создания
объемных
образов,
а
также
для
вырезания
на
их
поверхности
различных
изображений.
Уровень психического развития клиента и его умений в ис-
пользовании
разных
материалов
определяет
особенности
со-
здаваемой
им
художественной
продукции.
При
высоком
уровне
художественного
мастерства
и
технических
умений
могут быть созданы скульптуры из металла или камня, со-
четающие
высокую
долговечность
со
значительной
вырази-
тельностью,
что
позволяет
изображать
человеческое
тело,
ткань и т. д.
Материалы, имеющие определенную форму. Эти мате-
риалы,
учитывая
их
свойства,
включаются
в
изобразитель-
ный процесс в неизменном виде. Качества определенных ма-
териалов без каких-либо объяснений могут ассоциироваться

с
эмоциональными
состояниями,
обозначая
для
автора
те
или иные события. Так, например, прозрачный целлофан, тон-
кая полупрозрачная бумага, шелк, песок, гравий или опил-
ки могут быть включены в изобразительную работу в неиз-
менном виде и вызывать у клиента определенные чувства и
ассоциации,
связанные
с
разными
качествами
этих
матери-
алов: ощущение легкости, нежности, грубости и т. д.
Предметы,
имеющие
определенную
форму
и
использу-
емые в качестве материалов. В качестве материалов в про-
цессе
художественного
творчества
могут
применяться
есте-
ственные или созданные человеком предметы или их части.
При этом они в определенной мере сохраняют свое прежнее
содержание.
Старые
пуговицы
или
детали
наручных
часов
иногда
используются
при
создании
композиций
из
глины
для того, чтобы создать с их помощью отпечатки, либо для
изготовления некоего подобия мозаики.
Значение этих предметов в художественной работе опре-
деляется
их
функцией,
цветом,
особенностями
материалов,
из
которых
они
изготовлены,
дополняющих
ассоциации
с
определенными
чувствами
и
воспоминаниями.
Однако,
бу-
дучи
включенными
в
художественную
работу,
они
сохраня-
ют
некое
содержание,
определяющееся
их
прежней
функци-
ей, ассоциациями автора и их новой ролью в контексте за-
конченной работы.
Еще
одна
классификация
материалов,
используемых
в
арт-терапии,
основывается
на
их
конкретных
свойствах,
на том, каким образом они обычно применяются, а также на
тех чувствах и образах, которые они способны вызывать у
человека.
Выбор
материала
имеет
большое
значение,
так
как он указывает на конфликтные ситуации и на степень го-
товности
к
эмоциональному
самовыражению.
Если
выбор
материалов не очень большой и материал преобразуется та-
ким образом, что он приобретает свойства другого материа-


ла, это указывает на то, что клиентам для выражения своего
душевного состояния требуется иной материал.
Неструктурированные
пластические
материалы:
-
естественные,
изготовленные
вручную
или
промыш-
ленным
способом;
- двухмерные и трехмерные;
-
мягкие, влажные, текучие, либо плотные, сухие и до-
пускающие
контроль
над
изобразительным
процес-
сом;
-
предполагающие
использование
инструментов
или
непосредственную работу руками;
-
различающиеся
по
степени
физических
усилий,
не-
обходимых для работы с материалом;
- различающиеся по затратам времени;
- различающиеся по символическому содержанию;
- различающиеся по типу образов.
Виды неструктурированных материалов представлены
ниже.
Г л и н а : естественный материал, трехмерный, пластич-
ный,
предполагающий
непосредственную
работу
руками
или
использование
инструментов;
требует
определенных
физических
усилий,
разных
затрат
времени,
символизирует
тело,
стимулирует
создание
конкретных
образов,
связанных
с телом и его органами.
Г у а ш ь : продукт промышленного производства; двух-
мерный;
пластичный;
предполагает
использование
кистей
и
других
инструментов,
а
также
непосредственную
работу
ру-
ками;
требует
минимальных
усилий
и
различных
затрат
времени,
активизирует
фантазию;
смешивается
с
водой,
поз-
воляет
закрашивать
поверхности
и
создавать
более
плотные
среды.
Акв а р е ль : продукт промышленного производства, вклю-
чает естественные и синтетические ингредиенты; двухмер-

68
ный;
пластичный;
плохо
контролируемый;
предполагает
ис-
пользование
кистей
и
губки;
требует
минимальных
усилий
и различных затрат времени; активизирует фантазию и по-
явление легких, эфемерных образов.
Фломастеры:
продукт
промышленного
производства;
синтетический;
двухмерный;
пластичный
и
контролируе-
мый; материал, являющийся в то же время инструментом;
не
требует
усилий,
но
требует
многочисленных
коротких
штриховых
движений
при
раскрашивании
поверхностей;
затраты
времени
различные;
стимулирует
создание
схема-
тичных, шаблонных образов.
Масляная
пастель:
продукт
промышленного
произ-
водства;
двухмерный;
пластичный
и
контролируемый;
пред-
полагает
непосредственную
работу
руками,
различную
сте-
пень физических усилий и затрат времени; стимулирует по-
явление
самых
разнообразных
образов,
начиная
с
легких
и
воздушных
и
заканчивая
тяжелыми
или
связанными
с
телом.
Сухая пастель и уголь: натуральный пигмент или обож-
женное
дерево;
двухмерные;
пластичные
и
контролируе-
мые; предполагают мягкость и точность движений и непо-
средственную
работу
руками
для
рисования
и
раскраши-
вания;
не
требуют
усилий;
затраты
времени
различные;
способствуют
появлению
самых
различных
образов,
вклю-
чая легкие, фантастические и загадочные.
Пластика:
синтетический
материал;
трехмерный;
кон-
тролируемый;
предполагает
непосредственную
работу
рука-
ми; не требует усилий; затраты времени различные; может
быть разделен на части и снова соединен в общую массу; спо-
собствует изображению простых образов.
Пластилин:
синтетический
материал;
трехмерный;
контролируемый;
предполагает
высокую
точность
изобра-
жения и непосредственную работу руками; может использо-


69
ваться
и
для
создания
двухмерных
изображений;
требует
определенных
усилий;
затраты
времени
различные;
способ-
ствует
созданию
конкретных,
иногда
схематичных
образов;
яркие
цвета
способствуют
активизации
фантазии;
позволя-
ет изображать любые темы.
Цветные
карандаши:
материал,
сочетающий
естест-
венную
деревянную
оболочку
и
пигменты,
но
изготавливае-
мый
промышленным
способом;
двухмерный;
контроли-
руемый;
предполагает
высокую
точность
изображения;
не
позволяет достигать ярких красочных эффектов; требует не-
посредственной
работы
руками;
затраты
сил
невелики,
но
требуется
множество
движений
рукой
при
раскрашивании;
позволяет
создавать
как
аккуратные,
точные,
конкретные,
так и фантастические образы.
Простые
карандаши:
материал
изготавливается
из
де-
рева
и
графита;
двухмерный;
контролируемый;
твердый,
высокоточный,
однако
его
можно
использовать
для
расту-
шевки
и
стирать
с
помощью
ластика;
предполагает
непо-
средственную работу руками; затраты сил невелики, но тре-
буется множество движений рукой для раскрашивания; поз-
воляет
создавать
высокоточные,
детализированные
образы
и делать исправления путем стирания.
Оформленные
материалы.
Бумага:
изготовленная
про-
мышленным
способом
может
использоваться
как
двухмер-
ный материал, при этом ее можно скреплять с помощью
клея, липкой ленты или скрепок, а также мять или сворачи-
вать, создавая при этом трехмерные формы.
Белая бумага для рисования: должна быть плотной; бе-
лый цвет в качестве основы для рисования является ней-
тральным по отношению к большинству других цветов; мо-
жет иногда восприниматься как метафора света или пусто-
ты; не содержит красителей; все наносимые на нее цвета,
смешиваясь, создают более темные оттенки; неиспользован-


ные участки могут восприниматься как своеобразные «мер-
твые зоны», когда они не интегрированы в общую компо-
зицию.
Туалетная
или
оберточная
бумага:
нежная,
полупро-
зрачная,
легко
мнущаяся;
позволяет
передавать
легкость,
воздушность; имеет различные оттенки.
Цветная бумага: плотная, гибкая; имеет различные от-
тенки,
получаемые
путем
использования
синтетических
красителей, которые на свету быстро теряют свою яркость;
хорошо подходит для коллажа и конструирования.
Целлофан:
прозрачный,
блестящий;
создает
«экран»
или «границу» между наблюдателем и тем, что находится за
целлофаном;
позволяет
передавать
легкость,
воздушность,
загадочность, имеет различные оттенки.
Двумерные
подручные
материалы
и
«отходы
произ-
водства». Эта подгруппа включает следующие материалы.
Использованные билеты, исписанные тетради и блок-
ноты, газеты, журналы, марки, оберточная бумага, обои.
Подобные материалы могут затрагивать темы личного и ин-
тимного характера.
Ткань, шерсть, шнур, веревка, нитки. Эти предметы
мягкие и пластичные, могут затрагивать темы личного и ин-
тимного характера. Они выступают в качестве метафор раз-
личных качеств самого клиента и крепятся с помощью клея,
скрепок, нити или путем пришивания.
Пуговицы, гвозди, спички, зубочистки и т. д. Все эти
предметы могут пригодиться для создания коллажей, ассам-
бляжей и объемных композиций.
Связующие
материалы.
Скотч,
изолента,
скрепки,
к
лей, проволока, цепочки, нити, веревки. Эти предметы и
материалы могут скрепляться друг с другом и с основной по-
верхностью.
Характер
их
скрепления
может
быть
агрессив-
ным (например, проволока) или мягким (например, клей).

71
Психологическое влияние художественных материалов
При выборе материалов необходимо не только учитывать их
физические свойства, но и ориентироваться на цели занятия.
Выбор материалов влияет на то, как проходит занятие.
Некоторые
материалы
(например,
карандаши,
мелки
и
фло-
мастеры)
позволяют
«усилить»
контроль,
в
то
время
как
другие (пастель, краска и глина) способствуют более свобод-
ному выражению.
Если клиент не уверен в себе или просто устал, он будет
чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с матери-
алами,
которые
легче
контролировать.
Таким
же
образом,-
при индивидуальной работе с детьми или группами, чье по-
ведение
трудно
контролировать,
стоит
начать
с
«контроли-
руемых» материалов.
Многие не уверены в своих художественных способнос-
тях,
и
поэтому
создание
коллажа
«уравнивает»
участников
и
позволяет
даже
очень
неуверенным
клиентам
присоеди-
ниться к работе.
Работа с «выразительными» материалами может не
только помочь выразить широкий спектр чувств, но и стать
психокоррекционной для многих клиентов.
«Пальчиковые краски». Краски для рисования пальца-
ми
и
клейстерные
краски
особенно
хорошо
подходят
для
борьбы с последствиями слишком строгого приучения к чис-
тоте.
Возможность
свободно
пачкаться
позволяет
регресси-
ровать и удовлетворить свои скрытые фантазии без страха и
чувства вины.
Во время рисования пальцами (это относится и к работе
с глиной) происходит прямой контакт с материалом, нет ни-
чего опосредующего — ни карандаша, ни кисточки. Краску
смешивают прямо пальцами, от нее остаются следы на коже,


поэтому
она
больше
других
материалов
позволяет
эмоциям,
настроениям
и
образам
бессознательного
перетекать
через
руки
прямо
в
материал
и
отображаться
с
минимальным
участием контроля и критики.
Если к краскам добавить клейстер, то он дает элемент
скольжения,
который
поддерживает
эмоциональный
поток.
Покрыть бумагу слоем клейстера можно еще до начала рисо-
вания, тогда картина будет непрерывно изменяться, что со-
ответствует
протеканию
психических
процессов.
Так
стано-
вится
возможной простая
мазня,
и одновременно

худо-
жественный
образ,
поскольку
клейстер
надолго
препятствует
смешиванию красок в одну серо-коричневую массу.
Акварель и пастель также подходят для выражения те-
кучести
и
динамичности
душевных
процессов.
Разнообра-
зием цветовой гаммы и пластичностью они позволяют изоб-
ражать
оттенки,
полярности
и
амбивалентности
конфликта.
Их можно наносить по-разному: они могут быть яркими или
тусклыми,
четкими
или
размытыми,
тяжелыми,
грубыми
или тонкими, нюансированными.
Возможные
вариации
цвета
и
формы
соответствуют
эмоциональному
богатству
внутреннего
мира
и
динамиче-
ской силе бессознательного. Тот, кто опасается этого, будет
очень
осторожно
пользоваться
красками
или
вообще
отка-
жется от них.
Восковые
мелки.
У
восковых
мелков
очень
интенсив-
ный цвет. Своим цветовым богатством они также позволяют
разнообразить
процесс
самовыражения.
Они
существенно
тверже,
чем
все
вышеперечисленные
материалы,
и
таким
образом
открывают
только
1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   32