Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 812

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Когда
требуется,
арт-терапевт
помогает
клиенту
уви-
деть
те
особенности
художественной
работы,
которые
рань-
ше оставались незаметными глазу, и клиент должен научить-
ся их видеть. Зачастую это особенности структуры, а именно
соотношение компонентов между собой и с общей структу-
рой, то, какую роль они играют в целой картине. Таким об-
разом,
описание
ведет
к динамическому
изменению
воспри-
ятия структуры творческой работы и, следовательно, к пе-
реструктурированию
внутреннего
опыта
клиента.
Клиенты
определяют
экспрессивные
характеристики
своей
работы
и
учатся
идентифицировать
их
как
свои
собственные
чувст-
ва [5].
ПРОЕКТИВНЫЙ РИСУНОК
Проективный рисунок может использоваться как в индиви-
дуальной, так и в групповой работе. Основная задача проек-
тивного рисунка состоит в выявлении и осознании трудно
вербализуемых проблем и переживаний клиентов [35].
Управляя
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   32

тематикой
рисунков
и
направляя
ее,
можно
добиться
переключения
внимания
клиента,
чтобы
сконцен-
трировать его на конкретных значимых проблемах. Это осо-
бенно эффективно в детском возрасте при коррекции стра-
хов методом рисуночной терапии.
Проективное
рисование
рассматривается
некоторыми
исследователями
как
вспомогательный
метод
в
групповой
работе. Он позволяет выявить и «проработать» затруднения
в общении, эмоциональные проблемы и т. д. Темы рисунков
подбираются
так,
чтобы
предоставить
участникам
возмож-
ность графически или рисунком выразить свои чувства и
мысли. Этот метод позволяет работать с чувствами, которые
клиент не осознает по тем или иным причинам.

83
Темы,
предлагаемые
для
рисования,
могут
быть
самы-
ми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и
общегрупповых проблем.
Обычно тема рисования охватывает:
Собственное
прошлое
и
настоящее
(«Моя
самая
глав-
ная проблема в общении с детьми»; «Я и дети»; «Ситуации
в
жизни,
в
которых
я
чувствую
себя
неуверенно»;
«Мой
обычный день» и т. д.).
Будущее
или
абстрактные
понятия
(«Кем
бы
я
хотел
быть»;
«Три
желания»;
«Одиночество»;
«Остров
счастья»;
«Любовь»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т. д.).
Отношения
в
группе
(«Что
дала
мне
группа,
а
я
ей»;
«Что я ожидал, а что получил от обучения в группе»; «Что
мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т. д.).
Существуют
следующие
методики
проективного
рисо-
вания (классификация С. Кратохвила):
1.
Свободное
рисование
(каждый
рисует
что
хочет).
Рисунки
выполняются
индивидуально,
а
обсуждение
проис-
ходит в группе. Тема задается или выбирается членами груп-
пы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, за-
тем
рисунки
вывешиваются,
и
начинается
обсуждение.
Сначала о
рисунке высказываются члены группы, а потом
автор.
Коммуникативное
рисование.
Группа
разбивается
на
пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совмест-
но
рисует
на
определенную
тему,
при
этом,
как
правило,
вербальные
контакты
исключаются,
партнеры
общаются
с
помощью
образов,
линий,
красок.
После
окончания
процес-
са рисования происходит его обсуждение. При этом разговор
происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисова-
ния, которые возникли у членов диад, и их отношение друг
к другу.
Совместное
рисование.
Несколько
человек
(или
вся
группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее


развитие, настроение, атмосферу в группе и т. д.). По окон-
чании
рисования
обсуждается
участие
каждого
члена
груп-
пы,
характер
его
вклада
и
особенности
взаимодействия
с
другими участниками в процессе рисования.
4.
Дополняющее
рисование.
Рисунок
посылается
по
кругу

один начинает рисовать, другой продолжает рису-
нок, добавляя что-либо, и т. д.
Обсуждение
членами
группы
авторского
рисунка
начи-
нается с рассказа членов группы о том, что хотел изобразить
автор рисунка, как они понимают его замысел, что он хотел
выразить, какие чувства вызывает рисунок. Затем автор ри-
сунка говорит о собственном замысле и о своем понимании
рисунка.
Особый
интерес
представляют
расхождения
в
по-
нимании и интерпретации членов группы и рисовавших, ко-
торые могут быть обусловлены наличием в рисунке как не-
осознаваемых
автором
элементов,
так
и
проекций
проблем
других участников.
Существует
два
способа
работы
с
готовыми
рисун-
ками:
1) демонстрация
всех
рисунков
одновременно,
просмотр
и
сравнение,
нахождение
совместными
усилиями
общего
и
отличительного содержания;
2) разбор
каждого
рисунка
отдельно
(он
переходит
из
рук в руки, и участники высказываются о его психологиче-
ском содержании).
Проективный
рисунок
способствует
самопознанию,
вза-
имопониманию и активизации группового процесса.
При
анализе
проективного
рисунка
внимание
обраща-
ется на содержание, способы выражения, цвет, форму, ком-
позицию,
размеры,
повторяющиеся
в
различных
рисунках
одного клиента специфические особенности.
В
проективном
рисунке
находят
отражение
непосредс-
твенное восприятие клиентом той или иной ситуации, раз-
ные переживания, часто неосознаваемые и невербализуемые.

85
При проективном рисовании с детьми используется не-
сколько иной подход. Например, можно выделить пять ти-
пов заданий:
1) предметно-тематические;
2) образно-символические;
3)
упражнения
на
развитие
образного
восприятия,
во-
ображения, символической функции;
4)
игры и упражнения с изобразительным материалом;
5)
задания на совместную деятельность.
Предметно-тематические задания — это рисование на
заданную тему, где предметом изображения выступает чело-
век и его отношения с предметным миром и окружающими
людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки на
тему: «Моя семья», «Я в школе», «Я дома», «Какой я сей-
час», «Я в будущем», «Мое любимое занятие», «Что я люб-
лю», «Мой самый хороший поступок», «Мой мир» и т. д.
Образно-символические
задания
представляют
собой
изображение
ребенком
абстрактных
понятий
в
виде
создан-
ных воображением
ребенка
образов,
таких
как добро,
зло,
счастье;
изображение
эмоциональных
состояний
и
чувств:
радость, гнев, удивление и т. д.
Этот тип задания требует более высокой символизации,
чем предшествующий, так как изображаемое понятие не об-
ладает внешней физической оболочкой, в основу символиза-
ции не может быть положен какой-нибудь внешний признак
изображаемого явления.
Это
заставляет детей
при выполне-
нии
задания
обращаться
к
анализу
нравственного
содержа-
ния
событий
и
явлений,
которые
становятся
предметом
изображения
при
выполнении
задания,
и,
значит,
переос-
мысливать значение этих событий.
Упражнения
на
развитие
образного
восприятия,
вооб-
ражения,
символической
функции.
Эти
задания
направле-
ны
на
структурирование
неоформленного
множества
сти-
мульных раздражителей. В этих заданиях детям предлага-


ется, опираясь на стимульный ряд, воссоздать, воспроизвести
целостный объект и предать ему осмысленность (рисование
по точкам, «волшебные» пятна, «веселые кляксы» и т. д.).
В
основе
подобных
упражнений
лежит
известный
принцип
проекции, используемый в методике Роршаха.
Игры
и
упражнения
с
изобразительным
материалом.
Этот вид работы предполагает экспериментирование с крас-
ками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и други-
ми предметами с целью изучения их физических свойств и
экспрессивных
возможностей.
Эффект
упражнений
заклю-
чается в стимулировании потребности в изобразительной де-
ятельности
и
интереса
к
ней,
уменьшении
эмоциональной
напряженности,
формировании
чувства
личной
безопаснос-
ти, повышении уверенности в себе, формировании интереса
к
исследовательской
деятельности,
стимулировании
позна-
вательной потребности.
Типичным для этого типа заданий является рисование
пальцами,
манипулирование
пластилином
(рисование
плас-
тилином
по
стеклу
или
пластику),
экспериментирование
с
цветом, наложение цветовых пятен друг на друга и т. д.
Задания
на
совместную
деятельность
могут
включать
все указанные выше задания. Этот тип заданий направлен
как на решение проблемы оптимизации общения и взаимо-
отношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-
родительских
отношений.
Задания
могут
быть
предложены
ребенку на литературном вербальном материале, таком как
сочинение сказок и историй.
ТЕХНИКА МЕДИТАТИВНОГО РИСУНКА — МАНДАЛА
Одной
из
техник
изотерапии
является
создание
циркуляр-
ных композиций — мандал. Слово «мандала» имеет санс-
кр
итское
происхождение
и
означает
«магический
круг»
[46].

87
Понятие
мандалы
было
внесено
в
западную
психологию
К. Юнгом. Он открыл его, занимаясь собственным психоана-
лизом.
Круг
является
символом
планеты
Земля,
а
также
сим-
волом
защищенности
материнского
лона.
Таким
образом,
создавая
круг,
очерчивается
граница,
защищающая
физи-
ческое
и
психологическое
пространство.
Спонтанная
работа
с цветом и формой внутри круга способствует изменению со-
стояния
сознания
человека,
вызывает
разнообразные
психо-
соматические
феномены
и
открывает
возможность
для
ду-
ховного роста личности.
Создавая
мандалу,
клиент
создает
символ
собственной
личности, который помогает ему понять, что он собой пред-
ставляет в данный момент, и помогает освободиться от на-
пряжения и достичь своей целостности.
Создание
мандалы
помогает
клиентам
стимулировать
основные
внутренние
источники
энергии,
запечатленные
на
глубинных
уровнях
разума,
включая
механизмы
саморегу-
ляции.
Это
«психологический
преобразователь»,
помогаю-
щий человеку установить связь с самим собой.
В
некоторых
случаях
рисование
мандал
используется
в
контексте
инсайт-ориентированной
психотерапевтической
работы. Это во многом напоминает юнгианский анализ, ког-
да клиент рисует в круге определенного размера серию ком-
позиций, а затем обсуждает их с психологом, что позволяет
ему прийти к лучшему осознанию переживаемого им состо-
яния, а также тех или иных препятствий, стоящих на пути
его личностного роста.
В
других
случаях
создание
мандал
протекает
в
основ-
ном в форме самостоятельной работы клиента, хотя он так-
же время от времени обсуждает свои рисунки с психологом.
В этом случае позитивный результат достигается за счет гар-
монизирующего воздействия самой процедуры рисования


на личность клиента, которому таким образом часто удается
достичь релаксации и психического равновесия.
Помимо
этого,
техника
рисования
мандалы
использует-
ся в сочетании с другими приемами арт-терапевтической ра-
боты, например с музыкой.
Технику
рисования
мандал
можно
применять
как
при
индивидуальной, так и при групповой арт-терапии. В част-
ности, ее можно включить в работу с тематически ориенти-
рованными группами. В этом случае возможны не только
рисование
участниками
индивидуальных
мандал
и
их
пос-
ледующее обсуждение, но и коллективная работа с исполь-
зованием разнообразных материалов и средств.
Каждая мандала — это композиция символов (см. При-
ложение 6) и цвета. Мандала работает наилучшим образом,
если она создана самим клиентом. Мандала может отразить
изменения
внутреннего
состояния
клиента
(взрослого
или
ребенка). В качестве подготовительного упражнения при со-
здании
мандалы
может
использоваться
создание
цветового
круга.
Создание цветового круга
Создание
цветового
круга
помогает
клиентам
стать
более
чувствительными к цветам и их целительному эффекту, так
как работа проводится с полным цветовым спектром и кли-
ент может привести себя в состояние равновесия, просто со-
здавая цветовой круг.
Каждому клиенту предоставляется набор гуаши не ме-
нее семи цветов — каждый набор должен иметь белую и фи-
олетовую
краски.
Каждый
участник
группы
выбирает
для
себя наиболее комфортное место в помещении и подготавли-
вает его для дальнейшей работы: берет приготовленный лист
бумаги (на листе бумаги формата АЗ нарисован круг диамет-

89
ром 15-18 см, разделенный на 12 равных секторов), емкость
с
водой,
кисти,
бумажную
салфетку
и
палитру.
Задание:
1.
«Используя
краски,
закрасьте
каждый
сектор;
Начните
с
красного
цвета
и
двигайтесь
к
фиолетовому.
Насладитесь этим процессом.
2.
Обращайте
внимание
на
то,
что
вы
чувствуете,
закра-
шивая каждый сектор. Вы чувствуете, что некоторые цвета
вам нравятся, а некоторые нет? Доставляет ли вам большее
удовольствие
использовать
какие-то
определенные
оттенки?
Эти и подобные вопросы могут дать ключ к тому, какие цве-
та будут полезны для вашего состояния здоровья.
Начните с сектора № 1 — это красный цвет.
Затем:
№ 2 — красно-оранжевый;
№ 3 — оранжевый;
№ 4 — желто-оранжевый;
№ 5 — желтый;
№ 6 — желто-зеленый;