Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 815

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

98
дети
готовы
излить
чувства,
возникшие
при
рисовании.
Они
не
переносят
содержание
картин
на
себя,
но
рассказывают
таким образом, что становится ясно, что они хотели бы ска-
зать.
Они
выражают
то,
в
чем
они
испытывают
потребность,
то, чего они хотят, но в собственной манере.
Затем
рисунок
откладывается
в
сторону
и
прорабатыва-
ются
реальные
жизненные
ситуации
или
рассказы,
вытека-
ющие
из
него.
Иногда
ситуация
выясняется
очень
быстро
с
помощью
прямого
вопроса
(«Это
относится
к
твоей
жиз-
ни?»),
а
иногда
у
ребенка
возникают
спонтанные
ассоциа-
ции,
связанные
с
какими-либо
событиями
его
жизни.
Если
ребенок
внезапно
замолкает
или
изменяется
в
лице,
можно
спросить:
«Что
случилось?»,
и
ребенок
начинает
рассказы-
вать
о
каких-либо
событиях
своей
настоящей
жизни
или
о
своем прошлом, а иногда он отвечает: «Ничего».
Психолог
выясняет,
нет
ли
пропусков
или
пустых
мест
на
рисунках,
и
обращает
на
это
внимание;
останавливается
на тех вещах, которые выходят на первый план для ребенка,
проявляя при этом большой интерес и настойчивость.
Прежде
чем
перейти
к
более
сложным
и
неприятным
разделам,
рекомендуется
работать
с
тем,
что
ребенку
легче
и
приятнее,
потому
что,
если
начинать
разговаривать
с
детьми
о более легких вещах, они становятся откровеннее и в беседе
о
более
сложных.
Некоторым
детям
труднее
поделиться
сво-
ей
печалью
до
того,
как
они
выразят
положительные
эмо-
ции. Однако это является верным не во всех случаях. Бывает
так,
что
дети,
которые
держат
гнев
в
себе,
испытывают
по-
требность дать ему выход до того, как они обнаружат поло-
жительные эмоции.
Осуществляются
наблюдения
за
внешними
проявлени-
ями
поведения:
особенностями
оттенка
голоса
ребенка,
по-
ложением
тела,
выражением
лица,
жестами,
дыханием,
па-
узами. Молчание может означать контроль, обдумывание,
4
Зак. 4285
97


припоминание,
репрессию,
тревогу,
страх
или
осознавание
чего-либо.
Можно
использовать
эти
признаки
в
последу-
ющей работе [36].
Можно воспользоваться следующими вариантами инс-
трукций для упражнений:
- Сейчас ты будешь в течение минуты смотреть на этот
цветок.
Я
засеку
время
по
секундомеру
(песочным
часам)
и
затем
попрошу,
когда
закончится
время,
изобразить
на
листе
бумаги
те
чувства,
которые
ты
испытывал,
когда
смотрел
на
него.
-
Попробуй выразить свой мир в виде образов, пред-
ставленных
в
цветах,
линиях,
формах,
символах.
Как выглядел бы мир, если бы он был таким, как тебе .
хочется.
- Нарисуй то, что ты делаешь, когда ты сердишься; что
заставляет тебя быть сердитым.
-
Изобрази
место,
которое
делает
тебя
счастливыми;
как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты
хотел себя чувствовать.
- Нарисуй себя
— как ты выглядишь сейчас, как бы
ты хотел выглядеть, когда станешь старше (когда ты
состаришься, когда ты был младше (в каком-то опре-
деленном возрасте или вообще)).
- Вернись назад в какое-то время или к какой-то сце-
не. Нарисуй то время, когда ты чувствовал себя на-
иболее бодрым.
- Нарисуй то время, которое ты вспоминаешь в первую
очередь, ту вещь, которая тебе приходит в голову; се-
мейную сценку; твой любимый обед; сон.
- Нарисуй то место, где бы ты хотел быть; идеальное
место; любимое место или место, которое ты не лю-
бишь; самую худшую вещь, которую ты можешь себе
представить.

100
- Нарисуй то, как ты обращаешь на себя внимание; ка-
ким образом ты добиваешься того, чего ты хочешь;
что ты делаешь, когда ощущаешь печаль, беспокой-
ство, ревность, одиночество.
-
Нарисуй
счастливые,
мягкие,
печальные,
сердитые,
испуганные линии и т. д.
-
Нарисуй
вещи,
противоположные
друг
другу:
сла-
бый — сильный; счастливый — несчастный, печаль-
ный — веселый; любить — не любить; хороший — пло-
хой; счастье—несчастье; доверие — подозрение; отде-
льно — вместе.
-
Нарисуй подарок,
который
тебе
хотелось
бы
полу-
чить. Что тебе хотелось бы подарить? Кто бы мог тебе
его подарить? Кому бы ты мог его подарить?
Работая с детьми, можно также произносить слова и
предлагать им быстро рисовать то, что представляют эти
слова:
«любовь»,
«красота»,
«тревога»,
«свобода»,
«мило-
сердие» и т. д.
В качестве тем для рисунков можно использовать мно-
жество
других
вещей:
фантазии,
рассказы,
звуки,
движе-
ния,
достопримечательности.
Можно
также
комбинировать
рисование
с сочинением литературных произведений и сти-
хов [34].


Глава третья
СКАЗКОТЕРАПИЯ
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СКАЗКОТЕРАПИИ
Сказкотерапия

метод,
использующий
сказочную
форму
для
интеграции
личности,
развития
творческих
способно-
стей,
расширения
сознания,
совершенствования
взаимодей-
ствия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем
творчестве
известные
зарубежные
и
отечественные
психо-
логи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осо-
рина,
Е.
Лисина,
Е.
Петрова,
Р.
Азовцева,
Т.
Зинкевич-
Евстигнеева [35].
Функции сказок:
1. Тексты
сказок
вызывают
интенсивный
эмоциональ-
ный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок
обращаются
одновременно
к
двум
психическим
уровням

к уровню сознания и подсознания, что создает особые воз-
можности при коммуникации [16].
2. Концепция
сказкотерапии
основана
на
идее
ценности
метафоры как носителя информации:
- о жизненно важных явлениях;
- о жизненных ценностях;
- о внутреннем мире автора (как в случае авторской
сказки).
3.
В сказке в символической форме содержится инфор-
мация о том:
О как устроен этот мир, кто его создал;

102
-
что происходит с человеком в разные периоды его
жизни;
-
какие
этапы
в
процессе
самореализации
проходит
мужчина;
-
какие
этапы
в
процессе
самореализации
проходит
женщина;
-
какие
«ловушки»,
искушения,
трудности
и
препятс-
твия можно встретить в жизни и как с ними справ-
ляться;
- как приобретать и ценить дружбу и любовь;
- какими ценностями руководствоваться в жизни;
- как строить отношения с родителями и детьми;
- как бороться и прощать.
4. Сказки
являются
основой
для
формирования
«нрав-
ственного
иммунитета»
и
поддержания
«иммунной
памя-
ти».
Нравственный
иммунитет»

способность
человека
к
противостоянию
негативным
воздействиям
духовного,
мен-
тального
и
эмоционального
характера,
исходящим
из
со-
циума.
5. Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состоя-
ние
целостного
восприятия
мира.
Они
дают
возможность
мечтать,
активизируют
творческий
потенциал,
передают
знания о мире и человеческих взаимоотношениях.
Выделяют следующие принципы психологического ана-
лиза сказок:
1. Принцип
безусловного
принятия
внутреннего
мира
клиента.
Позволяет
воспринимать
мир,
представленный
в
сказке целостно и безоценочно.
2. Принцип
объективности.
Рекомендуется
рассмотреть
сказку с разных точек зрения, исследовать разные ее «слои»
и «грани».
3. Принцип
результативности.
Психологический
ана-
лиз авторской сказки всегда обусловлен конкретной целью —


103
формирование
перспективных
задач
психологической
рабо-
ты с клиентом.
Схема психологического анализа сказок
Для
того
чтобы
составить
схему
психологического
анализа
сказки,
необходимо
выделить
ее
ключевые
характеристи-
ки [18].
Под
ключевыми
характеристиками
понимаются
каче-
ственные
показатели,
с
помощью
которых
можно
описать
авторскую
сказку.
Ключевые
характеристики
помогают
психологу выявить отправные точки анализа сказки для по-
нимания внутреннего мира клиента и особенностей его взаи-
моотношений с окружающим миром.
В
насвтоящее
время
выделяют
следующие
ключевые
характеристики сказки:
- энергоинформационное поле сказки;
- основная тема сказки;
- сюжет сказки;
- линия главного героя;
- символическое поле.
Энергоинформационное поле сказки
Это особая энергия сказки, оставляющая у слушателя опре-
деленное
«послевкусие»,
состоящее
из
ощущений,
чувств,
мыслей и впечатлений.
Каждая сказка обладает частью энергии своего автора и
содержит
информацию
о
его
внутренних
процессах.
Таким
образом,
человек,
читающий
или
слушающий
сказку,
со-
прикасается с ее энергоинформационным полем.
Это поле может оказывать на нас определенное воздей-
ствие

влиять
на
психосоматическое
состояние,
настро-
ение, мыслительные процессы. Встречаясь со сказкой,

104
необходимо отмечать изменения в своих ощущениях и впе-
чатлениях, но не следовать за ней, а найти возможность абстра-
гироваться от нее и «посмотреть со стороны».
У
подготовленого
психолога
возникает
адекватный
от-
вет на энергетику сказки и включается «рабочее состояние»,
первым
признаком
которого
является
искренний
интерес
к ней.
Основная тема сказки
Основная тема — это идея, пронизывающая весь сюжет сказ-
ки,
отражающая
актуальные
жизненные
ценности,
потреб-
ности, показывающая то, что является для клиента наибо-
лее значимым в данный момент, к чему он стремится, над
чем он сознательно или бессознательно «работает».
Наиболее
распространенными
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   32

темами
сказок
являются:
тема
любви,
тема
детско-родительских
взаимоотношений
и
отношений в семье, тема личностного роста, тема основных
жизненных ценностей, тема дружбы.
Чтобы
определить
основную
тему,
нужно
задать
себе
или автору вопрос: «О чем эта сказка, чему она учит?»
Основная тема может быть представлена на нескольких
уровнях:
-
ценностном,
который
содержит
общие
жизненные
ценности, проявленные в сказке;
-
ментальном,
который
отражает
понимание,
степень
осмысленности автором событий, положенных в осно-
ву сюжета сказки;
-
эмоциональном,
который
показывает
качество
чув-
ственно-смыслового переживания основной темы;
- витальном, который говорит о степени удовлетворенно-
сти автора в связи с актуализацией основной темы сказ-
ки (к этому уровню относится влияние происходящих
в сказке событий на жизнедеятельность героев).

105
Сюжет сказки
Сюжет сказки — это изложение хода событий. Осуществляя,
работу с сюжетом авторской сказки, нужно обратить внима-
ние на три момента:
1. Оригинальность
сюжета

это
новизна,
необычность
сюжета. Небанальные сюжеты придумывают авторы с хоро-
шо
развитым
воображением,
склонные
к
индивидуализму,
стремящиеся
к
новым
ощущениям
и
переживаниям.
Тра-
диционные
сюжеты
свидетельствуют
о
вовлеченности
авто-
ра
во
взаимодействие
с
пластами
коллективного
бессозна-
тельного.
2. Жанровая форма сказки.
Жанры сказок могут быть совершенно разными:
-
авантюрно-приключенческий — в основу сюжета по-
ложены откровенные авантюры или приключения;
-
мистический

основу
сюжета
составляют
мистиче-
ские события;
-
сентиментально-драматический

основу
сюжета
со-
ставляет
рассказ
о
трогательных
взаимоотношениях,
имеющих драматические события;
-
любовно-романтический

основу
сюжета
составля-
ет история любви;
-
реально-драматический

основу
сюжета
составля-
ют
реальные
драматически
окрашенные
взаимоотно-
шения;
-
интрапсихический — основу сюжета составляют внут-
ренние переживания автора, его процесса рефлексии;
-
морально-нравственный

основу
сюжета
составля-
ет описание добродетеля или порока, с непременным
наказанием последнего;
-
философский

основу
сюжета
составляет
драмати-
зация
философской
идеи,
жизненного
принципа
или
явления;