Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1001

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

106
-
истории жизни;
- смешанный.
Жанр сказки указывает на актуальный для автора ха-
рактер переживаний и область его интересов.
3.
Последовательность
сказочных
событий.
Работая
со
сказкой,
важно
проанализировать
последовательность
собы-
тий в ней.
Л
ИНИЯ
главного героя
Линия главного героя — это ключевая характеристика, от-
ражающая
актуальное
самоощущение
и
стремление
автора.
Главный герой — это образ автора, либо реальный, либо иде-
альный.
Важно прояснить четыре момента:
1. Образ
себя,
отношение
к
себе,
динамика
изменений
отношения к себе. Это проявляется через характер описания
главного героя: каким он перед нами предстает — красивым
или
безобразным,
успешным
или
неуспешным,
меняется
ли
его статус и возможности в течение сказки.
2. Образ цели, к чему стремится главный герой. Это вы-
ясняется в финале сказки, так как становится возможным
ответить на вопрос: «Чего хотел герой на самом деле?»
3. Мотивы
поступков
главного
героя.
Определяются
по
сюжету сказки.
4. Отношения
с
окружающим
миром.
Определяются
по
поступкам героя и характеру влияния на него других персо-
нажей. В этом аспекте также актуален критерий «разруши-
тель — созидатель».
Символическое поле сказки
Символическое
поле
сказки
отражает
информацию
о
внут-
реннем мире клиента, зашифрованную в образах и симво-
лах. Работая с символическим полем сказки, необходимо

107
выделить наиболее яркие образы и исследовать их значение
на двух уровнях — на личном и глубинном.
Личное
значение
можно
определить,
задав
автору
во-
прос:
«Чем
для
вас
является
такой-то
образ?»,
глубинное
значение
выявляется
путем
размышлений
и
изучения
спе-
циальной литературы (см. Приложение 6).
После анализа сказки по ее ключевым характеристикам
составляется заключение о конфликтном и ресурсном содер-
жании сказки и определяются перспективные
задачи психо-
логической работы с автором.
Под
конфликтным
содержанием
сказки
понимается
со-
вокупность
деструктивных
элементов,
выявленных
по
каж-
дой ключевой характеристике.
Под
ресурсным
содержанием
сказки
понимается
сово-
купность
созидательных
и
конструктивных
элементов
(ду-
ховного,
ментального,
эмоционального,
поведенческого
пла-
на), выявленных по каждой ключевой характеристике.
Основные
этапы
психологического
анализа
авторской
сказки таковы:
1. Определить
энергоинформационное
поле
сказки.
Не-
обходимо
прислушаться
к
собственным
ощущениям
и
впе-
чатлениям после прочтения сказки, зафиксировать их и опи-
сать.
2. Определить
основную тему сказки. Необходимо задать
себе вопрос: «О чем эта сказка, чему она учит?» Ответ необ-
ходимо рассмотреть с точки зрения четырех уровней: цен-
ностного, ментального, эмоционального и витального.
3. Проанализировать
сюжет
сказки.
Необходимо
опре-
делить степень оригинальности сюжета и его жанр, проана-
лизировать последовательность событий.
4. Проанализировать
линию
главного
героя.
Она
рас-
сматривается с четырех сторон: образ себя, образ цели, моти-
вы поступков героя, отношения с окружающим миром.


108
5. Проанализировать
символическое
поле
сказки.
Необ-
ходимо
выделить
наиболее
яркие
образы
и определить
их
символическое значение на личном и глубинном уровне.
6. Составить
заключение
о
конфликтном
и
ресурсном
содержании
сказки.
Проанализировать
ключевые
характе-
ристики
с
позиции
отражения
конфликтного
и
ресурсного
содержания.
Понять
соотношение
конфликтного
и
ресурс-
ного
аспектов.
Определить
степень
сформированности
«нрав-
ственного иммунитета».
7. Сформировать
перспективные
задачи
психологиче-
ской работы с автором, выявить «основную проблему» авто-
ра и найти ресурсы для работы с ней. Определить перспекти-
вы
и
индивидуальные
средства
формирования
«нравствен-
ного иммунитета».
Разновидности сказок
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские
(художественные).
Народные сказки несут следующие чрезвычайно важные
для нас идеи, изложенные первозданным образным языком:
1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все
может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования
бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окру-
жает, начиная от людей и заканчивая растениями и руко-
творными вещами.
2. Ожившие
объекты
окружающего
мира
способны
дей-
ствовать
самостоятельно,
они
имеют
право
на
собственную
жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия
Другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна
Для
поддержания
бодрости
духа
и развития
стремления
к
лучшему.

109
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что да-
лось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для форми-
рования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг
нас множество помощников, но они приходят
на помощь только в том случае, если мы не можем справить-
ся с ситуацией или заданием самостоятельно. Эта идея важ-
на
для
формирования
чувства
самостоятельности,
а
также
доверия к окружающему миру.
6. Все
эти философские идеи могут обсуждаться с кли-
ентами.
Существуют следующие разновидности народных ска-
зок (см. Приложение 3):
- бытовые;
-
сказки-загадки
(истории
на
сообразительность,
исто-
рии хитреца);
-
сказки-басни,
проясняющие
какую-либо
ситуацию
или моральную норму;
- сказки-страшилки, истории о нечистой силе;
- сказки о взаимодействии людей и животных;
- притчи (истории о мудрых людях или о заниматель-
ных ситуациях);
- сказки о животных;
-
мифологические сюжеты (в том числе истории про
героев);
- волшебные сказки, сказки с превращениями.
Сказки
приходится
дифференцировать,
так
как
они
имеют
различный
механизм
психологического
влияния
и
воздействия на человека. Он не всегда лежит на поверхнос-
ти, чаще завуалирован, скрыт, не сразу доступен сознанию.
Художественная
сказка

это
произведение,
сочетающее
в
себе разумное начало и фантазию.
Литературную
сказку
роднит
с
народной
прежде
всего
использование фантастики, передающей действительность.


110
Это приводит к появлению новой сказочной реальности. Их
отличает
отношение
к
этой
волшебной
сказочной
реально-
сти.
В
литературной
сказке
традиционные
образы
отрыва-
ются
от
историко-генетической
обусловленности
и
подчиня-
ются воле писателя. На первый план выходит воля писателя
[32].
Существуют
следующие
разновидности
художествен-
ных сказок (см. Приложение 3):
1. Художественные
волшебные.
Из
названия
понятно,
что в них будет происходить что-то удивительное. Речь идет
о
различных
вариантах
превращений,
могущественных
старцах, ларцах и прочих волшебных вещах. Сюжет может
быть очень извилистым, непредсказуемым, но в любой мо-
мент появятся помощники.
2. Художественные
о
животных.
Главными
персонажа-
ми
здесь
являются
различные
звери,
птицы
и насекомые.
Они живут, думают и действуют как люди.
3. Художественные
бытовые.
В,
них
действие
обычно
происходит в домах, подвалах, пещерах. Главные герои очень
хозяйственны по своей натуре либо разрушают собственный
быт.
Такие
сюжеты
заканчиваются
неожиданными
вариан-
тами и перспективами, так как многое зависит от деятель-
ных
персонажей,
хлопочущих
по
хозяйству
на
страницах
сказки. Если они не поддаются никаким позитивным изме-
нениям, то влачат жалкое существование и их жизнь — без-
радостные будни.
4. Художественные
страшные.
Сказки
про
нечистую
си-
лу

ведьм,
упырей,
вурдалаков
и
прочих
персонажей.
В современной детской субкультуре различают также и сказ-
ки-страшилки. Здесь мы имеем дело с опытом детской само-
терапии

многократно
моделируя
и
проживая
тревожную
ситуацию
в
сказке,
дети
освобождаются
от
напряжения
и
приобретают новые способы реагирования.

111
5 .
Психотерапевтические
сказки.
В
них
рассказывается
о многих проблемах человека и каждый может узнать себя
на
страницах
литературного
произведения.
Содержание
сказ-
ки исцеляет своей неистребимой верой в добро — если есть
яд, то всегда можно найти противоядие. В этих сказках го-
ворится о том, что не следует торопиться с выводами, ждать
скорейшего ответа на все вопросы и моментального обнов-
ления.
6. Дидактические
сказки.
Дидактические
сказки
созда-
ются
педагогами
для
приятной
подачи
учебного
материала.
При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, ариф-
метические
действия
и
пр.)
одушевляются,
создается
ска-
зочный образ мира, в котором они живут. В форме дидакти-
ческих сказок «подаются» учебные задания.
7. Психокоррекционные
сказки.
Эти
сказки
создаются
для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекци-
ей здесь понимается «замещение» неэффективного стиля по-
ведения на более продуктивный, а также объяснение ребен-
ку смысла происходящего.
Этапы сказкотерапии
Этап 1. Создание комфортной среды происходит с помощью
процесса «настройки» психолога и клиента на рабочую ат-
мосферу
и
характеризуется
возникновением
взаимного
ин-
тереса друг к другу.
Этап 2. Процесс «включения» руки клиента — практи-
ческое
упражнение,
использование
письменного
задания
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   32

(нарисовать что-либо или написать — например, свое имя).
Этап 3. Вхождение клиента в сказочное пространство —
рассказать или прочитать клиенту сказочную историю.
Этап 4. Написание сказки — клиенту предлагают сочи-
нить свою сказку.

112
В
ОЗМОЖНОСТИ
работы со сказкой
1. Использование
сказки как метафоры. Текст и образы
сказок
вызывают
свободные
ассоциации,
которые
касаются
личной жизни клиента. Затем эти метафоры и ассоциации
могут быть обсуждены.
2. Рисование
по
мотивам
сказки.
Свободные
ассоциации
проявляются
в
рисунке,
и
дальше
возможен
анализ
полу-
ченного графического материала.
3. Обсуждение
поведения
и
мотивов
действий
персона-
жа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения
человека и выявляет систему оценок человека в категориях:
хорошо — плохо.
4. Проигрывание
эпизодов
сказки.
Проигрывание
эпи-
зодов
дает
возможность
клиенту
почувствовать
некоторые
эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5. Использование
сказки
как
притчи-нравоучения.
Под-
сказка с помощью метафоры варианта возможного разреше-
ния ситуации.
6. Творческая
работа
по
мотивам
сказки
(дописывание,
переписывание, работа со сказкой) [35].
ОСОБЕННОСТИ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ
Для
индивидуальной
или
групповой
работы
может
быть
предложена
любая
сказка,
которую
необходимо
прочитать
вслух [16].
Сказочная
ситуация,
которая
задается
ребенку,
должна
отвечать определенным требованиям:
-
ситуация не должна иметь правильного готового от-
вета (принцип «открытости»);
-
ситуация должна
содержать актуальную для ребенка
проблему, «зашифрованную» в образном ряде сказки;

113
-
ситуация и вопрос должны быть построены и сфор-
мулированы
так,
чтобы
побудить
ребенка
самостоя-
тельно
строить
и
прослеживать
причинно-следствен-
ные связи (откуда это взялось, почему это происхо-
дит,
зачем
это
нужно;
что
будет,
если произойдет
то-то и то-то).
Т.
Д.
Зинкевич-Евстигнеева
предложила
систему
«сказ-
котерапевтической
психокоррекции»,
которая
понимается
как процесс знакомства с сильными сторонами личности ре-
бенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, по-
иск нестандартных оптимальных выходов из различных си-
туаций,
безусловное
принятие
ребенка
и
взаимодействие
с ним на равных посредством работы со сказкой.
Разработанный
автором
курс
сказкотерапии
включает
в
себя множество приемов и форм работы, которые позволяют
развивать
творческое
мышление,
воображение,
внимание
и
память,
восприимчивость
и
координацию
движений,
пози-
тивную
коммуникацию
и
адекватную
самооценку.
Сказку
можно
анализировать,
сочинять,
переписывать,
рассказы-
вать, рисовать, драматизировать.
Существует ряд основных приемов работы со сказками;
они описаны ниже.
1.
Анализ
сказок.
Цель

осознание,
интерпретация
того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, конструк-
цией
сюжета,
поведением
героев.
Например,
для
анализа
выбирается известная сказка.
После прослушивания сказки детям задают вопросы:
- Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
- Кто из героев вам больше всего понравился (не по-
нравился)?
- Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал
те или иные поступки?
- Придумайте, что было бы, если бы главный герой не
сделал того-то поступка?


- Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие
герои (или одни плохие герои), что это были бы за
сказки?
- Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Данная форма работы используется с детьми в возрасте
от пяти лет и подростками. Анализ сказок и сказочных си-
туаций может быть построен в форме как индивидуальной
работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказыва-
ет свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той
или иной сказочной ситуации.
2.
Рассказывание
сказок.
Прием
помогает
проработать
такие
моменты,
как
развитие
фантазии,
воображения,
спо-
собности к децентрированию.
Процедура
рассказывания
сказки
состоит
в
следующем:
- ребенку или группе детей предлагается рассказать
сказку
от
первого
или
от
третьего
лица;
-
можно
предложить
ребенку
рассказать
сказку
от
имени
других
действующих
лиц,
участвующих
или
не
участвующих
в
сказке.
Например,
как
сказку
о
Колобке рассказала бы лиса, Баба Яга или Василиса
Премудрая.
3. Переписывание
сказок.
Переписывание
и
дописыва-
ние авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда
ребенку или подростку чем-то не нравится сюжет, некото-
рый
поворот
событий,
ситуаций,
конец
сказки
и
т.
д.
Переписывая
сказку,
дописывая
свой
конец
или
вставляя
необходимые
ему
персонажи,
ребенок
сам
выбирает
наибо-
лее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и
находит
тот
вариант
разрешения
ситуаций,
который
позво-
ляет
ему
освободиться
от
внутреннего
напряжения.
Именно
в
этом
заключается
психокоррекционный
смысл
переписы-
вания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с кук-
лой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно от-

115
ражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоя-
тельно
корректировать
свои
движения
и
делать
поведение
куклы максимально выразительным. Работа с куклами поз-
воляет совершенствовать и проявлять через куклу те эмо-
ции, которые обычно ребенок по каким-либо причинам не
может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок. В каждой волшебной сказке есть
определенные
закономерности
развития
сюжета.
Главный
герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных
обстоятельствах
покидает
дом,
отправляясь
в
путешествие.
Во время странствий он приобретает и теряет друзей, пре-
одолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвраща-
ется домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дает-
ся не просто жизнеописание героя, а в образной форме рас-
сказывается
об
основных
этапах
становления
и
развития
личности.