Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 1000

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООООО ООООООООО
МУЗЫКОТЕРАПИЯ
ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
Музыкотерапия

это
контролируемое
использование
зву-
ков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, пред-
ставляющее
собой
деятельность,
включающую:
воспроиз-
ведение,
фантазирование,
импровизацию
с
помощью
чело-
веческого
голоса
и
выбранных
музыкальных
инструментов
или
прослушивание
специально
подобранных
музыкальных
произведений [11].
Многочисленные
методики
музыкотерапии
предусмат-
ривают
как
целостное
и
изолированное
использование
му-
зыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия
(прослушивание
музыкальных
произведений,
индивидуаль-
ное и групповое музицирование),
так и дополнение
музы-
кальным
сопровождением
других
коррекционных
приемов
Для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкальную
терапию
широко
применяют
во
многих
странах мира для лечения и профилактики широкого спект-
ра нарушений, в частности:
- отклонения в развитии;
- эмоциональная нестабильность;
- поведенческие нарушения;
- сенсорный дефицит;
- спинно-мозговые травмы;

117
- психосоматические заболевания;
- внутренние болезни;
- психические отклонения;
- афазия;
- аутизм.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
История
взаимоотношений
музыки
и
человека
уходит
кор-
нями в далекое прошлое, к истокам человечества.
В своей популярной книге «Эффект Моцарта» один из
ведущих просветителей в области связи музыки и целитель
-
ства американец Дон Кемпбелл пишет о том, что научные и
исторические
данные
свидетельствуют,
что
танцы,
звуковое
тонирование
и
песни
появились
раньше,
чем
членораздель-
ная речь. Это означает, что музыка является первобытным и
исходным языком человечества.
Использование
музыки
с
лечебной
целью
также
имеет
давнюю
историю.
В
прошлом
музыка
широко
применялась
во врачебной практике. Это известно из различных источни-
ков

работы
Платона,
жизнеописания
царя
Давида,
об
этом упоминается и в мифах об Аполлоне.
Воздействие музыки на нашу жизнь является всеобъем-
лющим.
Поскольку
музыка
охватывает
все
века
и
эпохи,
всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальнос-
ти, она является общепонятным языком, состоящим из уни-
версальных компонентов.
Звук
обладает
мистическими
свойствами.
Он
может
приобретать физическую форму и контуры, которые способ-
ны воздействовать на наше здоровье, сознание и поведение.
Звуки могут оказывать сильное воздействие на клетки,
ткани и органы человеческого тела. Вибрирующий звук со-


118
здает
образы
и
энергетические
резонансные
поля,
которые
вызывают
движение
в
окружающем
пространстве.
Мы
по-
глощаем эту энергию, и она воздействует на наш организм.
Психологическая
потребность
в
искусстве
во
многом
определяется
его
способностью
«отрабатывать
переживани-
ем»
такие
чувства,
которые
остались
невостребованными
в
повседневной
жизни
человека.
Помимо
невостребованных
чувств,
музыка
помогает
отреагировать
подавленные
пере-
живания, находящиеся во власти бессознательного.
МЕХАНИЗМЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ
МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА
Кабинет для музыкотерапии
Чтобы создать безопасное пространство для терапии, необ-
ходимо учитывать множество факторов:
- физические условия;
- качество и набор музыкальных инструментов;
- количество людей в помещении;
- развитие отношений между музыкой и людьми в этом
пространстве.
В идеале вся обстановка должна быть подобрана специ-
ально
для
музыкальной
терапии.
Помещение
должно
быть
хорошо
освещенным;
теплым,
но
не
душным;
достаточно
просторным,
чтобы
могли поместиться
все участники заня-
тия,
с
набором
музыкальных
инструментов,
включая
пиа-
нино или любой другой клавишный инструмент.
Выбираются
те
инструменты,
которые,
будучи
доста-
точно
выразительными
для
отражения
должным
образом
состояния клиента, не требуют специальной подготовки для
игры на них.
Музыкальный
инструмент
подбирается
соответственно
замыслу, но чаще берется барабан — инструмент наиболее

119
доступный, не требующий особых навыков и в то же время
обладающий
большой
ритмической
силой,
передающий
тон-
чайшие
эмоциональные
нюансы.
Дополняют
барабан
цимба-
лы, колокольчики, марокасы, трещотки, металлофон и т. д.
Следует позаботиться о звукоизоляции, чтобы была хо-
рошая акустика в самой комнате и защита от посторонних
звуков (с обеих сторон), которые могут помешать процессу
занятий. Для индивидуальных и групповых встреч требуют-
ся разные по размеру помещения.
Музыка и телесные реакции
Музыка
вызывает
в
нас
определенную
вибрацию,
которая
влечет за собой психическую реакцию.
Основа музыки — звук. Звук — это акустический сиг-
нал,
имеющий
волновую
структуру.
Из
специальной
лите-
ратуры
известно,
что
акустический
сигнал
воздействует
на
клетки живого организма, изменяя их активность.
Звук
оказывает
влияние
на
электромагнитную
проводи-
мость
клеточных
структур,
на
их
электрохимическую
ак-
тивность
(это
влияние
названо
«неспецифическим
акустико-
биорезонансным
эффектом»,
являющимся
одной
из
реакций
организма
человека
на
музыкальное,
звуковое
воздействие),
а также на слуховую и вибротактильную рецепции (воспри-
ятие).
Восприятие
музыки
осуществляется
в
основном
через
слуховую
систему.
Древнейшие
истоки
слухового,
а
следо-
вательно, и музыкального восприятия восходят к тому не-
преложному
факту,
что
слух
изначально
служит
ориентиру-
ющим
инструментом,
который,
информируя
о
состоянии
внешнего
мира,
эмоционально
настраивает
человека
по
от-
ношению к разнообразным внешним воздействиям.
Любой звук для
древнего
человека
был
семантичным:
он нес информацию о «намерениях» объекта по отношению


120
к человеку — гремит ли гром, журчит ли ручей, хрустнет ли
ветка в темноте, послышатся ли звуки горного камнепада.
Все
взывало
к
ответной
реакции,
побуждало
к
ответному
действию,
на
которое
человека
настраивала
его
непосредс-
твенная
эмоциональная
реакция
(реакция
на
звуковую
ин-
формацию).
Эти
фундаментальные
качества
слухового
вос-
приятия,
отмечаемые
многими
авторами,
лежат
в
основе
древнейших
музыкальных
сигналов,
из
которых
впоследс-
твии возникло музыкальное искусство.
Вибротактильное
восприятие
основано
на
работе
так-
тильного
анализатора.
Он
воспринимает
разнообразные
виб-
рации, в том числе и те, которые возникают во время музы-
кально-терапевтического
воздействия.
Наряду
с
другими
анализаторными
системами
он
помогает
организму
ориен-
тироваться
в
окружающей
среде.
Слуховое,
вибротактиль-
ное
восприятие,
а
также
биорезонансный
эффект
сопровож-
даются
в
организме
человека
многочисленными
реакциями
на телесном уровне.
При
активном
восприятии
музыки
физиологические
ритмы
человека
резонируют
и
непроизвольно
подстраива-
ются под ее
частотные и динамические показатели. Пока-
зано,
что
музыкальный
темп,
ритм,
структурное
строение
произведения и другие музыкальные факторы могут подчи-
нять себе ритм внутренних физиологических процессов.
Одна
из
причин
физиологического
воздействия
музыки
на человека заключается в том, что нервная система и мус-
кулатура обладают способностью усвоения ритма.
Музыка
как
ритмический
раздражитель
стимулирует
физиологические
процессы
организма,
происходящие
рит-
мично как в двигательной, так и в вегетативной сфере.
Существует
множество
вегетативных
реакций
нашего
организма на музыку.
Сердечно-сосудистая
система
реагирует
на
музыку,
до-
ставляющую удовольствие и создающую приятное настрое-


121
ние. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокра-
щения
сердца,
снижается
артериальное
давление,
расширя-
ются
кровеносные
сосуды.
При
раздражающем
характере
музыки сердцебиение учащается и становится слабее.
В
своей
книге,
где
собрано
множество
интереснейших
фактов,
Д.
Кемпбелл
указывает,
что
музыкальная
стимуля-
ция
уменьшает
время
двигательной
реакции,
повышает
ла-
бильность
зрительного
анализатора,
улучшает
память
и
чувство времени, оживляет условные рефлексы. Музыка ока-
зывает влияние на холестериновый обмен.
Замедлив
темп
музыкального
произведения
или
про-
слушивая
более
медленную
музыку,
можно
углубить
и за-
медлить
дыхание,
дать
человеку
возможность
расслабиться.
Более
глубокий,
медленный
ритм
дыхания
является
опти-
мальным,
способствует
покою,
контролирует
эмоции,
более
глубокое
мышление
и
лучший
метаболизм.
Быстрое,
сбив-
чивое дыхание может привести к поверхностному и рассеян-
ному мышлению, импульсивному поведению.
Музыка оказывает влияние и на гормональный обмен.
Она
регулирует
выделение
гормонов,
снижающих
стресс.
Уровень гормонов стресса в крови в значительной степени
снижается
у
тех,
кто
регулярно
слушает
расслабляющую
спокойную
музыку.
Музыкальное
удовольствие

это
ощу-
щение
подъема,
которое
вызывает
прослушивание
опреде-
ленной
музыки.
Оно
является
результатом
высвобождения
эндорфина

«собственного
опиума».
Эндорфин
вырабаты-
вается нашим мозгом. Он снимает боль и вызывает естест-
венный подъем.
Известный
музыкальный
терапевт
и
научный
исследо-
ватель в области воздействия музыки на организм человека
С. В. Шушарджан отмечает в своих работах, что создавае-
мые мозгом волны можно изменять с помощью музыки и
произносимых звуков.


122
Сознание состоит из бета-волн, которые вибрируют на
частоте от 14 до 20 герц. Бета-волны генерируются нашим
мозгом,
когда
мы
сфокусированы
на
повседневной деятель-
ности или переживаем сильные отрицательные эмоции.
Возвышенные
ощущения
и
покой
характеризуются
аль-
фа-волнами, которые распространяются на частоте от 8 до
13 герц.
Периоды
пиковых
творческих
способностей,
медитаций
и сна характеризуются тета-волнами, которые имеют часто-
ту от 4 до 7 герц, а глубокий сон, глубокая медитация и бес-
сознательное
состояние
генерируют
дельта-волны,
частота
которых составляет от 0,5 до 3 герц. Чем медленнее волны
мозга, тем более расслабленное и умиротворенное состояние
мы испытываем.
С помощью музыки можно сдвинуть сознание от бета-
волн в направлении альфа-диапазона, повысив таким обра-
зом общее самочувствие и внимательность.
Исполнение
музыки
может
создать
динамичный
баланс
между более логичным левым и более интуитивным правым
полушариями
мозга.
Взаимообмен
мыслями
является
осно-
вой творчества.
Музыка
вызывает
и
различные
двигательные
реакции
организма.
При
прослушивании
музыки
у
человека
возни-
кают мышечные пульсации в самых различных областях —
в
мышцах
рук,
ног,
головы,
туловища,
области
гортани.
Музыка с ярко выраженным ритмическим началом вызыва-
ет непроизвольное движение в такт рукой или ногой, пока-
чивание
головой.
Дети,
обучающиеся
игре
на
музыкальных
инструментах,
незаметно
для
себя
начинают
воспроизво-
дить рисунок звучания в игровых движениях. Ритм музыки
побуждает
ребенка
к
движению.
Слушающий
музыку
не
только
воспроизводит
музыкальный
ритм
своим
двигатель-
ным аппаратом, но и беззвучно пропевает музыку (перцеп-

123
тивная
вокализация).
Причем
в
беззвучных
сокращениях
связок точно отражаются частота, громкость и длительность
воспринимаемых
звуков.
Неосознанная
двигательная
ак-
тивность
может
принимать
самые
разнообразные
формы.
Мы
воспринимаем
музыку
посредством
не
только
слухово-
го, но и голосового аппарата. Бессознательные микродвиже-
ния связок и всего вокального аппарата сопровождают слу-
шание
даже
сложных
симфонических
произведений,
не
го-
воря уже о камерных и тем более вокальных жанрах.
Таким образом, мы не синхронизируем наше поведение
с
музыкой,
когда
ее
слушаем,
но
музыкальные
импульсы
неизбежно оказывают влияние на ритм нашего мышления и
поведения.
Музыкальные
произведения
можно
условно
разделить
на две большие группы — эрготропная музыка и трофо-
тропная музыка [14].
Эрготропная музыка — это музыка, в которой:
- преобладающим является пунктирный ритм;
- идет постепенное ускорение;
- основной лад — мажорный;
- имеют место диссонансы;
- наиболее распространенным динамическим оттен-
ком является форте.
Трофотропная музыка — это музыка, в которой:
- ритмы менее выделены;
- преобладает минорный лад;
- много консонансов;
- преобладает легато;
- существуют нежность и напевность мелодии;
- присутствует гармоничность.
Трофотропная
музыка,
как
некая
противоположность
эрготропной,
«питает»
человека,
наполняет
его,
управляет
им не извне (как эрготропная музыка), а изнутри. Если эрго-