Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 824

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

124
Т а б л и ц а 2
Особенности влияния эрготропной и трофотропной музыки
на человека
Музыка
Реакции организма
Эрготропная
Повышение
сердечно-сосудистого
давления;
учаще-
ние дыхания и пульса; спазмы мускулатуры; раздраже-
ние
кожи;
возбуждение,
сходное
с
состоянием
опьяне-
ния, опасное для здоровья и даже жизни.
В данном случае мы говорим об эрготропном домини-
ровании,
что
означает
повышенную
возбудимость
сим-
патической нервной системы и части вегетативной нерв-
ной системы
Трофотропная
Снижение
сердечно-сосудистого
давления;
замедле-
ние
дыхания
и
частоты
пульса;
расслабление
мышеч-
ных
зажимов;
уменьшение
раздражения
кожи;
чувство
спокойствия и умиротворенности.
В данном случае мы говорим о трофотропном домини-
ровании,
то
есть
преобладании
возбуждения
парасим-
патической нервной системы
тройная музыка поддерживает наш мозг в рабочем состоя-
нии, стимулирует выработку им свежей энергии и выплеск
ее вовне, то звучание трофотропной музыки насыщает нас.
Психокоррекционные механизмы музыкальной терапии
Использование
музыкальной
терапии
имеет
следующие
эф-
фекты:
-
позволяет
преодолеть
психологическую
защиту

успокоить
или
активизировать,
настроить,
заинтере-
совать;
- помогает развить коммуникативные и творческие
возможности клиента;
- повышает самооценку на основе самоактуализации;
- способствует отреагированию чувств;

125
- помогает пережить катарсис;
- развивает эмпатические способности;
-
помогает укрепить отношения с психологом и други-
ми
людьми,
способствует
установлению
и
развитию
межличностных отношений;
- повышает социальную активность;
-
облегчает
формирование
новых
отношений
и
уста-
новок.
Учитывая все механизмы воздействия музыки на чело-
века,
музыкальную
терапию
можно
применять
для
клиен-
тов любого возраста, поскольку:
1. Воздействие
музыки
на
клеточном
уровне
позволяет
говорить о глубинном влиянии на мозговые структуры и на
весь
организм
человека.
Поэтому
использование
музыки
во
время
психокоррекции
поможет
обеспечить
более
эффектив-
ные каналы связи с телесной сферой клиента и с различны-
ми уровнями его сознания.
2. Музыка
способна
вызывать
многочисленные
телес-
ные
и
двигательные
реакции.
в
человеческом
организме.
Умело
используя
этот
механизм,
можно
гармонизировать
и
стабилизировать
эмоциональную
сферу
клиента
через
изме-
нение с помощью музыки его дыхания, сердечно-сосудистой
деятельности, мозговой активности.
3. С
моторно-двигательной реакцией на музыку связано
оживление
в
памяти
прошлого
опыта.
Музыка
является
ключом к системам человеческой памяти. Это важно учиты-
вать в процессе психокоррекции, когда возвращение и вос-
крешение прошлых событий — одна из главных задач.
4. Музыка и
речь — это родственные, взаимно влияю-
щие друг на друга знаковые, семиотические виды деятель-
ности.
Это
позволяет
использовать
музыку
для
стимуляции
речевого
общения
в
ситуациях,
когда
клиент
затрудняется
говорить, а также для развития речи.


126
5. Музыка
несет в себе мощное коммуникативное нача-
ло, в ней заложены широчайшие возможности общения —
это общение с личностью автора, с лирическим героем про-
изведения, а также со всем духовным опытом человечества.
6. Музыка
— это метафора. Метафорический язык по-
нятен
любому
человеку
независимо
от
возраста.
Метафоры
позволяют
затронуть
неосознаваемые
переживания
клиента
и поэтому дольше сохраняются в памяти.
7. В
процессе
восприятия
музыкального
произведения
действует
механизм
идентификации
личности
с
«лириче-
ским героем». Это имеет большое значение особенно для ре-
бенка, так как дети активно идентифицируют себя с окру-
жением.
8.
Музыка
воздействует
на
подсознание
человека.
Музыкальные
архетипы
предельно
обобщены,
их
понима-
ние не требует специальных знаний и навыков, они имеют
генетическую
«укорененность»
в
сознании
человека.
Возможно то, что на детское подсознание она действует на-
прямую. Бессознательные образы, вступая в резонанс с му-
зыкой,
усиливаются
и
тем
самым
становятся
доступными
для осознания.
9.
Музыка
неизбежно
пробуждает
у
слушателя
актив-
ную
эмоциональную
реакцию.
Первичные
эмоционально-
акустические
единицы
музыкального
языка
воздействуют
на эмоциональную сферу человека. Это облегчает отреагиро
-
вание чувств во время сеансов психотерапии.
10. В
музыкальном
восприятии
правое
полушарие
моз-
га играет ведущую роль.
11. Положительные
эмоции
при
музыкальном
прослу-
шивании
требуют
высочайшей
деятельности
психики.
Мучительные и неприятные аффекты при этом подвергают-
ся некоторой разрядке, уничтожению, превращаются в свою
противоположность. Это важно учитывать при использова-

127
нии
музыки
в
психокоррекционной
работе,
когда
изжива-
ние отрицательных эмоций становится одной из главных за-
дач [11].
ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ
В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И ГРУППОВОЙ РАБОТЕ
С КЛИЕНТАМИ
Индивидуальная музыкальная терапия
Индивидуальная
музыкальная
терапия
является
психотера-
певтическим методом лечения, который применяется в рам-
ках
конфиденциальных
взаимоотношений
между
клиентом
и
психологом.
Индивидуальная
музыкальная
терапия
ори-
ентирована на переживания клиента.
К одному из методов терапии относится импровизация
на
музыкальных
инструментах,
прослушивание
и
анализ
музыкальных
впечатлений
данной
импровизации
и
содер-
жательной
части
психотерапевтической
беседы.
На
основе
импровизаций,
представляющих
в
музыкальной
терапии
основной
способ
выяснения
инстинктивного
(непроизволь-
ного,
бессознательного),
психологи
пытаются
понять
кон-
цепцию
клиента.
В
процессе
импровизаций,
их
прослуши-
вания и обсуждения проигрываются возможные способы ре-
шения
ряда
проблем
клиентов.
Таким
образом
психологи
пытаются
понять,
в
чем
заключаются
проблемы
клиентов.
В процессе музыкальной терапии может раскрыться не ис-
пользовавшийся
ранее
творческий
потенциал
участника
те-
рапии. Психолог следит за тем, чтобы занятия музыкальной
терапией
проходили
в
«безопасном,
защищенном
простран-
стве ».
Продолжительность
занятий
составляет,
как
правило,
50 минут. Время и частота занятий определяются, во-первых,


128
условиями
учреждения,
где
осуществляется
курс
музыкаль-
ной
терапии
(например,
продолжительностью
пребывания
в
клинике),
во-вторых,
индивидуальными
потребностями
и
возможностями
клиента.
Также
занятия
музыкальной
тера-
пией могут проводиться в комбинации с другими арт-тера
-
певтическими методами.
Индивидуальная
музыкальная
терапия
может
комби-
нироваться
с
групповыми
видами
психокоррекции
(двига-
тельная
терапия,
психотерапевтические
беседы
в
группе,
изотерапия), а также с групповой музыкальной терапией.
Индивидуальная
музыкальная
терапия
может
быть
ре-
комендована
далеко
не
всем
группам
клиентов.
Некоторые
клиенты
(например,
душевнобольные
пациенты
и
подвер-
женные
психозам
люди)
нуждаются
в
других
терапевтиче-
ских приемах.
Групповая музыкальная терапия
Групповая
музыкальная
терапия
является
методом,
кото-
рый,
как
правило,
сосредоточен
на
изучении
коммуника-
тивного
поведения
и
переживаний
клиентов.
Групповая
динамика
рассматривается
как
движущая
сила
группового
процесса. Группа из 8-10 участников импровизирует на му-
зыкальных инструментах, которые они сами же и выбира-
ют. Клиенты играют либо вместе, либо по договоренности
разбиваются на подгруппы, пары или работают поодиночке.
После
игры
на
музыкальных
инструментах,
которая
продолжается в течение пяти минут, исполнители и слуша-
тели делятся полученным в процессе игры опытом, пытают-
ся описать музыку, рассказывают о своих впечатлениях во
время игры, обмениваются воспоминаниями. При этом про-
ясняются
определенные
темы,
иногда
становятся
понятны-
ми конфликты, в которых отражаются как индивидуальные


проблемы, так и динамика отношений в группе. В ходе бесе-
ды
легче
найти
выход
из
создавшегося
положения.
Часто
психолог предлагает перейти к новой фазе игры, если он
считает, что тем самым может интенсифицировать или ожи-
вить образы, воспоминания о событиях, затронутых в разго-
воре с клиентом. При определенных правилах «новой» игры
1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   32

тема переживаний может конкретизироваться.
Групповые занятия чаще всего продолжается 60-90 ми-
нут. В неделю может проходить от одной до трех сессий.
Общая продолжительность курса
— от четырех недель до
двух месяцев.
Часто
групповая
музыкальная
терапия
применяется
в
комбинации
с
другими
формами
арт-терапии.
Так,
напри-
мер, эффективными оказываются следующие комбинации:
-
групповая
музыкальная
терапия
+
индивидуальные
психотерапевтические беседы;
- групповая музыкальная терапия + изотерапия;
- групповая музыкальная терапия + сказкотерапия.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ С ДЕТЬМИ
На сеансах игровой и музыкальной терапии музыка сама по
себе задействует различные терапевтические механизмы:
- позволяет преодолеть психологическую защиту ре-
бенка — успокоить его или активизировать, настро-
ить, заинтересовать;
- помогает установить контакт между психологом и
ребенком;
- помогает развить коммуникативные и творческие
возможности ребенка;
- повышает самооценку на основе самоактуализации;
- способствует отреагированию чувств;
- помогает пережить катарсис;

130
- развивает эмпатические способности;
-
помогает
укрепить
отношения
с
психологом
и
други-
ми
людьми,
способствует
установлению
и
развитию
межличностных отношений;
-
формирует
ценные
практические
навыки

игру
на
музыкальных инструментах;
-
помогает
занять
ребенка
увлекательным
делом

му-
зыкальными
играми,
пением,
танцами,
движением
под
музыку,
импровизацией
на
музыкальных
инс-
трументах;
-
непродолжительное
музицирование
на
каждом
заня-
тии
хорошо
усваивается
детьми,
плохо
переносящи-
ми
учебные
нагрузки;
-
музыка
увлекает
и
оказывает
успокаивающее
воз-
действие
на
большинство
гиперактивных
детей;
-
замкнутые
и
скованные
дети
становятся
более
спон-
танными
и
развивают
навыки
взаимодействия
с
дру-
гими
людьми;
у
них
улучшается
речевая
функция.
Музыкотерапия
очень
эффективна
в
коррекции
нару-
шений
общения,
возникших
у
детей
по
разным
причинам.
Сеансы
музыкотерапии
позволяют
создать
условия
для
эмо-
ционального диалога часто даже в тех случаях, когда другие
способы
исчерпаны.
Контакт
с
помощью
музыки
безопасен,
ненавязчив,
индивидуализирован,
снимает
страхи
и
напря-
жение.
Использование
на
занятиях
как
знакомых,
так
и
не-
знакомых
произведений,
изменение
их
громкости
и
скоро-
сти
дает
возможность
направленной
работы
с
разными
де-
тьми.
Большие
успехи
достигнуты
в
лечении
детей
больных
аутизмом.
Музыка,
оказывая
большое
влияние
на
физиоло-
гию
человека,
благотворно
воздействует
через
телесный
уро-
вень
и
на
эмоциональное
состояние
клиента,
способствуя
тем самым лечению психосоматических заболеваний.
129