Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 818

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

223
АРТ-ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С БЕЗДОМНЫМИ
Бездомный человек — это человек, который не имеет кры-
ши над головой. В более широком смысле слова бездомность
означает
отсутствие
у
человека
надежного,
постоянного,
принадлежащего
ему
жилища.
Такие
люди
могут
жить
в
ночлежках или приютах, а также в помещениях, не отвеча-
ющих установленным стандартам.
К категории бездомных людей относят:
- иммигрантов и людей, временно утративших жилье;
- тех, кто проживает в приютах или ночлежках доста-
точно продолжительное время.
Некоторые лица становятся бездомными по своей воле.
Существует
множество
причин,
приводящих
к
такой
жиз-
ни,
среди
них:
распад
семьи
(обусловленный,
например,
раз-
дорами
или
утратой
кормильца),
физическое
или
психиче-
ское
заболевание,
длительное
пребывание
в
каком-либо
уч-
реждении
(например,
в
детском
доме,
больнице
или
тюрь-
ме) и др.
Однако помимо них существуют иные причины, связан-
ные
с
изменениями
в
государственной
политике,
в
частно-
сти,
это
сокращение
ассигнований на
выплату
пособий.
Кро-
ме
того,
лица
моложе
восемнадцати лет,
ушедшие
из
дома,
не могут
рассчитывать на получение финансовой помощи от
государства.
Отсутствие жилья — трагедия для любого человека,
особенно
для
женщин.
Среди
причин,
приводящих
женщин
к
бездомности,
можно
назвать
избиения
и
издевательства
со
стороны
родителей
или
мужчины,
инцест,
беременность,
из-
насилование и т . д . Многие бездомные женщины имеют раз-
ного рода психические расстройства.
Бездомных различают по типу имеющихся у них пси-
хических или личностных расстройств.

Можно
выделить
основные
категории
бездомных,
кото-
рые страдают:
-
психозами
(острые
психотические
эпизоды,
шизо-
френия и иные параноидные психозы);
-
поведенческими
нарушениями
(неадекватное
или
не-
понятное для окружающих поведение);
- алкогольной или наркотической зависимостями;
-
органическими
поражениями
головного
мозга
(трав-
ма, сосудистая деменция);
-
нарушениями
познавательных
функций
(нередко
от-
мечаемые при психических заболеваниях);
-
нарушениями
психики,
которые
вызваны
бездом-
ностью.
Достоинства арт-терапии:
1. Арт-терапевтические
занятия
способны
помочь
без-
домным на самом разном уровне — в личном плане (напри-
мер, благодаря арт-терапии эти люди получают возможность
самовыражения в достаточно безопасных для себя условиях,
что особенно значимо, если иметь в виду чувство гнева).
2. В
приютах
агрессивное
поведение
является
большой
проблемой, а его последствия могут быть весьма серьезны-
ми. Кроме того, у бездомных очень высок уровень тревож-
ности.
3. Занимаясь
в
арт-терапевтической
группе,
они
могут
почувствовать
себя
более
раскрепощенно.
Здесь
они
могут
раскрыть свои творческие возможности и вести себя более
естественно и спонтанно.
4. У бездомных формируется больше доверия к себе, по-
вышается
самооценка
и
развивается
способность
лучшего
понимания самих себя.
5. В
социальном
плане
благодаря
арт-терапевтической
группе бездомные учатся лучше понимать других и ценить
их человеческие качества.


ЭКСПРЕССИВНО-ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
С ЖЕРТВАМИ НАСИЛИЯ
Технологии работы с детьми, пострадавшими от внутрисемейного насилия
Основанием
для
использования
арт-терапевтических
техно-
логий работы с детьми, пострадавшими от
внутрисемейного
насилия,
являются
следующие
психологические
проблемы
детей:
- трудности эмоционального развития;
- актуальный стресс, депрессия;
- импульсивность эмоциональных реакций;
-
эмоциональная
депривация
детей,
переживание
ре-
бенком отвержения и чувства одиночества;
- наличие конфликтных межличностных ситуаций;
- неудовлетворенность внутрисемейной ситуацией;
-
повышенная тревожность, фобические реакции и дру-
гие невротические симптомы;
-
негативная
«Я-концепция»,
искаженная
самооценка,
низкая степень самопринятия.
Изотерапия
К
группе
арт-терапевтических
методов,
основанных
на
ис-
пользовании
различных
изобразительных
средств,
отно-
сятся рисование, лепка и создание коллажей. Одним из на-
иболее
эффективных
методов
в
работе
с
детьми,
пережив-
шими
глубокие
психологические
травмы,
считается
метод
«Проективный рисунок».
Рисунки,
создаваемые
в
процессе
терапии,
рассматри-
ваются
как
проекции
определенных
аспектов
внутренней
жизни человека. Прежде всего, это проекции недоступных

226
рациональному
пониманию
самого
ребенка
содержаний
пси-
хики,
вытесненных
в
бессознательную
ее
часть,
а
также
тех
мыслей
и
чувств,
которые
он
осознает,
но
стыдится
выра-
зить открыто.
Основная
задача
метода
состоит
в
выявлении,
осозна-
нии
и
проработке
трудно
вербализуемых
проблем,
пережи-
ваний
детей,
которые
оказались
жертвами
насилия.
Рисуя,
такой
ребенок
дает
выход
своим
подавленным
чувствам,
же-
ланиям,
мечтам,
а
также
соприкасается
с
некоторыми
пуга-
ющими,
неприятными,
травмирующими
образами
и
выра-
жает
отношение
к
ним.
Это
позволяет
преобразовать
пси
-
хотравмирующий
опыт
и
связанные
с
ним
эмоциональные
состояния.
Специалист
ставит
перед
ребенком
определенную
твор-
ческую задачу (создать рисунок) либо в директивной, либо в
недирективной
форме.
Директивная
форма
предполагает
структурирование
творческого
процесса

прямую
поста-
новку
задачи
и
руководство
поиском
лучшей
формы
и
средств
выражения.
Недирекивная
форма
предполагает
са-
мостоятельный
выбор
ребенком
темы
рисования
и
художе-
ственных
материалов.
Одновременно
с
процессом
рисования
специалист
оказывает
всестороннюю
эмоциональную
под-
держку и помощь в выборе выразительных средств.
Рисунок
на
свободную
тему.
Используя
эту
технику,
психолог просит ребенка рисовать то, что он сам захочет, и
рассказывать про все мысли и чувства, которые он будет ис-
пытывать
во
время
работы.
Основная
ценность
этой
техники
заключается
в
спонтанности
творческого
акта,
который
мо-
жет привести к катарсису.
Рисунок
на
заданную
тему.
Специалист
дает
задание
на-
рисовать
картинку,
в
которой
отражалось
бы
отношение
ре-
бенка к самому себе, к внешнему миру и окружающим его
людям. Примеры: «Я» (в прошлом, настоящем, будущем),
8 Зак 4285
225


«Мое
любимое
занятие»,
«Мои
любимые
места
прогулок»,
«Портреты людей, которых я люблю» и т. п.
В работе с детьми, которые оказались жертвами домаш-
него насилия, следует с особой осторожностью использовать
такую
распространенную
тему
проективного
рисунка,
как
«Моя семья» (в прошлом, настоящем и будущем). Гораздо
безопаснее
придать
этой
теме
образно-символическую,
про-
ективную форму. Например: «Птицы в гнезде» и т. п. Темой
рисования
также
может
быть
какое-либо
абстрактное
поня-
тие, эмоциональное состояние и чувство, для которого необ-
ходимо придумать образ. Примеры: добро, зло, счастье, пе-
чаль, гнев, удивление и пр.
Игра в рисование историй. Этот метод объединяет ме-
тод рисунка и рассказа. Он чаще используется в работе с де-
тьми. Специалист первым рисует на бумаге линию и просит
ребенка дополнить ее таким образом, чтобы возникла кар-
тинка.
Когда
первый
рисунок
закончен,
психолог
спраши-
вает «Что это?» и тем самым инициирует рассказ ребенка.
На следующем этапе ребенок должен нарисовать первую ли-
нию и психолог развивает этот знак в рисунок, возникает се-
рия
рисунков
и
комментирующая
ее
развернутая
история
[34].
На
протяжении
всей
работы
психолог
придерживается
определенной
логики
вмешательства

от
следования
эмо-
циональному
настрою
ребенка
к
предложению
альтернатив-
ных эмоциональных состояний.
Техника «Моя жизнь». Данная методика позволяет вы-
явить темы и проблемы, оставшиеся нераскрытыми в вер-
бальном
общении.
Для
облегчения
начала
художественного
творчества
рекомендуется
использовать
метод
журнального
фотоколлажа,
когда
клиенту
предлагается
вырезать
из
жур-
налов картинки и наклеить их на лист. По окончании рабо-
ты каждому фрагменту композиции дается название, и он
связывается с яркими впечатлениями своей жизни.


228
Рис. 2. Символическое изображение личного герба:
1 — достижения; 2 — самоидентификация; 3 — цели и ценности;
4 — жизненный девиз
Техника
«Автопортрет».
Использование
данной
техни-
ки
служит
самоутверждению
и
укреплению
психической
идентичности
клиента,
постижению
своего
«Я».
Телесный
образ
«Я»
является
значимым
показателем
самопринятия.
Автопортрет
можно
нарисовать,
вылепить
или
сделать
из
вырезок журнала. Образ «Я» может воплощаться в качестве
реального
или
идеального,
прошлого
или
будущего.
Авто-
портрет
может
быть
символическим,
в
виде
абстрактного
рисунка,
растения,
животного,
архитектурного
сооружения
и пр. После завершения рисунка клиент может попытаться
поговорить со своим изображением.
Техника «Мой герб». Цель методики — развитие само-
уважения и самопонимания, рефлексия публичного «Я», ра-
зумная
социальная
открытость.
Как
известно,
в
Средние
века герб отражал деяния человека, его девиз, а также его
происхождение и привилегии.
228

Психолог предлагает на листе бумаги с помощью фло-
мастеров или красок изобразить свой личный герб. Герб по-
казывает
окружающим
в
символической
форме
устремле-
ния и позиции человека.
Контур герба разделяется на четыре области (рис. 2):
- В левой части фиксируются главные достижения в
жизни.
- В средней части — то, как клиент себя воспринимает.
- В правой части отмечаются главные цели в жизни.
-
Нижняя часть герба отводится для обозначения глав-
ного девиза в жизни.
На рисование отводится около получаса. После оконча-
ния выполнения задания участники представляют друг дру-
гу
свои
гербы
и
девизы.
Задаются
уточняющие
вопросы.
Обсуждается сходство гербов и символов.
Игровая терапия с детьми
Игровая терапия основана на том, что игра может модели-
ровать
деятельность,
воспроизводящую
по
аналогии
с
ре-
альностью
придуманную,
воображаемую
или
желаемую
действительность. В условных обстоятельствах игра дает ре-
бенку
или
подростку
возможность
переживать
удачи,
успех
в борьбе, раскрывать свои физические и умственные способ-
ности.
В процессе арт-терапевтической работы с детьми, став-
шими жертвами насилия, особое значение приобретает осна-
щение игровой комнаты (игротерапевтического кабинета).
Для
обеспечения
процесса
игровой
терапии
необходимо
иметь следующие игрушки и игровые материалы:
Реалистические
игрушки.
К
ним
относится
кукольная
семья, в набор которой входят: 1) фигурки мальчиков и де-
вочек, мужчин и женщин, бабушек и дедушек, у которых


230
имеются гениталии, ротовые и анальные отверстия, вторич-
ные половые признаки; 2) кукольный дом и мебель, машины,
касса, телефон, деревья, железная дорога, животные и т. д.
Игрушки
и
материалы,
помогающие
отреагированию
негативных
чувств.
К
ним
относятся
солдатики,
оружие,
хищники,
различные
мягкие
валики
и
подушки,
по
кото-
рым ребенок может колотить.
Игрушки
и
материалы,
способствующие
творческому
самовыражению
и
снятию
эмоционального
напряжения.
К ним относятся различные кубики, конструкторы и мозаи-
ки, глина, краски и кисти, бумага, ножницы и клей, песок,
вода, ткани, маски, парики и театральные костюмы, музы-
кальные инструменты, фигуры для кукольного театра.
Игра
с
реалистичной
кукольной
семьей.
Дети,
которые
не
испытали
сексуального
насилия,
воспроизводят
в
игре
свою
повседневную
жизнь.
Дети,
пережившие
сексуальное
насилие, часто ведут себя следующим образом: они раздева-
ют кукол, разглядывают то, что у них между ног, делают
сексуальные замечания, кладут их вместе в кровать, проиг-
рывают сексуальные роли. Обе группы детей играют
так,
как это происходило и происходит с ними на самом деле.
Дети,
испытавшие
сексуальное
насилие:
- проявляют страх, волнение, не хотят подходить к кук-
лам,
боятся
дотронуться
до
них;
-
реагируют
агрессивно:
«куклы
нехорошие,
злые»;
- ведут себя так, как будто этого они еще никогда не
видели,
как
будто
не
знают,
как
называются
интим-
ные
части
тела,
как
будто
они
не
замечают
различий
между
куклами
мужского
и
женского
пола
(особенно
у
«взрослых»
кукол
мужского
пола);
-
маленькие
дети
с
эмоциональными
нарушениями
ис-
пользуют
куклы,
чтобы
открыто
проиграть
сексуаль-
ные действия.