Файл: М. В. Киселева арттерапия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 804

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

44
Некоторые
современные
кабинеты
для
групповой
ин-
терактивной
арт-терапевтической
работы
нередко
оборудо-
ваны микрофонами или видеокамерами для аудио- и видео-
записи разных этапов сессии.
При оборудовании кабинетов для индивидуальной и осо-
бенно
групповой
арт-терапевтической
работы
следует
учи-
тывать высокую степень восприимчивости клиентов к мель-
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

чайшим особенностям интерьера (окраска стен и мебели, вид
из окна и т. д.). Когда клиенты ходят в кабинет на протяже-
нии
длительного
времени,
у
них
формируется
устойчивая
система ассоциаций и реакций на ставшую им привычной
среду. Любое изменение в ней может восприниматься весьма
болезненно
и
даже
нарушать
арт-терапевтический
процесс.
Нужно
учитывать,
что
арт-терапевтический
кабинет
являет-
ся не только реальным физическим пространством для кли-
ента, но и символическим пространством, в котором каждый
элемент может иметь свои скрытые смыслы и функции.
Большое значение для клиента имеет ощущение «конт-
роля» над происходящим в кабинете, по крайней мере, над
ходом творческой работы и ее результатами. Поэтому кли-
енты должны быть уверены в том, что продукты их творче-
ской
деятельности
надежно
сохраняются
в
индивидуальных
папках
или
на
индивидуальных
полках.
Если
выполнение
работ затягивается на несколько сессий, их следует закры-
вать или переворачивать, чтобы они не стали предметом пре-
ждевременного
обсуждения
и
замечаний.
Художественное
оформление
кабинета
(например,
репродукциями)
должно
быть минимальным и продуманным.
Арт-терапевтическое отделение
и
кабинет универсального назначения
Арт-терапевтическое
отделение
и
кабинет
универсально-
го
назначения являются специализированным комплексом

45
помещений,
предназначенных
для
разных
форм
арт-тера-
певтической работы, нередко проводимой параллельно с не-
сколькими клиентами или группами.
Арт-терапевтические
отделения
стали
создаваться
срав-
нительно недавно, главным образом для обслуживания кли-
ентов
крупных
лечебно-реабилитационных
учреждений,
по-
сетителей
социальных
центров,
а
также
для
осуществления
комплекса
различных
арт-терапевтических
программ,
рас-
считанных на самые разные группы населения.
Дополнительные помещения
Наряду
с
несколькими
помещениями,
предназначенными
для
групповой
и
индивидуальной
работы,
в
арт-терапевти-
ческом отделении может быть оборудован кинозал для рабо-
ты
с
аудио-
и
видеоматериалами,
административные
поме-
щения,
комната
для
длительного
хранения
работ
клиентов,
кухня или кафе, место ожидания для прибывающих на за-
нятия клиентов.
Оснащение арт-терапевтического процесса
Арт-терапевтическая
работа
предполагает
широкий
выбор
различных
изобразительных
материалов
и
предметов,
спо-
собствующих
творческому
самовыражению
и
снятию
эмо-
ционального напряжения:
- краски, карандаши, восковые мелки, пастель;
- журналы, цветная бумага, фольга, текстиль — для
создания коллажей или объемных композиций;
- глина, пластилин, дерево, специальное тесто — для
лепки;
- бумага для рисования разных форматов и оттенков;
- кисти разных размеров и губки для закрашивания
больших пространств;
- ножницы;


46
-
нитки;
- разные типы клеев, скотч;
- игрушки;
- музыкальные инструменты;
- ткани;
- коллекция миниатюрных фигурок для песочной те-
рапии;
- две песочницы (ящики для песка).
Качество
материалов
по
возможности
должно
быть
достаточно высоким, так как в противном случае может сни-
зиться ценность самой работы и ее результатов. Необходимо
учитывать,
что
выбор
материала
может
быть
связан
как
с особенностями состояния и личности клиента, так и с ди-
намикой
арт-терапевтического
процесса
в
целом.
Клиенту
должна
быть
предоставлена
возможность
самому
выбирать
материал и средства для изобразительной работы.
Способы регистрации и оценки арт-терапевтической работы
В
этом
разделе
рассматриваются
различные
способы
веде-
ния
документации,
отражающей
арт-терапевтическую
рабо-
ту (как индивидуальную, так и групповую), а также способы
оценки
ее
результатов.
Ведение
документации
необходимо
не только для «отчетности» и оценки труда арт-терапевта,
но и для динамического анализа работы, позволяющего при-
нимать те или иные решения, связанные с ведением клиен-
тов или групп. Эти документы содержат ценный материал,
необходимый
для
ретроспективного
анализа
и
проведения
научных исследований.
Ведение текущей документации
В
настоящее
время
существует
несколько
основных
спосо-
бов регистрации арт-терапевтической работы.

47
1.
Формализованный
бланк
заполняется
на
каждой
сес-
сии при проведении как индивидуальной, так и групповой
арт-терапии.
Он содержит следующие пункты:
- ФИО клиента (или участников группы);
- дата и время сессии;
- тема;
-
используемые клиентом или участниками группы ма-
териалы;
-
высказывания клиента или участников группы в хо-
де работы;
- особенности невербальной экспрессии («язык тела»)
в ходе работы;
- взаимодействие между участниками группы (для
групповых форм работы);
- отношение к работе;
- процесс творческой работы (этапы создания образа)
клиента или участников группы;
- описание творческого продукта;
-
предполагаемое
содержание
творческого
продукта

точки зрения арт-терапевта);
-
осознание
содержания
творческого
продукта
самим
клиентом или участниками группы (формальное объ-
яснение или инсайт).
2.
Развернутое описание по схеме (в основном для тема-
тически
ориентированных
и
аналитических
групп)
исполь-
зуется
преимущественно
при
групповых
формах
работы
и
содержит следующие пункты:
- ФИО участников, отсутствовавшие;
- ведущие (арт-терапевт, ассистент);
- дата и время сессии, какая сессия по счету;
- цель занятия;
- тема, используемые упражнения, задания;


- общая атмосфера в группе (в начале, в середине, в кон-
це
сессии),
общий
характер
взаимодействия,
ощуще-
ния ведущего;
- что происходило в группе, как вели себя отдельные
участники (что делали, как участвовали в обсужде-
нии);
- каково было участие арт-терапевта и ассистента в ра-
боте группы, их взаимодействие;
- итоги сессии, план дальнейшей работы.
В
большинстве
случаев
перечисленные
способы
регист-
рации
дополняются
небольшими
рисунками,
выполняемы-
ми
арт-терапевтом
и
имитирующими
творческую
продук-
цию клиента или участников группы. В настоящее время
предпочтение отдается фотографии готовых работ (или даже
отдельных этапов, связанных с их созданием). Иногда ис-
пользуется и видеозапись.
Правила хранения
изобразительной продукции
Вся
изобразительная
продукция
сохраняется
в
течение
не-
скольких лет (обычно не менее трех лет после завершения
работы): на обороте рисунка клиент или участники отмеча-
ют свою фамилию и дату выполнения работы.
Методы оценки
эффективности арт-терапии
Помимо приведенных выше форм записи и регистрации арт-
терапевтической
работы
существуют
различные
методы
ее
оценки, в частности совместно с ассистентом, а также сов-
местно с группой.
Оценка
арт-терапевтической
работы
совместно
с
ассис-
те
нтом. Оценка арт-терапевтической работы совместно с ас-

49
систентом может предполагать обсуждение целого ряда во-
просов, например:
Наблюдалось
ли
проявление
положительных
эмоций
у участников группы, какова была степень их вовлеченнос-
ти в работу, а также степень их откровенности?
Имели
ли
место
отрицательные
чувства,
проявлен-
ные в ходе работы, и насколько адекватно они воспринима-
лись
ведущими
(арт-терапевтом
и
ассистентом)
и
участника-
ми группы?
Отмечались
ли
проявления
«незавершенных
пережи-
ваний» у отдельных участников группы и какой способ их
«завершения» был использован?
Насколько
успешным
было
взаимодействие
арт-тера-
певта и ассистента?
Что получили участники группы от работы?
Был
ли
результат
работы
позитивным,
то
есть
имел
ли
он
определенный
лечебно-коррекционный
или
развива-
ющий эффект?
Были
ли
решены
основные
задачи
арт-терапевтиче-
ской работы с данной группой?
Мнения арт-терапевта и ассистента по отдельным пунк-
там не всегда совпадают, что может быть связано с субъек-
тивным
характером
их
восприятия,
разной
степенью
вовле-
ченности в групповую динамику, различиями в их ролях и
другими причинами.
Однако
совместное
обсуждение
способствует,
как
прави-
ло,
более
объективному
и
разностороннему
пониманию
рабо-
ты и во многих случаях позволяет его скорректировать.
Возможен
и
менее
формализованный
подход
к
совмест-
ной оценке арт-терапевтической работы — путем ее обсуж-
дения
в
кругу
коллег,
на
семинарах,
«баллинтовских
груп-
пах»,
конференциях,
собраниях
профессиональных
объеди-
нений арт-терапевтов [21].


Анализ
арт-терапевтической
работы
совместно
с
груп-
пой.
Анализ
арт-терапевтической
работы
совместно
с
груп-
пой
предполагает
периодический
опрос
каждого
участника
(индивидуально или в группе раз в 1-2 месяца) с выясне-
нием:
- оценки общей атмосферы в группе, характера взаи-
модействия между участниками, степени их вовлечен-
ности в работу;
- оценки степени собственного интереса к происходя-
щему, основных ощущений и чувств, связанных с ра-
ботой, достигнутых результатов или отмеченных из-
менений в собственном состоянии;
- предположений или пожеланий относительно даль-
нейшей работы.
Иногда арт-терапевт прибегает к использованию анкет,
которые заполняются участниками и могут быть применены
в дальнейшем для ретроспективной оценки, статистическо-
го анализа и иных целей (см. Приложение 1).
Сложность
оценки
эффективности
арт-терапевтиче-
ской работы. Особую сложность представляет оценка эффек-
тивности
арт-терапевтической
работы
(при
осуществлении
как индивидуальной, так и групповой арт-терапии).
Как и в случае с любым другим методом психокоррек-
ции, это связано с рядом моментов.
1.
Все
психотерапевтические
отношения
уникальны.
Они определяются не столько характером проблематики кли-
ента
или
конкретными
методами,
используемыми
специа-
листом, сколько личностями психолога и клиента. Характер
и глубина их отношений — решающие факторы в достиже-
нии
психокоррекционного
результата.
Опыт
«эффективно-
го
»
психотерапевтического
взаимодействия
плохо
поддает-
ся
формализации
и
механическому
воспроизведению,
хотя
эт
и процедуры и являются предпосылками для проведения

51
любого
сравнительного,
основанного
на
количественно^
анализе исследования.
Сложность
оценки
эффективности
арт-терапевтиче-
ской работы связана еще и с тем, что она, в отличие от неко-
торых
других
психокоррекционных
приемов,
затрагивает
разные
сферы
и уровни
психической деятельности (как со-
знательные,
так
и
бессознательные
психические
процессы)
и во многих случаях не ставит своей целью коррекцию соци-
ального
поведения
человека
или
устранение
конкретного
проявления
болезни.
Она
имеет
«инсайт-ориентированный»
характер
и
направлена
на
изменение
мироощущения
чело-
века и системы его отношений (включая окружающий мир и
самого себя), достижение им либо лучшего понимания своих
переживаний,
либо
такой
трансформации
их
«качества»,
которая
делает
человека
более
аутентичным,
творческим,
счастливым.
При
арт-терапевтической
работе
изменения
происхо-
дят во «внутреннем плане» и далеко не всегда имеют своим
результатом
конкретные,
«измеримые»
проявления
в
пове-
дении.
Модель
арт-терапевтической
работы
не
имеет
«плано-
вый» характер и не может быть воспроизведена.
5. Из
наиболее
широко
распространенных
способов
оценки
эффективности
арт-терапевтической
работы
можно
назвать опрос самого клиента и учет осознания им происхо-
дящих
изменений
в
его
состоянии
и
системе
отношений.
Иногда
эти
критерии
дополняются
описанием
либо
в
виде
развернутых
самоотчетов,
либо
лаконичных
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   32