ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Словесные методы. Метод играет ведущую роль в педагогическом процессе. Постановка задач обучения, объяснение учебного материала, методические указания, замечания, объяснение ошибок, оценка деятельности учащихся, способы организации коллектива занимающихся и т. д.
К наглядным методам обучения относятся: демонстрация техники плавания или отдельного упражнения, использование наглядных пособий, схем, диаграмм, таблиц, кинограмм, учебных фильмов, видеозаписей.
К числу наглядных методов обучения относятся специальные условные сигналы и жесты. Они успешно используются многими педагогами, а сами занимающиеся быстро к ним привыкают.
Метод упражнения относится к числу основных практических методов.
С помощью метода упражнений задается необходимая нагрузка при обучении плаванию и в спортивной тренировке. С помощью упражнений осуществляется и необходимый отдых.
Различают метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.
- 1 2 3 4 5 6 7 8
Характеристика игровых средств в плавании.
Игра помогает налаживанию контактов в детском коллективе, способствуют повышению эмоциональности, что помогает быстрее и прочнее закрепить разученные упражнения.
К методике проведения игр предъявляются следующие требования:
-
должна быть поставлена конкретная задача -
игра должна быть посильной -
игра должна способствовать проявлению активности, самостоятельности и инициативы участников -
игры необходимо проводить систематически, усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.
Игры, применяемые на занятиях по плаванию, делятся на три группы:
-
Простейшие бессюжетные игры,. -
Игры сюжетно-образного характера.. -
Командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды и коллективно взаимодействуют в борьбе за победу.
При проведении каждой игры необходимо соблюдать следующие правила:
-
Четко объяснять содержание и правила,. -
Участие должны принимать все занимающиеся. -
В игру включаются только те упражнения, которые изучены всей группой. -
При прохладной воде применять активные игры или проводить игру в быстром темпе. -
Следить за выполнением правил, строго наказывая все нежелательные проявления (грубость, нарушение правил и др.) -
Останавливать игру, если необходимо сделать замечание кому-либо из играющих. -
Объявлять результаты и называть победителей после окончания игры. -
Вовремя заканчивать игру, пока она не надоела занимающимся и они не очень устали.
Игры на воде проводятся на каждом уроке плавания, как с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. Выбор игры зависит от педагогических задач обучения: условий для проведения игры, количества участников, их возраста и подготовленности. Умелый подбор игр на уроке дает возможность регулировать физическую и эмоциональную нагрузку занимающихся. Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, продолжительность – 5 – 20 мин, а иногда и больше, в зависимости от содержания игры и от задач урока.
Инвентарь для проведения игр
: шесты, плавательные доски, надувные игрушки, мячи, обручи, яркие мелкие предметы и др.
Подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:
-
Игры направленные на ознакомление со свойствами воды. Характеризуются перемещением в опорном положении в различных направлениях и кратковременными погружениями в воду с головой. -
Игры, направленные на изучение и совершенствование отдельных элементов техники плавания. Дыхание, скольжения с различными положениями рук, движения ногами изучаются при проведении игр «Насос», «Стрелки», «Торпеды», «Фонтан» и др. -
Игры, направленные на ознакомление с элементами прикладного плавания. В них включаются ныряние,
48.Организация водных праздников.
Водный праздник – действенное средство пропаганды. Праздники организуются в молодежных лагерях, на городских и сельских пляжах, в домах отдыха и бассейнах. Проводятся праздники как итог спортивной работы сезона или лагерной смены, по случаю юбилейной даты или другого знаменательного события (23 июля – День Нептуна, открытие бассейна, юбилей спортшколы, новогодняя елка).
Программа праздника:
-
Спортивная часть включает наиболее зрелищные виды соревнований:
-
плавание на короткие дистанции -
эстафеты -
прыжки в воду -
финальная игра в водное поло -
ныряние в длину -
массовые старты
Показательная часть
-
проплывание спортсменами коротких дистанций -
демонстрация техники различных способов -
выполнение упражнений подводного спорта -
синхронное плавание -
демонстрация приемов спасения тонущих -
показательное проведение урока по обучению плаванию
Развлекательная часть
-
шуточные эстафеты -
аттракционы -
комические и синхронные прыжки -
инсценировки
Художественное оформление водного праздника предусматривает оригинальные костюмы и красочные декорации, которые необходимо подготовить заранее.
Открытие и закрытие праздника проводится в торжественной обстановке. Приглашают почетных гостей: руководителей, знаменитых спортсменов, спонсоров.
К проведению праздников на открытой воде нужно привлекать работников ближайшей спасательной службы и ОСВОДа. На празднике должны дежурить спасатели и врач. Инвентарь должен быть заранее опробован.
-
Использование средств плавания для развития физических качеств.
Гибкость — одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка. Гибкость зависит от возраста. У детей она значительно лучше, чем у взрослых.
Ловкость — это целесообразность движений в данной конкретной ситуации; она является сложным двигательным качеством, не имеющим единого критерия для оценки.
В спортивном плавании ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является выносливость — способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения ее механической эффективности (без снижения скорости плавания). Развитие базовой выносливости. Базовая выносливость развивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости-1 (БВ-1) могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы обще-развивающх упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений. Базовая выносливость-2 (БВ-2) — это выносливость к работе, требующей максимального напряжения аэробных возможностей и в то же время сопровождающейся активизацией анаэробных процессов энергообеспечения.
Под быстротой понимают способность человека (спортсмена) в максимально короткий отрезок времени совершать двигательные действия, решать двигательные задачи.
Известны три основные формы проявления быстроты:
-
— латентное время двигательной реакции; -
— скорость одиночного сокращения;
3— темп движений.
Развитие быстроты движений, составляющих соревновательную скорость
51.Использование средств плавания для исправления физических недостатков.
При плавании в воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Это создает условия для корригирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий.
Характерной особенностью плавания является отсутствие твердой опоры. Тело человека находится во взвешенном состоянии. Такое положение увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Одной из особенностей, определяющих характер влияния плавания на организм, является горизонтальное положение тела при выполнении плавательных движений руками и ногами. При плавании работают почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах пловцов.
Плавание способствует значительному развитию мускулатуры, т.к. сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, и создаются благоприятные условия для их работы (при повышенном снабжении мышечных волокон кислородом).
В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от действия силы тяжести (веса тела). Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц и горизонтальное положение тела способствует формированию мышечного корсета, правильной осанки.
Плавание – незаменимое упражнение при ликвидации последствий травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В результате перенесенных травм или заболеваний (переломов костей, вывихов, полиартритах и др.) существенную роль играет уменьшение силы тяжести тела в воде под действием выталкивающей подъемной силы. Благодаря гидростатическому давлению создается чувство стабильности в суставах конечностей. При этом каждый занимающийся, плавая даже с большой интенсивностью и активно тренируя все здоровые органы и системы своего организма, не повредит больную конечность или сустав.
Условия плавательного бассейна позволяют выполнять в воде лечебную гимнастику. Для этого больную конечность или сустав сначала прогревают в воде при температуре 38-40 градусов в течение 3 минут, а затем 15-20 мин отводят для специальных упражнений. Каждое движение начинается в спокойном темпе с небольшой амплитудой, которые затем постепенно увеличиваются. Упражнения для больных мышц и суставов следует чередовать с движениями здоровых звеньев опорно-двигательного аппарата.
Сколиоз – генетически обусловленное заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвонков (скручиванием их в процессе роста), ведущее к нарушениям функции органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Степень заболевания устанавливают на основе рентгенограммы. Чаще всего пользуются методом Кобба. Для определения угла искривления позвоночника проводят две линии параллельно поверхности нейтральных позвонков (выше и ниже дуги искривления); перпендикуляры восстановленные к этим линиям, образуют угол, соответствующий кривизне позвоночника.