Файл: 3. Влияние плавания на организм занимающегося.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Словесные методы. Метод играет ведущую роль в педагоги­ческом процессе. Постановка задач обучения, объяснение учебного материала, методические указания, замечания, объ­яснение ошибок, оценка деятельности учащихся, способы орга­низации коллектива занимающихся и т. д.

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация техники плавания или отдельного упражнения, использование наглядных пособий, схем, диаграмм, таблиц, кинограмм, учеб­ных фильмов, видеозаписей.

К числу наглядных методов обучения относятся специаль­ные условные сигналы и жесты. Они успешно используются многими педагогами, а сами занимающиеся быстро к ним при­выкают.

Метод упражнения относится к числу основных практичес­ких методов.

С помощью метода упражнений задается необходимая на­грузка при обучении плаванию и в спортивной тренировке. С помощью упражнений осуществляется и необходимый отдых.

Различают метод строго регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8


Характеристика игровых средств в плавании.

Игра помогает налаживанию контактов в детском коллективе, способствуют повышению эмоциональности, что помогает быстрее и прочнее закрепить разученные упражнения.

К методике проведения игр предъявляются следующие требования:

  1. должна быть поставлена конкретная задача

  2. игра должна быть посильной

  3. игра должна способствовать проявлению активности, самостоятельности и инициативы участников

  4. игры необходимо проводить систематически, усложняя их в зависимости от возраста и подготовленности детей.

Игры, применяемые на занятиях по плаванию, делятся на три группы:

  1. Простейшие бессюжетные игры,.

  2. Игры сюжетно-образного характера..

  3. Командные игры. Участники объединяются в равные по силам команды и коллективно взаимодействуют в борьбе за победу.

При проведении каждой игры необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Четко объяснять содержание и правила,.

  2. Участие должны принимать все занимающиеся.

  3. В игру включаются только те упражнения, которые изучены всей группой.

  4. При прохладной воде применять активные игры или проводить игру в быстром темпе.

  5. Следить за выполнением правил, строго наказывая все нежелательные проявления (грубость, нарушение правил и др.)

  6. Останавливать игру, если необходимо сделать замечание кому-либо из играющих.

  7. Объявлять результаты и называть победителей после окончания игры.

  8. Вовремя заканчивать игру, пока она не надоела занимающимся и они не очень устали.

Игры на воде проводятся на каждом уроке плавания, как с новичками, так и с теми, кто хорошо умеет плавать. Выбор игры зависит от педагогических задач обучения: условий для проведения игры, количества участников, их возраста и подготовленности. Умелый подбор игр на уроке дает возможность регулировать физическую и эмоциональную нагрузку занимающихся. Игры и развлечения на воде проводятся в конце основной и в заключительной частях урока, продолжительность – 5 – 20 мин, а иногда и больше, в зависимости от содержания игры и от задач урока.

Инвентарь для проведения игр

: шесты, плавательные доски, надувные игрушки, мячи, обручи, яркие мелкие предметы и др.

Подвижные игры в воде делятся на следующие основные группы:

  1. Игры направленные на ознакомление со свойствами воды. Характеризуются перемещением в опорном положении в различных направлениях и кратковременными погружениями в воду с головой.

  2. Игры, направленные на изучение и совершенствование отдельных элементов техники плавания. Дыхание, скольжения с различными положениями рук, движения ногами изучаются при проведении игр «Насос», «Стрелки», «Торпеды», «Фонтан» и др.

  3. Игры, направленные на ознакомление с элементами прикладного плавания. В них включаются ныряние,

48.Организация водных праздников.

Водный праздник – действенное средство пропаганды. Праздники организуются в молодежных лагерях, на городских и сельских пляжах, в домах отдыха и бассейнах. Проводятся праздники как итог спортивной работы сезона или лагерной смены, по случаю юбилейной даты или другого знаменательного события (23 июля – День Нептуна, открытие бассейна, юбилей спортшколы, новогодняя елка).

Программа праздника:

  1. Спортивная часть включает наиболее зрелищные виды соревнований:

  • плавание на короткие дистанции

  • эстафеты

  • прыжки в воду

  • финальная игра в водное поло

  • ныряние в длину

  • массовые старты

  • Показательная часть

    • проплывание спортсменами коротких дистанций

    • демонстрация техники различных способов

    • выполнение упражнений подводного спорта

    • синхронное плавание

    • демонстрация приемов спасения тонущих

    • показательное проведение урока по обучению плаванию

  • Развлекательная часть

    • шуточные эстафеты

    • аттракционы

    • комические и синхронные прыжки

    • инсценировки

    Художественное оформление водного праздника предусматривает оригинальные костюмы и красочные декорации, которые необходимо подготовить заранее.

    Открытие и закрытие праздника проводится в торжественной обстановке. Приглашают почетных гостей: руководителей, знаменитых спортсменов, спонсоров.

    К проведению праздников на открытой воде нужно привлекать работников ближайшей спасательной службы и ОСВОДа. На празднике должны дежурить спасатели и врач. Инвентарь должен быть заранее опробован.



    1. Использование средств плавания для развития физических качеств.

    Гибкость — одно из важных физических качеств пловца. Хорошая гибкость обеспечивает пловцу свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий во время гребка. Гибкость зависит от возраста. У детей она значительно луч­ше, чем у взрослых.

    Ловкость — это целесообразность движений в данной конк­ретной ситуации; она является сложным двигательным каче­ством, не имеющим единого критерия для оценки.

    В спортивном плавании ведущим фактором, обеспечивающим высокую специальную работоспособность, является выносли­вость — способность выполнять работу заданной мощности на фоне возрастающего утомления без снижения ее механической эффективности (без снижения скорости плавания). Развитие базовой выносливости. Базовая выносливость раз­вивается с помощью циклических упражнений (плавание, бег, спортивная ходьба, гребля, лыжные гонки), выполняемых в I и II пульсовых режимах. Средствами развития базовой выносливости-1 (БВ-1) могут быть тренировочные занятия в целом при условии постепенного повышения их моторной плотности, спортивные и подвижные игры, комплексы обще-развивающх упражнений при постепенном увеличении числа упражнений, повторений, темпа движений. Базовая выносливость-2 (БВ-2) — это выносливость к рабо­те, требующей максимального напряжения аэробных возмож­ностей и в то же время сопровождающейся активизацией анаэ­робных процессов энергообеспечения.

    Под быстротой понимают способность человека (спортсмена) в максимально короткий отрезок времени совершать двигатель­ные действия, решать двигательные задачи.

    Известны три основные формы проявления быстроты:

    1. — латентное время двигательной реакции;

    2. — скорость одиночного сокращения;
      3— темп движений.

    Развитие быстроты движений, составляющих соревновательную скорость


    51.Использование средств плавания для исправления физических недостатков.

    При плавании в воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости, что разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела. Это создает условия для корригирования нарушений осанки, для восстановления двигательных функций, утраченных вследствие травм, и для предупреждения их последствий.


    Характерной особенностью плавания является отсутствие твердой опоры. Тело человека находится во взвешенном состоянии. Такое положение увеличивает двигательные возможности и содействует их развитию. Одной из особенностей, определяющих характер влияния плавания на организм, является горизонтальное положение тела при выполнении плавательных движений руками и ногами. При плавании работают почти все мышцы тела, что способствует гармоничному развитию мускулатуры и подвижности в основных суставах пловцов.

    Плавание способствует значительному развитию мускулатуры, т.к. сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, и создаются благоприятные условия для их работы (при повышенном снабжении мышечных волокон кислородом).

    В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от действия силы тяжести (веса тела). Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц и горизонтальное положение тела способствует формированию мышечного корсета, правильной осанки.

    Плавание – незаменимое упражнение при ликвидации последствий травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. В результате перенесенных травм или заболеваний (переломов костей, вывихов, полиартритах и др.) существенную роль играет уменьшение силы тяжести тела в воде под действием выталкивающей подъемной силы. Благодаря гидростатическому давлению создается чувство стабильности в суставах конечностей. При этом каждый занимающийся, плавая даже с большой интенсивностью и активно тренируя все здоровые органы и системы своего организма, не повредит больную конечность или сустав.

    Условия плавательного бассейна позволяют выполнять в воде лечебную гимнастику. Для этого больную конечность или сустав сначала прогревают в воде при температуре 38-40 градусов в течение 3 минут, а затем 15-20 мин отводят для специальных упражнений. Каждое движение начинается в спокойном темпе с небольшой амплитудой, которые затем постепенно увеличиваются. Упражнения для больных мышц и суставов следует чередовать с движениями здоровых звеньев опорно-двигательного аппарата.

    Сколиоз – генетически обусловленное заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной плоскости с торсией позвонков (скручиванием их в процессе роста), ведущее к нарушениям функции органов грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Степень заболевания устанавливают на основе рентгенограммы. Чаще всего пользуются методом Кобба. Для определения угла искривления позвоночника проводят две линии параллельно поверхности нейтральных позвонков (выше и ниже дуги искривления); перпендикуляры восстановленные к этим линиям, образуют угол, соответствующий кривизне позвоночника.