Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 796

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

106 продолжительностью действия, скорым исчезновением признаков употребления.
Круг ингалянтов, используемых в настоящее время с целью опьянения, достаточно широк. Это различные марки бензинов, растворителей, лаков и красок как самих по себе, так и их смесевых составов, пятновыводителей, синтетических клеев, освежителей воздуха, дезодорантов, жидкостей для снятия лака с ногтей, антистатиков, корректировочных жидкостей для пишущих машинок, горючих и выхлопных газов и др. Самый простой способ применения летучих растворителей (ЛР) – вдыхание паров ингалянта от смоченной им ваты из бумажного или целлофанового кулька. Для лиц с большим сроком злоупотребления характерен прием ингалянта путем его впитывания через выбритую кожу волосистой части головы. Наиболее опасным способом (чреват летальным исходом от удушья) считается вдыхание паров ЛР с надетым на голову пластиковым пакетом – «метод мешка».
Изучение социально-демографических характеристик лиц, злоупотребляющих ингалянтами, свидетельствует о том, что в основном это лица мужского пола детского и подросткового возраста, воспитывающихся в среде с низким социальным статусом и материальным достатком. Основную группу составляют подростки 12–15 лет, в более старшем возрасте уровень потребления ингалянтов снижается и в зрелом возрасте сходит на нет.Среди мотивов приобщения к ЛР преобладают любопытство, желание испытать неизведанные ощущения, конформность со своей группой сверстников, необходимость самоутверждения в референтной группе, облегчение контактов, подражание авторитетным подросткам, создание ореола исключительности.Диапазон проявлений опьянения летучими растворителями достаточно широк. Чаще возникают зрительные иллюзии и галлюцинации, реже – слуховые обманы восприятия, патологические телесные сенсации. Все это может наблюдаться как при ясном, так и помраченном сознании. В зависимости от темпа и глубины дыхания,
«настроя» и качества растворителя, в одних случаях преобладают более простые зрительные галлюцинации и иллюзии: возникают уплощенные, калейдоскопически сменяющиеся цветные или черно-белые картинки, напоминающие «мультики», действие происходит «как бы на экране», перед мысленным взором, на стене появляются «картинки», какие-то лица
«перемигиваются» и «шевелят губами». В других случаях «кадры» обладают большей объемностью, а фабула событий связана с реальной жизнью больного. Возможны фантастические, сексуальные или устрашающие картины. Собственная личность воспринимается «присутствием в галлюцинациях» и переживаниях, с ними связанных.
По аналогии с интоксикацией наркотическими препаратами выделено семь последовательно наступающих этапов.


107 1-й этап характеризуется глубокой дезорганизацией идеаторной сферы и массивными деперсонализационными расстройствами, на фоне которых формируется заторможенная мания. На 2-м этапе она трансформируется в экстатическую манию. Расстройства мышления здесь достигают максимума, сознание варьирует. Данный этап квалифицируется как онейроид. 3-й этап проявляется спадом психопатологической симптоматики и рассматривается как астенический синдром. На 4-м этапе гипертимия возникает вновь, что свидетельствует о повторном становлении заторможенной гипомании. Она наблюдается на астеническом фоне. Для 5-го этапа свойственно устойчивое гипоманиакальное состояние, периодически доходящее до уровня типичной мании. Характерны феномены отчуждения, проявляющиеся в виде идеаторных и моторных психических автоматизмов. На 6-м этапе симптоматика значительно ослабевает, нарастает астения с субдепрессивной окраской. Развернутый депрессивный синдром формируется на 7-м этапе.
Возникающие здесь дисфорические реакции, связанные с патологическим влечением к ингалянту, приводят к возобновлению «токсикоманического цикла».
Несмотря на то, что еще в 1987 г. в DSM-III-R летучие растворители были включены в перечень веществ, вызывающих зависимость, вопрос о возможности развития при злоупотреблении ЛР абстинентного синдрома
(АС) остается открытым. До сих пор не выяснено, наблюдается ли абстиненция при этой разновидности зависимости. Подобная неоднозначная оценка абстинентного синдрома во многом объясняется возрастным фактором. Для начала злоупотребления ЛР характерен пубертатный возраст с неустойчивыми вегетативными реакциями.
Здесь проявления вегетососудистой дистонии являются физиологической нормой.
Формирующаяся на этом фоне симптоматика не соответствует той, что наблюдается у взрослых. Из-за отсутствия типичных «ломок» большинство подростков-токсикоманов не расценивают свое состояние как болезненное.
Они считают, что в любой момент могут отказаться от приема психоактивных средств.
Рядом авторов абстинентный синдром описан в виде вялости, разбитости, неприятных ощущений в теле, головной боли, головокружения, тошноты, плохого сна, пониженного настроения и раздражительности. Он возникает через 6 – 12 месяцев после начала ингаляции летучими растворителями.
Патологическое влечение к летучим растворителям – это сложное психопатологическое образование (синдром), состоящее из комплекса идеаторных, аффективных, поведенческих, соматовегетативных и сенсорных компонентов, имеющих разную степень выраженности и варианты сочетаний
(Погосов, Козырева, 2002). Слагаемые синдрома патологического влечения
(СПВ) у больных с зависимостью от ЛР соответствуют приведенным в специальной литературе при зависимости от других психоактивных средств.


108
В то же время в их проявлениях обнаруживаются некоторые особенности.
Они обусловлены, во-первых, разновидностью психоактивного средства
(летучие растворители), во-вторых – психическим и физиологическим своеобразием детского и подросткового возраста (табл. 8).
Таблица 8
Проявления синдрома патологического влечения (СПВ) у больных с
зависимостью от ЛР
Компоненты синдрома патологического влечения
Проявления
Идеаторный компонент
–эпизодические или постоянные мысли об ингалянте;
–положительная оценка предшествующих интоксикаций;
–установка на последующее употребление ЛР;
–скептическое или враждебное отношение к беседам о вреде ЛР,
–подавление периодически возникающих мыслей о пагубности употребления ЛР;
–сомнения в возможности удержаться от приема.
Аффективный компонент
–в предвкушении ингаляции у больных появляются радостное настроение, многоречивость, «дурашливый смех», неусидчивость;
– гипертимия;
–чрезмерная обидчивость, слезливость;
–эмоциональная лабильность (смена настроения по незначительному поводу);
–в отсутствие ЛР возможны 3 типа реакции:
1. больные становятся неразговорчивыми, фиксируются на собственных неудачах, жалуются на скуку и однообразие жизни, тяжесть на душе.
2. появляется безразличие к окружающему, больные не желают ничем заниматься, перестают следить за собой, становятся вялыми, пассивными.
Теряют привлекательность отношения с противоположным полом (больные не проявляют обычной для своего возраста озабоченности вопросами секса, любопытства к порнопродукции.
3. возникают мрачные предчувствия, напряженное ожидание надвигающейся беды, беспокойство (тревожный аффект).
–с увеличением стажа злоупотребления в отсутствие ЛР внезапно, на фоне плохого настроения, без видимой на то причины возникают угрюмость, злобность, агрессивность;
–часто у больных наблюдается одновременное присутствие различных признаков аффективного компонента (смешанный аффект), сочетание которых изменяется в зависимости от динамических характеристик заболевания.
Поведенческий компонент
–сновидения с тематикой об ЛР, оставляющие сильное впечатление;
–антиобщественные и антидисциплинарные поступки;
–делинквентные поступки (кражи, грабежи и т.д.).

109
Соматовегетативный компонент
–вегетативные реакции, возникающие внезапно, вне интоксикации или постинтоксикационного периода, сопровождающими обострение влечения:
–потливость;
–гиперсаливация или сухость во рту,
–жажда;
–тошнота;
–головная боль,
–мелко-размашистый тремор языка, пальцев вытянутых рук,
–пошатывание в позе Ромберга, нарушения при выполнении координаторных проб;
–жалобы на затруднение дыхания, особенно вдоха,
–першение в горле;
–кашель.
Сенсорный компонент
–ротоглоточные галлюцинации инородного тела;.
–рецепторные расстройства в виде метаморфопсий и дереализации;
–«ком в горле»;
–«покалывание в висках»;
–давление и стеснение в грудной клетке;
–«чувство забитости легких чем-то твердым», возникающие при глубоком вдохе;
–обонятельные галлюцинации – запах клея.
Описанные идеаторные и аффективные слагаемые СПВ влияют на поведенческий компонент. Поведенческие девиации (антидисциплинарные и антиобщественные поступки) достаточно часто предшествуют формированию зависимости у детей и подростков. Они, с одной стороны, способствуют появлению заболевания, с другой – накладывают отпечаток на его клинику.
Приобщение к ЛР в таких случаях становится одним из проявлений девиантного поведения. Злоупотребление ЛР усугубляет эти реакции, и очень скоро они трансформируются в делинквентные (противозаконные и преступные) поступки – кражи, грабежи, разбойные нападения. Те же больные, у которых в преморбиде не было отмечено девиантного поведения, приобщаются к употреблению ЛР в силу таких возрастных особенностей, как реакции группирования, оппозиции, эмансипации и имитации. На начальных этапах заболевания поведенческий компонент СПВ здесь представлен теми же реакциями: дети и подростки стараются больше времени проводить в компании друзей, употребляющих ЛР, созывают их на очередные встречи
(«подтягивают»). Несмотря на то, что порой ингаляции ЛР сопровождаются разнообразными неприятными ощущениями, больные продолжают их употреблять, не желая отстать от сверстников, прослыть «слабаками». По мере прогрессирования заболевания при усилении интенсивности влечения и отсутствии возможности его реализовать (днем в школе, вечером дома с родителями и т. д.) поведенческий компонент СПВ проявляется в антидисциплинарных, а затем и в антиобщественных девиантных поступках.
Для достижения желаемой цели дети и подростки пропускают уроки,


110 сознательно провоцируют конфликты, чтобы убежать из дома, избавиться от родительского надзора и домашних обязанностей. Если родители создают препятствия к употреблению ЛР (не отпускают на улицу, не дают денег,
«донимают» воспитательными беседами), они устраивают скандалы с угрозами, нецензурной бранью. Нередко это завершается демонстративно- шантажными суицидальными попытками, драками. Находясь в условиях временной изоляции, больные вскрывают себе вены, глотают различные предметы (иголки, пряжки, лезвия), пьют хлорку с целью попасть в больницу, где режим позволяет пронести желаемое средство. Деньги на приобретение растворителей выпрашивают у родителей, родственников якобы на развлечения, лакомства, иногда зарабатывают собственным трудом: моют машины на заправочных станциях, попрошайничают, поют в электричках, сдают бутылки, помогают продавцам на рынке – разгружают, подносят ящики с фруктами, овощами и т. п. С ростом стажа злоупотребления и усилением интенсивности влечения все чаще возникают делинквентные формы поведения. Необходимость найти деньги на ингалянты становится причиной криминального поведения – краж и разбойных нападений. Дети и подростки воруют клей в магазинах и на рынке, по ночам крадут магнитолы из автомобилей, цветной металл на дачах, грабят ларьки, магазины, бары.
Нападают на пожилых женщин, пьяных мужчин, отбирают у них кошельки, сумки, золотые украшения. Добытые таким путем деньги тратятся на еду, игровые автоматы, сигареты и на ЛР.
Таким образом, отличительные черты синдрома патологического влечения при зависимости от летучих растворителей следующие: во-первых, многообразие выражения аффективного компонента со склонностью к видоизменению в динамике патологического процесса; во-вторых, сновидения с тематикой о летучих растворителях со сценами приема ингалянтов, сопровождающиеся переживаемыми во сне приятными эмоциями, расслабленностью (поведенческий компонент); в-третьих, специфические проявления сомато-вегетативного компонента в виде симптомов со стороны дыхательной системы как следствие токсического воздействия на нее ингалянтов; в-четвертых, интрапсихические и рецепторные расстройства (сенсорный компонент).
Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд клинических проявлений, каждый из которых указывает на высокую интенсивность патологического влечения к ингалянтам. К ним относятся: отсутствие попыток борьбы с постоянными мыслями об ингалянте, с воспоминаниями о приятных ощущениях в опьянении (идеаторный компонент); внезапные приступы тоски, сочетающиеся со злобой, – дисфории (аффективный компонент); открытое, без мер сокрытия от окружающих, употребление ингалянта; суицидальное поведение демонстративно-шантажного характера в ответ на препятствия к ингалированию; делинквентные, в том числе криминальные, поступки, совершаемые с целью приобретения ингалянта,


111 наркопетальный характер сновидений со сценами поиска, добычи и употребления ингалянта (поведенческий компонент). Наличие в клинике СПВ любых признаков сомато-вегетативного и сенсорного компонентов также свидетельствует о его высокой интенсивности.
Прямой зависимости интенсивности патологического влечения от стажа заболевания в случае употребления ЛР не обнаруживается. У одних больных уже в течение первых месяцев ингалирования формируются симптомы, указывающие на высокую степень интенсивности СПВ, в то время как у других даже после нескольких лет заболевания она остается низкой.
Вероятно, большую роль здесь играют перенесенные травмы и инфекции
ЦНС, соматические заболевания и т. д.
Влечение к ЛР может обостряться под действием внешних факторов и без таковых, само по себе. В силу таких возрастных особенностей обследованных, как любопытство, стремление к подражанию, реакции группирования со сверстниками, на ранних этапах зависимости влечение актуализируется при разговорах об ЛР, в компании ингалирующих сверстников, при запахе и виде растворителей. Никогда поначалу больные не называют причинами обострения влечения усталость, напряжение, печаль, тревогу, дискомфорт и т. д. Именно экзогенное обусловливание желания
«понюхать» В. Г. Москвичев считает характерным для детей и подростков. На поздних этапах заболевания «тяга» существует уже без внешней стимуляции и сама по себе становится причиной возобновления ингаляций.
Вопросы и задания
1.Понятие токсикомании. Классификации токсикоманических веществ.
2.Токсикоманическое опьянение.
3.Стадии развития токсикомании.
4.Признаки и причины употребления токсикоманических веществ.
5.Проблема профилактики токсикомании.
6.Составить мотивированное сообщение на тему «Методы и технологии профилактики зависимости от летучих растворителей».
Литература:
Основная
1. Гоголева, А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.;
Воронеж: МОДЭК, 2002. С. 89-92.
2. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.–320 с.
Дополнительная

112 3. Гаврилина, Л.К., Пружинская, В.Б. Профилактика зависимого поведения; учеб. пособие / общая редакция Гаврилиной Л.К. –
Сыктывкар, 2002.
4. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.–С.389-405.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   37