Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 799

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГЛАВА III. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ АДДИКЦИИ: ОБЩИЙ ОБЗОР
ПРОБЛЕМЫ
3.1.Религиозная аддикция
В последние годы проблема зависимости от религиозных организаций получила широкое распространение в связи с расширением деятельности самых разнообразных сект, в том числе и тоталитарных неокультов. Хотя религиозная аддикция может развиться в рамках любой конфессии, наибольшим аддиктивным потенциалом, безусловно, обладают секты, причем секты тоталитарные, применяющие разнообразные психотехники при вербовке неофитов и во время проведения религиозных ритуалов.
Ц.П.Короленко, Н.В.Бондарев и др. предлагают перечень симптомов
религиозной аддикции, который можно свести к следующим симптомам:
– неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по поводу религиозной информации;
– черно-белое мышление;
– основанная на стыде вера;
– магическая убежденность, что Бог все сделает для тебя без твоего серьезного участия;
– ригидное, навязчивое следование правилам и предписаниям;
– бескомпромиссные суждения: готовность всюду (особенно за пределами данной религиозной формации) находить недостатки и зло;
– компульсивные или навязчивые стремления к религиозным ритуалам;
– нереалистические финансовые пожертвования;
– конфликт и споры с наукой, медициной и образованием;
– прогрессирующий отказ от реальной работы, изоляция, разрыв прежних отношений;
– манипулирование цитатами или текстами, ощущение избранности, заявления о личных посланиях от Бога;
– трансоподобное состояние, счастливое (или суперодухотворенное) выражение лица;
– ощущение правоты и превосходство над всем остальным человечеством;
–разочарование, сомнения, психический, физический и эмоциональный кризис, боязнь призвать на помощь (из страха быть разоблаченным в
«недуховности»).

113
В большом социологическом словаре мы находим следующе определение секты. Секта – (от лат. secta – школа, учение). 1. Неинституализированная сплоченная социальная группа, объединенная на добровольных началах верой в избранное учение; как правило, изолированная, оппозиционная или даже враждебная по отношению к общепринятым целям, нормам, создающая путем харизмы собственную систему ценностей и норм и признающая ее единственно правильной. 2. Тип религиозной организации, часто противопоставляющей себя господствующей в данном обществе церкви и светской власти. Характеризуется: претензией на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; настроениями избранничества; стремлением к нравственному самосовершенствованию; строгим соблюдением предписанных норм и установок; подчеркиванием равенства всех ее членов; отрицанием института священства.
К индивидуальным факторам вовлечения людей в секты относят: подростковый и позднезрелый возраст, социальную дезадаптацию личности, кризисную жизненную ситуацию, конфликты в семье, стремление к авторитарным отношениям, психические расстройства, внушаемость и повышенную потребность в зависимых отношениях (Змановская Е.В., Рыбников
В.Ю., 2011).
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации сектантских организаций. Связано это с трудностью указания чётких параметров, наличие которых позволяло бы отнести конкретную общину к определённой группе сект. Например, мормоны называют себя христианами и немало говорят о Христе, при этом их доктрины имеют явно оккультный характер и ни с какими формами традиционного христианства несовместимы.
Как их классифицировать? Как псевдохристианскую секту или как оккультную организацию? Парапсихология – что это? Псевдонаучная секта или просто оккультная группа? Часто одна и та же организация может иметь признаки, позволяющие отнести её к совершенно различным категориям сект. Поэтому, относя секту к той или иной группе, необходимо осознавать известную долю условности осуществляемой классификации. Для общего понимания проблемы можно привести несколько видов классификаций.
1. Классификация по происхождению и сфере влияния.
Условно, в рамках данной классификации, секты можно разделить на:
– западные – то есть секты, происходящие из Европы и Америки, имеющие христианские корни (например, «Свидетели Иеговы», мормоны);
– восточные – то есть секты, в основе которых лежат переработанные и искажённые индуизм, буддизм, ислам (например, Общество Сознания Кришны,
Брахма-Кумарис, ваххабисты, Хизбут-тахрир, Имарат Кавказ);
– национальные – российские секты (например, Церковь последнего завета
(Виссарионовцы), Богородичный Центр);


114
– транснациональные секты (международные). Сюда относятся секты, имеющие целую сеть своих филиалов по всему миру (например, муниты, те же
«Свидетели Иеговы»).
2. Классификация по принципу самоопределения или имитации.
– Псевдохристианские секты («Поместная церковь» Уитнесса Ли,
«Бостонское движение», «Семья» («Дети Бога»), «Движение веры»,
«Богородичный центр», «Церковь последнего завета», мормоны, «Свидетели
Иеговы» и т.д.).
Характеристика: стилизуются под христианскую конфессию. Для данного типа групп характерны: искажение толкования Священного Писания по сравнению с традиционно сложившимися богословскими школами, наличие собственных «откровений», имеющих для сектантов большее значение, чем
Божественное библейское Откровение, обострённо негативное отношение к традиционному христианству, провозглашение собственных специфичных условий спасения.
– Псевдовосточные секты (Брахма-Кумарис, культ Сатья Саи Бабы,
Сахаджа Йога, культ Ошо Раджниша, Тантра-Сангха, культ Шри Чинмоя,
Общество Сознания Кришны и т.д.).
Характеристика: приписывают себе традиционность восточных религий, претендуют на передачу истинной духовной традиции, заявляют о своей совместимости с христианским вероучением. Однако в традиционном индуизме отсутствует прозелитизм, а потому индуистом нельзя стать, им можно только родиться. В индуизме огромное значение придаётся цепи ученической преемственности. Духовным учителем (гуру) может стать только тот, кто сам имел духовного учителя из общепризнанной духовной школы. Для подобных сект характерна подмена основных условий исповедания традиционного индуизма. Философия псевдоиндуистских сект полна заимствований из христианства, отсутствующих в оригинальной индийской философии, которые вводятся с целью создания более привлекательного имиджа секты в глазах людей, воспитанных в христианской культуре. Это приводит к формированию синкретических вероучений, исполненных внутренних противоречий. Скажем, представление о законе кармы логически несовместимо с верой в Личностного
Бога, а идея освобождения ученика от кармы его духовным учителем представляет собой искажённое заимствование христианского таинства
Покаяния и прощения христианина Богом.
– Исламские (алавиты, ваххабиты и др.).
Характеристика: главная отличительная черта – агрессивный радикализм, даже не столько по отношению к немусульманам, сколько по отношению к традиционным мусульманам.
Традиционных мусульманам называют
«многобожниками», мерзкими в очах Аллаха более язычников.
– Псевдонаучные (парапсихология, сайентология и т.д.).
Характеристика: стилизация научности, «игра» в науку. При этом научные критерии решения проблем полностью отсутствуют. Известно, что главным


115 критерием научности является экспериментальная доказуемость утверждаемых положений. Совокупность утверждений, противоречащих научным, то есть экспериментально обоснованным выводам, можно считать лишь лженаукой. В подобных организациях есть лишь один критерий истинности любого утверждения – мнение лидера организации. Группы такого рода можно назвать наукообразными по форме и оккультными по содержанию.
– Культы здоровья (последователи Порфирия Иванова, ребёфинг
(дыхательная психотехника), «Христианская наука» и т.д.).
Характеристика: общим для данной группы сект является утверждение приоритетной ценности физического здоровья и долголетия; утверждается, что именно на путях данного движения возможно их обретение. При этом либо обожествляется лидер, как в случае с колдуном Порфирием Ивановым, либо сакрализуется методика, как, например, методика ребёфинга, либо основателю секты приписывается пророческий дар, как, например, основоположнице движения «Христианская наука» Энн Морс Бейкер.
– Оккультные направления (агни-йога, теософия, антропософия, астрология, магия, экстрасенсорика, биоэнергетика, хиромантия и т.д.).
Характеристика: претендуют на обладание некими «тайными знаниями», дающими власть над «силами вселенной», практикуют систему «эзотерических посвящений», открывающих сверхъестественные способности, возможности нового видения и понимания устройства мира. Имеют развитую философию человекобожия.
– Неоязыческие («Веда», «Вервольф», «Вятичи», «Индеанисты» и т.д.).
Характеристика: возрождают языческие культы. По сути, неоязычество состоит из оккультной «начинки» и фольклорного «одеяния». Ради подтверждения исторической легитимности проводятся параллели между славянской и индийской мифологиями. Для того чтобы придать своему учению авторитет древности, называют получившийся суррогат сохранённым священным преданием древних славян, которое донесли до нас тайные адепты язычества. На основе всего вышесказанного сочиняют собственную «религию».
Большинство современных неоязыческих сект в действительности не имеют никакой реальной исторической связи с древним язычеством.
– Коммерческие секты (все организации, имеющие пирамидальную структуру и основывающие коммерцию на идеологии (например, «Гербалайф»,
«Amway», «Oriflame» и др.)).
Характеристика: коммерческая деятельность организаций данного типа окрашена в мистические тона. Провозглашается спасительная идея, например, спасение человечества от ожирения с помощью «чудо-продукта». Создается миф о необычном появлении «чудо-продукта», утверждается элитарность членов организации по отношению к остальному обществу.
Необходимо заметить, что существуют и другие типы классификаций.
Например, можно классифицировать секты по времени их основания.
Дореволюционные классификации разделяли сектантские движения на


116 простонародные и интеллигентские; на евангелические, т.е. опирающиеся на
Священное Писание, и духовные, в основу которых положен духовный опыт основателя секты.
Несмотря на то, что существует множество характерных черт, общих для всех сект, между сектантскими движениями есть также и серьёзные различия, в частности, различна степень деструктивности их воздействия на личность адепта. Неправильно было бы ставить знак равенства между сектой АУМ
Синрекё, последователи которой печально известны газовой атакой в токийском метро, и «Свидетелями Иеговы», которые пока не замечены в уголовных преступлениях. Далеко не все секты призывают своих членов взять в руки оружие и приступить к террористической деятельности. Замкнутые секты, в которых имеются «саньясины», то есть люди, живущие в закрытых от социума общинах, имеют возможность более жёстко контролировать своих адептов, чем организации, последователи которых живут в миру, равно как секты, с преимущественно молодёжным составом, например «Белое братство», часто более деструктивны, чем уже устоявшиеся организации, скажем, мормоны.
Имеет значение и то, насколько сформировалось учение секты: чем менее устоялось учение секты, тем менее стабильна сама секта.
Методы воздействия сект на личность
Эти элементы, описанные Р.Дж. Лифтоном, применяются сектами для воздействия на личность при одновременном и систематическом их использовании приводят к «катастрофическому изменению самосознания».
1). Форсированная интеграция в культовую модель верований и систему межличностных отношений, их жесткое структурирование, регуляция поведения и использования времени, контроль потока информации: постоянная загрузка культовой информацией и полная изоляция от какой-либо иной. С помощью этого достигается психологическая и поведенческая идентификация с группой.
2). Мистическое манипулирование – использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам.
Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».
3). Требование резкого деления мира на «чистый» и «нечистый»,
«хороший» и «плохой». Неокультовая организация – «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и «грязное».
4). Обязательность непрерывной исповеди и чистосердечных признаний для того, чтобы не оставить адепту ничего личного, сокровенного и поддерживать в нем чувство вины.
5). «Святая наука» – объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой «абсолютной истине», считается ложной.


117 6). Нагруженный культовым смыслом язык – создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой возможности для самостоятельного и критического мышления.
7). Доктрина выше личности – доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8). Разделение права на существование – члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные – нет, и примат принципа «цель оправдывает любые средства».
Следует добавить, что в некоторых сектах применяются методы:
•прямого гипнотического и скрытого внушения,
•нейролингвистического программирования,
•трансцендентальных медитаций.
На сегодняшний день в нашей республике активно вербуют неофитов секты мусульманской направленности, такие как «Хизбут-тахрир» и «Имарат
Кавказ».
На примере секты «Хизбут-тахрир» мы рассмотрим основные характерные признаки сект:
1. Религиозный маркетинг. Секта всегда занята религиозным маркетингом, то есть распространением своего учения и вербовкой новых членов. Часто структура сект строится по принципам сетевого маркетинга.
Агрессивный религиозный маркетинг – это буквально навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.
Каждому из секты «Хизбут-тахрир» необходимо вовлечь в свои ряды новых членов. Несмотря на
запрет деятельности партии с 2003 года, идеи «Хизбут-тахрир» в России также назойливо
распространяются в мечетях, на религиозных посиделках в квартирах, социальных сетях и т.д. Часто их
акции маскируются под благотворительные мероприятия, псевдо правозащитные действия. Члены секты
«Хизбут-тахрир» не видят и не хотят видеть то, что не соответствует их взглядам. Часто они лишены
разумного осмысления происходящего и обращаются к эмоциям, к воспитанию чувства неприязн ко всему,
что чуждо их ложным взглядам. Сектантская пропаганда обращена не к разуму или сердцу, не к высшим
побуждениям, а к подсознанию.
2. Духовный элитизм. Членам секты внушается мысль о том, что они – единственно спасенные, что все окружающие – люди «второго сорта». Без этого качества секта существовать не может, ведь иначе трудно объяснить себе и окружающим, почему члену секты необходимо отделиться в образе жизни от всех традиционных ценностей, почему он обязан постоянно рекламировать учение секты, почему членов секты не принимают в обществе.
Те, кто не разделяют учения секты, если даже они считают себя верующими – «джахили»,
«кяфиры», «муртады», «мунафики», обречены на погибель. Согласно идеологии «Хизбут-тахри» свою
«богоизбранность» члены этой секты видят в суре 3 аята 104 Священного Корана: «И пусть будет среди
вас группа, которая призывает к добру (Исламу), приказывает одобряемое и запрещает порицаемое. Эти –
достигшие успеха».
3. Агрессивный прозелитизм и психологическое давление.
Прозелитизм («обращённый, нашедший своё место») – стремление распространить, обратить других в «свою веру», а также горячая преданность вновь принятому учению, новым убеждениям. Прозелитизм проявляется в качестве сектантской установки на постоянную вербовку новых адептов.