Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 800

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

118
Новичка всегда окружают особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У новичка создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить наедине с его мыслями и переживаниями. Обычно первыми вовлеченными лицами, как правило, являются родственники, друзья и знакомые.
Члены секты «Хизбут-тахрир» также придерживаются этой тактики. Новичков «заковывают»
своей псевдо любовью, интенсивная опека не дает возможности усомниться в секте. Свою опеку и любовь
часто выставляют напоказ, снимают на фото и видео, делают пропагандистский материал.
Стоит отметить, что для психологического давления часто используются старики и дети: их
приглашают на публичные мероприятия, изображения детей размещаются на агитматериалах, чтобы
придать им большую эмоциональность.
4. Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и подлинном вероучении. В сектах имеется двойное учение: первое – публичное, для открытой рекламы и распространения секты, для придания ей
«человеческого лица»; а другое – скрытное, для внутреннего пользования.
Кем был на самом деле основатель, с кем был связан, из каких источников приходит финансовая поддержка, отчеты о потраченных средствах перед
«спонсорами» – часто «тайна за семью печатями».
Например, даже из членов секты «Хизбут-тахрир» мало кто знает, что штаб-квартира
организации находится в Лондоне. Члены секты не любят афишировать этот факт. Однако, если знать
откуда тянутся ниточки управления данной сектой, то можно догадаться об ее истинных целях.
Возможную причастность к созданию секты «Хизбут-Тахрир» нацистских идеологов никто не
комментирует. Известно, что основатель секты и судья Иерусалимского шариатского суда Такиуддиин
ан-Набхани (1909-1977) был хорошо знаком с муфтием Иерусалима Мухаммад Амин аль-Хусейни (1895-
1974), который во время Второй мировой войны жил в нацистской Германии и встречался с Гитлером.
Муфтий Иерусалима называл Гитлера «защитником Ислама» и призывал весь исламский мир вести
джихад против евреев и коммунистов.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   ...   37

5. Жесткая иерархия. Чтобы узнать скрываемое учение, человек должен достичь определенной степени в иерархии секты. Организация секты строго иерархична. Чтобы получить какой-либо результат, например, оправдать заплаченные деньги или просто проявленный интерес и потраченное время, необходим переход на следующую ступень.
Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.
Структура «Хизбут-тахрир» также имеет все признаки жесткого вертикального подчинения:
«дарис» (ученик, слушатель) – новичок, изучающий структуру партии, ее цели, задачи и методы работы.
Причем «дарисы» одной пятерки («халька» – круг) не знают дарисов другой; «мушриф» – наставник;
«хизбий» – член хизба (секты); «накыб» – руководитель, наставник следующего уровня; «мусагид» –
помощник руководителя; «масуль» – глава области; «мугтамад» – лидер секты в республике (стране). Все
мугтамады подчиняются Ата Абу Рашта – нынешнему лидеру секты.
6. Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина «более справедливая, более совершенная», чем истины всех прочих, особенно же традиционных религий.
Секта «Хизбут-тахрир» образована в 1953 году Такиуддиин ан-Набхани, который сам считал себя
знатоком в области «иджтихада» (вынесения религиозных заключений). Однако он не соглашался с
«иджмаг» (совет, единогласное подтверждение мусульманских ученых) в вопросах по основам веры и
законоведению.

119
Сегодня последователи «Хизбут-тахрир» идеализируют своих руководителей: ан-Набхани, Абдул
Кадим Заллум и Ата Абу Рашта. Иногда это даже принимает некую форму поклонения. Например,
доходит до того, что в своих пропагандистских роликах проводят параллели между деятельностью секты
и сирой Пророка (с.а.с), придавая руководителям «Хизбут-тахрир» пророческие свойства.
7. Программирование сознания. Членами секты становятся прежде всего люди, не имеющие собственных ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Часто в сектах можно встретить бывших заключенных, людей, которые раньше вели аморальный образ жизни, имеющих психические отклонения. В основном это люди, ищущие, но не нашедшие твердых оснований в духовной жизни. Как правило, они легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек получает иллюзорный смысл жизни, но мышление его может строиться лишь по примитивным схемам. В результате человек оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях, указаний учителей и лидеров секты.
В программировании сознания адепта секты «Хизбут-тахрир» часто используются такие приемы,
как создание имиджа бескорыстия и благонравия, декларирование принципов свободы, равенства и
братства.
8. Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации – контроль над многими, а в идеале – над всеми сферами жизни человека. Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, рассматриваются сектантом как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей.
Увлеченность этими идеями может привезти к таким психическим болезням, как шизофрения.
Члены секты «Хизбут-тахрир» говорят, что стремятся установить законы шариата, воссоздать
Халифат, не признают светские законы, если даже они не противоречат канонам Ислама. Создание
халифата – это для «Хизбут-тахрир» своеобразная идея фикс, маниакально сопровождаемая чрезмерным
эмоциональным напряжением и преобладающая в сознании над всеми остальными суждениями.
9. Политические цели. В учениях деструктивных сект, в том числе и в идеологии «Хизбут-тахрир», присутствует сильная антигосударственная направленность. В стремлении разрушить существующее государственное устройство их не останавливают возможные жертвы и кровопролитие.
Деятельность адептов направлена на дискредитацию политических институтов и правоохранительных органов. Как минимум, адепты сект проповедуют запреты на участие человека в жизни государства и общества, открытое игнорирование норм законодательства. Такая идеология ведет к процветанию анархии, распространению террора, развязыванию гражданской войны.
Секта «Хизбут-тахрир» стремится к абсолютной теократической власти посредством
воссоздания Халифата, так же как нацистская Германия стремилась к воссозданию Рейха (Das Reich) –
идеального пангерманского государства. В немецком языке оно употребляется в значении «царство»: Dein
Reich komme – «Да приидет Царствие Твое».
10. Книги и собрания. Чтобы новичок проникся духом религиозного общества, его снабжают всевозможными информационными материалами: книгами, дисками, фильмами, буклетами и пр. Его приглашают на собрания сектантов, где настойчиво доказывают праведность их убеждений. Собрания и встречи участников секты – обязательная процедура для новеньких. В


120 зависимости от характера секты эти встречи могут быть как «камерными»
(когда участников мало, или даже тет-а-тет), а могут быть и массовыми, чтобы адепт понял, как много людей осознали «правильность» данного учения.
В странах, где секта «Хизбут-тахрир» не окрепла и не столь распространена, собрания проходят
в узком кругу «хальки», т.е. «пятерки», или нескольких таких групп. Это позволяет сохранять
конспирацию. Сегодня в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, в Крыму, даже в
некоторых городах России проводились или были попытки провести массовые акции с привлечением
большого количества людей.
11. Активность. Человек, пришедший в секту, не может появляться там время от времени. Свободное посещение означает непостоянный контроль, поэтому всё свободное время адептов должно быть занято.
Человека должны вырвать из привычного круга общения, изменить его поведение и подстроить его под жизненный уклад секты. Жертвуя прежней жизнью, временем, средствами и здоровьем, адепты прочно привязываются к секте и не мыслят себя вне её.
В «Хизбут-тахрир» также побуждают активно действовать на благо секты, искать новых
участников, помогать другим новичкам и бывалым активистам, участвовать в мероприятиях,
распространять свои идеи в социальных сетях.
12. Опознавательные символы, униформа, знаки отличия. Членам секты важно отличать «своих» и «чужих». Для этого придумывают специальные символы, которые наносят на значки, майки, кружки. Также может использоваться специальный «язык», понятный лишь «посвящённым», невербальные знаки. Всё это направлено на то, чтобы человек, даже находясь вне стен секты, чувствовал свою связь с ней.
Сектанты «Хизбут-тахрир» в качестве такого символа используют черно-белые флаги со
священной для всех мусульман «шахадой», оправдывая это тем, что этот флаг якобы использовал Пророк
(с.а.с). Сегодня благодаря их деятельности в мире «шахаду» начали воспринимать как некий
экстремистский символ. Так же как в середине прошлого века благодаря нацистской идеологии свастика,
которая у древних народов обозначала солнце, стала символом фашизма.
Сектанты наносят «шахаду» на свои автомобили, предметы быта и одежды, демонстрируя
приверженность идеям «Хизбут-тахрир». В лексикон адептов проникают арабские заимствования и часто
используется жест – поднятый вверх указательный палец.
Похожие характерные признаки для тоталитарных и деструктивных сект можно найти в Большой энциклопедии «Терра», в трудах И.Я.Кантерова,
П.И.Сидорова, Н.В.Петровой, А.В.Кузьмина и других ученых.
В трудах Конференции по культам, организованной Американским семейным фондом и Нейропсихиатрическим институтом UCLA, наиболее полно определяются свойства культовых новообразований.

Современное культовое новообразование – это группа людей (или движение), отличающихся чрезвычайной преданностью какой-либо
ЛИЧНОСТИ и неэтично применяющих манипулятивные методики убеждения и контроля (например, изоляция от бывших друзей и семьи, доведение до истощения, использование специальных способов повышения внушаемости и рабского повиновения, мощное групповое давление, управление информационным потоком, нивелирование индивидуальности и критического умения правильно оценивать ситуацию и свою роль в ней, стимулирование полной зависимости от группы, страха


121 перед уходом из нее), предназначенные для достижения целей групповых лидеров в ущерб адептам, их семьям и обществу.

Процесс вовлечения является обольщением, а не свободным выбором, сделанным на основе полной и достоверной информации. Процесс присоединения к культам соответствует психотехнологии формирования
DDD синдрома, который был одним из объяснений того, что в США принято называть «промыванием мозгов». DDD синдром (deception, dependency, dread — обман, зависимость, страх) соответственно состоит в сокрытии действительных целей культа, в камуфлировании первоначальной «бомбардировкой любовью», последующей жесткой эксплуатации, в подавлении собственной личности с полным подчинением культу и в страхе, как главном инструменте манипулирования, основанным на постоянно поддерживаемом чувстве вины.
Большая часть людей попадает в секты в состоянии психологического кризиса, отчаянья. Секты используют именно это состояние, чтобы «помочь» человеку реализовать потребность заполнить душевный вакуум, снизить тревогу, обещая быстрое и окончательное решение вопросов. Секты стремятся к контролю. Посредником между Богом и членами общины выступает некий учитель, гуру, нередко наделенный практически неограниченной властью.
Религиозную зависимость как раз и отличает устойчивая потребность переложить ответственность за свои взаимоотношения с Богом на сильного наставника, учителя или старца, который должен установить регламент взаимоотношений с Богом: что читать, что есть, сколько спать. Иногда религиозная зависимость может скрываться за вполне притягательными для определенного типа людей формулировками: «отсечь свою волю»; «принести свою свободу в жертву Богу в лице наставника». Вряд ли человек без воли и без уверенности в собственной ценности способен на какой-либо значимый поступок, но, попав в кризисную ситуацию, бывает, что он непрестанно ищет, кто бы ему «дал совет», кто бы решил за него его проблемы.
Анализ практики развития синдрома зависимости и его использования тоталитарными сектами позволяет утверждать об ее определенном сходстве (при всем различии этиологических факторов) с практикой формирования и использования этого синдрома наркомафией. В равной степени секты и наркомафия:
1) используют исходный психологический фон в форме духовной опустошенности и личностной психологической надломленности;
2) сначала завлекают в свое лоно бескорыстно, обещая легкое и быстрое облегчение, разрешение всех личностных проблем;
3) добиваются развития синдрома зависимости;
4) в последующем эксплуатируют развившуюся зависимость;
5) скрывают правду об отдаленных последствиях (как дебютанты- наркоманы не ожидают преждевременной смерти в муках абстинентной


122
«ломки», так и вряд ли кто из неофитов знает, вступая в секту, что он станет, например, роботом на заводах Муна или будет распылять ядовитые газы в метрополитене, или же станет «зависимой личностью», бросит свою семью, распродаст имущество отнюдь не для духовных целей «духовных» авторитетов);
6) и тоталитарные секты, и наркомафия имеют достаточно финансовых средств для ангажирования необходимых специалистов, способных доказать
«безобидность» и «законность» их деятельности;
7) каждая из них, имея внутри своих объединений (сектантских, наркомафиозных) конкуренцию за сферы влияния, тут же объединяется для корпоративной защиты, лоббируя в законодательных органах легализацию своей деятельности и считая, например, что закрытие одной секты может повлечь закрытие другой.
По мнению Ц. П. Короленко и Т. В. Дмитриевой (2001), «сравнение изменений, происходящих в психике человека в результате его участия в секте, с изменениями, возникающими при аддикции, может проводиться и с количественной стороны, выражаясь в том и другом случае в стремлении человека получать все больше переживаний».
В.Э. Пашковский описывает следующие психические расстройства, которые могут возникнуть в результате культовой травмы.
Расстройства поведения, не достигающие уровня психических расстройств. Они проявляются изменением интересов к семье, друзьям, работе и учебе, появлением новой манеры одеваться. Обращает на себя изменение речи: высказывания производят впечатление заученности
(«проигрываемой пластинки»). Практикуются частые, без объяснений, уходы из дому, частые телефонные разговоры, длительные чтения и медитации.
Меняется и режим питания. Нарастает агрессивность по отношению к родным и близким.
Психосоматические расстройства, которые чаще наблюдаются в виде соматоформных вегетативных дисфункций, возникающих внезапно и сопровождаются вегетативным возбуждением, интенсивной болью во внутренних органах.
Атипичные диссоциативные нарушения чаще отмечаются у лиц, практиковавших методы введения себя в транс. Из диссоциативных феноменов чаще встречаются галлюцинации, паралич, нарушения сенсорной сферы.
Посттравматическое стрессовое расстройство отвечает критериям
МКБ-10 и возникает после разрыва с сектой. Особенно характерно подавленное настроение, безотчетная тревога, гнев, амнезия или
гипермнезия в отношении травмирующих событий, неустойчивые диссоциативные или деперсоналиазционные эпизоды, а также ощущение беспомощности, изменения отношения с другими людьми в виде изоляции и отчуждения, недоверия, чувства безнадежности и отчаянья.