Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 802
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
123
Нарушения
личности.
Синдром зависимости
(DDD-синдром).
Аббревиатуру составляют три английских слова: deception – обман, dependency – зависимость и dread – страх. Проявляется потерей собственной воли и интеллектуальной критичностью к культовому учению; в принятии жизненных решений только после совета и с разрешения старшего по культу; в полной и неадекватной податливости лидеру; в чувстве неудобства и беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного страха; в страхе быть покинутым лицом, с которым установлена тесная связь. DDD-синдром является начальным нарушением психики, вслед за которым возможно развитие более тяжелых психических расстройств, вплоть до психозов с агрессивным и суицидальным поведением.
Психозы, ассоциированные с культовой травмой. Характерен индуцированный характер. Выделяют синдром сверхценных психогенных идей религиозного содержания, индуцированный религиозный сверхценный и паранояльный бред, которые могут возникать как самостоятельно, так и в рамках имеющегося шизотипического расстройства или шизофрении.
Нужно иметь в виду, что судебно-психиатрическое исследование при констатации причинения психического вреда здоровью, может стать основанием для возбуждения уголовного дела против конфессионального образования и на основе соответствующих статей Закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и явиться причиной отказа в его регистрации или запрета на его деятельность.
Вместе с тем нельзя отрицать, что религиозные сообщества оказывают существенную помощь при проведении реабилитационных программ с наркозависимыми. Как показывают зарубежные исследования, введение в реабилитационные программы алкоголиков и наркоманов тренингов, связанных с развитием духовности и воспитания религиозного чувства, положительно оценивается как самими пациентами, так и специалистами (Arnold et al., 2002;
Cook, 2004). Опыт духовной реабилитации наркозависимых успешно применяется и в нехристианских конфессиях. Так, в Таиланде в буддийском монастыре Ват Тхамкрабок с 1957 г. проводится успешная программа реабилитации наркозависимых, где, помимо общеукрепляющих процедур, используются медитативные техники, а по окончании пациенты дают святой обет никогда не принимать наркотики в будущем. Эффективность реабилитации у прошедших программу составляет до 70% (Barrett, 1997).
Однако, на наш взгляд, следует различать реабилитационные программы, проводимые традиционными конфессиями и тоталитарными сектами. Нужно признать, что эффективность в плане отказа от употребления ПАВ в ряде сект выше, чем в традиционных христианских реабилитационных центрах. Скорее всего, это связано с тем, что, помимо аддикции общения и религиозной аддикции, формирующейся во всех религиозных реабилитационных центрах, в сектах, использующих разные психотехники, во время проведения богослужений у последователей возникает измененное состояние сознания.
124
Химические аддикты, особенно наркоманы, в прошлом принимали ПАВ именно с целью изменения сознания, поэтому подобные «богослужения» вызывают у них мощное подкрепляющее действие подобно наркотику. Все это повышает аддикцию к секте, проводящей подобное «лечение». Так, активно действующая в России тоталитарная секта «Сайентология», созданная Р. Хаббардом, имеет свою антинаркотическую программу «Нарконон», которая способствует устойчивому вовлечению в активные члены наркоманов, разочаровавшихся в традиционных методах лечения и реабилитации.
Учитывая крайнюю деструктивность религиозной аддикции должны быть в кротчайшие сроки разработаны научно обоснованные меры профилактического воздействия. Они должны использовать современные формы информационного влияния на молодёжь, разъясняющие пагубность религиозных зависимостей для личностного развития и реализации творческого потенциала. Помимо профилактики религиозной зависимости должны создаваться центры реабилитации религиозных аддиктов. Так, в Соединенных Штатах для оказания психиатрической, психологической и духовной помощи членам сект существует хорошо организованная система, федеральное распространение получила «Сеть информации о культах», действует мощная программа «Исцеление»
Американского Семейного Фонда. В рамках этой программы создаются так называемые «Культовые Клиники». Такие клиники, создаваемые при службах семьи и детства, оказывают помощь тысячам молодых людей, которые попадают в зависимость от тоталитарных сект.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 37
Вопросы и задания
1.Почему, по вашему мнению, наибольшим аддиктивным потенциалом обладают секты?
2.Попробуйте выделить причины попадания людей в секту.
3.Что происходит с человеком, попадающим в секту?
4.Могут ли религиозные сообщества нести какую-либо положительную нагрузку?
5.Расскажите о симптомах религиозной аддикции.
6. Какие методы воздействия на личность применяются сектами?
Литература:
Основная
1. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология, № 1. 2005.
2. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия //
М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
Дополнительная:
3. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.–320 с.
125 4. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.–С.389-405.
5. http://sev-orth-univ.ucoz.ru/
–
Севастопольский православный университет/ Лекция 8: «Секты в современном мире».
3.2.Технологические аддикции
Для описания тех или иных нарушений адаптации, связанных с технологиями, используется множество несовпадающих терминов. В частности, о «чрезмерном» использовании говорят в случае его высокой частоты и продолжительности. «Нарушенное», или «проблемное» использование включает в себя широкий спектр явлений, начиная от использования технологий во вред другим (в целях преследования и издевательств – кибербуллинг, киберсталкинг и т.п.) и заканчивая социально «неудобным» или опасным использованием технологий в неподходящих условиях (разговоры по телефону за рулем или в общественных местах).
Для обозначения новых форм нехимических (поведенческих) аддикции, связанных с высокими технологиями, М. Гриффитс (Griffiths, 1995) предложил термин «технологические зависимости», которые разделил на пассивные
(например, зависимость от телевизора) и активные (интернет игры). В последующем сюда добавились зависимости от различных электронных приборов (электронных ежедневников, мобильных телефонов и др.), обозначаемых в западной литературе как гаджет аддикции (от англ. gadjet – безделушка, техническая новинка).
Одна из основных проблем, вызывающих критику самого термина, с которой сталкиваются исследователи технологических зависимостей, – неоднородность феномена. Поскольку технология открывает множество разных возможностей, она может являться лишь способом реализации уже существующих зависимостей (например, сексуальной аддикции – «киберсекс»).
Так, в структуре зависимости от он-лайн аукционов выделяют компульсивные покупки, зависимость от Интернета (как способа осуществления покупок), компульсивный гэмблинг (как пристрастие к гэмблинговым, соревновательным аспектам аукциона). В связи с этим предлагается разделять:
зависимость от технических средств (возможностей, которые предлагает только данное техническое средство);
зависимость, связанную с техническими средствами (если технические средства являются средством реализации других поведенческих форм зависимого поведения).
126
3.2.1.Интернет-аддикция
Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета как в профессиональной, так и в обыденной жизни десятков миллионов людей. Через Интернет делают покупки, происходит общение, используется информация обо всех аспектах жизни, реализуются сексуальные и игровые пристрастия и многое другое. Как справедливо замечают израильские психологи Y. Amichai-Hamburger и Е. Ben-Artzi (2003), «кажется, нет такого аспекта в жизни, который не затронул бы Интернет».
Первыми с интернет-зависимостью столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании, использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки в случае, если у сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию в сети он-лайн. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Гольдберг. В 1994 г. К. Янг (Young,
2000) разработала и поместила на веб-сайте специальный опросник. В результате были получены почти 500 заполненных анкет, около 400 из которых были отправлены, согласно выбранному ею критерия, аддиктами. В середине
1990-х гг. для обозначения этого явления I. Goldberg (1996) предложил термин
«интернет-аддикция», а также набор диагностических критериев для определения зависимости от Интернета, построенный на основе признаков патологического пристрастия к азартным играм (гемблинга).
М. Орзак (Orzack, 1998) выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные для интернет-зависимости:
Психологические симптомы:
• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
• невозможность остановиться;
• увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
• пренебрежение семьей и друзьями;
• ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;
• ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
• проблемы с работой или учебой. Физические симптомы:
• синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);
• сухость в глазах;
• головные боли по типу мигрени;
• боли в спине;
• нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;
• пренебрежение личной гигиеной;
• расстройства сна, изменение режима сна.
Согласно исследованиям К. Янг (Young, 1998), опасными сигналами
(предвестниками интернет-зависимости) являются:
• навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту;
127
• предвкушение следующего сеанса он-лайн;
• увеличение времени, проводимого он-лайн;
• увеличение количества денег, расходуемых на интернет.
Признаками наступившей интернет-аддикции, по мнению К. Янг (2000), служат следующие критерии:
• всепоглощенность Интернетом;
• потребность проводить в сети все больше и больше времени;
• повторные попытки уменьшить использование Интернета;
• при прекращении пользования Интернетом возникают симптомы отмены, причиняющие беспокойство;
• проблемы контроля времени;
• проблемы с окружением (семья, школа, работа, друзья);
• ложь по поводу времени, проведенного в сети;
• изменение настроения посредством использования Интернета.
Распространенность этого расстройства составляет от 1 до 5% населения
(Griffits, 2000; Young, 1998), причем более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели специалисты по компьютерным сетям. Как показывают данные мониторинга аудитории пользователей Интернета (www.monitoring.ru), в России подростки становятся все более активными пользователями сети, в связи с чем и увеличиваются случаи интернет-аддикции среди молодежи.
В пилотажном исследовании, проведенном К. Янг и Р. Роджерс (Young,
Rodgers. 1998), 259 человек, из них 130 мужчин (средний возраст – 31 год) и 129 женщин (средний возраст – 33 года), заполнили в он-лайновом режиме 16- факторный личностный опросник (16PF) Р. Кеттела и составленный Янг опросник интернет-зависимости. В соответствии с полученными данными аддикты характеризовались как обладающие высоким уровнем абстрактного мышления и уверенные в себе индивидуалисты, чувствительные и эмоционально реагирующие на других людей, настороженные и не проявляющие конформного поведения. Как утверждают исследователи, будучи индивидуалистами, аддикты легко адаптируются к длительным периодам относительной изоляции и способны довольствоваться лишь опосредованными контактами с другими людьми; некоторые из них склонны гипертрофированно
(резко негативно или, наоборот, с пылким одобрением) реагировать на слова удаленных собеседников – с таким накалом эмоций, который не поощряется или табуируется в более традиционных формах общения («лицом к лицу»),
Среди интернет-зависимых отмечается более высокий уровень аффективных нарушений с преобладанием депрессии и обсессивно- компульсивных расстройств (Kraut et al., 1998; Shapira et al., 2000), а также маскированной депрессии в рамках малопрогредиентной шизофрении
(Джолдыгулов и др., 2005). Корейские исследователи обнаружили у старших школьников с интернет-аддикцией более частую депрессию с повышенным риском суицида (Kim et al., 2005). Изучая личностные особенности с помощью