Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 816
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
160
Эффективность метода связана с тем, что человек, как правило, оказывается неспособным отказаться от удачи, выгоды.
Все рассмотренные элементы шопинг-реальности в различных продуманных комбинациях создают для каждого потребителя свою реальность. Отличием шопинга как зависимости является такой симптом, как стремление так или иначе оказаться в такой реальности, созданной для потребления. Это проявляется в посещениях магазинов без денег и плана что-либо купить, бесцельном брожении по магазинам, примеркой вещей, дегустацией, не завершающихся потреблением. Такое состояние было названо «windows shopping» («покупка витрин», англ.). Подобная деятельность поощряется магазинами, особенно крупными, более того, для неё создаются специальные условия (дегустации, конкурсы, зрелищные шоу и т.д.). Магазины поощряют вхождение посетителя в роль человека «уже совершившего покупку и пользующегося ею». Они открывают свободный доступ к товарам, навязывают примерки, дегустации. Это быстрее переводит в реальность потребления и усложняет отказ от вещи, которой человек уже пользуется. Ведь человек «надевает чужую шубу, а снимают ту, которая «так к лицу, так хорошо сидит!». Помимо этого, магазин, создающий благоприятные условия для формирования реальности потребления, занимает у человека ведущее место. В такие места возникает потребность вернуться, а, значит, увеличивается вероятность покупки. Не зря современный человек в большом городе в качестве предпочтительного времяпрепровождения и отдыха всё чаще выбирает походы в гипермаркеты.
1 ... 13 14 15 16 17 18 19 20 ... 37
Вопросы и задания
1.Кто первым обратил внимание на шопоголизм, ониоманию?
Почему, как вы думаете?
2.Расскажите о симптомах ониомании?
3.В чем заключаются причины ониомании?
4.Возрастные, половые и личностные особенности ониоманов.
5.Типы шопоголиков.
6. Подготовьте описание явления ониомании. в романе Э.Золя
«Дамское счастье» (1883 г.)
Литература:
Основная
1. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология, № 1. 2005.
Дополнительная
2. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия //
М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
3. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.-320 с.
161 4. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.-С.389-405.
3.7. Пищевые аддикции
Пищевое поведение человека оценивается как гармоничное (адекватное) или девиантное, в зависимости от множества параметров. В частности, от места, занимаемого процессом приема пищи в иерархии ценностей индивида, от количественных и качественных показателей питания, от эстетики. Существенно влияние этнокультуральных факторов на выработку стереотипов пищевого поведения, особенно в период стресса. Извечным вопросом о ценности питания становится вопрос о связи питания с жизненными целями («есть, чтобы жить, или жить, чтобы есть»), проблема учета роли пищевого поведения окружающих для становления некоторых личностных характеристик
(например, гостеприимство).
Под пищевым поведением понимается ценностное отношение к пище и ее приему, стереотип питания в обыденных условиях и в ситуации стресса, ориентация на образ собственного тела и деятельность по его формированию.
Учитывая существенное влияние на оценку адекватности пищевого поведения этнокультурных особенностей человека, следует отметить, что значимость приема пищи в различных культурах и у людей разных национальностей различается. Так, в соответствии с дифференциально- аналитической концепцией Н. Пезешкиана (1994), питание – это одна из основных составляющих восточной психологической модели ценностей. В ее рамках вырабатывается собственный образ красоты тела (как правило, привлекательнее и здоровее рассматривается полный, упитанный человек с хорошим аппетитом) и отношение к тому, как и, сколько ест ребенок или взрослый. Нормальным поведением в период стресса рассматривается повышение аппетита и усиленное питание («сначала поешь – потом поговорим о проблемах») и т.н. феномен «заедания стресса». На уровне бытовых отношений оценка высшей степени гостеприимства сопряжена с предоставлением большого количества продуктов питания.
В западной психологической модели ценностей питание само по себе не является ценностью, а гостеприимство не включает в обязательном порядке процесс питания. В качестве ценности рассматривается контроль над приемом пищи, ориентация на иные стандарты красоты и эстетики: стройность, худоба, спортивность в противовес упитанности в рамках восточной модели. В связи с подобными транскультуральными разночтениями, девиантное пищевое поведение в обязательном порядке должно учитывать этнокультуральный стереотип пищевого поведения окружения человека.
162
Схема 6
Причины аномальных типов пищевого поведения
Основными нарушениями пищевого поведения (пищевыми зависимостями- аддикциями) считаются анорексия и булимия. Общими для них являются следующие параметры: озабоченность контролированием веса собственного тела; искажение образа своего тела; изменение ценности питания в иерархии ценностей.
3.7.1.Анорексия
В художественной форме суть анорексии показана в новелле Ф. Кафки
«Голодарь». Голодарь всегда гордился своим искусством обходиться почти без пищи и славой, которую дарила ему почтенная публика. Печалило его лишь это
«почти», но смертельным оказалось предпочтение, которая публика стала оказывать зверинцу. И хотя герой Кафки побил все свои прежние рекорды голодания, никто этого не заметил. Умирая от голода, он признается, что отказывался от еды потому, что не мог найти пищу по своему вкусу.
Нервная анорексия представляет собой расстройство, характеризующееся преднамеренным снижением веса, вызываемым и поддерживаемым самим индивидом. Отказ от пищи связан, как правило, с недовольством своей внешностью, избыточной, по мнению самого человека, полнотой. Учитывая, что определение объективных критериев полноты в значительной мере затруднено в связи с существованием эстетического компонента, приходится говорить о значимости параметра адекватности или неадекватности восприятия собственного тела («схемы тела»), ориентации на собственное мнение и представления о нем или рефлексию и реагирование на мнение референтной группы. Часто фундаментом нервной анорексии служит искаженное восприятие себя и ложная интерпретация перемены отношения окружающих, основанной якобы на патологическом изменении внешности индивида. Данный синдром
163 носит название диморфоманического. Однако формирование нервной анорексии возможно и вне данного синдрома.
Выделяют четыре стадии нервной анорексии (Коркина М.В., 1986).
1. Инициальная. В инициальной стадии индивид выражает недовольство преимущественно избыточной, по его мнению, полнотой либо всей фигуры, либо отдельных частей тела (живота, бедер, щек). Он ориентируется на выработанный идеал, стремится к похуданию с целью подражания кому-либо из ближайшего окружения или популярным людям. Этот этап может продолжаться до 2-3 лет.
2. Аноректический этап (Активной коррекции). На данной стадии нарушения пищевого поведения становятся очевидными для окружающих.
Индивид начинает прибегать к различным способам похудания. Прежде всего, он выбирает ограничительный пищевой стереотип, исключая из пищевого рациона отдельные высококалорийные продукты, склоняется к соблюдению строгой диеты, начинает использовать различные физические упражнения и тренинги, принимает большие дозы слабительных средств, применяет клизмы, искусственно вызывает рвоту с целью освобождения желудка от только что съеденной пищи. Ценность питания снижается, при этом индивид не способен контролировать свое речевое поведение и постоянно в общении возвращается к теме похудания, обсуждению диет и тренингов.
3. Кахексии. На стадии кахексии могут появляться признаки дистрофии: снижение массы тела, сухость и бледность кожных покровов, появление пушковых волос и иные симптомы.
4. Редукции синдрома. По мере нарастания массы тела и улучшения соматического состояния у больных могут вновь обостряться дисморфоманические переживания, и они снова начинают ограничивать себя в приеме пищи.
Диагностические критерии нервной анорексии:
1) снижение на 15% и сохранение на сниженном уровне массы тела или достижения индекса массы тела Жака Кветелета 17,5 балла (индекс определяется соотношением веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах);
2) искажение образа своего тела в виде страха перед ожирением;
3) намеренность избегания пищи, способной вызвать увеличение массы тела.
Пищевая аддикция в виде синдрома нервной анорексии встречается, как правило, при двух типах девиантного поведения: патохарактерологическом и психопатологическом. В рамках первого нарушения пищевое поведение обусловлено особенностями характера человека и его реагированием на отношение со стороны сверстников. При втором – синдром нервной анорексии формируется на базе иных психопатологических расстройств
(дисморфоманического, ипохондрического симптомокомплексов) в структуре шизофренических или иных психотических расстройств.
164
3.7.2.Булимия
Нервная булимия характеризуется повторяющимися приступами переедания, невозможностью даже короткое время обходиться без пищи и чрезмерной озабоченностью контролированием веса тела, что приводит человека к принятию крайних мер для смягчения «полнящего» влияния съеденной пищи. Индивид ориентирован на пищу. Он планирует собственную жизнь, основываясь на возможности принять пищу в нужное время и в необходимом для него количестве. Ценность данной стороны жизни выходит на передний план, подчиняя себе все остальные. При этом отмечается амбивалентное отношение к приему пищу: желание есть большое количество пищи сочетается с негативным, самоуничижительным отношением к себе и своей «слабости».
Выделяется несколько диагностических критериев нервной булимии:
1) постоянная озабоченность едой и непреодолимая тяга к пище даже в условиях ощущения сытости;
2) попытки противодействовать эффекту ожирения от съедаемой пищи с помощью таких приемов, как вызывание рвоты, злоупотребление слабительными средствами, альтернативные периоды голодания, использование препаратов, подавляющих аппетит;
3) навязчивый страх ожирения.
Как видно из клинических описаний, нервная анорексия и нервная булимия имеют ряд общих черт, вследствие чего можно говорить о едином комплексе нарушений пищевого поведения (пищевой аддикции). Однако нервная булимия, в отличие от анорексии, может входить в структуру аддиктивного типа девиантного поведения. Если отказ от пищи играет роль болезненного противостояния реальности (существенный параметр патохарактерологического и психопатологического типов отклоняющегося поведения), то непреодолимое влечение к пище может отражать как противостояние реальности (в частности, снятие симптомов тревоги, депрессии при невротических расстройствах), так и уход от нее. При аддиктивном поведении повышение ценности процесса питания и переедание становится единственным удовольствием в скучной, однообразной жизни. Человек избирает для себя питание как альтернативу повседневной жизни с ее требованиями, обязанностями, регламентациями. У него формируется феномен «жажды острых ощущений» в виде изменения пищевого поведения. К примеру, такой индивид может получать новые необычные ощущения от количества и качества пищи, сочетания несочетаемых ингредиентов (огурцов с медом, торта с горчицей). Мотивом становится бегство от «опостылевшей» реальности в мир вечного «пищевого удовольствия».
В 69% случаев при пищевой аддикции, сопровождающейся избыточным весом, возникает эридофобический синдром. Он состоит в повышенной чувствительности к критическим замечаниям, раздражительности, неумении выражать гнев адекватным образом. Воспринимают себя как не
165 соответствующих своим собственным ожиданиям и ожиданиям окружающих.
Характеризуются плохой социальной адаптацией, недостаточным самоконтролем, зависимостью от других.
Важнейшим психологическим процессом юношеского возраста является процесс становления самосознания и устойчивого образа «Я». Именно с образом
«Я» и с самооценкой в большинстве случаев связано негативное отношение к своему телу, лежащее, как правило, в основе нарушений пищевого поведения.
Е.Т. Соколова (1988) утверждает, что существует тесная связь между переменными Я-концепции и формами телесного опыта. Телесный опыт – очень широкая категория, охватывающая все, «имеющее хоть какое-либо отношение к психологической связи «индивид – его тело». Один из наиболее важных компонентов телесного опыта – это образ тела (образ телесного «Я», физического «Я»), т. е. результат осознанного или неосознанного психического отражения, определенная умственная картина своего тела.
По мнению Р. Бернса (1994), тело – это зримая и ощутимая частью нашего
«Я». «Мы чувствуем, видим и слышим самих себя, никогда не в состоянии отрешиться от своего тела, к тому же этот неотъемлемый элемент нашей личности выставлен на постоянное публичное обозрение», – пишет он. Размеры и форма тела оказывают влияние на качественное своеобразие жизни индивида и его психики, т. к. они служат предметом как собственных оценок, так и оценок другими людьми.
Многие исследователи сходятся во мнении, что представление о своем физическом облике – одна из главных составляющих Я-концепции. Это направление исследований изучает образ тела и его связь с Я-концепцией, исходя из представления о теле как своеобразном хранилище «Я», обладающем более или менее определенными границами. Второе направление связано с другой характеристикой тела – внешностью. В этих исследованиях тело рассматривается, с одной стороны, как носитель личных и социальных значений, ценностей и т. п., а с другой – как объект, обладающий определенной формой и размерами. Соответственно, делается акцент либо на эмоциональном отношении к собственной внешности, либо на когнитивном компоненте. В первом случае используются такие понятия, как «значимость» и «ценность» тела,
«удовлетворенность» им, во втором речь идет о «точности», «переоценке»,
«искажении» восприятия тела. Известно, что есть высокая положительная корреляция между удовлетворенностью телом и удовлетворенностью собой. С точки зрения Р. Бернса, положительная оценка своего внешнего облика в сознании человека, а также в суждениях окружающих может существенно повлиять на позитивность его Я-концепции в целом. И наоборот, отрицательная оценка влечет за собой существенное снижение общей самооценки. При этом делается акцент на зависимости самооценки от мнений окружающих людей.
Человек – существо социальное и не способен избегать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов и оценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становится объектом не только