Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 812
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
150 эротической привязанности (реальная или мнимая), потеря уверенности в позитивном отношении с его стороны, угроза расставания на фоне нарастающего конфликтного взаимодействия либо ситуация «любовного треугольника».
Каппони В. и Новаком Т. предложена классификация типов реакций во внебрачных связях, хараткерных для аддиктов:
«Азартный игрок», личность чрезмерно увлечённая «добыванием» особ противоположного пола. Таким образом, игрок повышает чувство собственного достоинства, свою значимость и ценность. О последствиях и влиянии измен на супружеские отношения такой тип не задумывается. При обнаружении измены происходит процесс искреннего покаяния, затем прощение со стороны партнёра и снова измена.
«Искатель счастья». Чаще такая модель поведения свойственна женщинам. Для них семья воспринимается с высоты экономического статуса партнёра. В супруги выбирают серьёзного человека, способного работать на благо и полное обеспечение семьи. В самом начале совместной жизни и пока дети ещё малы партнёрша готова проявлять достаточную заботу о семье. Когда дети вырастают и покидают родительский дом, супруга начинает требовать от мужа наполненности собственной жизни. Многочисленные измены, однако, не приводят к разводу до тех пор, пока ей не попадется кто-то более обеспеченный и статусный. В любом своем поступке обвиняет мужа.
«Уведённый и неотпущенный». Это единичный случай измены, когда супруг не хочет уходить из семьи. Этот факт не устраивает третью сторону
(любовницу). В ее планах найти способ, чтобы жена как можно быстрее узнала об измене. Муж же должен постараться создать коалицию с женой против любовницы.
«Начинатель новой жизни». Такая реакции свойственна тем супругам, чей брак поддерживался только ради детей. Кто-то из партнеров, чаще супруг, ищет новый союз, иногда с намного более молодой партнершей. С повзрослевшими детьми стараются сохранить хорошие отношения.
«Домохозяйка». Устав от постоянного и однообразного быта и связанных с ним проблем, партнерша пытается «развеяться». Измена здесь является способом смены обстановки.
«Солидный игрок». Социально зрелый и состоявшийся, не удовлетворённый супружескими сексуальными отношениями, заводит сексуальных партнёров «на стороне». Несмотря на это, к семейным обязанностям относится с уважением, их выполнение считает свои долгом. Представитель этого типа останавливается в выборе партнёра для внесемейного взаимодействия с похожим представлением об их связи. Оба участника такой связи понимают, что это удовольствие лишь сопутствующее семейной жизни.
Рассмотрение любовных аддикций («патологической любви») как одной из нехимических форм аддиктивного поведения открывает новые перспективы
151 изучения этого сложного феномена и терапевтических возможностей с позиций аддиктологии.
1 ... 12 13 14 15 16 17 18 19 ... 37
Аддикция отношений (аддикция общения)
Аддикция отношений раскрывается через привычку человека к конкретному виду взаимодействия (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000).
Зависимые от отношений личности стремятся к образованию групп, в которых они проводят всё свободное время. Эти группы объединяют людей с общими интересами, друзей, коллег по работе. При этом члены группы получают колоссальное удовольствие от общения внутри группы и постоянно думают о грядущей встрече (Старшенбаум Г.В., 2006).
Следует отметить, что привязанность человека к определенной группе может перейти в аддикцию отношений. Реабилитационные терапевтические сообщества, работающие по программе «12 шагов», такие как АА (анонимные алкоголики), АН (анонимные наркоманы), АК (анонимные кокаинисты) и др., при всей безусловной пользе в плане воздержания от приема ПАВ, делают своих членов аддиктами общения в данном сообществе. Выход из сообщества, как правило, заканчивается рецидивом. Жизнь, в том числе даже проведение досуга, отпуска, становится немыслимой без постоянного общения с себе подобными.
Нечто похожее мы наблюдаем и в ряде реабилитационных центров, особенно религиозной направленности, вне которых бывшие химически зависимые практически не могут существовать. В таких центрах можно констатировать возникновение аддикции отношений наряду с религиозной аддикцией.
Высказанные мысли ничуть не умаляют необходимости проведения реабилитационных мероприятий с людьми, зависимыми от ПАВ. Это лишь еще одно напоминание, что «выздоровление» от химической зависимости очень часто сопровождается возникновением замещающей нехимической зависимости, в лучшем случае максимально социально приемлемой (Егоров,
2004).
Аддикция отношений имеет и технологические проявления, которые выражаются в зависимости от интернета и мобильного телефона (Старшенбаум
Г.В., 2006). Если у аддикта нет доступа к мобильному телефону, это вызывает у них раздражение и ощущение изоляции. Интернет-аддикты или вебоголики длительное время общаются в социальных сетях, а также удовлетворяют сексуальные потребности в виртуальном мире. Вследствие подмены реального мира виртуальным у пользователя может сформироваться аддикция от виртуальных отношений (кибернет-отношений) и аддикция от виртуального секса (кибер-секса).
152
Вопросы и задания
1.Расскажите о характерных особенностях любовной зависимости.
2.Подготовьте сообщение об аддикции избегания.
3.Любовные аддикции и аддикции избегания, возможность их взаимного перехода.
4.Отличия любовной аддикции от «нормальных» любовных отношений.
5.Личностные особенности любовных аддиктов и аддиктов избегания.
6.Особенности мотивационной сферы любовных аддиктов.
7.Фазы развития любовных аддикций и аддикций избегания.
8.Феномен «сталкерства» (любовного преследования).
9.Подготовить доклад с примерами из литературы, илюстрирующими феноменологию любовной аддикции.
Литература:
Основная
1. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология, № 1. 2005.
Дополнительная
2. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия //
М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
3. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.–320 с.
4. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.–С.389-405.
5. http://www.irinapyrma.com
3.6. Ониомания
Ониомания – (от греческих слов onios – для продажи, mania – безумие) – непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Покупки становятся и отдыхом, и развлечением, и самостоятельным смыслом. Эту манию также называют аддикция к трате денег, шопоголизм.
Слово ониомания в качестве медицинского термина предложено немецким психиатром Эмилем Крепелином. Хотя неконтролируемое влечение совершать покупки упоминалось еще в работах Э. Крепелина и Е. Блейера в конце XIX в., на современном этапе научный интерес к этой проблеме возник относительно недавно. Р. Фабер (Faber, 1992) предложил шкалу из семи пунктов для выявления данной аддикции. Аддикция к трате денег была описана и типизирована также в соответствии с диагностическими критериями DSM-III-R для обсессивно-компульсивного и аддиктивного расстройств в 1990-х гг.
153
(McElroyetal., 1994, 1995). Авторы предложили четыре ее критерия, причем для диагностики достаточно наличия одного из них:
1) часто возникает озабоченность покупками или внезапные порывы что-либо купить, ощущаемые как непреодолимые, навязчивые и/или бессмысленные;
2) регулярно совершаются покупки не по средствам, часто покупают ненужные вещи, или хождение по магазинам занимает значительно больше времени, чем изначально планировалось;
3) озабоченность покупками, внезапные порывы купить или связанные с этим особенности поведения сопровождаются ярко выраженным дистрессом, неадекватной тратой времени, становятся серьезной помехой как в повседневной жизни, так и в профессиональной сфере, или влекут за собой финансовые проблемы (например, долги или банкротство);
4) чрезмерное увлечение покупками или хождением по магазинам необязательно проявляется в периоды гипомании или мании.
Аддикция к трате денег проявляется повторным, непреодолимым желанием совершать множество покупок. В промежутках между покупками нарастает напряжение, которое может быть ослаблено очередной покупкой, после чего обычно возникает чувство вины. В целом для аддиктов характерен широкий спектр негативных эмоций, положительные эмоции вплоть до эйфории возникают только в процессе совершения покупки. У этой категории аддиктов растут долги, возникают трудности во взаимоотношениях с семьей, могут быть проблемы с законом. Иногда аддикция реализуется через интернет-покупки.
Психологи выделяют несколько типов аддиктов.
Шопоголик фанатичный – человек, который испытывает непреодолимое пристрастие не только к приобретению товаров в магазинах, но и неудержимое желание обсуждать новинки и модные тренды.
Шопоголик деловой – посещает распрадажи, ему важно купить побольше и подешевле. Качество интересует в меньшей степени, нежели количество.
Шопоголика равнодушного занимает не та или иная покупка и владение ею, а скорее, сам процесс шопинга: предвкушение похода по магазинам, прогулки по залам с товарами, выбор новых покупок, их приобретение, последующее наслаждение купленным, но, к сожалению, непродолжительное время.
Шопоголик эмоциональный, отправляясь в магазин за одним платьем, возвращается с множеством покупок. Такое обилие покупок захламляет жизненное пространство, загружает его ненужными вещами и, что самое удивительное, не приносит длительного удовлетворения, ради которого приложено столько усилий.
Как и страдающий любой другой зависимостью человек, шопоголик прежде всего ищет утешения и стремится уйти от проблем. Истоки ониомании, по мнению многих психологов, берут начало ещё в детском возрасте, когда подарки родителей воспринимались ребёнком как знак любви
154 и заботы при недостатке таковых в истинном выражении. Многие шопоголики родом из обеспеченных и внешне благополучных семей, где материальные ценности возводились на пьедестал. Но есть и другие причины, превращающие нормального человека в ониомана:
– нехватка общения и понимания в близком окружении;
– скрытые комплексы и неуверенность в себе, которые компенсируются обладанием новыми и модными вещами;
– стресс и околодепрессивное состояние, которое хочется «забыть» при помощи покупок;
– нервозность и склонность к истерикам (магазины – как средство успокоится и почувствовать мнимую власть);
– подверженность общественному мнению и лёгкая внушаемость.
Царящий в современном обществе «культ потребления» или, как его еще называют, «консьюмеризм», легко воздействует на сознание морально неустойчивого человека с отсутствием жизненных ориентиров, заставляя думать, что вещи – это единственный показатель счастья и успеха.
Исследователи связывают консьюмеризм с такими явлениями как:
1. «Тиражирование потребностей», когда производитель искусственно формирует потребность в приобретении товаров и услуг, наделяя их эмоциональными, зачастую вымышленными характеристиками. Компании привлекают психологов к созданию рекламы, которая на подсознательном уровне должна расположить к себе потенциального потребителя и вызвать у него непреодолимое желание приобрести рекламируемый товар.
2. «Демонстративное потребление» (престижное, показное, статусное потребление) – это термин, используемый для описания расточительных затрат на товары или услуги с преимущественной целью продемонстрировать собственный доход или богатство.
С точки зрения демонстративного потребителя, такое поведение служит средством достижения или поддержки определённого социального статуса.
Термин демонстративное потребление был введён экономистом и социологом
Торстейном Вебленом, который использовал этот термин для описания особенностей поведения нуворишей, выделившегося в XIX веке в результате аккумулирования капитала во время Второй Промышленной Революции. В этом контексте применение термина сужалось до членов высшего класса, которые использовали своё огромное богатство для декларации их социальной власти, реальной или мнимой. В результате существенного повышения уровня жизни в
XX веке и появления среднего класса, термин демонстративное потребление стал применяться более широко. Им характеризовали отдельных людей и семьи, у которых в основе модели потребления было приобретение товаров не для использования по прямому назначению, а большей частью для демонстрации собственного статуса.
Р. Фабер сообщает, что ониоманией страдают 1,1% населения, средний возраст людей с этой зависимостью составляет 39 лет. Аддикция к трате денег