Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 817

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

166 собственных оценок и суждений, но также оценок и суждений других людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Если он стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствовать общепринятым стандартам. Отмечается, что на самооценку и степень уважения личности часто оказывают влияние лишь строго определенные зоны тела (И.
Марселло, 1978).
Развитая система психологической защиты снижает субъективную значимость недостатка внешности вплоть до его трансформации в сознании в положительный признак внешности. И. С. Кон выделяет пять вариантов преломления в «Я» физического недостатка:
1) исправление недостатка путем напряженных усилий (некоторые больные с ожирением стараются любыми способами снизить вес);
2) уклонение от сознания неприятного качества (некоторые девушки с ожирением считают полноту пикантной);
3) взгляд на весь мир сквозь призму своего несчастья с вытекающей отсюда мнительностью;
4) приспособление к установкам окружающих людей;
5) компенсация недостатка в одной области достижениями в другой.
У больных ожирением выделяют еще один вариант – «деформация пищевого поведения, как уже сформированный стереотип ответа на конфликт».
Вопросы и задания
1.Психологическая характеристика расстройств питания.
2.Внутриличностный и межличностный контекст развития нервной анорексии.
3.Характеристики личности, когнитивной и эмоциональной сферы личности с нервной анорексией.
4.Семейные влияния как фактор развития анорексии.
5.Психологическая характеристика личности с нервной булимией.
6.Межличностный контекст возникновения и развития булимии: отношения со сверстниками.
7.Надличностный контекст возникновения расстройств питания.
8.Сходства и различия булимии и анорексии.
9.Гендерные и возрастные особенности пищевых аддиктов.
10. Проблема преодоления пищевой зависимости.
Литература:
Основная
1. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология, № 1. 2005.
Дополнительная
2. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия //
М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.

167 3. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.-320 с.
4. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.-С.389-405.
5. Терещенко, Ю. В. Орторексия как специфическое расстройство пищевого поведения//
Дети, спорт, здоровье
(выпуск
5):
Межрегиональный сборник научных трудов по проблеме интегративной и спортивной антропологии, посвященный 55-летию научно-педагогической деятельности доктора медицинских наук, профессора Р. Н. Дорохова/ под общей редакцией кандидата педагогических наук, доцента А. А. Сулимова. – Смоленск: СГАФКиС,
2009. – С. 226-228.
3.8. Сексульная аддикция
Согласно A. Goodman (1992), сексуальная аддикция определяется как сексуальное поведение, направленное на получение удовольствия и на устранение внутреннего дискомфорта. P. Carnes (1989) выделил ключевые аспекты поведения сексуального аддикта: озабоченность, когда мысли аддикта фокусируются на поведении; ритуализация, когда индивидуум следует однотипному методу подготовки к сексуальной активности; сексуальная компульсивность, когда сексуальное поведение становится неподвластным контролю индивидуума; стыд и отчаяние, возникающие в результате сексуального поведения.
Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриева описали фазы формирования сексуальной аддикции:
1.
Сверхзанятость мыслями на сексуальную тематику. Это становится любимой темой размышлений. Фантазирование на сексуальные темы меняет восприятие многих вещей. В окружающих видятся лишь сексуальные объекты.
Другие занятия рассматриваются как необходимые, но неприятные.
2.
Стадия ритуализации поведения с разработкой схем, приводящих к сексуальному поведению. Аддикция начинает включать сексуальные реализации и становится повседневным ритуалом, для которого резервируется специальное время. Окружающие, как правило, это не замечают, т.к. аддикт стремится к сохранению имиджа нормальности, демонстрируя свое ложное «Я».
3.
Фаза компульсивного сексуального поведения с явлениями потери контроля, свойственной для других аддикций. На этой фазе аддикт рискует раскрыть себя или нанести себе психологическое и физическое повреждение.
Контроль над различными видами сексуальной активности теряется. После реализации компульсивного характера появляются нереализуемые обещания остановиться. Комплекс неполноценности усиливается.
4.
Фаза катастрофы или отчаяния наступает после неприятностей, обусловленных определенными событиями (наказанием, заболеванием и т.д.).


168
Нарастают отрицательные чувства к себе, могут появиться мысли о самоубийстве.
После некоторого периода затишья возможно повторение цикла, который наступает сразу с фазы компульсивного сексуального поведения.
A. Goodman (1992) сформулировал перечень диагностических критериев для сексуальной аддикции, базирующийся на критериях, прежде предложенных им для аддиктивных расстройств:
A.
Периодическая неспособность противостоять импульсам к специфическому сексуальному поведению.
B.
Нарастание ощущения напряжения, непосредственно предшествующего началу сексуального поведения.
C.
Удовольствие или облегчение во время осуществления сексуального поведения.
D.
По меньшей мере, пять из следующих расстройств:
1) частая озабоченность сексуальным поведением или подготовительной к нему активностью;
2) частое осуществление сексуального поведения в более значительной степени или более длительный период, нежели предполагалось;
3) повторяющиеся усилия по уменьшению, контролю или устранению сексуального поведения;
4) много времени тратится на деятельность, связанную с сексуальным поведением, реализацией сексуального поведения, или на то, чтобы оправиться от его эффектов;
5) частое осуществление сексуального поведения, когда ожидается выполнение профессиональных, учебных, семейных или социальных обязанностей;
6) важная социальная, профессиональная или рекреационная активность откладывается или прекращается из-за сексуального поведения;
7) продолжение сексуального поведения, несмотря на знание об имеющихся постоянных или периодических социальных, финансовых, психологических или физических проблемах, связанных или возникающих вследствие сексуального поведения;
8) толерантность: потребность увеличить интенсивность или частоту сексуального поведения для достижения желаемого эффекта или ограниченный эффект при продолжающемся сексуальном поведении сходной интенсивности;
9) нетерпеливость или раздражительность в случае невозможности реализовать сексуальное поведение.
Е. Некоторые симптомы расстройства проявляются, по меньшей мере, один раз в месяц или повторяются периодически в течение более длительного периода времени.
Согласно A. Goodman (1992) и P. Carnes (1989), индивидуум может стать аддиктивным к любому виду сексуального поведения. Например, P. Carries
(1989) выделил три уровня аддиктивного сексуального поведения. Первый


169 уровень включает мастурбацию, гетеро-сексуальность, гомосексуальность и проституцию. Виды поведения этого уровня рассматриваются как нормальные, приемлемые или толерантные, если осуществляются «умеренно». Второй уровень состоит из форм поведения, уже считающегося противоправным, например, эксгибиционизм и вуайеризм. Третий уровень включает инцест, злоупотребление детьми и изнасилование. Эти виды поведения имеют серьезные последствия как для сексуального аддикта, так и для жертвы. P. Carnes подчеркивал, что эти уровни представляют нарастание рискующего поведения.
Наиболее распространенные формы сексуальных аддикции – парафилии.
Для лиц с парафилиями характерен высокий процент повторных правонарушений. Публикуемые данные о размерах сексуальной преступности различны. Об истинной ее распространенности судить трудно, поскольку неизвестно достоверное отношение зарегистрированных преступлений к действительно совершенным.
Стереотипность сексуального поведения, характерная для многих лиц с парафилиями и проявляющаяся в стремлении осуществить строго определенную активность, определяет повторность правонарушений. В частности, при эксгибиционизме наблюдается более высокая повторность, нежели при других сексуальных правонарушениях.
В современных классификациях учитываются указанные особенности сексуальных аддикции. Так, в DSM-III-R выделяются степени тяжести парафилии в зависимости от частоты реализации аномальных сексуальных актов.
Диагностические критерии приведены и в МКБ-10. Кроме того, в данной классификации диагностические указания для психических расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, расстройств привычек и влечений, в том числе и сексуальных перверсий, имеют между собой общие черты, этим подчеркивается общность патогенеза аддикций:
– чувство непреодолимой тяги;
– снижение способности контролировать свое поведение;
– поглощенность расстройством;
– чувство возрастающего напряжения перед самим действием с последующим облегчением и удовлетворением после завершения девиантной активности. 18.1.1. F65 — Расстройства сексуального предпочтения (парафилии)
Общие диагностические критерии парафилий:
G1. Индивидууму свойственны периодически возникающие интенсивные сексуальные влечения и фантазии, включающие необычные предметы или поступки.
G2. Индивидуум или поступает в соответствии с этими влечениями, или испытывает значительный дистресс из-за них.
G3. Это предпочтение наблюдается минимум 6 месяцев.
18.1.2. F65.0 – Фетишизм.


170
Фетишизм – использование в качестве стимула для сексуального возбуждения и сексуального удовлетворения неодушевленного предмета.
18.1.3. F65.1 – Фетишистский трансвестизм.
Фетишистский трансвестизм – это надевание одежды противоположного пола главным образом для достижения сексуального возбуждения.
18.1.4. F65.2 – Эксгибиционизм.
Эксгибиционизм – периодическая или постоянная наклонность к неожиданной демонстрации собственных половых органов незнакомым людям
(обычно лицам противоположного пола) в общественных местах без предложения или намерений более близкого контакта.
18.1.5. F65.3 – Вуайеризм.
Вуайеризм – периодическая или постоянная наклонность наблюдать за людьми, занимающимися сексом или «интимными делами», например, раздеванием.
18.1.6. F65.4 – Педофилия.
Педофилия – постоянное или преобладающее сексуальное предпочтение детей, как правило, препубертатного или раннего пубертатного возраста.
Обязательным для установления диагноза считается достижение субъектом по меньшей мере 16-летнего возраста и наличие 5-летней разницы с используемым объектом. Наряду с этим оговаривается, что данная диагностическая категория включает тех мужчин, которые, несмотря на предпочтение взрослых сексуальных партнеров, в силу постоянных фрустраций при установлении соответствующих контактов, привычно обращаются в качестве замены к педофильному объекту. Также диагноз «педофилия» может быть установлен в отношении мужчин, сексуально посягающих на собственных детей препубертатного возраста, в тех случаях, когда они обнаруживают домогательство к другим детям.
18.1.7. F65.5 – Садомазохизм.
Садомазохизм – предпочтение сексуальной активности, включающей причинение боли, унижение или установление зависимости. Если индивидуум предпочитает быть подверженным такого рода стимуляции (является реципиентом) – это мазохизм; если же он предпочитает быть ее источником – садизм.
18.1.8. F65.6 – Множественные расстройства сексуального предпочтения.
Данная категория предназначена для диагностики тех случаев, если у человека наблюдается более одного нарушения сексуального предпочтения без четкого преобладания какого-либо из них. Предлагается перечислять различные типы предпочтения и их относительное значение. Среди наиболее частых указано на сочетание фетишизма, трансвестизма и садомазохизма.
18.1.9. F65.8 – Другие расстройства сексуального предпочтения.
Данная категория применяется для диагностики множества других видов нарушения сексуального предпочтения и сексуальной активности, встречающихся относительно редко. В качестве примеров перечисляются


171 непристойные телефонные звонки (телефонная скатофилия), прикосновение к людям и трение о них в многолюдных общественных местах для сексуальной стимуляции (фроттеризм), сексуальные действия с животными (зоофилия), сдавление кровеносных сосудов или удушение для усиления полового возбуждения (аутоасфиксифилия), предпочтение партнеров с какими-либо особыми анатомическими дефектами, например, с ампутированной конечностью
(апотемнофилия), некрофилия.
Лица, страдающие сексуальной аддикцией, входят в группу риска заражения венерическими, паравенирическими заболеваниями, ВИЧ-инфекцией.
Из-за беспорядочных сексуальных отношений появляется вероятность заражения многочисленных сексуальных партнеров аддикта. Медицинская и социальная профилактика сексуальной аддикции в студенческой среде представляет необходимость в связи с распространением инфекций передающихся половым путем среди лиц этой группы. Сексуальные аддикции относятся к скрытым, замаскированным аддикциям. Это связано с социальными табу на обсуждение данной тематики. Чем более закрыта, табуирована эта тематика, тем меньше выявляется аддикций.
В развитии сексуальных аддикций большое значение имеет ранняя сексуальная травматизация в детстве: от прямого инцеста до закладки у ребенка убеждений, что он представляет интерес только как сексуальный объект. В такой ситуации формируется комплекс неполноценности, изоляция, недоверие к окружающим и зависимость от них, чувство угрозы извне и сверхценное отношение к сексу.
Большое значение имеет формирование системы верований и убеждений.
Согласно этой системе любой аддикт относится к себе изначально плохо. Он не верит, что окружающие могут хорошо к нему относиться. У них появляется убежденность, что секс – это единственная сфера, в которой они могут проявить свою самостоятельность. Секс – единственное средство, которое может сделать изоляцию аддикта переносимой.
Сравнивая навязчивую сексуальную активность при приеме различных
ПАВ, Rawson с коллегами показали, что стимуляторы и алкоголь способствуют проявлениям сексуальной аддикции. В своем обзоре J. Schneider и R. Irons приводят данные различных исследований о сосуществовании сексуальной аддикции с другими химическими и нехимическими аддикциями:
У сексуальных аддиктов при воздержании описаны симптомы, напоминающие проявления синдрома отмены при химических зависимостях: дисфория, тревога, трудности концентрации внимания. Многие сексуальные аддикты отмечают также рост толерантности. При реализации зависимости посредством виртуального секса через Интернет они начинают проводить в сети все больше часов. При невиртуальном способе реализации у них появляется все больше сексуальных партнеров; контакты становятся все более эксцентричными и рискованными. Для диагностики сексуальной аддикции может оказаться полезным тест, разработанный P. Carnes.