Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 814
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
177 макро- социальное окружение, зрелость личности в целом) участвует в формировании болезни.
К общебиологическим факторам относятся пре-, пери- и постнатальные вредности, способствующие возникновению органической неполноценности структур головного мозга. Наследственность, в свою очередь, – основа формирования темперамента и характерологических свойств личности.
Говоря о личностных особенностях проблемных гемблеров, большинство исследователей указывает на потерю ими контроля над собственным поведением, причем это касается всех вариантов гемблинга – от игры на тотализаторе до игровых автоматов (O'Connor, Blaszczynski, Nower, 1997; Roy et al., 1980; Steel, Blaszczynski, 1998). Авторы, отмечая среди патологических игроков более высокий уровень нейротизма, импульсивности по сравнению с контрольной группой здоровых людей, выделяют три подгруппы проблемных гемблеров, подчеркивая тем самым неоднородность группы аддиктов:
1) с нарушением поведения;
2) эмоционально неустойчивых;
3) антисоциальных гемблеров, склонных к импульсивным поступкам.
Кроме обнаруженных эмоциональных особенностей и аффективной патологии игроков, обращает на себя внимание высокая частота нарушений когнитивных функций в их среде. Так, больные патологическим гемблингом часто думают, что они обладают особым «шестым чувством» и более удачливы, чем другие люди (Rotter, 2004). Установлено (Менделевич, 2003), что патологические азартные игроки имеют более низкую способность к прогнозированию жизненных событий по сравнению с контрольной группой.
Автором также отмечается сниженная волевая деятельность у игроков, что проявляется расстройством преодоления препятствий, а также смещение профиля их личности в сторону экстернальности, находящееся в прямой зависимости с эмоциональной неуравновешенностью.
У патологических гемблеров были выявлены повышенные показатели по шкале психотизма и нейротизма согласно опроснику Айзенка (Custe et al., 1989).
Для патологических игроков свойственно формирование иллюзорных представлений. Так, выявлено (Малыгин, Цыганков, 2005), что один из важных мотивов обращения к игре – «мечты о новой, более яркой жизни». Но в случае выигрыша такие люди часто неспособны обеспечить себе в реальности комфортные условия существования, что, по-видимому, может свидетельствовать о своеобразной психологической защите и формировании иллюзорно-компенсаторного поведения среди патологических азартных игроков
(Бухановский А.О., 2002).
На сегодняшний день мотивы обращения к игре мало изучены. Наиболее часто (Малыгин В.Л., Цыганков Б.Д., 2005) отмечается желание получить удовольствие (92,3%), ощутить азартное волнение (92,3%), стремление сделать деньги (87,7%), т. е. гедонистический мотив и близкий к нему мотив с гиперактивацией поведения, а также, на последующих этапах разрвертывания
178 болезни – детензивная (снятие напряжения) мотивация (Малыгин, Цыганков,
2005).
Микро- и макросоциальные факторы, предрасполагающие к гемблингу: неправильное воспитание в семье, участие в играх родителей, знакомых, стремление к игре с детства (домино, карты, монополия и т. д.), вещизм, переоценка значения материальных ценностей, фиксированное внимание на финансовых возможностях, зависть к более богатым родственникам и знакомым, убеждение в том, что все проблемы можно решить с помощью денег
(Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000). Американский исследователь А.
Пастернак (Pasternak, 1997), в свою очередь, в качестве факторов риска выделяет принадлежность к национальному меньшинству, отсутствие семейного статуса.
Ситуативная доступность азартных игр как предрасполагающий социальный фактор также отмечается рядом исследователей (Volberg, 1996; Room, Turner et al., 1999).
П. Дельфабро и Л. Трапп (Delfabbro, Thrupp, 2003), рассматривая социальные детерминанты, способствующие возникновению подросткового гемблинга, указывают на факт гемблинга среди родителей, а также на положительное отношение к игре в семье. Говоря о факторах, препятствующих подростковому гемблингу, исследователи отмечают воспитание в семье таких качеств, как умение сохранять свои деньги, составлять и поддерживать бюджет.
Р. Кастер (Custer, 1984) выделил три стадии развития гемблинга:
I) стадию выигрышей;
2) стадию проигрышей;
3) стадию разочарования.
Стадия выигрышей представлена следующими признаками: случайная игра, частые выигрыши, воображение предшествует и сопутствует игре, более частые случаи игры, увеличение размера ставок, фантазии об игре, очень крупный выигрыш, беспричинный оптимизм.
Для стадии проигрышей характерны: игра в одиночестве, хвастовство выигрышами, размышления только об игре, затягивающиеся эпизоды проигрышей, неспособность остановить игру, ложь и сокрытие от друзей своей проблемы, уменьшение заботы о семье или супруге, уменьшение рабочего времени в пользу игры, отказ платить долги, изменения личности, раздражительность, утомляемость, необщительность, тяжелая эмоциональная обстановка дома, одалживание денег на игру, очень большие долги, созданные как законными, так и незаконными способами, неспособность оплатить долги, отчаянные попытки прекратить играть.
Признаки стадии разочарования: потеря профессиональной и личной репутации, значительное увеличение времени, проводимого за игрой, и размера ставок, удаление от семьи и друзей, угрызения совести, раскаяние, ненависть к другим, паника, незаконные действия, безнадежность, суицидальные мысли и попытки, арест, развод, злоупотребление алкоголем, эмоциональные нарушения, уход в себя.
179
В. В. Зайцев и А. Ф. Шайдулина (2003) описали развитие фаз и поведение пациентов, составляющее т. н. игровой цикл.
Фаза воздержания характеризуется воздержанием от игры из-за отсутствия денег, влияния микросоциального окружения, подавленности, вызванной очередной игровой неудачей.
Фаза «автоматических фантазий», в которой учащаются спонтанные фантазии об игре. Гемблер проигрывает в своем воображении состояние азарта и предвкушение выигрыша, вытесняет эпизоды проигрышей. Фантазии возникают спонтанно либо под влиянием косвенных стимулов.
Фаза нарастания эмоционального напряжения. В зависимости от индивидуальных особенностей возникает тоскливо-подавленное настроение, либо отмечаются раздражительность, тревога. Иногда это настроение сопровождается усилением фантазий об игре. В ряде случаев оно воспринимается пациентом как бессодержательное и даже направленное в сторону от игры и замещается повышением сексуального влечения, интеллектуальными нагрузками.
Фаза принятия решения играть. Решение приходит двумя путями. Первый из них состоит в том, что пациент под влиянием фантазий в «телеграфном стиле» планирует способ реализации своего желания. Это «очень вероятный для выигрыша», по мнению гемблера, вариант игрового поведения. Характерен для перехода первой стадии заболевания во вторую. Другой вариант – решение играть приходит сразу после игрового эпизода. В его основе лежит иррациональное убеждение в необходимости отыграться. Этот механизм характерен для второй и третьей стадий заболевания.
Фаза вытеснения принятого решения. Интенсивность осознаваемого больным желания играть уменьшается и возникает «иллюзия контроля» над своим поведением. В это время может улучшиться экономический и социальный статус гемблера. Сочетание этих условий приводит к тому, что пациент без осознаваемого риска идет навстречу обстоятельствам, провоцирующим игровой срыв (большая сумма денег на руках, прием алкоголя, попытка сыграть для отдыха и т. д.).
Фаза реализации принятого решения. Для нее характерно выраженное эмоциональное возбуждение и интенсивные фантазии о предстоящей игре.
Часто гемблеры описывают это состояние как «транс»: «Становишься как зомби». Несмотря на то, что в сознании пациента еще возникают конструктивные возражения, они тут же отметаются иррациональным мышлением. У игрока доминируют ложные представления о возможности контролировать себя. Игра не прекращается, пока не проигрываются все деньги.
Затем начинается фаза воздержания и запускается новый цикл.
Злокачественное развитие патологического гемблинга чаще отмечается при использовании игровых автоматов, чем при традиционных формах игры
(рулетка, карты, бинго и т. д.) (Breen, Zimmerman, 2002).
180
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 ... 37
Вопросы и задания
1.Расскажите о признаках зависимости от азартных игр.
2.При каких условиях ставится диагноз патологического гэмблинга?
3.Подготовьте сообщение о возрастных и гендерных особенностях гэмблинга.
4.Дайте общее представление о стадиях развития и фазах гемблинга.
5.Расскажите о ходе и симптоматике протекания заболевания, диагностируемого как «патологический влечение к азартным играм».
6.Прочитайте произведение Ф.М. Достоевского «Игрок».
Литература:
Основная
1. Егоров, А. Ю. Нехимические (поведенческие) аддикции (обзор) //
Аддиктология, № 1. 2005.
Дополнительная
2. Бондаренко,
С. Н.Лечение и реабилитация больных с патологическим влечением к азартным играм // Новые методы лечения и реабилитации в наркологии (заместительная терапия, психофармакотерапия, психотерапия): Сб. мат-лов междунар. конф.
/ под ред В. Д. Менделевича. Казань, 2004.
3. Зайцев, В. В., Шайдулина, А. Ф.Как избавиться от пристрастия к азартным играм. СПб.: Изд. дом «Нева». 2003.
4. Короленко, Ц. П., Дмитриева, Н. В. Социодинамическая психиатрия //
М.; Екатеринбург: Деловая книга, 2002.
5. Мандель, Б.Р. Психология зависимостей (аддиктология). М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013.-320 с.
6. Руководство по аддиктологии / под ред. проф. В. Д. Менделевича.
СПб.: Речь, 2007.—768 с.-С.389-405.
3.10 Недостаточно изученные виды поведенческих аддикций
3.10.1. Технологические аддикции
Хакерство как вариант зависимости
Использование компьютерных технологий программистами в их профессиональной деятельности имеет ряд характерных черт. Специфично, что полем их профессиональной деятельности является виртуальная, то есть несуществующая объективно реальность, как место самореализации в профессии и творчестве. Характерной и не менее важной особенностью IT специалистов, по мнению обывателей в основном не знакомых с особенностями компьютерных технологий, является их специфическая погруженность в
181 виртуальную реальность, которая воспринимается окружающими как особенность поведения.
Эти поведенческие особенности данная профессиональная группа приобретает в связи со специфичностью компьютерных технологий как рода деятельности. Компьютерные технологии позволяют создать замкнутый рабочий цикл без привлечения дополнительных специалистов путем использования постоянно обновляемого программного обеспечения и использования безграничности ресурса Интернет. Хакерство, предлагая человеку способ существования с погружением в виртуальную реальность, приводит к быстрому формированию зависимого поведения. Главным стимулом выбора хакерства как способа рефлексии на вызовы окружающего мира выступает глубокая неудовлетворённость целями, предлагаемыми как в реальном, так и в виртуальном мире. Цели, устанавливаемые в реальном мире, оцениваются как недостижимые из-за ограничений вызванных необходимостью личного общения, но и виртуальном мире потенциальный хакер не находит желаемого. Он не испытывает удовлетворения от рутинного взаимодействия в коллективе обычных профессиональных программистов. Но он испытывает ощущение реализации от разрушения того, что представляется несовершенным, непрофессиональным, «беззащитным», недоработанным, по их мнению, другими специалистами. И хакер, поставив под сомнение систему виртуальной реальности, дискомфортную для него, стремится «обрушить», заменив анархией.
Стиль жизни хакера отличается от стиля жизни программиста тем, что характеризуется полным погружением в виртуальную реальность, направленную на совершенствование практических навыков по её использованию. Причём, все эти действия изначально никак не связаны с жизнью вне виртуальной реальности. В этом коренное отличие увлечённого программиста от зависимого хакера.
В профессиональной среде под хакерами понимается достаточно узкая группа людей, преследующая цель демонополизации распространения программных продуктов и демократизацию доступа к интернет-ресурсам. Их задача – демонстрация превосходства их программного обеспечения над создателями IT продуктов.
IT-хакеров можно подразделить на две основные группы: White hat (с англ.
– «белая шляпа») и Black hat (с англ.
– «чёрная шляпа»).
Черными шляпами называют программистов, которые взламывают программы, игры, электронные версии разных изданий с целью их несанкционированного (как правило, бесплатного) использования. Кроме того, они могут искать некую секретную, зашифрованную информацию по чьему- либо заказу. Деятельность этих людей не имеет ничего общего с зависимостью: это киберпреступники.
Белыми шляпами называют специалистов по информационной безопасности (в частности специалистов, работающих в крупных IT-компаниях)