Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 811
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
182 и исследователей IT-систем, находящихся в правовом поле и не нарушающих закон. Ошибочно отождествлять «белое хакерство» с софт-пиратством или мошенничеством в сфере электронного бизнеса, так как в подавляющем большинстве случаев деятельность хакеров не носит коммерческого характера и не используется для извлечения материальных выгод.
К специалистам, совершающим мелкие нарушения законодательства или не нарушающие их, но нарушающие внутренние правила каких-либо интернет- сервисов, можно применить термин Grey hat (с англ.
– «серая шляпа»).
Термин скрипт-кидди означает взломщика или киберпреступника, использующего чужие наработки (например, покупающего их), но не понимающих механизма их реализации и которого к хакерам, как правило, не относят.
Промежуточное место между этими хакерами занимают экспериментаторы.
Они исследуют виртуальный мир и экспериментируют с ним, похожи на детей, которые разбирают игрушки, чтобы познать устройство предметов и явлений.
Они могут стать профессиональными программистами, если их цели позволяют им взаимодействовать с людьми, если же цель исследования виртуального мира
– бегство от реальности, то дальнейшее развитие зависимости неизбежно.
Селфи-аддикция (селфизм, селфимания и др.)
Селфизм Всемирной организацией здравоохранения пока не признан отдельным заболеванием.
Эксперты
Американской психиатрической ассоциации (APA) считают, что пристрастие к селфи, приобретшее крайние формы, может быть охарактеризовано как психическое расстройство – патологический селфизм. Об этом можно говорить, если пристрастие к селфи сочетается с другими психическими заболеваниями, явно нарушает социально- психологическую адаптацию человека или наносит ущерб физическому здоровью – актуально или потенциально, что связано с травмоопасным поведением.
В остальных случаях речь идет про непатологический стереотип социомедийного поведения, навязанный сетевым подражанием или конформизмом. Распространению селфи-аддикции способствует медиасреда с ее специфическими особенностями:
дефицит полезной информации по сравнению с «информационным шумом»;
перфомансность, как порождение повсеместного распространения мультимедийных средств коммуникации, стимулирующих модифицирование всех сторон жизни (общественно-политической, информационнокоммуникативной и т. д.), превращающая их в фарс, отрежиссированный как по содержательной, так и по пространственно- временной характеристикам;
пуэрильность (ребячливость) – смешение игровой и практической деятельности;
183
доминирование визуальной коммуникации, визуальных кодов и визуальных образов, которые стали основным средством передачи информации;
коммерциализация коммуникативных систем;
стирание границ между публичным и интимным;
«гламурность», исключающая болезни, бедность и другие неприглядные стороны нашей жизни.
Марк Сандомирский, член Общероссийского совета по психотерапии и консультированию, в статье «Культ публичности» полагает, что увлечение селфи (селфизм) становится настолько массовым явлением, что можно говорить об этом феномене как о социомедийной эпидемии – «селфидемии». «Сравнение социального явления с распространением заболеваний – не только метафора, – считает М. Сандомирский. – Аналогия более глубокая: на фоне массового вовлечения селфизм в ряде случаев может приобретать крайние, патологические формы, несущие социально-психологический ущерб (селфи-зависимость и ее негативные последствия, включая репутационные и иные риски) либо чреватые серьезными последствиями для здоровья или даже жизни «жертв» селфидемии».
М. Сандомирский указывает, что селфизм – это внутренне неоднородный синдром, имеющий различную природу, который может свидетельствовать о следующих расстройствах психики:
– обсессивно-компульсивная форма селфизма, при которой интернет- пользователь одержим непреодолимым стремлением постоянно делать селфи и ежедневно выкладывать в Сеть по нескольку десятков своих фотографий – в подобном сетевом поведении проявляются черты навязчивых мыслей (обсессии) и действий (компульсии);
– для селфизма, как одной из форм интернет-зависимости, характерна болезненная зависимость от привычки «выкладывать» свои фотографии на публичное обозрение в Сеть, при этом проявляются характерные черты патологических зависимостей: абстиненция (при лишении возможности выкладывать фотографии в Интернет), толерантность и социальный ущерб);
– болезненное недовольство собственной внешностью (дисморфофобия): такой интернет-пользователь делает огромное количество своих снимков и выставляет их в социальную сеть, чтобы получить лайки и тем самым успокоить внутреннее недовольство собой;
– нарциссическая форма селфизма, включающая как склонность к самолюбованию, так и повышенную потребность находиться в центре внимания: это нарциссизм, виртуальный по форме (в смысле интернет- представленности) и вполне реальный – по содержанию;
– экстремальный или экстремально-нарциссический селфизм – наиболее опасная форма описываемых расстройств, при которой пользователи стремятся
«покорить» публику шокирующими, пугающими фотографиями, запечатлевая себя на фоне экзотических мест, в травмоопасных условиях. Ценой этих рискованных экстремальных селфи порой становится жизнь, попытка привлечь
184 внимание к собственной персоне превращается в непредумышленное самоубийство – селфицид.
Как отмечает профессор В.Д. Менделевич, в рамках современной дискуссии о «селфизме» выделяют следующие его виды:
1. Пограничный селфизм: фотографировать самого себя, по крайней мере три раза в день, но не отправлять фото в социальные сети;
2. Острый селфизм: фотографировать самого себя по крайней мере три раза в день и размещать каждую из фотографий в социальных сетях;
3. Хронический селфизм: Неконтролируемое желание фотографировать самого себя круглосуточно и размещать все сделанные фотографии в социальных медиа более чем шесть раз в день.
В связи с участившимися за последнее время случаями гибели молодых людей при проведении селфи Министерство внутренних дел России выпустило памятку «Делай безопасные селфи. Крутое селфи может стоить тебе жизни», которая напоминает принципы проведения безопасного селфи (рис.1).
Рис. 1. Памятка по соблюдению мер безопасности во время съемки
селфи (источник: http://www.syasnews.ru)
В целом, помимо селфизма, мы можем наблюдать некоторые крайние проявления в стремлении шокировать зрителя видеороликами со свидетельствами совершаемых преступлений.
185
Необходимо заметить, что селфимания чревата и рядом других опасностей, сопряженных с риском для жизни и здоровья.
1. Пользователь, выкладывающий в сеть интимную информацию в целях привлечения к себе внимания, может заинтересовать определенную категорию интернет-пользователей, особенно опасных для подростков, которых они могут сделать объектами сексуального преследования (буллинг, секстинг).
2. Репутационные риски селфимании связаны с тем, что выкладываемая пользователем в сеть фотоинформация может оказаться порочащей как его самого, так и его близких, унижающей достоинство и несовместимой с социальным статусом или профессиональной принадлежностью.
3. Пользователь может вызвать нездоровый интерес у злоумышленников демонстрацией своего материального статуса: фотографиями на фоне дорогих автомобилей, с престижными моделями телефонов и т. п.
Для селфимана, имеющего болезненную зависимость от публичности в
Сети и склонного к болезненному недовольству собственной внешностью, логичен рост интереса к пластической хирургии. Исследование, проведенное в
2013 г. Американской академией лицевой пластической и реконструктивной хирургии, показало, что в одном из трех случаев пациенты обращаются к помощи пластических хирургов, чтобы улучшить свой облик в социальных сетях. В частности, из-за социальных медиа пластической хирургией чаще пользуются люди моложе 30 лет, что отмечают более 60 % хирургов.
3.10.2. Зависимость от изменения внешности
В современном обществе активно пропагандируется в качестве цели определенный стандарт
«идеальной» внешности.
Псевдоориентир, навязываемый постоянно меняющимся направлением моды, тиражируемый
СМИ и Интернет, культивирует иллюзорный мир мечты, где девушки – манекены, изображающие счастье, окружены небожителями и богемой.
Масс-медиа сформировали в сознании миллионов женщин во всем мире стереотип стандарта внешности, гарантирующей счастье, успех, семейное благополучие, достаток, а отклонения от него – угрозу личному счастью.
Культивируется миф, что выпавшие за рамки стандарта обречены на неудачи на работе, измены мужей.
Сознание женщины постоянно подталкивают к мысли о необходимости достижения идеальных параметров, раскрученных в масс-медиа. Такая позиция поощряется и выгодно эксплуатируется индустрией красоты: производителями одежды, косметики, вспомогательных средств (тренажёров, биодобавок), косметологическими клиниками, фитнесцентрами и пр.
Проблемы со стандартизацией внешности – родом из детства: с малых лет родители, воспитатели, учителя прививают ребенку мысль о необходимости следовать стандарту, принятому в обществе. «Атака стандартов» может вступить в резонанс с внутренней реальностью человека,
186 если он с детства внешне или внутренне отличался от стандартов и не имел среди сверстников успеха и понимания. В конечном итоге, основанное на высказываниях близких, друзей, так и недругов формируется ощущение собственной неполноценности. И это усугубляется еще и тем, что в обществе укоренилась аксиома «внешность в руках человека», и неследование стандарту оценивается как признак несостоятельности человека, который даже не в состоянии привести себя в должный вид. В итоге человек начинает связывать успех с навязанным образом.
А.В.
Котляров выделяет следующие характерные признаки рассматриваемой аддикции:
искажение внутренней реальности, которая полностью строится на базе стандарта внешности;
цель жизни – исправление внешних данных, которые считаются причиной всех проблем и психологического дискомфорта. Идеальная внешность становится единственным инструментом для получения жизненных благ;
зацикливание мыслей и поступков на собственной внешности;
отсутствие интереса к реальным психологическим проблемам и неадекватность в общении с людьми;
ограничение круга общения из-за постоянно предпринимаемых действий, направленных на коррекцию внешности;
активное недовольство своей внешностью;
неадекватные физические нагрузки и пищевые ограничения;
суперценность идеи видоизменения своей внешности согласно с идеалом красоты в ущерб другим сторонам жизни;
постоянная неудовлетворённость результатами коррекции внешности
(при реальности результатов).
Формированию зависимости от внешности, сопровождающейся неудовлетворённостью своим телом, наиболее подвержены женщины в силу ряда особенностей:
мотивы женщин и мужчин отличны друг от друга. Цель женщины привлечение партнера достойного создать семью и вырастить детей. А значит, для женщины очень важно быть «заметной», привлекательной, ценной. Женщиной внешность осознается как инструмент достижения цели и поэтому соответствие канону приобретает сверхценность;
женщины склонны ставить знак равенства в выражении «стройное, красивое тело – успех». Женщина с зависимым поведением видит лишь один путь решения ее проблем: переделать в себе все, несоответствующее параметрам стандартной внешности, благо существуют различные пути достижения идеала (скальпель хирурга, новомодная диета);
образ собственного тела принимает сверхценные черты. Женщина, отклонившаяся от стандартов, полностью сосредоточена на поиске
187 средств, которые бы изменили ее внешне. Она испытывает свою внешнюю несостоятельность, и это передаётся её поступкам, переживаниям. Гипертрофированная заостренность внимания на создании идеального образа, рассеянное внимание к окружающим постепенно оттесняет все остальные проблемы и заботы, приводя к нарушениям в социофункционировании индивида.
Женщины с таким видом аддикции не предпринимают попыток развития отношений, а всецело заняты подготовкой внешности к отношениям, уверовав созданному ими же мифу, что «идеальная внешность гарант счастья», но идеал редко бывает достижим. Погоня за стандартом вызывает внутренний дискомфорт, который требует разрешения. В случае, если женщина считает, что всё негативное в ее жизни обусловлено
«сохранившимися недостатками внешности», усиливает свои действия в создании идеала, патологическая зависимость от внешности формируется окончательно. В результате внешность в ряду ценностей выступает на первый план, становится целью, идеей фикс, основой формирования искусственной реальности. Всё, что не связано с улучшением внешности угнетает, всё, что направлено на формирование нового тела, приносит удовлетворение, причем, на очень непродолжительное время. С течением времени следование принципам улучшения внешности выходит за рамки образа жизни, приобретая болезненно-доминирующие черты (сверхценность), оттесняя остальные интересы и потребности, что к снижает качество жизни и социализацию индивида (нарушаются межличностные отношения, проблемы в семье, конфликтность, постепенная изоляция).
Крайним выражением зависимости от внешности является болезненное состояние негативного отношения к своему телу или его части, называемое
дисморфоманией. Зависимая сосредоточена на какой-то части тела (ноги, грудь, лицо), приписывая ей несуществующие недостатки или преувеличивая незначительные. Тело становится источником всех жизненных неудач и личных, и профессиональных, и поэтому все действия и мысли подчинены изменению внешности.
3.10.3 Особые варианты пищевых аддикций
Орторексия
Орторексия (orthorexia) от orthos – «правильный, должный». Под этим термином понимают разновидность нарушения пищевого поведения, заключающегося в чрезмерной вовлеченности и фиксации на диетической составляющей здорового образа жизни. Синонимы: ортомания, мания качества питания, комплекс правильного питания, психоз здорового питания.
На данный момент преобладает мнение о невротическом характере патологии. Также высказываются мнения о ее связи с ипохондрией, сверхценными конструкциями и аддиктивными расстройствами. Имеются