Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.11.2023

Просмотров: 810

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

188 данные о распространенности (около 7%), однако в отношении пола и возраста сведения существенно разнятся. Одни исследователи отдают приоритет одиноким успешным женщинам от 35 лет, другие не видят значимых различий в проявлении патологии у мужчин и женщин (на наш взгляд, в данном сегменте ведущую роль составляют женщины, практикующие фитнес – программы различного уровня сложности и интенсивности).
Орторексия формируется на базе самых разных психических нарушений
(депрессий, ипохондрии, психопатий, аддикций, шизофрении).
В характерологическом плане наиболее часто встречаются проявления мнительности, внушаемости, инфантильности, неустойчивого эмоционального фона, демонстративности, зависимости, неадекватной самооценки, различных комплексов. Ядром заболевания является стремление сохранить (восстановить) физическое и душевное здоровье в условиях «неправильного мира» путем разработки и/или следования специфической диете. Выбор вида спорта для
«дополнения» своеобразного «оздоровительного» комплекса не столь важен, поскольку это всего лишь второстепенный инструмент. Орторексики уверены, что тот образ жизни, который они вели до нового увлечения, может привести к многочисленным заболеваниям, подсознательно считая себя не совсем здоровым и испытывая негативные эмоции и суждения касательно своего тела (но не телосложения как такового). Поэтому ни похудение, ни упругие рельефные мышцы или другие внешние «атрибуты» не являются самоцелью и могут служить лишь своеобразным индикатором «правильности» выбранного образа жизни. Подсчет калорий и изучение пищевой ценности у выбранного продукта, совершенствование методов приготовления и хранения блюд занимает все свободное время орторексика, постепенно оттесняя все остальные проблемы на задний план, что приводит к нарушениям его социофункционирования.
Приготовление пищи орторексик превращает в сложнейший ритуал, непонятный и, по мнению окружающих, совсем не нужный, поэтому орторексик может есть только пищу собственного приготовления, чем исключает походы в гости, обеды в ресторанах, пикники.
С течением времени следование выбранным принципам питания выходит за рамки стиля жизни и приобретает болезненно-доминирующие черты
(сверхценность), приводит к вытеснению остальных интересов и потребностей, что ведет к выраженному снижению качества жизни и социальным последствиям, вплоть до постепенной изоляции. Диета приобретает свойства регулятора психосоциальной деятельности, становится инструментом самопоощрения и самонаказания. Позитивная самооценка, хорошее настроение, чувство собственного достоинства, ощущение собственной значимости, уверенность, контроль над любой ситуацией полностью отождествляются со способностью правильно питаться. Малейшее нарушение режима становится причиной депрессии, самообвинений, появления чувства неполноценности и вины, угрызений совести, негативной самооценки, для преодоления которых орторексик еще больше ограничивает себя вплоть до эпизодов голодания.


189
Подобное отношение к собственному рациону порождает своеобразный перенос отрицательного эмоционального заряда не только на «плохие» продукты, но и на людей, продолжающих их употреблять. В разговорах главенствует тема диет и питания, доказывается их исключительность. После безрезультатных попыток навязать собственное мнение, орторексик без сожаления разрывает любые отношения с «недалекими» окружающими, что является началом формирования идей собственного превосходства. Ни при каких условиях орторексик не может изменить выбранному им образу жизни, пидав сакральный смысл знаниям о здоровом питании, привратив их в принцип повседневного существования.
Вкусовая зависимость
Один из вариантов пищевой аддикции – это зависимость от вкуса конкретного продукта. Фиксация на вкусовых ощущениях во время фрустрации помогает вытеснить из своей внутренней реальности неприятное переживание. Как правило, вкусовая зависимость возникает от продуктов, имеющих особый вкус, отличный от вкуса пищи, необходимой для поддержания жизнедеятельности. К продуктам, которые, в какой – то момент, перестают выполнять функцию «простого насыщения» и становятся
«носителями особого наслаждения», чаще относят шоколад, кофе, чай, суши, газированные напитки.
Из вкусовых аддикций наиболее распространённой является зависимость от шоколада (chocolate addiction, chocoholism). Шокохоголизм имеет под собой некоторую материальную основу: шоколад как продукт из какао бобов, содержит группу алкалоидов близких по химическому составу эндогенным каннабиноидам, однако, фармакологические эффекты не дают права признать их наркотическими веществами. Именно эффектами этим веществ пытаются объяснить усиление положительных эмоций и снижение негативных переживаний после употребления шоколада.
Шоколад – продукт, обладающий выраженным специфическим вкусом, вызывающим удовольствие, которое отлично, от удовлетворения приемом шоколада как источника питания. Т.е. удовольствие от приема шоколада больше, чем радость, которую человек получает от него, как от источника энергии.
Ещё одним механизмом искажения пищевого поведения при помощи шоколада можно назвать, превращение источника удовольствия в элемент поощрения или наказания. Шокоголик, прекрасно понимая весь вред своего гастрономического пристрастия, тем не менее, не пытается от него избавиться, а продолжает злоупотреблять, обосновывая переедание необходимостью поощрения. Аналогичные механизмы имеют место и при других вариантах вкусовой зависимости, которые могут дополняться в зависимости от варианта (экзотика, престиж, подражание, регрессия и т.д.).


190
Фидеризм
Фидеризм – от агл. feederism «раскармливание». Этот вид зависимости включает в себя элементы искажённого пищевого поведения и изменённых, зависимых отношений, превращенных в раскармливание. При этом раскармливание осуществляется в ходе ролевой игры, где один партнер получает от этого процесса удовольствие.
При фидеризме отношения между партнерами ограничиваются процессом кормления. «Фиди» (от англ. – feedee) – партнёр, которого
«раскармливают». Чаще это женщина. Второй участник «фидер» (от англ.
«feeder») – партнёр, который получает удовольствие (в том числе и сексуального характера) от активного кормления или наблюдения за тем, как другой партнёр ест.
Реже фидеризм представляет собой наблюдение за перееданием или демонстрацию переедания.
Фидеризм как вид аддиктивного поведения можно охарактеризовать следующими критериями:
1. Отношения с партнёром сводятся к процессу кормления и заканчиваются за пределами кормления. Для продолжения отношений процесс раскармливания становится необходимым.
2. Кормление является способом бегства от межличностных отношений.
3. Проблемы со здоровьем, связанные с избыточным приемом пищи.
Проявлением фидеризма или самостоятельным состоянием является стаффинг (англ. – stuffing, stuff, переедание, набивание живота). Это намеренное избыточное поглощение пищи – «обжорство», получаемое от него удовольствие и фантазии на тему раздувшегося от объедания живота. В случае, если процесс стаффинга никак не связан с отношениями между партнёрами, он не относится к фидеризму.
3.10.4. Экономическая аддикция
Зависимость, о которой пойдёт речь, во многом лежит в основе функционирования современного общества. Она подчиняет себе жизнь большинства людей и считается многими нормой жизни. Но именно эта зависимость является причиной проблем в отношениях между людьми и базой для развития таких зависимостей, как кредитомания, шопинг, вещизм, гемблинг.
В то же время эта зависимость практически нигде не описана и не имеет собственного названия. Её можно назвать зависимостью от денег, зависимостью от товарно-денежных отношений и зависимостью от иерархии.
Впервые описал такую зависимость В.А. Котляров и предложил называть её экономической зависимостью. При такой форме зависимости человек мыслит и живёт только экономическими категориями, его цель и его выбор определяется и зависит только от экономических законов. Но самое главное, при


191 этой зависимости внутренняя реальность человека полностью определяется его экономическими задачами.
Признаки экономической аддикции:

деньги – цель, главный критерий успешности;

подавленное настроение, депрессия, вплоть до суицидальных мыслей в случае угрозы накоплениям;

постоянное ощущение недостатка денег для достижения состояния удовлетворения, счастья;

взаимоотношения с окружающими ограничиваются товарно-денежными отношениями.
Все процессы зависимый оценивает шкалой
«экономической целесообразности». Как известно, прибыль достигается путём манипуляций и чем они удачнее, тем выше прибыль. Аддикт может, не задумываясь, пойти на экономическое преступление, если это обеспечит получение сверхприбыли.
При этом полностью утрачено желание творить, и все силы направлены на поиск более эффективных экономических манипуляций и путей присвоения чужого труда.
Даже все возможные формы отношения между партнёрами максимально упрощены и сводятся к операциям купли – продажи и распределения накоплений. Любой человек для аддикта – товар или источник прибыли. Всё, не имеющее отношения к деньгам, отбрасывается как незначительное. Только деньги становятся аргументом для договора, понимания и поводом для раздора, конфликта, только они побуждают человека к творчеству, активности, ответственности.
Экономические аддикты поклоняются вышестоящему в иерархии, цели которых считаются беспрекословными и неприкасаемыми, а по отношению к нижестоящим в иерархии демонстрируют пренебрежение или открытое презрение. Цели нижестоящих считаются недостойными и подлежащими разрушению. Задача – снизить цену товара, который предлагают нижестоящие.
Так они опускают нижестоящих ещё ниже и пользуются ими как товаром.
Каждый член иерархии стремится найти кого-то ниже себя в иерархии, чьими способностями можно пользоваться для извлечения прибыли. Для этого применяются манипуляции.
Аддикт, как правило, позиционирует себя как товар, и тогда внешняя упаковка дает ему возможность оценки в иерархии. Чтобы предстать «более качественным товаром», зависимый демонстрирует несуществующие качества, которые составляют имидж. Поскольку любой зависимый представляет собой только имидж-маску, за которой скрывается отсутствие внутренних целей, духовная пустота, то он становится не интересным для близких межличностных отношений. Зависимые, как никто другой, выказывают любовь к животным и вещам, поскольку не способны отдавать свою любовь людям. Они считают животных и товары безопасными, не способными отнять у них место в иерархии, более того, и товары, и животные, имеют стоимость в отличие от


192 отношений с людьми. Именно поэтому экономическая зависимость – основа, почва для шопинга и вещизма.
3.10.5. Аддикция к домашним животным
Проявление любви и заботы почти всегда сопровождается препятствиями для человека, склонного к зависимости и имеющего ограничения выбора. Как правило, оно сопровождается стремлением к власти и собственности над жизнью партнёра. Сложно найти человека в здравом уме, готового на то, чтобы им обладали. Поэтому потребление любви, заботы, которая сочетается с безграничной властью, т.е. обладание объектом любви – очень востребованный товар. Таким товаром – «заменителем отношений» и являются животные.
Домашнее животное имеет хозяина, который приобрёл его в собственность или принял решение о его содержании. Т.е. домашнее животное – то, что можно потреблять и то, чем можно обладать. Оно имеет стоимость, уровень престижности (порода).
Обладание домашним животным позволяет «приблизить» и
«очеловечить» искусственную реальность. Это актуально для тех, кто не смог построить удовлетворительные отношения с людьми. Не зря владельцы домашних животных испытывают к своим питомцам более тёплые чувства, чем к людям. Апогей абсурда этих чувств выражен в высказываниях типа
«Животное чище, добрее, преданнее человека». Эти высказывания указывают на функции товара, которые были в действительности приобретены под видом домашнего любимца.
Искусственная реальность, в центре которой находится домашнее животное, как правило, намеренно строится с целью искажения действительности.
Нередко животные лишены пола
(специально кастрированы для жизни в доме). Безупречное домашнее животное – это вещь. Собака и кошка становится суррогатами преданности и нежности.
О формировании зависимости от домашних животных можно говорить при наличии следующих симптомов (не менее 4 из перечисленных):
1. Самые значимые, максимально насыщенные эмоционально действия человека связаны с содержанием и дрессурой домашних животных.
2. Отчётливая, осознаваемая связь фона настроения и уровня внутреннего комфорта с действиями, связанными с содержанием и дрессурой домашних животных:

подготовка к приобретению животного, процесс выбора, приобретения, уход, кормление, лечение, дрессура, игры с животным улучшают самочувствие и позволяют устраниться от проблем. Человек намеренно занимается животным с целью приятного, комфортного времяпрепровождения, не достижимого никакими иными путями столь эффективно;