Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 805
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
193
снижение настроения с раздражением и агрессией при любых внешних препятствиях к взаимодействию с животным;
при невозможности взаимодействия с животным (разлучение, аллергические реакции на животное, его болезнь или смерть) развивается комплекс проявлений синдрома отмены. Воссоединение с животным снимает эти проявления.
3. Синдром отмены, возникающий при незапланированном разлучении с животным, включающий следующие симптомы:
подавленность, апатия, плаксивость;
проявление агрессивности по отношению к людям, в том числе к посторонним;
навязчивые размышления, фантазии и воспоминания о том, что связано с животным;
двигательное возбуждение, неусидчивость;
нарушения сна, аппетита;
отказ от выполнения других действий, особенно напоминающих о животном;
исчезновение данных проявлений при воссоединении с животным или при его замене на другое, «адекватное».
4. Оправдание любых форм поведения животного, их иллюзорное
«радужное» восприятие. Недооценка вреда и неудобства животного для других людей. Игнорирование их замечаний, обвинения и прямая агрессия
(вербальная или поведенческая) в ответ на замечания по поводу нарушения правил содержания животного и обеспечения безопасности для окружающих.
5. Гибель или болезнь животного вызывает переживания, сравнимые с глубокой жизненной утратой, смертью близкого человека.
6. Прогрессивное возрастание времени, проводимого с животным:
время, необходимое для получения удовлетворения от общения с животным возрастает. Если человек не увеличивает количество времени, затрачиваемого на это, он испытывает заметный дискомфорт;
человек проводит с животным больше времени или чаще, чем было задумано;
при необходимости переключиться на людей или другие занятия человек испытывает дискомфорт, раздражение и чувство вины;
лживость при оценке времени и затрат, связанных с животным;
в ситуации разлуки с животным человек постоянно возвращается к воспоминаниям о нём.
7. Возникновение проблем с соседями, случайными людьми из-за содержания и выгула животного. При этом проблемы игнорируются, усугубляются, но прежние действия продолжаются.
194 8. Появление и прогрессивное возрастание материальных затрат на содержание животного:
затраты возрастают и приводят к отказу от удовлетворения других, в том числе биологических (еда, одежда) личных и семейных потребностей;
приобретение новых животных и средств ухода и содержания при отсутствии необходимости.
3.10.6. Коллекционирование как вид аддиктивного поведения
Коллекционирование предполагает собирание предметов, которые наделяются особым, очень часто несвойственным им смыслом. Окружение себя такими вещами необходимо для образования особой, уникальной реальности. Чтобы полностью лишить вещь связи с реальностью, её нужно объединить с другими вещами по некоему искусственно выведенному общему признаку. Такая организация вещей, при которой любая вещь для полноты картины требует другой вещи, превращает каждый отдельный экземпляр коллекции в симулякр, т.е. в то, что не имеет отношения к реальности. Вещь, включаясь в коллекцию, полностью теряет функцию и становится предметом для обладания, элементом искусственной реальности.
Итак, суть коллекционирования – это выстраивание вокруг себя реальности, состоящей из особых вещей. Это вещи, наделённые одинаковыми, искусственно выделенными признаками, нередко не соответствующими заранее заданным производителем функциям. Признаки, которые придают вещи статус коллекционной, соответствуют специально созданной теории. Такая теория обосновывает, почему некая вещь более достойна формировать внутреннюю реальность и цель коллекционера, чем данные ему изначально реальность и предназначение. Теория создаётся самим коллекционером или берётся на вооружение. Чем более изощрённой и наукообразной оказывается цель, тем более отдаляется от действительности создаваемая искусственная реальность. Вместо достижения своей цели, коллекционер создаёт себе собственную миссию – создание искусственно выделенного собрания вещей.
Именно такая особая реальность интересна для коллекционера. Чтобы достичь идеального места для жизни, ему необходим полный набор таких вещей. И построение такой реальности становится целью для жизни, а созданная часть такой реальности – лучшим местом для жизни.
Искусственная реальность коллекции отодвигает действительно существующие проблемы и требования жизни. Мир коллекционера – это мир мифов, фантомов, симулякров.
Коллекционирование – это любое занятие, при котором человек размножает вокруг себя однородные, лишённые первоначальной сути объекты и выстраивает из них свой мир. Таким занятием может быть и
195 собирание следов животных, и коллекционирование сексуальных побед, туристические поездки и сборка «идеального комплекта музыкальной аппаратуры» аудиофила.
Теория коллекционирования, прежде всего, требует очень узкой, выхолощенной, оторванной от действительности цели. Прежде всего, цель должна быть обоснована при помощи наукообразного подхода. Любой элемент коллекции, не соответствующий цели, полностью её дискредитирует, т.к. уничтожает созданную коллекционером особую реальность.
Коллекционер стремится создать ту несуществующую реальность, которую может дать только полная коллекция. Он посвящает свою жизнь своей коллекции, превращает её в служение непостижимому идеалу. Это его высшая цель, симулирующая предназначение.
Каждый экспонат коллекции приобретает в глазах коллекционера нечто мистическое, неуловимое и недоступное для непосвящённого. Это нечто и есть составной элемент искусственной реальности. Само «нечто» может при помощи выбранной теории объясняться по разному. Для одних коллекционеров это редкость, которая была когда-то создана случайно или специально и не может быть повторно клонирована. Для других – это свидетельство или аргумент, подтверждающий одну идею и опровергающий другую.
В любом случае, ценным для коллекционера является только искусственно выделенное значение вещи, позволяющее ей быть элементом конструктора. Это конструктор искусственной реальности. Будучи созданной, она отрицает действительность коллекционера, её проблемы. Это
«замороженная» реальность, слепок с вечности. Предметы коллекции лишены коллекционером того, что делает их ценным для других людей, они
«бесполезны для жизни». Более того, он сам оберегает их от использования в жизни.
Итак, коллекционер – это человек, чья активность обладателя сосредоточена на особой категории вещей – уникальных, диковинных, экзотических, старинных. Для него не имеет значения общепринятая функция вещи, ему важнее то, насколько она соответствует принятой им идее. Выбранные им вещи позволяют так или иначе имитировать,
«подделывать» свою реальность. Вариантов, как правило, несколько и каждый из них является индивидуально более удобным, комфортным и значимым способом бегства из своего собственного мира. Здесь приводится два основных, наиболее распространённых варианта.
Коллекционирование старинных вещей. Старинная вещь, это вещь вне времени, завершенное, законченное в себе образование. Такая вещь позволяет изменить реальность за счёт того, что создаёт вокруг человека иллюзию выхода из своего времени. Но и любое
196 коллекционирование сопровождается утратой чувства времени, отменяет время.
Коллекционирование «подлинных» вещей. Подлинная вещь – это вещь, которая является капканом, поймавшим в себе творчество. Кроме того, это уникальная вещь. Она позволяет изменить реальность за счёт того, что создаёт вокруг человека иллюзию уникального творения, имитирует реальность, сопутствующую достижению цели.
Коллекционирование является одной из наиболее достоверных имитаций процесса достижения цели. Оно действительно предполагает творчество, выражение себя, приобретение новых знаний, отношений с понимающими людьми, которых даже можно считать соратниками. Как и при достижении истинной цели, коллекционер испытывает состояние, которое Гёте называл счастьем, когда находит очередной предмет для своей коллекции. Это состояние достаточно сложно отличить от радости, которая сопровождает человека, выражающего себя на пути истинной цели, предназначения.
Наконец, коллекционирование настолько распространённое занятие, что только это делает его в глазах большинства вариантом нормы. Почти каждый в детстве занимался собиранием марок – филателией, каждый пятнадцатый человек это филателист. Но коллекционирование – это не только ряд традиционных занятий типа собирания почтовых марок
(филателия). Это и собирание предметов старины (антиквариат), книг
(букинистика), военной атрибутики (милитария) и т.п.
Вариантом коллекционирования является аудиофилия. Это действия, направленные на создание идеального звуковоспроизводящего аппарата. При этой зависимости «слушают не музыку, а звук». Коллекционирование и аудиофилия – очень близкие явления. Филателисту всё равно, что изображено на марке, лишь бы она соответствовала цели коллекции и не была погашена штемпелем. Так и аудиофилу безразлична музыка, он считает её тем, что «отвлекает от главного – звука».
3.10.7. Телевизионная аддикция
Зависимость от виртуального мира телевизора – всё более частое явление современного человека.
Наиболее значимое последствие регулярного пребывания в телереальности – атрофия собственных целей. Внутренний мир человека становится пустым сосудом, который заполняется телеидеями, телепредставлениями. И цель человека меняется. Он становится исполнителем телеидей, его память становится телеархивом. Телевидение обладает огромным арсеналом манипулятивных технологий, которые намеренно формируют в человеке новую зависимость – TV-аддикцию.
197
Выделяют две манипуляции, провоцирующие у зрителей телевизионную аддикцию:
Отвлечение от внутренней цели. Телевидение либо отвлекает от её поиска, либо предлагает псевдоцель, оформляя её содержание массой ярких образов, предназначенных для пассивного потребления.
Телереальность атакует человека непрекращающейся лавиной впечатлений, которые полностью заполняют внимание и становятся единственным строительным материалом для внутреннего мира. Итак, человек вместо обращения к себе, поиска самого себя, занимается анализом этих впечатлений.
Телевидение делает ненужным процесс поиска себя, всё предоставляется в готовом, ярком виде на экране. При постоянной замене внутреннего мира телереальностью жизнь воспринимается в соответствии с виртуальными событиями телешоу, сериалов, мультфильмов и кино.
Максимальным воздействием и потому успехом обладают сериалы. Они предлагают полную замену жизни, постоянную смену событий и страстей, которым можно сопереживать, ничего активно не предпринимая. И свои проблемы порою кажутся мелочью по сравнению с яркими приключениями телегероев. Сериал предлагает заменить свою жизнь жизнью персонажа. Чем больше сериалов, тем больше вариантов для выбора чужой жизни «на любой вкус». Иллюзия полноценной жизни – главная приманка и опасность телепродукта. Для тех, кого не устраивают сериалы, те же эффекты предлагают шоу.
Одно из главных ограничений выбора, которое вызывает телевидение, это предпочтение пассивности. Человек воспитывается телевидением как пассивный потребитель. Сериалы вообще позволяют не затрачивать усилия на освоение сюжета и его коллизий. Пассивность изначально ограничивает выбор в реакциях на телевизионные «события». Она позволяет не участвовать активно в действиях телевизионных героев, оставляя возможность потреблять происходящее в готовом виде и выражать по этому поводу эмоции. Просмотр телепередач вырабатывает привычку отказываться от ответственности за содержимое своей внутренней реальности, за свою жизнь, быть её пассивным наблюдателем. Выбор пассивности в реальной жизни и поощрение отказа от ответственности – прямое следствие роли потребителя телепродукта. Человек приучается к пассивному наблюдению без взаимодействия с событиями, без участия в них.
Пассивность телезрителя маскируется возможностью выбора программ.
Появились новые способы формирования телереальности, позволяющие оставаться пассивным потребителем, имитируя активность и власть над происходящим на телеэкране. Человеку даётся право выбирать вариант телереальности самостоятельно. Для этого ему был дан инструмент, имитирующий власть над нею. Это пульт дистанционного управления –
198 механизм коррекции телереальностей. Переключая каналы, человек ощущает власть над пространством TV, которое он «делает самостоятельно». Вместо того, чтобы искать внутри себя своё предназначение, он находится в поиске самой комфортной замены собственной внутренней реальности. Так, при помощи пульта усиливается процесс формирования TV-зависимости.
Приёмы использования пульта превращаются в приёмы формирования телереальности, в признаки зависимости. Этих признаков два:
1. Грейзинг («пережевывание сена»). Это просмотр больше одного канала одновременно. Зритель постоянно переключается с одного канала на другой, пытаясь уловить «кусочки» различных программ, которые идут в одно время.
2. Зиппинг – бесцельное переключение пультом с канала на канал с видимой целью избежать рекламы или скучной программы (как во время рекламы, так и вне её).
Просмотр телепередач всё чаще заменяет отношения между людьми. То время, которое люди проводят вместе, их часто разделяет телереальность.
Непосредственные взаимодействия в действительности заменяются иллюзией приобщения к обществу телезрителей во время просмотра телепередач. Человек становится жителем телереальности, в которую одновременно с ним погружены миллионы.
Телевидение предлагает заменить свою индивидуальную, уникальную цель на общую для всех, предлагая единую, универсальную телереальность каждому. Поэтому все люди, формирующие свою внутреннюю реальность по образу и подобию телевизионной, становятся одинаковыми. Одинаковый внутренний мир создаёт у них иллюзию общности, которая на самом деле является отражением стандартности и стереотипности телереальности.
Выходя из телереальности, человек взаимодействует с людьми через темы, которые возникли в телереальности и не имеют причин в его реальной жизни. Люди общаются друг с другом, обсуждая телегероев, новости, шоу – единственное, что их объединяет по - настоящему. Реальность телеэкрана становится посредником в отношениях, «прослойкой» между людьми.
Человек, не замечая этого, вовлекается в телереальность, он обсуждает телевидение так же, как личные отношения, любовь, секс.
Одна из самых распространенных форм TV-аддикции – зависимость от просмотра новостей. Такой человек бесконечно воссоздаёт собственный ритуал восприятия действительности. Он следит за «свежими» событиями,
«держа руку на пульсе мира», сравнивает новости на «правдивых и лживых» каналах. Такой человек знает всё, что происходит на другом конце планеты, но не знает ничего о том, что происходит внутри него самого. Он переполнен информацией о трагедиях, происходящих за пределами его собственной, внутренней реальности, воспринимая свою жизнь как череду землятресений, терактов, убийств и вояжей официальных лиц.
Статус самой примитивной формы TV-аддикции имеет зависимость от сериалов. Пожалуй, эта форма зависимости обладает самым сильным