Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 801
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
204
Администрация по борьбе с наркотиками ведет не только активную наступательную работу по перекрытию каналов поступления наркотиков в незаконный оборот, ликвидации подпольных лабораторий, но и организует общую и индивидуальную профилактику наркомании, особенно среди детей и подростков, которая звучит как «Программа по уменьшению спроса на наркотики». В связи с тем, что молодежь имеет проблемы с нарушением законов, усилия правоохранительных органов по реализации профилактических программ не достигают желаемого положительного результата. Поэтому органы полиции реализуют профилактическую функцию через посредников: общественные организации, студенческие советы и армию.
Американская модель применяется также в Канаде, Мексике,
Великобритании, Германии, Финляндии и ряде других стран.
Нидерландская модель. В странах, придерживающихся этой модели имеются послабления в отношении марихуаны, которую можно приобрести в так называемых наркокофейнях. Во многих странах мира развит наркотуризм – наркоманы едут в Нидерланды из России, Бельгии, Германии, Франции и других государств, чтобы «отвести душу» в наркодурмане. В наркологии Нидерландов широко развита заместительная терапия применения метадона. Движение за трезвый образ жизни ведется, но развито слабо. Алко-наркопроблема в целом не решена, а табачная и вовсе находится в тупике. В то же время по законам
Нидерландов алкоголь относится к жестким наркотикам.
По пути Нидерландов сегодня идут Бельгия, Дания, Испания и Швейцария.
Евразийская модель. Ее исповедуют в России, Белоруссии, на Украине, в
Казахстане и ряде других стран СНГ. Запрещены: марихуана, ЛСД, кокаин, экстази, героин и другие наркотики, однако население этих стран продолжает наркотизироваться. Алкоголя на душу населения потребляется до 25 литров в год. Идут процессы омоложения, оженствления и криминализации пьянства, алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Скандинавская модель. К ней относят действия против алкоголя, табака и других наркотиков, применяемые в Швеции, Норвегии, Исландии и на
Фарерских островах. Здесь осуществляется комплексный и системный подход в деле воспитания здорового и трезвого поколения. В этих странах нельзя стать министром, педагогом или медиком (по закону), если ты потребляешь алкоголь, табак или какие-то другие наркотики. На достаточно высоком уровне развито движение за трезвый образ жизни. Правительства этих стран применяют
«систему пресса» против любых наркоманов. В своей политике и действиях они гармонично воздействуют на систему антинаркотического законодательства и стимулируют общественные движения. К примеру, в этих странах развито движение за здоровый и трезвый образ жизни среди представителей разных профессий.
Сегодня все образовательные программы и здравоохранение в Норвегии и
Швеции бесплатные. Алкоголь и табак продают в специализированных магазинах по одному на область (округ). Причем алкоголь и табачные изделия
205 стоят очень дорого. Кроме того, закон трезвости действует в ряде стран и на государственном уровне. Среди этих государств: Албания, Алжир, Афганистан,
Бангладеш, Египет, Индия, Индонезия, Иордания, Ирак, Иран, Исландия, Китай,
Ливан, Ливия, Норвегия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Пакистан,
Саудовская Аравия, Сирия, Тунис, Турция, Швеция, Центральноафриканская
Республика.
Таким образом, есть выбор, по какому пути развития идти. Следует брать лучшее из всех моделей. Во-первых, собственный положительный опыт 80-х гг.
XX в.; во-вторых, подходы к ограничению потребления алкоголя и других наркотиков в Китае; в-третьих, массовые движения за трезвость в странах
Скандинавии; в-четвертых, хорошее финансирование оздоровительных и антинаркотических акций в Америке. Все это пойдет только на пользу. В целом же России как северной стране больше всего подходит опыт Швеции и
Норвегии. Его только нужно глубже изучить и адаптировать в России.
Научные подходы к профилактике психических заболеваний, поведенческих и личностных расстройств, а также психических отклонений, в том числе зависимого поведения, начали активно развиваться во многих странах с середины прошлого века. К этому времени был накоплен опыт применения значительных профилактических мер как со стороны государства, так и частных лиц.
Профилактическое вмешательство в области зависимого поведения начало формироваться в конце прошлого столетия. Его научное признание состоялось спустя 30 – 40 лет после осознания зависимости как болезни.
Специфика научных взглядов на природу, причины и последствия возникновения химической зависимости, а затем и других ее форм потребовала изыскания особых подходов к изучению и разработке профилактического вмешательства в области аддикций.
Разрозненность научных подходов к изучению зависимого поведения и острая необходимость в решении социальных проблем, связанных в первую очередь с ростом алкоголизма и наркомании в послевоенный период, потребовали серьезных усилий по созданию новых знаний о зависимости.
Профилактика аддиктивного поведения представляет собой сложнейшую проблему междисциплинарного характера, затрагивающую практически все социальные институты: образование, здравоохранение, культуру, юстицию и др.
Анализ современной научно-практической литературы по проблемам зависимого поведения предполагает четкую дифференциацию уровней и типов профилактики, образующих взаимосвязанные континуумы (неразрывность явлений, процессов) профилактики аддикций.
В 1992 г. вышла в новой редакции «Американская классификация поведенческих и личностных расстройств», в которой профилактика зависимого поведения рассматривается в виде преимущества над реабилитацией зависимых лиц и сопровождением выздоравливающих. В этой классификации профилактические вмешательства
– интервенции представлены как
206 универсальные (для каждого человека), селективные (преимущественно против определенного заболевания) и индикативные (учитывающие уже имеющийся фон здоровья, влияние других заболеваний или особенностей личности).
Первичная (информационная) профилактика согласно более ранней классификации ВОЗ охватывает экологические, экономические, социальные и политические условия жизни. Мероприятия первичной профилактики направлены на оптимизацию упомянутых условий.
Фактически первичная профилактика представляет собой образ жизни, обеспечивающий человеку (прежде всего детям и молодежи) условия для оптимального развития и реализации природных способностей в течение всей жизни.
Усилия государства по изменению социальных и культурных условий жизни объединяются в систему радикальных мер первичной профилактики (спорт, охрана труда, сбалансированное питание и др).
Применительно к профилактике аддиктивного поведения детей и молодежи мероприятия первичной профилактики химических зависимостей направлены на превенцию первой пробы ПАВ (так называемая ранняя профилактика).
Проведение первичной профилактики является прерогативой сферы образования, охватывающей социально активные фазы жизненного цикла человека и его становления как личности.
4.2. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в
образовательной среде: концептуальные положения
Образовательные учреждения являются одним из социальных институтов, реализующих профилактическую деятельность.
Учитывая высокий профилактический потенциал системы образования, в 2000 году впервые в истории отечественной системы превенции разработана стратегия объединения усилий различных социальных структур для организации единого профилактического пространства и создания инфраструктуры профилактической деятельности в образовательной среде, которая получила название «Концепция профилактики злоупотребления психоактивными
веществами в образовательной среде».
Концепция 2000 года содержала базовые принципиальные положения, на основании которых во всех субъектах России в рамках единого методологического подхода началась реализация региональных программ профилактики злоупотребления ПАВ.
Однако, по прошествии десятилетия возникла необходимость дальнейшего развития методологических и организационных основ профилактической деятельности в образовательной среде. Она была обусловлена:
изменениями социальных, социокультурных характеристик ситуации, связанной с распространенностью ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи;
207
изменениями реалий жизни современного общества в целом;
возросшей актуальностью формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
изменениями государственной политики в сфере борьбы с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением.
В связи с этим в 2011 г. была утверждена «Концепции профилактики
употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
Концепция развивает и расширяет сферу задач, обозначенных в Концепции 2000 года:
– определяет условия системной комплексной профилактической деятельности в образовательной среде;
– поддерживает и совершенствует уже сложившуюся в образовательной среде инфраструктуру и механизмы реализации профилактики, а также принципы взаимодействия между субъектами профилактики в образовательной среде;
– определяет методологические основы разработки и внедрения разнообразных методик профилактической деятельности;
– выделяет единые критерии и индикаторы для оценки профилактической деятельности в образовательной среде;
– развивает основные положения
Cтратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
На сегодняшний день в связи с многообразием профилактических программ, реализуемых в образовательной среде на территории Российской
Федерации, Концепция, наряду с определением стратегии, цели и средств профилактической деятельности, выполняет определенные организационно- методическую и регламентирующую функции.
В Концепции отмечено, что целью первичной профилактики
злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде является развитие на постоянной основе инфраструктуры и содержания профилактической деятельности, направленной на минимизацию уровня вовлеченности в употребление
ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Согласно Концепции
1 ... 17 18 19 20 21 22 23 24 ... 37
задачами профилактики зависимости от ПАВ в
образовательной среде являются:
– формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
– мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;
208
– исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
– развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:
личностных – формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;
социально-средовых
– создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;
этико-правовых– утверждение в обществе всех форм контроля
(юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению
ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Организация профилактической работы в образовательной среде должна осуществляется на основе следующих принципов.
Принцип системности определяет при реализации профилактической деятельности в образовательной среде организационно-методическое взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, включенных в профилактику, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и подведомственных им организаций, а также межпрофессиональное взаимодействие специалистов различных социальных практик (педагог, психолог, медицинский специалист, школьный инспектор по делам несовершеннолетних и т.д.), имеющих единую цель, гибкую структуру и механизм обратной связи, которые позволяют корректировать текущие задачи и индикаторы эффективности комплексной деятельности.
Принцип стратегической целостности обусловливает для организаторов и активных участников профилактической деятельности на всех уровнях взаимодействия единую стратегию профилактической деятельности, включая основные направления, методические подходы и конкретные мероприятия.
Принцип многоаспектности профилактики основан на понимании употребления ПАВ как сложного социально-психологического явления, что обуславливает комплексное использование социальных, психологических и личностно-ориентированных направлений и форм профилактической деятельности, охватывающих основные сферы социализации обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности определяет соответствие содержания и организации профилактики реалиям экономической и социальной жизни и ситуации, связанной с употреблением
ПАВ, в стране и регионе.