Файл: Аддиктивное поведение в детскомолодежной среде проблемы, профилактика учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.11.2023
Просмотров: 798
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
216 различными. Важно, чтобы они соответствовали потребностям восстановления пациентов и предусматривали все фазы реабилитации.
I фаза – лечение. Ведется интенсивная работа, направленная на преодоление физической зависимости и стабилизацию физических проблем.
Важнейшими задачами этой фазы являются укрепление мотивации на восстановление и реабилитацию, а также укрепление коммуникативных связей персонала с пациентами. В этой фазе они ограничены в самостоятельной активности, но интенсивно готовятся ко второй, в которой ответственность и активность значительно повышаются.
II фаза – реабилитация. Ведется интенсивная работа над собственными личностными и межличностными проблемами, обнаружением и пониманием эмоциональных проблем, неадекватных защитных механизмов, блокирующих осознание себя и процесс выздоровления в целом, деструктивных вариантов копинг-поведения. В этот период ведется очень интенсивная работа по формированию самоидентификации, то есть по определению себя как эффективной и позитивной личности, не употребляющей наркотики и занимающей свое достойное место в жизни. Иными словами, это работа по формированию новой Я-концепции – представления о себе как о социально, физически, сексуально, психически и психологически уникальном и состоятельном человеке, проблемы которого будут разрешаться в зависимости от его собственного участия в своей судьбе и процессе постоянного развития и усовершенствования. Длительность этой фазы различна. Она зависит прежде всего от того, какими личностными ресурсами обладает пациент, от его личностной «зрелости», а также от направления работы, профессионализма и мастерства персонала, терапевтического воздействия окружающей социальной среды.
III фаза – подготовка к жизни вне реабилитационного учреждения. На этой стадии наиболее интенсивно проводится работа по профилактике рецидивов
(тренинг эффективного копинг-поведения, социальных навыков, умений, межличностной и коммуникативной компетентности, противодействия давлению социальной среды, избегания и противодействия искушению наркотизации). В этой фазе пациент все чаще и более продолжительное время находится вне учреждения, готовясь к тому, чтобы полностью и самостоятельно преодолевать жизненные проблемы и трудности в будущем.
IV фаза – возврат в общество. Эта фаза осуществляется постепенно. В ее реализации возможно несколько вариантов: жизнь в учреждении, но работа в обществе; жизнь в обществе, но работа в учреждении; постепенный, «шаг за шагом» выход из учреждения (дневной стационар).
V фаза – послелечебная. Это регулярные встречи с пациентом с продолжительностью не менее 1 – 2 часов, осуществляемые в групповой или индивидуальной форме. Эти встречи необходимо четко планировать и вместе с пациентом определять их цели и задачи. С течением времени интервалы между
217 встречами увеличиваются. В этот период очень важную роль играют группы самопомощи – Анонимные Алкоголики, Анонимные Наркоманы.
1 ... 18 19 20 21 22 23 24 25 ... 37
Виды и уровни профилактики
В.В. Аршинова в работе «Профилактика зависимого поведения: системный подход» приводит различные основния для классификации профилактики. Вот некоторые из них:
1) по целевой группе (объекту воздействия) – вид профилактики;
2) по содержанию деятельности (по предмету деятельности) – тип профилактики;
3) по точке приложения усилий – уровень профилактики;
4) по охвату населения профилактическими действиями.
Виды профилактики по целевой группе – объекту воздействия.
Первичная (универсальная) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих приобщение к употреблению наркотиков.
Вторичная (группы риска) – комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предупреждающих формирование болезни и осложнений, связанных с употреблением наркотиков у
«эпизодических» потребителей, не обнаруживших признаков болезни.
Третичная (реабилитация) – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение срывов, рецидивов заболевания, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного и возращению его в образовательное учреждение, семью, трудовой коллектив либо к общественнополезной деятельности.
Виды профилактики по содержанию и по предмету деятельности
Общесоциальная (неспецифическая) профилактика – сфера деятельности, не затрагивающая непосредственно проблему употребления наркотиков и влияющая на нее косвенно – через административные механизмы, педагогическими средствами или с помощью информационных технологий. Так, например, к этому типу относятся: благоустройство подъездов, затрудняющее доступ к потенциальным местам употребления наркотиков; организация досуга подростков, создающая альтернативу приему наркотиков, и организация занятости подростков в свободное от учебы время.
Специфическая профилактика – мероприятия и программы, призванные влиять на те или иные проявления проблемы наркомании и их медицинские и социальные последствия. К этому типу можно отнести: специализированные информационные кампании в средствах массовой информации, уроки, психологические тренинги и тематические занятия, выпуск специальной литературы, терапевтические программы для потребителей наркотиков, программы снижения вреда.
Классификация уровней профилактики по точке приложения усилий
218
Личностный – на этом уровне воздействие на целевую группу сфокусировано таким образом, чтобы содействовать формированию тех качеств личности, которые способствовали бы улучшению здоровья отдельного человека (например, консультирование, лечение, тренинги личностного роста).
Семейный – оказывающий влияние на «микросоциум» – семью, потому что она и ближайшее окружение во многом могут повлиять на приобщение детей к наркотикам (рекомендуется проводить, например, тематические родительские собрания, семейные консультации, вовлекать родителей в общественную работу в школе).
Социальный – способствующий изменению общественных норм в отношении употребления наркотиков, а также в отношении к потребителям. Это помогает создавать благоприятные условия для работы на личностном и семейном уровнях.
Виды профилактического вмешательства по охвату населения
профилактическими действиями
Универсальный (предупредительный) – призван охватить максимально возможное число лиц вне зависимости от того, есть риск начала употребления наркотиков в будущем или нет. Цель такой интервенции – предупреждение употребления наркотиков среди данной целевой группы. Этот тип используется в первичной профилактике.
Селективный – направлен на группы высокого риска. Его цель – снижение вероятности наркотизации среди целевой группы лиц, которые могут быть ей подвержены.
Модификационный – направлен на группы лиц, уже употребляющих наркотики.
Многочисленные классификационные подходы в области предупреждения зависимого поведения и приведенные выше примеры позволяют сделать вывод о том, что феномен профилактического вмешательства имеет одновременно двойную ориентацию – на научное изучение и практическое применение в профилактической работе. Это позволяет ученым и практикам понимать друг друга терминологически и вырабатывать наиболее эффективные действенные меры.
В заключении параграфа стоит отметить, что современный международный уровень профилактического вмешательства в области аддикций составляют региональные, национальные, транснациональные системы. В нашей стране профессиональный системный подход к профилактике зависимого поведения еще только начинает формироваться. Одной из вех на этом пути является внедрение «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде».
219
Вопросы и задания
1.Опишите концептуальные подходы (модели) к проблеме наркотизма и его профилактики.
2.Объектами профилактики согласно «Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» являются.
3.Принципами профилактики согласно
«Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде» являются.
4. Охарактеризуйте уровни профилактики употребления ПАВ в образовательной среде.
5. Содержание первичной, вторичной и третичной профилактики.
6. Дайте характеристику типам профилактики по содержанию и по предмету деятельности.
7. Уровни профилактики по точке приложения усилий. Дайте характеристику каждому уровню.
8. Типы профилактического вмешательства по охвату населения профилактическими действиями. Опишите типы.
Литература:
Основная
1. Аршинова, В.В. Профилактика зависимого поведения: системный подход /
В.В. Аршинова. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 414 с.
2.
Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи: учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб. заведений / З.В.
Коробкина, В.А. Попов. – М.:Издательский центр «Академия», 2010. –
192с.
3. Кулганов,
В.А., Белов, В.Г., Парфенов, Ю.А. Превентология.
Профилактика социальных отклонений. Учебное пособие. – СПб.: Питер,
2014. – 304 с.
Дополнительная
4. Абдрахманов ,Д.М. Основы профилактики наркотизма: учебное пособие /
Д.М.Абдрахманов , Р.Г. Исмагилов. / Уфа: РГСУ, 2010. – 250 с.
5.
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде (Приказ МО РФ от 28.02. 2000 г.).
6.
Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (Утв. МО и Н РФ 5 сентября 2011 года)
7.
Лозовой, В.В., Кремлева, О.В. Лозовая, Т.В. Профилактика зависимостей: Опыт создания первичной профилактики. – М., 2011. –
477 с.
8.
Ляхович, А.В., Маркова, А.И. Здоровый образ жизни – альтернатива наркомании: учеб. пособие для врачей, педагогов и учащихся образовательных учреждений немедицинского профиля.– Москва-
Воронеж, 2004.-290с.
220 9.
Новые подходы к совершенствованию системного комплексного противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков/
Управление ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по
Республике Башкортостан. – Уфа: Изд-во «Здравоохранение
Башкортостана». – Уфа: Информреклама, 2010.-156 с.
10. Профилактика наркомании в образовательном учреждении: методический сборник для преподавателей образовательных учреждений/сост. Р.Р. Сенотрусова – Уфа: ДизайнПолиграфСервис,
2009. – 136 с.
4.3. Первичная профилактика как основа превенции зависимого
поведения
Современный подход к решению проблемы злоупотребления психоактивными веществами предполагает приоритет профилактической работы, при этом особое внимание уделяется профилактической работе в условиях образовательных учреждений.
Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы:
– в школе формируется мировоззрение и система ценностей будущего поколения, что определяет стратегическую успешность внедрения профилактических программ;
– система школьного образования охватывает возраст, когда закладывается база здоровья на всю дальнейшую жизнь; имеющиеся проблемы со здоровьем или вредными привычками можно успешно преодолеть или компенсировать;
– школа находится в фокусе общественного внимания, так как интерес к проблеме детства у большинства людей носит не профессиональный, а личный, обывательский, жизненный характер.
Любая профилактическая работа, в том числе и проводимая на базе общеобразовательных школ, должна строиться таким образом, чтобы воздействие приходилось на «защитные факторы», усиливая их, и на «факторы риска», уменьшая их. Однако следует отдавать себе отчет в том, что, начиная профилактическую работу в школе, ее организатор неминуемо столкнется с проблемой наличия в школьной среде различных по степени знакомства с психоактивными веществами групп учащихся. Одни вовсе не будут знакомы с табаком, алкоголем, наркотиками, другим эти вещества будут известны непонаслышке, а кто-то может быть активным их потребителем. Возникает вопрос: на какую группу учащихся школы нацеливать профилактическую работу?
Говоря об эффективности воздействия каждой из трех видов профилактики, следует отметить, что результативность именно первичной